РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ПОИСКА
УДК 37.068; 371.844; 371.233.2; 379.83/.84
Е. О. Черкашин
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ
Современное состояние окружающей среды требует от учащихся занятия правильной позиции в проблемных экологических ситуациях. Эффективным средством формирования собственной позиции старших школьников является деятельность в сфере экологии. Осуществляя разнообразную (учебную, игровую, исследовательскую, природоохранную и др.) деятельность в сфере экологии, старшеклассники включаются в ситуации самоопределения.
Current state of environment requires from students to have correct attitudes in problem ecology situations. Effective means of attitude formation for high school children is activities in ecology domain. Performing diverse (training, gaming, research, nature conservation, etc.) activities in ecology domain high school children are becoming involved in situations of self-determination.
Ключевые слова: позиция, сфера экологии, деятельность, самоопределение, формирование, старшеклассник.
Keywords: attitude, ecology domain, activity, self-determination, formation, high school student.
Современное состояние окружающей среды всё настоятельней требует формирования экологической культуры подрастающего поколения. Оценивая эффективность предпринимаемых современной технократической цивилизацией усилий, экологи отмечают очевидную недостаточность решения глобальной экологической проблемы исключительно техническими и технологическими средствами. Без осознания каждым человеком необходимости его личного каждодневного и заинтересованного участия в сохранении Природы наступление драматического для человечества финала становится неизбежным.
Изменения формы и содержания социальных связей и отношений, происходящие в современном обществе, затронули все социальные и возрастные группы населения, в том числе и вступающее в самостоятельную жизнь молодое поколение. Не имеющие должного социального опыта, выпускники средних школ включаются в качестве субъектов деятельности в многообразные проблемные ситуации, от разрешения которых зависит их жизненный, профессиональный и эмоционально-ценностный выбор и в целом судьба общества.
Из числа противоречий, затрагивающих все сферы общества и определяющих его развитие, к наиболее существенным в контексте включения молодого поколения в жизнь общества, на наш взгляд, следует отнести:
- противоречие между физиологическими возможностями отдельно взятого человека оказывать влияние на жизнь, здоровье и благополучие других людей и теми возможностями, которые открыла перед человеком современная техника, порождено несоответствием между уровнем современной техники и уровнем подготовленности её пользователей. Разрешение данного противоречия обеспечивается готовностью вырабатывать и утверждать собственную позицию, позволяющую быстро находить верные решения в критических, проблемных ситуациях;
- противоречие между ограниченной биологически человеческой индивидуальностью и социально-технологическим развитием человечества, в основе которого появление и развитие «информационного общества». Суть противоречия заключена в несоответствии между объемом и скоростью поступления информации, на которую должен реагировать человек, и его биологическими возможностями. Поэтому успех в достижении профессиональных и жизненных целей зависит от умения быстро и правильно анализировать, оценивать и при необходимости корректировать собственную позицию применительно к условиям конкретной ситуации, то есть самоопределяться;
- противоречие между удовлетворением экологических и социально-экономических потребностей, последствия которых Природа пока не в состоянии компенсировать. Это противоречие обострило конфликт между социальным и биологическим началами в человеке и обществе. Преодоление данного противоречия лежит в плоскости формирования в индивидуальном и общественном соз-
нании системы ценностей, обеспечивающей ответственное отношение к окружающей природе и к природному началу в себе и других. Это позволяет личности в кризисных, проблемных ситуациях выбирать и утверждать позицию, обеспечивающую экологически целесообразное поведение в реальных ситуациях, возникающих в профессиональной сфере и в обыденной жизни.
Данные противоречия позволяют определить современный этап развития общества как кризисный, характеризующийся обострением ряда противоречий, проявляющихся в виде многообразных проблемных ситуаций, требующих от подрастающего поколения творческого, активного подхода к их разрешению, основанного на личностной позиции в сфере экологии.
В последние несколько десятилетий происходит становление социального института, призванного обеспечить удовлетворение общественной потребности в экологической безопасности. Об этом свидетельствует появление отраслей экономики, политики, права и прикладных отраслей науки, ориентированных на удовлетворение экологических потребностей. По сути, можно говорить о появлении устойчивой сферы общественных отношений - экологической, в рамках которой удовлетворяется общественная потребность в экологической безопасности и благополучии [1].
Синтетический характер современной экологии и ее направленность на удовлетворение витальных потребностей делает неизбежным включение молодых людей в экологические проблемные ситуации вне зависимости от их жизненного и профессионального выбора. Современный молодой человек, который стремится к успеху в профессиональной и личной жизни, должен уметь эффективно и экологически целесообразно действовать в проблемных ситуациях, возникающих в различных сферах деятельности, и находить единственно правильные решения, что требует определённой позиции. Формирование у старшеклассников такого качества личности, как готовность к самоопределению в условиях экологических проблемных ситуаций, в которых они должны оценивать, утверждать и при необходимости корректировать собственную позицию применительно к условиям конкретной ситуации, то есть осуществлять самоопределение, можно считать одной из актуальнейших задач современного образования. Самоопределение можно считать деятельностью, направленной на анализ, уточнение (коррекцию, выработку) субъектом своей позиции применительно к ус-70
ловиям проблемных ситуаций, возникающих в процессе различных видов общественно значимой деятельности, что позволяет говорить о самоопределении в сфере экологии как деятельности, основным результатом которой является позиция по отношению к возникающим в сфере экологии проблемным ситуациям.
Наиболее существенными в контексте включения старших школьников в процесс формирования собственной позиции в сфере экологии, поиска целей и средств самореализации представляются изменения в структуре сознания, которые происходят в подростково-юношеском возрасте. Ведущей деятельностью в этот период, как подчеркивает В. В. Давыдов, является выраженная в разных видах «социально значимая деятельность», так как «действительной основой формирования психологических новообразований служит самоутверждение в глазах окружающих, общение в процессе выполнения различных видов общественно значимой деятельности» [2].
Старшеклассник, по мнению Д. И. Фельдштейна, стремится выйти за рамки ученических дел в какую-то новую сферу, дающую возможность проявить себя, самоутвердиться [3]. Эффективным средством реализации социальных ожиданий старших школьников является деятельность в сфере экологии. Она позволяет учащимся в проблемных ситуациях утверждать свою позицию в коллективе и в глазах взрослых, что, по мнению К. А. Абульхановой-Славской, является одним из важных условий адекватного и гармоничного развития личности [4].
Кроме того, деятельность в сфере экологии несёт в себе ярко выраженную социальную направленность, так как её результаты формируют экологическое сознание как у самих учащихся, так и в обществе, ориентируя его членов на поиск и утверждение активной жизненной позиции, обеспечивающей ответственное отношение к природе и собственному здоровью.
Осуществление старшими школьниками деятельности в сфере экологии способствует формированию опыта выработки и утверждения собственной позиции в различных жизненных ситуациях, способствуя развитию познавательных интересов, теоретического сознания и мышления, которые, в свою очередь, становятся основой повышения в будущем их профессионального мастерства [5].
Особенности развития психики в подростково-юношеском возрасте позволяют рассматривать самоопределение в сфере эколо-
71
гии в качестве важного фактора социального становления старшего школьника, а время учебы в старших классах - наиболее результативным периодом для формирования такого качества личности, как готовность к самоопределению в сфере экологии.
Эти возможности реализуются только тогда, когда деятельность учащихся, предполагающая самоопределение в сфере экологии, будет рассматриваться не только в качестве эффективного метода обучения, позволяющего закладывать прочные и глубокие знания и формировать ответственное отношение к Природе и здоровью, но в качестве самодостаточной цели общего образования. Такой подход создает предпосылки разрешения противоречий, связанных со спецификой деятельности учащихся в сфере экологии, которые препятствуют разработке и внедрению педагогической системы формирования у обучающихся готовности к самоопределению в сфере экологии как важного компонента общего среднего образования.
Включение старшеклассников в деятельность в сфере экологии, обеспечивающее самоопределение, предполагает совместную работу общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования, что связано со спецификой процесса формирования готовности старшеклассников к самоопределению в сфере экологии, включающего самые разнообразные формы и методы обучения и воспитания, начиная от поиска путей и способов решения экологических проблемных ситуаций на учебных занятиях и заканчивая индивидуальным выполнением учебных проектов в сфере экологии.
Являясь по сути учебной, деятельность старшеклассников в сфере экологии имеет свои особенности, принципиально отличающие ее от деятельности, осуществляемой учащимися в других предметных областях. Это связано как с междисциплинарным характером экологических знаний, так и с тем, что результаты деятельности учащихся в сфере экологии социально значимы и обладают объективной новизной, свойственной научным исследованиям.
Включение старшеклассников в деятельность в сфере экологии формирует такое социально значимое качество личности, как экологическое сознание, непосредственно у обучающихся, создает, производит в обществе определенное мнение, ориентируя его членов на ответственное отношение к природе и собственному здоровью, обеспечивая формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции в сфере экологии. 72
Так, 63% из числа старшеклассников, выполнявших экологические проекты в рамках педагогического процесса, отметили интерес к своей деятельности со стороны окружающих (родных, друзей, знакомых), а 18% учащихся рассказали о том, что в ходе работы над проектом взрослые неоднократно предлагали им свою помощь.
Специфика деятельности учащихся в сфере экологии заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для решения локальных экологических проблем, имеющих социальное значение (например, проблема твердых бытовых отходов в районе проживания, проблема бездомных животных, проблема защиты зеленых насаждений и др.). По мнению старшеклассников, наибольший интерес у окружающих вызывали именно проекты, направленные на решение экологических проблем, связанных с местом проживания этих людей. Такой интерес со стороны ближайшего и потому лично значимого социального окружения старших школьников к их деятельности создает благоприятные условия для формирования в структуре их личности готовности к выработке и отстаиванию личностной позиции в сфере экологии.
Эти особенности деятельности учащихся в сфере экологии делают её эффективным средством реализации социальных ожиданий старших школьников, так как позволяют «выйти за рамки ученических дел в какую-то новую сферу, дающую возможность проявить себя, самоутвердиться» в коллективе и в глазах взрослых [6], обеспечивая формирование личностной позиции в сфере экологии у старшеклассников.
Примечания
1. Титов Е. В. Теория и практика формирования готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии. М.: Издательский дом «Таганка», МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. 265 с.
2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. С. 112-113.
3. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. М.: Моск. психол. ин-т: Флинта, 1999. С. 84-85.
4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология. М.: Наука, 1980. С. 95.
5. Давыдов В. В. Указ. соч. С. 114.
6. Фельдштейн Д. И. Указ. соч.