РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ПОИСКА
УДК 37.068; 371.844; 371.233.2; 379.83/.84
Е. О. Черкашин
ГОТОВНОСТЬ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ
Современное состояние окружающей среды требует от учащихся занятия правильной позиции в проблемных экологических ситуациях. Эффективным средством формирования собственной позиции старших школьников является деятельность в сфере экологии. Осуществляя разнообразную (учебную, игровую, исследовательскую, природоохранную и др.) деятельность в сфере экологии, старшеклассники включаются в ситуации самоопределения.
Current state of environment requires from students to have correct attitudes in problem ecology situations. Effective means of attitude formation for high school children is activities in ecology domain. Performing diverse (training, gaming, research, nature conservation, etc.) activities in ecology domain high school children are becoming involved in situations of self-determination.
Ключевые слова: позиция, сфера экологии, деятельность, самоопределение, формирование, старшеклассник.
Keywords: attitude, ecology domain, activity, self-determination, formation, high school student.
Глубокий кризис, в котором находится современное общество, можно рассматривать как совокупность существенных изменений формы и содержания социальных связей и отношений. В него оказались вовлеченными все социальные и возрастные группы и в первую очередь молодое поколение, только начинающее самостоятельную жизнь. Выпускники средних школ, не имея должного социального опыта, включаются в качестве субъектов деятельности в многообразные проблемные ситуации, от разрешения которых зависит их жизненный, профессиональный и эмоционально-ценностный выбор, их социально-профессиональное самоопределение.
Самоопределение как деятельность инициируется проблемными ситуациями, для разрешения которых учащийся уточняет (изменяет, вырабатывает) свою позицию, что, собственно, и составляет содержание процесса самоопределения. То есть проблемную ситуацию в сфере экологии следует рассматривать в качестве источника деятельности самоопределения.
Проведенный нами среди московских старшеклассников опрос показал, что 61% учащихся в качестве условия работы над исследовательским проектом в сфере экологии назвали участие в ней своих одноклассников и/или значимых взрослых. Однако при этом старшеклассники продемонстрировали понимание важности деятельности в сфере экологии для общества. Хотя только 8% из числа опрошенных указали на имеющийся у них опыт деятельности в сфере экологии, тем не менее 38% учащихся уверенно назвали наличие собственной позиции в качестве обязательного условия разрешения экологических проблем.
Осуществляя разнообразную деятельность в сфере экологии (учебную, игровую, исследовательскую, природоохранную и др.), старшеклассники включаются в ситуации самоопределения, которые, по сути, являются проблемными.
Проблемная ситуация - это субъективное состояние психического затруднения, вызванного противоречием между имеющимися знаниями, опытом, отношениями и невозможностью их реализации в данных условиях [1]. Ситуация включения в самоопределение тоже, по сути, является проблемной, так как её источником выступает противоречие между наличной позицией учащегося как субъекта деятельности в сфере экологии и делегируемой социумом модели поведения (социальной роли). Самоопределение инициируется столкновением старшеклассника с особым видом противоречий, для преодоления которых он должен сделать выбор, заняв соответствующую позицию.
Например, источником самоопределения для школьника могут стать, с одной стороны, возможность приятного времяпрепровождения в кругу одноклассников, а с другой стороны, возможность участия в субботнике по очистке территории около дома. Заметим, что сходные по формальным признакам ситуации для разных индивидов могут иметь разное значение, разный смысл в аспекте самоопределения.
Изучение мотивов стремления включиться в деятельность в сфере экологии позволило установить, что старшеклассники связывают осуществление деятельности в сфере экологии с социальной значимостью и неотложностью решения экологических проблем (53,4%), с желанием испытать свои силы и возможности в новой для себя сфере (21,7%), с развитием познавательных интересов и мышления, которые будут способствовать будущей учебно-профессиональной деятельности (11,5%).
После выполнения старшеклассниками индивидуальных проектов ситуация несколько изменилась и большинство старшеклассников в качестве основной причины включения в деятельность в сфере экологии в будущем назвали, во-первых, возможность самостоятельного получения новых знаний (32,3%), которых «нет ни в одном учебнике», и, во-вторых, приобретения опыта (45,5%), который, «возможно, пригодится во время учебы в вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности».
Такое стремление старшеклассников к формированию и утверждению собственной позиции в проблемных ситуациях экологического содержания связано с формированием в этот период наиболее сложного, высшего механизма целеполагания, который выражается в некотором «замысле», плане жизни, связанном со способностью осуществлять самопроецирование в будущее не только как постановку конкретных целей, но и как самопроектирование [2].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам представить старшеклассника, компонентом личности которого является готовность к самоопределению в сфере экологии, как человека, способного к анализу, уточнению (коррекции), выработке определённой позиции при распознавании, обследовании и разрешении ситуаций экологического содержания, возникающих в процессе различных видов общественно значимой деятельности.
Источником, первопричиной, исходным моментом самоопределения являются деятельность в сфере экологии, при осуществлении которой учащиеся оказываются в ситуации затруднения. При этом события, инициирующие самоопределение старшеклассников в сфере экологии, можно представить в виде последовательности:
деятельность в сфере экологии (учебная, исследовательская, игровая и т. д.) ^ самоопределение (соотнесение ценностных ориентаций индивида с содержанием деятельности ^ выработка
позиции субъекта) ^ продолжение, прекращение или изменение содержания деятельности в сфере экологии.
Готовность как качество, которое включает знания, умения, навыки, настрой на конкретные действия, является функциональным состоянием личности, результатом психических процессов, предшествующих конкретной деятельности [3]. В контексте лич-ностно-ориентированной парадигмы образования готовность к деятельности можно представить как образовательную компетенцию, которую А. В. Хуторской характеризует как «совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимую для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности» [4].
Таким образом, готовность старшеклассников к самоопределению можно рассматривать как способность к выработке определённой позиции при распознавании, обследовании и разрешении проблемных ситуаций в определенных предметных областях (в сфере экологии). Также готовность к самоопределению в сфере экологии можно рассматривать как структуру, объединяющую личностные качества, формирование которых у старшеклассников и составляет цель педагогического процесса.
Особое положение в структуре готовности старшеклассников к самоопределению в сфере экологии занимает эмоциональное отношение к любой, произвольно выделенной экологической ситуации, которое проявляется в виде базовых эмоций, и, в первую очередь, интереса. Включаясь в ситуацию экологического содержания, старшеклассник не остается бесстрастным. Такое эмоциональное отношение проявляется в «сознательно-бессознательном единении человека с природой, ее гармонией и целостностью», в «переживании страдания», в «мучении от ее ущербности, от уничтожения в ней гармонии и красоты», которое Б. Т. Лихачев назвал «экологическим чувствованием». Без эмоционального отношения старшеклассника к экологической ситуации его личностная позиция «не обретет действенно-стимулирующего значения» [5].
Важную роль в структуре готовности старшеклассников к самоопределению в сфере экологии выполняет инициативное отношение к любой, произвольно выделенной ситуации в сфере экологии, которое проявляется в добровольном, по собственной инициа-
тиве включении в экологическую ситуацию в качестве субъекта деятельности, в стремлении получить/добыть информацию об этой ситуации, в желании и стремлении довести эту ситуацию до экологически благополучного результата. Ведь именно отношение к практической деятельности в сфере экологии является, по мнению И. Д. Зверева, одним из основных показателей высшего уровня сформированности ответственного отношения к окружающей среде [6], составляющей основу личностной позиции старшеклассников в сфере экологии.
Одной из центральных задач экологического образования является формирование системы научных и практических знаний. Поэтому систематизированные знания о строении и взаимосвязях живых систем (особей, популяций, сообществ, живого вещества биосферы) и среды обитания; о влиянии промышленного производства и потребления на живые системы, среду обитания и здоровье людей, а также о способах нейтрализации этого влияния; о закономерностях общественных отношений, прямо или косвенно связанных с природой и здоровьем людей, которые проявляются при включении учащихся в экологические ситуации в качестве субъектов деятельности, следует рассматривать в качестве важнейшего компонента готовности старшеклассников к самоопределению в сфере экологии.
Важной составляющей готовности являются представления о социальной и личной значимости деятельности в сфере экологии, которые обнаруживаются в умении обоснованно объяснить ее значение и смысл для общества и для себя лично, в желании в нее включиться и в стремлении это желание реализовать.
Смысл этого качества личности определяется тем, что личностная позиция в сфере экологии будет сформирована и реализована только в случае осознания учащимися значения результатов деятельности в сфере экологии. Иными словами, личностная позиция в сфере экологии будет сформирована только тогда, когда представления учащихся о социальной и личной значимости деятельности в сфере экологии обретут силу побуждения и проявятся в позитивном отношении учащихся к собственной деятельности, только после осознания учащимися себя в качестве субъектов деятельности в сфере экологии.
С представлениями о социальной и личной значимости самоопределения в сфере экологии связаны представления старше-
классников о собственных возможностях и способностях по планированию и выполнению действий, направленных на разрешение проблемных ситуаций в сфере экологии, и возможностях по осуществлению новых для себя видов деятельности, которые проявляются в адекватной самооценке способностей по рациональному планированию и организации собственной деятельности.
Содержание этого свойства заключается в том, что учащийся осознает и воспринимает себя в качестве субъекта деятельности, выстраивая и включая образ себя как субъекта исследовательской деятельности в картину мира. Данное утверждение следует воспринимать как очень упрощенную схему, отражающую сложное психическое явление формирования самосознания, образа-Я, кон-цепции-Я, составляющей основу самоопределения. Образ-Я субъекта деятельности в сфере экологии - это динамичная система представлений старшеклассника о собственных возможностях и способностях по планированию и выполнению действий, составляющих различные виды деятельности в сфере экологии.
Для определения содержания цели педагогического процесса использовалась система критериев и показателей готовности к деятельности, согласно которой готовность старшеклассников к самоопределению в сфере экологии следует рассматривать как сложное, целостное психическое образование, включающее мотивационно-потребнос-тный, когнитивный и деятельностно-практический компоненты [7].
Учитывая структуру готовности старшеклассников к самоопределению в сфере экологии, целью педагогического процесса можно считать формирование у старшеклассников:
- эмоционального и инициативного отношения к возникающим в процессе различных видов общественно значимой деятельности любым экологическим ситуациям, которое составляет моти-вационно-потребностный компонент готовности к анализу, уточнению (коррекции, выработке) учащимися своей позиции;
- систематизированных экологических знаний, представлений о социальной и личной значимости деятельности в сфере экологии, а также представлений о собственных возможностях и способностях по разрешению проблемных ситуаций в сфере экологии, которые составляют когнитивный компонент готовности к выработке старшеклассником своей позиции;
- умений распознать, обследовать и разрешать проблемные ситуации в сфере экологии на основе мыслительных операций ре-
продуктивного, продуктивного и эвристического типа, обеспечивающих выработку определённой позиции в процессе различных видов общественно значимой деятельности, которые составляют деятельностно-практический компонент готовности.
Определив сформированность каждого компонента в отдельности, можно оценить уровень готовности в целом, что делает возможным их использование в качестве критериев готовности старшеклассников к самоопределению в сфере экологии.
Комплексный характер цели педагогического процесса, направленного на формирование в структуре личности старшеклассника готовности к самоопределению в сфере экологии, позволяет рассматривать этот процесс в теории в трех аспектах, которые можно уподобить системе координат с тремя измерениями, соответствующими мотивационно-потребностному, когнитивному и деятельностно-практическому компонентам готовности.
Все компоненты рассматриваемого качества личности старшеклассника как субъекта деятельности в сфере экологии одинаково важны, и несформированность любого из них сделает цель педагогического процесса недостижимой. Однако ведущим, а точнее, системообразующим является деятельностно-практический компонент. Поэтому процесс формирования готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии можно представить в виде последовательности взаимосвязанных проблемных ситуаций экологического содержания, в которые старшеклассники включаются в качестве субъектов деятельности, предполагающей анализ, уточнение или выработку своей позиции в сфере экологии.
Примечания
1. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе: кн. для учителей. М.: Просвещение, 1977. С. 230.
2. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. М.: Моск. психол. ин-т: Флинта, 1999. С. 236-237.
3. Чистякова С. Н., Журкина А. Я. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: метод. пособие. М.: Филология, 1997. С. 9.
4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личност-но-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. трудов / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М., 2002. С. 143.
5. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс. М.: Прометей, 1995. С. 247-250.
6. Зверев И. Д. Приоритеты экологического образования // Развитие непрерывного экологического образования: материалы 1-й Московской на-уч.-практ. конф. по непрерывному экологическому образованию / под ред. В. В. Лебединского. М.: Изд-во МНЭПУ, 1995. С. 24.
7. Чистякова С. Н., Журкина А. Я. Указ. соч. С. 10.
УДК 001.891.55; 37.012.85; 37.012.7; 371.263
Е. А. Белорыбкина, Е. Н. Огнева, Д. В. Смирнов
ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СФЕРЕ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ
Представлены промежуточные результаты деятельности образовательных организаций Белохолуницкого района Кировской области в режиме Федеральной экспериментальной площадки по проблеме оценки и контролю учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования. Дана характеристика организации повышения квалификации педагогических кадров, освоение ими открытых образовательных методик и технологий, ИКТ-компетенций для участия в ОЭР. Описан комплекс показателей ведения в педагогическую практику критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования.
The intermediate results of activity of educational organizations Belokholunitsky district Kirov region in the regime of a Federal pilot site on the problem of evaluation and control of educational achievements of students in the field of non-formal education are presented. The characteristic of the organization of advanced training of teachers and development of their open educational methods and technologies, ICT-competencies for participation in the CEM. Describes a set of indicators of reference for the teaching practice of criteria-based assessment system of educational achievements of students in the field of non-formal education is given.
Ключевые слова: неформальное образование, экспериментальная площадка, оценка учебных достижений, педагог-исследователь, инструментарий оценки, система комплекса показателей, оценка развития обучающегося, рефлексия.