ш х Е.В. Титов, Е.О. Черкашин
^ Н-
гоО
р Социально-профессиональное | I самоопределение старшеклассников 1I в сфере экологии - целевой приоритет х российского общего образования 1 (по материалам Федерального
| государственного образовательного стандарта)
и
По мнению авторов статьи, сегодня можно констатировать факт закрепления готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии в числе целевых приоритетов российской государственной образовательной политики в области основного общего образования. Об этом свидетельствует содержание Федерального государственного образовательного стандарта. Данная законодательная инициатива со стороны государства создает условия для формирования готовности выпускников общеобразовательных школ к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии на всей территории Российской Федерации.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, формирование готовности школьников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии.
В числе личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»), формирование которых должен обеспечить в соответствии с содержанием Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), утвержденного 17 декабря 2010 г., процесс обучения в общеобразовательной школе, названо «осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного (здесь и далее выделено нами. - Е. Т., Е. Ч.) образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды» [1, с. 5-6]. Помимо того, выпускник основной школы должен «ориентироваться в мире профессий и понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы» [Там же].
Фактически здесь четко и недвусмысленно артикулировано требование государства к образованию как к социальному институту - обеспечить формирование у выпускников, а, соответственно, у старшеклассников, такое качество личности, как готовность к социально-профессионально-
му самоопределению в сфере экологии. Нельзя оставить без внимания и то, что два (!) из восьми приоритетных направлений государственной политики в области основного общего образования посвящены проблеме социально-профессионального самоопределения выпускников основной школы в сфере экологии, что свидетельствует о признании на государственном уровне социальной и личной ценности и значимости этого ка- |
и:
чества личности российского гражданина. о
Далее, изучение содержания раздела II «Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» свидетельствует, что личностные требования рассматриваются в качестве самых важных, о чем свидетельствует расположение требований в данном разделе - от общего к частному: сначала личностные требования, затем метапредметные и, наконец, предметные. Более того, среди личностных требований ФГОС к выпускнику в разделе II на первом месте стоит «готовность и способность обучающихся к ... личностному самоопределению» (выделено нами. - Е. Т., Е. Ч.), одним из важнейших компонентов, составных частей которого выступает готовность к социально-профессиональному самоопределению [1, с. 7].
Здесь же, в разделе II, в числе требований ФГОС к личностным результатам освоения образовательной программы основного общего образования назван такой атрибут и содержательная основа социально-профессионального самоопределения, как «ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции в деятельности» [Там же]. Т.е., по сути, в государственном стандарте дается прямое указание на то, что содержательным ядром позиции как основы, средства и результата самоопределения является ценностно-ориентационный компонент, а в терминологии ФГОС - ценностно-смысловые установки. В ФГОСе также указан и путь изучения личностной и гражданской позиции выпускника - через его «ценностно-смысловые установки», которые проявляются, реализуются старшеклассником в «личностнозначимой деятельности» [1, с. 5-6].
В пункте 8 раздела II, в первом абзаце, посвященном описанию личностных требований к результатам освоения программы основного общего образования, говорится о личностном, а значит - и о социальнопрофессиональном самоопределении, как о единственно существующем средстве целеполагания и построения жизненных планов выпускниками («способность ставить цели и строить жизненные планы») [Там же, с. 7].
Далее, в п. 9 раздела II ФГОС личностные результаты освоения программы общего образования конкретизированы до: а) «осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования
технологии
Социально-экологическое образование и воспитание личности
на базе ориентировке в мире профессий и профессиональных предпочтений» (подпункт 2), в основе которого лежит готовность к социальнопрофессиональному самоопределению; б) «развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях», что предполагает наличие у старшеклассников позиции в сфере экологии [1, с. 8].
Сказанное позволяет констатировать, что п. 9 раздела II ФГОС не только свидетельствует о важности, социальной и личной (в совокупности - личностной) значимости готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии, но и дает представление о структуре, содержании и подходах к формированию этого качества старшеклассника как личности и как субъекта личностно (а, следовательно, и социально-, и лично-) значимой деятельности [Там же, с. 7-8].
П. 10 раздела II ФГОС, посвященный описанию метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, не только включает положения, подтверждающие личностную значимость готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии, но и содержит сведения о назначении, компонентах, внешних и внутренних связях готовности к самоопределению.
Так, «умение самостоятельно планировать пути достижения целей и выбирать наиболее эффективные способы их достижения» (подпункт 2) формируется и реализуется на основе позиции старшеклассника как субъекта деятельности, т.е., по сути, является ни чем иным, как самоопределением. Точно также нельзя «определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, ... корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией» (подпункт 3) без соотнесения собственной позиции и требований социума в жизненных (в настоящем и будущем) и профессиональных (в будущем) ситуациях, в том числе, и в особенности, экологического содержания. А такое соотнесение личной позиции и требований социума в каждой конкретной ситуации есть ничто иное, как акт самоопределения в сфере экологии [Там же, с. 9].
Содержательная трактовка приведенных положений ФГОС приводит к пониманию того, что социально-профессиональное самоопределение в сфере экологии следует рассматривать не только как ценность, цель и результат, но и как средство достижения сегодняшними старшеклассниками, а завтрашними выпускниками жизненных и профессиональных целей, средство реализации собственных интересов без ущемления интересов окружающих - людей и живой природы, в том числе интересов и потребностей будущих поколений. ФГОС дает основания для
рассмотрения социально-профессионального самоопределения старшеклассников в сфере экологии в качестве важнейшего средства достижения «устойчивого развития общества и природы» [1, с. 9].
«Принятие решений и осуществление осознанного выбора в деятельности» (подпункт 5), «нахождение общих решений и разрешение конфликтов на основе согласования позиций и учета интересов» (подпункт аль
9) также может быть реализовано только через соотнесение личной пози- оци
ции и требований социума, т.е. посредством самоопределения [Там же]. Точно также «умение развивать и применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной и социальной практике и профессиональной ориентации» (подпункт 12) реализуется через согласование старшеклассником (и далее - выпускником) собственной позиции в сфере экологии и требований (ожиданий) социума.
Социально-профессиональное самоопределение для старшеклассников также является средством «самоконтроля и самооценки» (подпункт 5), в основе которых соотнесение собственных ценностей и смыслов с условиями и промежуточными результатами собственной деятельности [Там же]. Именно утверждение и реализация старшими школьниками своей позиции в деятельности в сфере экологии, что, собственно, является содержанием социально-профессионального самоопределения, обеспечивая старшеклассникам целеполагание и достижение цели в изменяющихся социальных условиях.
Изучение содержания п. 11 раздела II ФГОС, представляющего предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, свидетельствует, как и предыдущие 8, 9 и 10-й пункты, о признании личностной значимости готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии и также раскрывает содержание и значение этого качества личности старших школьников в многопредметном контексте.
Так, при освоении содержания «Обществознания» [1, с. 13] учащиеся должны «определить собственную активную позицию в общественной жизни» (подпункт 3), важнейшим компонентом которой являются общественные отношения по поводу живой и неживой природы, составляющие в совокупности сферу экологии. «Соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и нормами поведения» в сфере экологии (подпункт 4), «реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности» в различных жизненных и профессиональных ситуациях экологического содержания (подпункт 5), «обоснованно оценивать социальные события и процессы» (подпункт 6) в аспекте их влияния на Природу и здоровье населения
технологии
Социально-экологическое образование и воспитание личности
возможно только при наличии собственной позиции старшеклассников в сфере экологии и готовности эту позицию уточнять и реализовывать, т.е. осуществлять самоопределение в сфере экологии.
При освоении содержания «Географии» [1, с. 14], которую авторы ФГОС, по нашему мнению, совершенно необоснованно отнесли к общественно-научным дисциплинам, учащиеся должны получить представление об «особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем», а также приобрести опыт «безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде» (подпункт 8). Выполнение данного требования ФГОС возможно только при условии включения старшеклассников в ситуации экологического содержания, в которых формируется и утверждается не только позиция в сфере экологии, но и качество, обеспечивающее реализацию старшеклассниками этой позиции в жизненных (в настоящем и будущем) и профессиональных (в будущем) ситуациях с экологическим контекстом, т.е. готовность к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии.
Изучение требований ФГОС к освоению учащимися содержания естественнонаучных предметов - физики, биологии, химии - свидетельствует о переключении внимания авторов стандартов с ценностно-ориентационного компонента содержания образования, который составляет основу личностной позиции учащихся, в том числе в сфере экологии, на усвоение предметной информации, которая обеспечивает когнитивный компонент, и формирование умений, обеспечивающих деятельностно-практический компонент готовности учащихся к самоопределению в сфере экологии [Там же, с. 17-19].
Так, в частности, при освоении содержания учебных предметов естественнонаучного цикла учащиеся обеспечивают формирование когнитивного компонента готовности старшеклассников к самоопределению в сфере экологии, согласно ФГОС, за счет «осознания возможных причин. экологических катастроф» («Физика», подпункт 4), «представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и механизмов» («Физика», подпункт 8), «представлений о значении биологических наук в решении проблем . природопользования, защиты здоровья людей в условиях . изменения экологического качества окружающей среды» («Биология», подпункт 5), «представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении ... экологических катастроф» («Химия», подпункт 6) [Там же].
Формирование деятельностно-практического компонента готовности старшеклассников к самоопределению в сфере экологии при освоении содержания учебных предметов естественнонаучного цикла и основ безопасности жизнедеятельности может быть обеспечено, согласно ФГОС, за счет: «овладения экосистемной познавательной моделью ... в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопас- аль
ности жизни, качества окружающей среды», «овладения основами без- оци
опасного использования . полей, . волн и ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека» («Физика», подпункт 6), «развития умения планировать в повседневной жизни свои действия... с целью сбережения здоровья» («Физика», подпункт 7), «приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения экологического мониторинга в окружающей среде» («Биология», подпункт 3), «оценивания последствий деятельности человека в природе и влияния факторов риска на здоровье человека» («Биология», подпункт 4), «умения анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды» («Химия», подпункт 3) [1, с. 17-19], «овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания» («Основы безопасности жизнедеятельности», подпункт 14) [Там же, с. 23]. А изучение предметной области «Технология», по мысли разработчиков ФГОС, должно обеспечить старшеклассникам «формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности» [Там же, с. 21]. Названные качества не могут быть сформированы и реализованы без активной позиции в старшеклассников в сфере экологии. При этом формируемые качества, в свою очередь, обеспечивают школьникам готовность к самоопределению в сфере экологии.
Примечательно, что в перечне требований ФГОС к освоению учащимися программы присутствует указание на качества личности учащихся, содержание которого может рассматриваться: а) в качестве продукта интеграции ценностно-ориентационного и деятельностно-практического его компонентов, б) в качестве схематичного описания акта социальнопрофессионального самоопределения в сфере экологии: учащийся должен научиться «выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих» («Биология», подпункт 4), т.е., по сути, осуществлять самоопределение в сфере экологии.
технологии
Социально-экологическое образование и воспитание личности
Кроме того, в соответствии с требованиями ФГОС обучение в общеобразовательной школе по программе «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить учащимся «формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни» и «понимание ценности экологического качества окружающей среды как естественной основы безопасности жизнедеятельности» [1, с. 22], т.е. обеспечить готовность к самоопределению в сфере экологии в аспекте формирования ее ценностно-ориентационного компонента, составляющего основу позиции в сфере экологии и обеспечивающего самоопределение.
Таким образом, анализ содержания Федерального государственного образовательного стандарта свидетельствует о закреплении готовности выпускников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии в числе целевых приоритетов российской государственной образовательной политики в области основного общего образования. Об этом свидетельствуют положения стандарта, которые подтверждают социальную и личную значимость данного качества личности старших школьников и содержат сведения о назначении, компонентах, содержании, внешних и внутренних связях готовности к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии. Такая законодательная инициатива со стороны государства в лице Министерства образования и науки РФ, отвечающего за реализацию государственной политики в области образования, создает на федеральном уровне условия для формирования готовности выпускников общеобразовательных школ к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии на всей территории Российской Федерации.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС). Утвержден приказом № 1897 Министра образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.