Е. О. Черкашин
ГОТОВНОСТЬ К РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ - ОДИН ИЗ ПРИОРИТЕТОВ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ*
В статье рассматривается вопрос социально-профессионального самоопределения школьников в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 педагогическое образование (уровень бакалавриата) и 44.04.01 педагогическое образование (уровень магистратуры).
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональное самоопределение, деятельность, позиция, формирование, студент, старшеклассник.
На сегодняшний день можно констатировать факт закрепления готовности студентов к осуществлению социально-профессионального самоопределения в числе целевых приоритетов российской государственной образовательной политики в области высшего образования. Об этом свидетельствует содержание Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) и Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 педагогическое образование (уровень магистратуры), утвержденных приказом № 40536 от 11.01.2016 г. и приказом № 1505 от 19.12.2014 г. Министерства образования и науки РФ.
В разделе IV, посвященном характеристике профессиональной деятельности выпускника, освоившего программу бакалавриата, в подразделе 4.4 говорится о том, что выпускник должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
в рамках педагогической деятельности [1] идет речь об «осуществлении профессионального образования и личностного роста»;
в рамках проектной деятельности [2] идет речь о «моделировании индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры».
Фактически на странице 4-5 ФГОС заявлено требование государства к образованию как социальному институту, обеспечивающему формирование у выпускников (студентов) такого качества личности, как готовность к собственному социально-профессиональному самоопределению и осуществлению такого рода деятельности; поддержки и сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников, в рамках своей будущей профессиональной деятельности.
Изучая дальнейшее содержание раздела V «Требования к результатам освоения программы бакалавриата» в части, посвященной профессиональным компетенциям (раздел 5.4, подраздел посвященные педагогической деятельности), говорится о способности выпускника «осуществлять педагогическое сопровождение
© Черкашин Е. О., 2017
* По материалам Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (44.03.01, 44.04.01).
социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК5)», в основе которой лежит готовность к данному виду деятельности, поддержке и сопровождению социально-профессионального самоопределения обучающихся.
А в подразделе проектная деятельность [3] «способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9)», реализуемая на основе позиции старшеклассника как субъекта деятельности, соотнесение собственной позиции и требований социума в жизненных и профессиональных ситуациях, что и является готовностью к самоопределению.
Далее в разделе проектная деятельность говорится о способности «проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10)». В данной профессиональной компетентности дается отсылка к содержательной основе социально-профессионального самоопределения -личностному развитию (личностному самоопределению), отражающего личностную и гражданскую позиции в деятельности.
«Способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК 5)» может быть реализована через соотнесение, согласование личной позиции и требований социума, то есть посредством самоопределения, что позволяет говорить о самоопределении как процессе сознательного усвоения культурных норм и освоения социальных ролей в экономической, профессиональной, политической и других сферах общества, обеспечивающих формирование субъектной позиции.
Данные профессиональные компетенции дают нам представление о структуре, содержании и подходах к формировании готовности к социально-профессиональному самоопределению старшеклассников и готовности студентов к проектированию своей дальнейшей индивидуальной траектории образования и профессионального развития. А наличие в разделе, посвященном характеристике профессиональной деятельности выпускника, четырех пунктов, посвященных проблеме социально-профессионального самоопределения, свидетельствует о признании на государственном уровне значимости данного качества личности российского гражданина.
Далее, изучая ФГОС 44.04.01 (уровень магистратуры), в разделе IV, посвященном характеристике профессиональной деятельности выпускника, освоившего программу магистратуры, в подразделе 4.4 мы также находим требования к готовности решать профессиональные задачи, в педагогической деятельности «осуществление профессионального самообразования и личностного роста», а в проектной деятельности - «проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры» [4]. А в требованиях к результатам освоения программы магистратуры, раздел V, в рамках общепрофессиональных компетенций, «способность осуществлять
профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4)» [5].
Трактовка приведенных положений ФГОС приводит к пониманию того, что готовность к деятельности в рамках самоопределения школьников и собственное социально-профессиональной самоопределение студентов следует рассматривать не только как ценность, цель и результат, но и как средство достижения сегодняшними студентами и завтрашними выпускниками своих жизненных и профессиональных целей.
Таким образом, анализ содержания Федерального государственного образовательного стандарта свидетельствует о закреплении готовности выпускников вузов к работе со школьниками по проблеме социально-
профессионального самоопределения в числе целевых приоритетов российской государственной образовательной политики в области основного общего образования. Об этом свидетельствуют и положения стандарта основного общего образования, которые подтверждают социальную и личную значимость данного качества личности старших школьников и содержат сведения о назначении, компонентах, содержании, внешних и внутренних связях готовности к социально-профессиональному самоопределению [6]. Такая законодательная инициатива со стороны государства в лице Минобрнауки РФ, отвечающего за реализацию государственной политики в области образования, создаёт на федеральном уровне условия для формирования готовности выпускников педагогических вузов к работе с феноменом социально-профессионального самоопределения.
Примечания
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). Утвержден приказом № 1429 Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. С. 4.
2. Там же. С. 5.
3. Там же. С. 7.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). Утвержден приказом № 1505 Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. С. 4-5.
5. Там же. С. 6-7.
6. Титов Е. В., Черкашин Е. О. Социально-профессиональное самоопределение старших школьников в сфере экологии - целевой приоритет российского общего образования (по материалам Федерального государственного образовательного стандарта). // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Сер. «Социально-экологические технологии». 2012. № 2. С. 66-72.
О. С. Шепелева
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ДИСКУРСЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В данной работе акцентируется внимание на формировании универсальных учебных действий у обучающихся на уроках английского языка. Обозначается социообразовательная детерминанта инновационного образовательного пространства Российской Федерации. Выделяются универсальные учебные действия. Ценность статьи состоит в том, что она практико-ориентирована и автор делится своим опытом преподавания английского языка в современной общеобразовательной школе. Определяется сущностная компонента формирования универсальных учебных действий у современных обучающихся.
© Шепелева О. С., 2017 70