Научная статья на тему 'Исходные предпосылки активизации социально-профессионального самоопределения старшеклассников в современных условиях'

Исходные предпосылки активизации социально-профессионального самоопределения старшеклассников в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИСХОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / БАЗИСНЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ACTIVIZATION / SOCIO-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / STARTING CONDITIONS / BASIC QUALIFICATIONS / PROFESSIONAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалавина Тамара Ивановна, Артюхов Михаил Васильевич

Дана характеристика меняющихся социально-экономических условий, современных образовательных и профессиональных ценностей, определены базисные квалификации личности, особенности современного профессионального труда, экспериментально выявлены социально-экономические и организационно-педагогические предпосылки активизации социально-профессионального самоопределения старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STARTING CONDITIONS FOR ACTIVIZATION OF SENIOR PUPILS’ SOCIO-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE PRESENT

Changing social and economic conditions, modern educational and professional values are characterized. Basic personal qualifications, peculiarities of modern professional labor are determined. Socio-economic and pedagogic conditions for activization of senior pupils’ socio-professional self-determination are revealed.

Текст научной работы на тему «Исходные предпосылки активизации социально-профессионального самоопределения старшеклассников в современных условиях»

25. Шледер Б. Структура ценностных ориентаций. Эмпирическое исследование // Иностранная психология. - 1994. - Т. 2, № 20, - С. 47-56.

26. Crumbaugh J. C. The PIL Test: Administration, Interpretation, Uses Theory and Critique / J. C. Crum-baugh, R. Henrion // International Forum for Logotherapy. - 1988. - Vol. 11(2). - P. 76-88.

27. Crumbaugh J. C. The Seeking of Noetic Goals Test (SONG): A complementary Scale to the Purpose in Life Test (PIL) // Journal of Clinical Psychology. - 1977. - Vol. 33(3). - P. 900-907.

28. Edwards A. Edwards Personal Preference Schedule. Manual. - N. Y, 1976.

29. Inglehart R. The silent revolution in Europe: intergenerational change in post-industrial societies // American Political Science Review. - №. 65. - P. 991-1017.

30. Kelly G. A. The psychology of personal constructs. - N. Y.: Norton, 1955. - V. VIII. - 1210 p.

31. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values. - San Francisco: Josey-Bass Co, 1972. - 214 p.

32. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. - 1987. - Vol. 58, № 5. - P. 550-562.

УДК 378.047:62

Т. И. Шалавина, М. В. Артюхов

ИСХОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АКТИВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Дана характеристика меняющихся социально-экономических условий, современных образовательных и профессиональных ценностей, определены базисные квалификации личности, особенности современного профессионального труда, экспериментально выявлены социально-экономические и организационно-педагогические предпосылки активизации социально-профессионального самоопределения старшеклассников.

Ключевые слова: активизация, социально-профессиональное самоопределение, исходные предпосылки, базисные квалификации, профессиональные ценности.

T. I. Shalavina, M. V. Artukhov

STARTING CONDITIONS FOR ACTIVIZATION OF SENIOR PUPILS’ SOCIO-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN THE PRESENT

Changing social and economic conditions, modern educational and professional values are characterized. Basic personal qualifications, peculiarities of modern professional labor are determined. Socio-economic and pedagogic conditions for activization of senior pupils’ socio-professional self-determination are revealed.

Keywords: activization, socio-professional self-determination, starting conditions, basic qualifications, professional values.

Постоянно изменяющиеся условия обходимость перестраивать деятельность

российского общества предъявляют до- в разных областях, поскольку имеющиеся

полнительные требования к профессио- образцы и нормы в социальной и профес-

нальным качествам человека. В этой связи, сиональной практике приходят в противо-

одной из отличительных особенностей на- речие с новыми условиями. Разрешение

шего общества в этот период является не- этого противоречия связано с социально-

профессиональным самоопределением личности в мире деятельности, с выбором позиции, отношений в интересах своего развития.

Активный поиск новых подходов к проблеме формирования социально-профессионального самоопределения школьников отечественными учеными и практиками не прекращается уже на протяжении многих десятилетий. Вот и на очередном этапе общественного развития, когда пошатнулась не только российская экономика, но и многие мировоззренческие устои общества, когда размытость социальноэкономических перспектив развития общества выдвигает на первый план вопрос подготовки не профессионалов узкого профиля, а мобильных специалистов, владеющих несколькими смежными профессиями, проблема социально-профессионального самоопределения школьников приобретает новое звучание.

В условиях динамизма сегодняшних социальных процессов, отсутствия четких ориентиров и прогнозов в социальнотрудовой сфере, возрастания социальной и психологической напряженности чрезвычайно важно не дать школьникам занять агрессивно-нигилистическую позицию, а оказать психолого-педагогическую помощь в социально-профессиональном самоопределении, что способствовало бы удовлетворению их духовных и материальных потребностей, максимальной реализации их образовательных и профессиональных ценностей, развитию их природных способностей и личностных качеств.

Реформирование экономики, неподготовленность современной молодежи к новым требованиям политической, социально-экономической, кадровой ситуации, социальная отчужденность, негативные явления в семейных отношениях, борьба отдельных групп населения за выживание -все это способствует возникновению само-

развивающейся модели поведения молодежи. Статистические индикаторы и данные исследований последних лет показывают, что наиболее уязвимые слои и группы населения попытались адаптироваться к стрессовым ситуациям с помощью доступных компенсаторов в виде алкоголизма и наркомании, вызывающих рост преступности.

Утрачивается культ труда и профессионализма, идеальный образ жизни профессионала зачастую подменяется идеальным образом жизни. Коммерциализация отношений в обществе обеспечивает возможность получения значительных доходов людьми, не обладающими соответствующим образованием, квалификацией, компетенцией, что закономерно влечет за собой смещение ориентации молодых людей от общественнопроизводственной к предпринимательской сфере. Подчас стремление молодых людей в поисках более высокого заработка к не всегда адекватному их способностям, интересам, жизненным планам выбору профессии препятствует самореализации их личности в профессиональном отношении.

Большинство подростков имеют высокую ориентацию на продолжение образования после окончания школы. В 1996 году намеревалось продолжить образование 68 % учащихся 10-11-х классов, в 2000 году -80 %. В 2005 году около 90 % выпускников школ считают необходимым получить высшее образование.

Стремление современных подростков получить высшее образование подтверждается и тем, что они посещают различные курсы по подготовке в вузы.

Выпускник школы сегодня стоит перед трудным выбором. Если раньше приоритетным был образ профессионала, связанный с образом конкретных людей, их профессиональной карьерой, то сейчас этот образ заменяется на «идеальный образ жизни», например, американский или «новых русских».

Сейчас становится важным, насколько та или иная профессия может выступать как средство достижения «идеального образа жизни».

Кроме того, мир профессий в современном обществе имеет особенность: на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм, и вследствие этого молодому человеку необходимо уже овладевать не одной профессией, а несколькими смежными профессиями, если он стремится устроить свою профессиональную карьеру более успешно. Поэтому студенты вузов зачастую учатся сразу по нескольким специальностям, либо сразу после окончания одного вуза поступают в другой для получения дополнительной профессии.

Анализ опыта развитых зарубежных стран показывает, что в них рынок образовательных услуг на 30 % состоит из образования взрослых: второе образование, переподготовка, повышение квалификации. Поэтому этот опыт необходимо учитывать нашей системе образования, тем более что глубина прогноза потребностей рынка труда в наших российских условиях (со стороны успешного, крепко стоящего на ногах работодателя) - максимум 2-3 года. При таком прогнозировании после третьего курса студенты вуза уже будут задумываться о собственной переквалификации.

Исследования Российского союза товаропроизводителей и Академии профессионального образования позволили выявить нехватку по уровням квалификации кадров: среди специалистов с высшим и средним профессиональным образованием она составляет 8,4 %, среди рабочих - 19,9 %, причем основную потребность предприятия испытывают в рабочих высшей и средней квалификации - 12,7 %.

Эти данные говорят о том, что даже в условиях медленно обновляющихся технологий и развития производства (что характерно для нынешнего состояния промышленно-

сти) в базовых отраслях существует дефицит квалифицированных кадров. При более интенсивном обновлении производства, тенденции которого проявляются в последние годы, можно ожидать возрастания спроса на квалифицированную и высококвалифицированную рабочую силу. Об этом свидетельствует и такой показатель, как возрастной состав работающих. «Молодежная» группа среди них - до 30 лет - составляет 22,9 %, в то время как потенциально «пенсионная» группа - от 50 лет - составляет более значительный компонент структуры - 32,7 %. Последнее говорит о том, что уже имеющийся в настоящее время дефицит кадров в будущем может возрасти.

На сегодняшний день эффективность занятости специалиста на рынке труда зависит не только от качества его профессиональных характеристик, но и от наличия ряда универсальных компонентов личности, имеющих, в основном, внепрофессиональный характер и носящих название «базисных квалификаций». Причем развитие этих компонентов личности становится потребностью современного человека, условием его выживаемости в конкурентной борьбе в разных сферах приложения своих сил.

Учитывая социально-экономическую ситуацию в России, анализируя направление технического прогресса, а также законы развития человеческой цивилизации, мы определили следующие базисные квалификации, которыми должен обладать специалист для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда:

- способность к функциональной адаптации в быстро меняющейся реальности;

- готовность к самостоятельному проектированию и реализации своей профессиональной деятельности на системных началах;

- умение и способность коммунициро-вать с людьми и произведениями их цивилизации, в том числе умение работать в команде;

- стремление, умение и навыки непрерывного саморазвития и самообразования;

- умение и способность находить, анализировать и обрабатывать информацию;

- целеустремленность;

- творческий подход к делу;

- самостоятельность;

- способность к принятию нестандартных решений;

- стрессоустойчивость;

- способность к оправданному риску;

- владение «сквозными умениями» пользования персональным компьютером и банками данных;

- понимание эргономики и экономики бизнеса и т. д.

Таким образом, современный усложнившийся мир требует принципиально новых способов ориентации в действительности. В быстро меняющемся социальноэкономическом пространстве необходимы гораздо более быстрое освоение новой реальности, большая реактивность, динамика, мобильность, умение действовать методом проб и ошибок. В таком случае акцент в системе образования должен сместиться в сторону подготовки специалиста, владеющего универсальным умением действовать вне рамок формального образования, в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях.

Проведенный нами анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что значимость приобретения социального положения, выбор социальных ролей, позиций во всех сферах жизнедеятельности в сознании молодежи переплетается с выбором профессии. Еще Л. С. Выготский указывал на то, что выбор профессии - это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и избрание определенного жизненного пути, поиск своего места в процессе общественного производства, полное включение себя в жизнь социального целого на основе определения своего призвания и вы-

бора основного вида деятельности в жизни. Профессиональное самоопределение имеет социальный характер, выбор профессии непосредственно определяет и выбор социального положения.

Учитывая эту взаимосвязь, вполне логично рассматривать социальное и профессиональное самоопределение как единый процесс. Взяв за основу системный и личностно-деятельностный подходы, мы даем следующее определение: социальнопрофессиональное определение представляет собой процесс познания и формирования личностью своего отношения к социокультурной и профессиональной среде, построение человеком себя и осознанный выбор субъектной, социально-профессиональной позиции в различных жизненных ситуациях и сферы будущей профессиональной деятельности.

Социально-профессиональное самоопределение постоянно связано с ситуацией осмысленного выбора: своего места в жизни, нравственных принципов, социальных и профессиональных ценностей, будущей профессии и т. д., что предполагает наличие собственной субъектной позиции в различных жизненных ситуациях.

Под субъектной позицией мы, основываясь на исследовании Г. И. Аксеновой, понимаем интегральную характеристику личности, отражающую ее активно-избирательное отношение к самому себе, к миру и жизни в целом [1]. Эта позиция актуализирует развитие человека, способствует построению собственной жизни.

Социально-профессиональная позиция видится нам как устойчивая система отношений личности к жизни, культуре, к миру труда и профессий, к окружающим ее людям и к самой себе. Под процессом построения себя мы понимаем физическое и духовное становление личности, это потребность личности в самосовершенствовании и саморазвитии. Процесс построения себя мы связываем

прежде всего с развитием рефлексивных процессов. Подросток, осознавая свои реальные достижения и недостатки («Я-реальное»), стремится к самосовершенствованию («Я-идеальному»). В своем стремлении к построению себя он выступает как субъект собственного развития, то есть отличается устойчивой социально-профессиональной позицией, системой жизненных ценностей, которыми он руководствуется при целепола-гании, планировании и регулировании своих действий и адекватной оценке их результатов.

В процессе социально-профессионального самоопределения молодежи важно учитывать особенности современного профессионального труда. К ним относятся: методологичность труда, динамичность его содержания, интенсивность труда, информатизация, уровневая интеллектуализация, выполнение трудовых функций как базис целостной трудовой жизни, повышенная ответственность в труде.

Для выявления психолого-педагогиче-ских предпосылок, способствующих активизации социально-профессионального самоопределения старшеклассников, мы сочли необходимым исследовать самооценку старшеклассниками различных сторон их жизни, ценностные ориентации, коммуникативную сферу, жизненные планы и жизненные стратегии. Было опрошено 520 учащихся старших классов школ г. Новокузнецка Кемеровской области.

Учащимся прежде всего был задан вопрос: «Собираетесь ли Вы после окончания школы поступать в вуз?» Результаты опроса показали, что стремление старшеклассников получить высшее образование по-прежнему является безальтернативным: «да» ответили 87 % учащихся, «нет» - 4 %, «еще не определился» - 5 %, «Другое» - 4 %.

Результаты ответа на вопрос: «Как Вы оцениваете различные стороны Вашей жизни?» представлены в табл. 1.

Таблица 1

Самооценка старшеклассниками различных сторон их жизни, в %

Сторона жизни Хоро- шо Сред- не Пло- хо За- труд- няюсь

Материальное благосостояние 21,0 55,8 20,3 2,7

Здоровье 40,2 51,6 6,7 1,4

Учеба 36,1 36,6 8,3 18,9

Работа 16,0 20,7 20,8 42,2

Зарплата 8,8 21,4 30,5 39,1

Жилищные условия 36,6 42,1 17,7 3,4

Отношения в семье 61,8 28,8 5,6 3,6

Отношения с любимым человеком 47,9 20,1 9,6 22,2

Общение с друзьями 75,6 20,6 2,2 1,4

Возможности для проведения отпуска, каникул 30,4 39,9 24,2 5,2

Проведение свободного времени 48,8 38,6 8,7 3,6

Участие в общественнополитической жизни 10,5 21,8 36,8 30,7

Возможности занятия спортом, физкультурой 35,5 33,9 21,2 9,2

Внешний вид 54,1 38,8 2,6 4,3

Жизнь в целом 49,2 41,9 5,4 3,3

Как видно из табл. 1, у учащихся наблюдается достаточно высокая степень оптимизма по всем позициям. При объективно невысоком уровне доходов и материального положения эти позиции также оцениваются респондентами довольно высоко. Так, более половины опрошенных оценивают свое материальное положение как среднее. Такой оптимизм кажется особенно чрезмерным, учитывая, что 63 % опрошенных имеют собственный среднемесячный доход менее 4000 рублей. Отсюда можно сделать вы-

вод об отсутствии у молодых людей чувства приниженности, фрустрированности и апатии, а напротив, - об их выраженной внутренней готовности активно двигаться в направлении достижения жизненных целей.

Весьма положительно оцениваются молодежью также отношения в семье, с любимым человеком и общение с друзьями. То есть первичная коммуникативная среда (близкое окружение) оценивается молодыми людьми как весьма благоприятная. Вероятно, с этим связана оптимистичная оценка своей досуговой сферы (87 %), своего внешнего вида (93 %) и жизни в целом (91 %). Очевидно, такой оптимизм связан не только со спецификой возрастной психологии, но и с нахождением в точке стартовой позиции. Ответы «плохо» преобладают только в оценке старшеклассниками своего участия в общественно-политической жизни. По сути, это «плохо» означает фактическое неучастие и индифферентное отношение к этой стороне жизни. Думается также, что даже та степень тревожности и низкая самооценка, которая в незначительной степени присутствует в ответах, являются не фрустрирующими, а наоборот, стимулирующими факторами, указывающими на высокую степень готовности действовать и конкурировать, ответственности за собственную судьбу.

Из всего контекста ответов следует еще одна особенность - отсутствие социальновозрастной идентичности, а именно: молодежь не определяет себя как специфическую социальную группу (как, например, врачи, учителя, пенсионеры); их цели вполне «взрослые», за их ответами чувствуются вполне «взрослые» самостоятельность, ответственность, решительность.

Вызывает интерес расстановка приоритетов жизненных ценностей выпускников школ. Ответы на вопрос: «Что Вы считаете для себя наиболее ценным в жизни?» распределились следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Ценностные ориентации старшеклассников общеобразовательных учреждений

Ценностные ориентации Учащиеся

ранг в %

Материальный достаток 1 66,9

Успешная карьера 2 55,4

Верные друзья, общение 3 44,0

Счастливая семейная жизнь 4 38,8

Здоровье 5 30,0

Возможность творческой самореализации 6 17,0

Общественное признание 7 13,2

Возможность путешествовать 8 7,1

Возможность управлять людьми 9 5,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из табл. 2, главными ценностями для выпускников школ являются материальный достаток, успешная карьера, верные друзья и общение. Немаловажное значение для старшеклассников имеют счастливая семейная жизнь и здоровье. В то же время возможность творческой самореализации и общественное признание не занимают существенного места в предпочтениях молодых людей. Малозначимыми для них остаются отдых, путешествия, а также возможность управлять людьми.

Что касается социально-профессионального самоопределения, то в обозримом будущем (3-5 лет) их жизненных и профессиональных планов нет конкретной профессии и места работы, а есть привлекательная статусная позиция: хорошее место и хорошая зарплата вообще. Поэтому молодые люди при поступлении подают документы сразу в разные вузы и на разные специальности, стремясь во время обучения получить параллельно еще какое-либо образование. Это может говорить о недостаточной осознанности образовательного выбора. В то же время возможность продолжения своего образования

допускают 82 % опрошенных старшеклассников.

Важной педагогической предпосылкой активизации социально-профессионального самоопределения школьников является обновление содержания образования. Курс на радикальное обновление содержания образования диктуется прежде всего необходимостью привести его в соответствие с новыми образовательными потребностями, а также с мировыми образовательными стандартами, особенно - в гуманитарной составляющей содержания образования. Глубокие цивилизационные сдвиги в развитии человечества в начале XXI века, переосмысление многих фундаментальных представлений о человеке, обществе, природе предопределяют интенсивный поиск новой образовательной политики во всех развитых странах.

Отказ от технократического начала, стремление к гуманизации и гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации образования, к раскрытию целостной картины мира заставляют делать вывод в пользу принципиально новых интегративных курсов, вариативных программ и учебников, разнообразных факультативов и предметов по выбору, что во многом обеспечивает в общеобразовательных учреждениях разного уровня предпрофильную подготовку в 8-9-х классах и профильное обучение в старших классах. В настоящее время идет разработка новых учебных программ и учебников нового поколения.

Переход гимназий, лицеев, ряда общеобразовательных школ на профильное обучение в старшем звене, несомненно, активизирует проблему социально-профессионального самоопределения старшеклассников, способствует осознанному, правильному выбору ими своего профессионального пути и социальной позиции.

Таким образом, проведенное исследование позволило нам выявить социальноэкономические и организационно-педагогические предпосылки активизации социально-

профессионального самоопределения старшеклассников. К первым относятся:

- повышенные требования рынка труда к современному специалисту - быть конкурентоспособной, инициативной, творческой личностью, владеющей «базисными квалификациями», имеющими внепрофессиональ-ный характер;

- нарастание латентных (скрытых) процессов в сфере занятости (противоречия между спросом и предложением, отсутствие прогнозирования на рынке труда, реальное существование первичного (неквалифицированная и низкооплачиваемая работа для студентов и мигрантов) и вторичного рынка труда (спрос на высококвалифицированных специалистов со стажем не менее 3-5 лет), сложности в трудоустройстве и оплате труда и др.;

- особенности современного профессионального труда, его динамичность и нестабильность мира труда и профессий, замена монопрофессионализма полипрофессионализмом, что требует готовности к самопознанию, самосовершенствованию, самообразованию, самореализации и рефлексии на протяжении всей жизни;

- снижение возможностей участия молодежи в экономическом развитии, уменьшение социальной ценности труда (резкое падение престижа многих общественно важных профессий, культивирование идеологии «легких денег»);

- осложнение демографической ситуации и ухудшение медико-биологических параметров состояния здоровья молодежи.

К организационно-педагогическим предпосылкам мы отнесли:

- структурные изменения в сети общеобразовательных учреждений, обусловленные профильной и уровневой дифференциацией;

- обновление содержания образования на основе учета образовательных потребностей и требований мировых образовательных стандартов (гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, индивидуализация, инте-

грация), создание сети учреждений дополни- витии, ориентир на культуру, духовность в тельного образования; социально-профессиональной деятельности.

- отрыв образовательной системы от по- Этот вывод определяет исходные пози-требностей рынка труда;

ции и дальнейшее направление исследова-

- потребность личности в интеллектуальном и социально-профессиональном раз-

ния.

Литература

1. Аксенова Г. И. Субъект-субъектные отношения в учебном процессе высшей школы / Г. И. Аксенова, В. П. Сверидова // Общепедагогические проблемы образовательного процесса в высшей школе. Тезисы докладов межвузовской конференции. - Рязань: Изд-во РГПУ, 1996. - С. 91-101.

2. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. / гл. ред. А. В. Запорожец. - Т. 4.: Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика 1984. - 433 с.

3. Касаткина Н. Э. Особенности профильного обучения старших школьников в регионе / Н. Э. Касаткина, О. Б. Лысых, Е. Л. Руднева // Профильное и профессиональное самоопределение старшеклассников: теория и практика: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., 17-18 декабря 2008 г.: в 2 ч. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008. - Ч. I. - С. 15-18.

4. Концепция профильного обучения старшей ступени общего образования // Народное образование. - 2002. - № 9. - С. 29-40.

5. Мордовская А. В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (С использованием материалов этнопедагогики народа саха). - М.: Academia, 2000. -176 с.

6. Поляков В. А. Социально-педагогические программы перехода от учебы к работе // Выпускник, рынок, профессиональная карьера: мат-лы обл. науч.-практ. конф. - Кемерово, 1994. - С. 11-15.

7. Чистякова С. Н. Актуальные проблемы педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников в современных условиях // Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе. Тезисы Всерос. науч.-практ. конф. - Кемерово, 2001. - С. 8-14.

УДК 37.013

Е. Е. Адакин

ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье предлагается прогностическая модель развития творческого потенциала студентов-заочников, включающая творческую учебно-познавательную деятельность и условия развития творческого потенциала личности. Исследованы основные этапы прогностической модели: социальный, психологический и воспитательный.

Рассмотрены три основные группы педагогических условий, обеспечивающих результативность процесса: научно-методическая, организационная и дидактическая.

Адекватность и эффективность предложенной модели подтверждена в ходе реального педагогического процесса.

Ключевые слова: прогностическая модель; творческий потенциал личности; педагогические условия; учебно-познавательная деятельность; педагогический процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.