УДК 376.2:377.5
H. Л. Полторацкая, Г. А. Репина
J ^
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ НА БАЗЕ СМОЛЕНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА: АКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, ВЫЗОВЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
S____г
Аннотация. Авторы делятся опытом организации инклюзивного образовательного процесса в рамках конкретного учебного заведения среднего профессионального образования. Рассматриваются актуальные достижения, вызовы и перспективы реализации международных принципов инклюзивной образовательной парадигмы.
Ключевые слова: инклюзивная образовательная парадигма, лица с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерная образовательная среда, инновационный педагогический инструментарий, ресурсный центр.
Abstract. Authors share the experience in organizing inclusive educational process in a definite secondary professional educational institution. There considered actual achievements, challenges and perspectives of realization of international principles of inclusive educational paradigm.
Keywords: inclusive educational paradigm, people with disabilities, barrier-free educational environment, individual curriculum for every student, innovational pedagogical management instrumentation, resource centre.
Современная инклюзивная образовательная парадигма в практикоориентированном формате задается следующими принципами, сформулированными Альянсом правозащитных организаций «Спасите детей» («Save the children»; К. Аннан, П. Миттлер, Д. Бланкет и др.):
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет права на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных возможностей.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижения прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Принятие данных принципов на уровне теоретических парадигмальных исследований российских ученых, проведенных в последние пять лет, является свершившимся фактом. Однако,
как показывают наблюдения специалистов и видных общественных деятелей в области инклюзии А. Г. Асмолова, Н. М. Назаровой, В. Ю. Рудаковой, О. Н. Смолина и ряда других, превалирующий в нашей стране патерналистский характер образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не способствует достижению высокого уровня социализации даже на уровне адаптации, так как ориентирован на низкое качество жизни: мизерную пенсию, разовую низкооплачиваемую работу, слабую правовую защищенность. Следовательно, вопрос об успешной социализации лиц с особыми образовательными потребностями на уровне конкретных образовательных учреждений, прежде всего учреждений среднего профессионального образования, крайне актуален [1,3,4,9].
В настоящее время в Российской Федерации сформировано системообразующее нормативно-правовое поле, задающее социально обоснованный вектор развития инклюзивной парадигмы образования: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Указ Президента Российской Федера-
ции от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 25 апреля 2012 года «О ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов» и др. В этих документах ставится задача по разработке комплекса мер, направленных на обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; обращается должное внимание на необходимость подготовки специализированных программ профессионального обучения, реабилитации инвалидов и иных лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, задатков и личностных потребностей.
Мы считаем, что для лиц с особыми образовательными потребностями понятие успешной социализации связано с продуктивной интеграцией в значимые подсистемы микросоциума. Для этого в инклюзивно ориентированных образовательных организациях разумно в большинстве форм обучения и внеурочной деятельности делать акцент на возможностях и сильных сторонах обучающегося с ОВЗ, обеспечивая их принадлежность к сообществу (группам формального и неформального общения, образовательному учреждению, месту проживания) посредством специальных индивидуально ориентированных и адаптированных к потребностям личности образовательных программ. Таким образом, с позиций деятельностного подхода процесс успешной социализации лиц с ОВЗ рассматривается нами как постепенно расширяющееся их взаимодействие с сотрудниками колледжа, родителями, социальными партнерами, добровольными аутсорсерами, меценатами, сетевыми партнерами. Организация такого взаимодействия связана с принятием привлеченным педагогическим микросоциумом парадигмы тотальной инклюзии, ведущим к овладению лицами с ОВЗ жизненной стратегией творческой личности [5].
Обеспечение успешной социализации лиц с ОВЗ во многом зависит от реальной доступности для них образовательной среды. Поэтому в рамках региональных целевых программ, способствующих созданию доступной образовательной среды, с привлечением значительной доли внебюджетного дохода в Смоленском педагогическом колледже в учебном корпусе и общежитии в 2012— 2013 г. г. были оборудованы пандусы, переоборудованы 3 учебные аудитории, туалетные комнаты, комнаты в общежитии. Было осуществлено лицензирование специальности среднего профессионального образования 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
осуществлены набор и годовое обучение первой группы лиц с ОВЗ.
Дальнейшее расширение спектра условий по формированию инклюзивного пространства в формате профессионального образования колледжа связано с потенциалом ряда мероприятий Долгосрочной областной целевой программы «Доступная среда» на 2013-2015 годы, утвержденной Постановлением Администрации Смоленской области от 21 сентября 2012 года № 683.
На 1 октября 2013 года в Смоленском педагогическом колледже по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы проходят обучение 24 человека. Ребята с ограниченными возможностями здоровья, имеющие церебральные нарушения, слабослышащие, слабовидящие, имеющие сочетанные нарушения, стремятся получить квалификацию художник-мастер, преподаватель. Условия для социализации лиц с особыми образовательными потребностями моделируются администрацией колледжа в тесном сотрудничестве с Департаментом Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи и Смо -ленским областным институтом развития образования по следующим необходимым направлениям: материально-техническое обеспечение, повышение квалификации педагогов, разработка инновационного сопровождающего инструментария, адресное кадровое обеспечение, подготовка родителей к образовательной инклюзии.
Перечислим далее некоторые полученные результаты, позволяющие судить о пропедевтическом поле ресурсов сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями на базе колледжа.
В сотрудничестве с различными организациями и учреждениями, которые занимаются проблемами образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, специалистами колледжа реализуются мероприятия по их личностной и профессиональной самоидентификации на основе диагностики возможностей и способностей с помощью проективного психодиагностического инструментария.
Уделяется внимание специальной психотерапевтической и технологической актуализации профессиональных знаний педагогов, работающих с группами обучающихся с ОВЗ, углублению их валеологической осведомленности. В результате самообразования, взаимодействия со специалистами ряда кафедр Смоленского областного института развития образования, Смоленского государственного университета, Смоленской епархии, школ, имеющих специализированные классы для детей с ОВЗ, формируются и совершенствуются социально-педагогические, инструментальные и профессиональные компетенции педагогов колледжа, позволяющие интегрировать обучающихся с особыми образовательными потребностями в педагогический процесс.
Необходимость постоянно решать коррекцион-но-педагогические и социально-реабилитационные задачи детерминирует разработку специалистами колледжа контекстного инструментария взаимодействия на основе принципов профессиональной коммуникации, принятых в международном сообществе. Поэтому действенными формами взаимодействия специалистов являются консилиумы, круглые столы, малые педагогические советы, на которых индивидуально-личностный портрет каждого обучающегося уточняется и детализируется в терминах социальной педагогики и современной дидактики [6].
Отрадно отметить, что лицам с особыми образовательными потребностями, благодаря отлаженной многофункциональной системе воспитательной работы колледжа, организована помощь сверстников, которую оказывают представители волонтёрского отряда. Волонтеры, под руководством и контролем заместителя директора по воспитательной работе, с готовностью сопровождают обучающихся группы с ОВЗ во время многочисленных экскурсий, проведения массовых и групповых мероприятий, подготовки к занятиям.
Педагогический коллектив действует в тесном сотрудничестве с родителями лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью обеспечения их грамотного и активного участия в деле воспитания и обучения своих детей. Родители с энтузиазмом принимают участие в совместных мероприятиях, привлекающих внимание к проблемам получения профессионального образования их детьми, оснащения учебного процесса необходимыми средствами и техникой. О результатах сотрудничества свидетельствуют благодарственные письма и результаты опросов родителей студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Созданию информационного поля инклюзивного образования в колледже способствует привлечение ресурсов Смоленской радиовещательной компании ГТРК, газеты «Аргументы и факты», еженедельной газеты «Город», информационного агентства «События», поддерживающие мероприятия по линии Смоленской областной думы и молодежного парламента, Уполномоченного по правам человека в Смоленской области, Смоленской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов.
Обучающиеся в колледже лица с особыми образовательными потребностями, администрация, педагоги, волонтеры, родители, социальные партнеры разделяют лозунги международного движения в защиту прав лиц с особыми образовательными потребностями. Согласно регулярным опросам, студенты групп с ОВЗ отмечают, что им в колледже комфортно, отношения с преподавателями и однокурсниками складываются теплые, в группах культивируется доброжелательная, ори-
ентирующая на учение атмосфера. Важен тот факт, что по объективным показателям семестровых ведомостей персональный и предметный средние баллы инклюзивной группы не ниже аналогичных показателей по колледжу. Эти успехи достигнуты во многом благодаря профессионально организованным занятиям по лечебной физической культуре и грамотным действиям воспитателя групп с ОВЗ.
Следует отдельно отметить, что осуществляя кондуктивное сопровождение образовательного процесса лиц с особыми образовательными потребностями, воспитатель совместно с социальным педагогом и преподавателем психологии колледжа выполняет следующие функции, направленные на дозированную абилитацию обучающихся: диагностическую, мониторинговую, пропедевтическую, контекстно-коррекционную, прогностическую, рекреационную. Совместно с привлеченным педагогическим сообществом, выявляя интересы подопечных, их потребности, трудности, проблемы, конфликтные ситуации, воспитатель своевременно оказывает социальную помощь и поддержку, систематизируя данные об обучающихся с ОВЗ. Он оказывает содействие администрации и педагогическому коллективу в создании ситуации социально-педагогического комфорта и безопасности обучающихся; осуществляет работу по оздоровлению обучающихся, отслеживанию динамики их здоровья; защищает их права и интересы, организуя различные виды социально-ценной деятельности, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив; содействует педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании, формировании принципов взаимопомощи, милосердия, ответственности, уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другого человека.
Как показал наш опыт, работа воспитателя групп с ОВЗ начинается с этапа установления контакта: он знакомится с медицинской картой, сопровождающими документами на обучающихся, беседует с каждым из них и его родителями (представителями), встречается при необходимости со специалистами и представителями психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) для получения рекомендаций. Далее, на основе результатов диагностики обучающегося, проведенной специалистами, воспитатель готовит рекомендации по разработке индивидуальной программы (траектории) обучения каждого подопечного, переходя к следующему, коммуникационному этапу работы. В нашем случае, осуществление первого этапа работы воспитателя совпало по времени с первым годом обучения по выбранной специальности, что вполне закономерно, так как большинство обучающихся не имели опыта обучения вне стен дома или интерната.
На следующем этапе воспитатель осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед обучающимися с ОВЗ, намечает совместно с задействованным профессиональным микросоциумом потенциальные возможности их решения, обеспечивая дозированную, направленную помощь, побуждающую подопечных к самостоятельности. При условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки и системном мотивировании, поведение обучающегося с ОВЗ начинает характеризоваться снижением тревожности и напряжения, интерес к профессиональному обучению возрастает. Мы предполагаем, что подобные сдвиги произойдут у наших обучающихся к концу второго курса обучения в колледже.
Обязательным является то, что на каждом из указанных выше этапов воспитатель наблюдает и информирует родителей, участников образовательного процесса о результатах социализации обучающихся, при необходимости организует консультации у специалистов, налаживает сотрудничество со специалистами других организаций и социальными партнерами.
Следующие этапы взаимодействия воспитателя с лицами с ОВЗ, предположительно, будут характеризоваться снижением его кондуктивной роли и возрастанием роли кураторской. Для нормативного закрепления этого факта с сентября 2013 года воспитатель групп с ОВЗ назван «куратор-воспитатель» с соответствующим расширением функционала и материальным стимулированием.
Отметим далее, что первый год работы Смоленского педагогического колледжа в формате инклюзивной парадигмы показал, что разработка и сопровождение индивидуальных образовательных траекторий лиц с особыми образовательными потребностями является необходимой. Стратегия моделирования обучающей части такой траектории, по нашему мнению, определяется востребованностью коррекционно-развивающего сопровождения каждого студента, направленного на формирование и совершенствование его универсальных учебных действий, детерминирующих интериоризацию общих и профессиональных компетенций, заданных стандартами последнего поколения. Стратегия моделирования воспитательной части траектории обусловлена важностью реализации метапредметного контента стандартов посредством проектных технологий социально значимой саморелизации.
Для построения и реализации такого рода стратегий требуется введение в штат колледжа нескольких дополнительных специалистов. На данный момент усилиями администрации колледжа, кроме куратора-воспитателя групп с ОВЗ, осуществляющего тотальное сопровождение ребят в учебной и внеучебной деятель-
ности, введена единица заместителя директора, курирующего инновационно-инклюзивную работу по организационному, социально-педагогическому и проектировочному направлениям. Актуальным вызовом складывающейся системы инклюзивного образования колледжа является введение ставок педагога-психолога, методиста по вопросам инклюзивного образования, педагога адаптивной физической культуры для лиц с ОВЗ.
Согласно данным рубежных комплексных диагностических обследований, за год студенты с ОВЗ хотя и стали более доброжелательны, но сохранили сдержанность в контактах с посторонними. Их темп умственной деятельности и интеллектуальная работоспособность повысились за счет совершенствования общих учебных навыков в формате инклюзии, но у большинства студентов в связи с адаптацией к повышенным требованиям профессионального обучения нет значимого снижения агрессии, уровня ситуативной и личностной тревожности. Это свидетельствует о необходимости разработки этапной научно обоснованной системы работы по нормализации виктимологического типа личности обучающихся, требующей, в идеале, создания на базе колледжа ресурсного центра социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ.
В рамках работы центра целесообразно было бы, кроме указанных выше, предусмотреть ставки педа-гога-дефектолога, логопеда, специалиста по сурдопереводу и языку Брайля, водителя специального транспорта для инвалидов с сочетанными нарушениями.
При этом для наращивания доступности образовательной среды в соответствиями с требованиями, заданными новым законом об образовании и подзаконными актами к нему, крайне необходимо приобретение специализированного автотранспорта для перевозки инвалидов и лиц с ОВЗ, изготовление и установка пристенного поручня в тамбуре, фойе и коридоре колледжа на первом этаже по всему периметру, приобретение регулируемых стульев и столов, оборудование туалетных кабин в колледже и общежитии штангами, подвесными трапециями, ремонт учебной аудитории в соответствии с СанПиН с заменой оконных блоков, благоустройство территории, прилегающей к общежитию, ровным нескользким асфальтированным покрытием для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения лиц с ОВЗ и ряд других мер.
Естественно, для реализации программы профессионального обучения лиц с ОВЗ необходимы комплекты специального оборудования, учитывающие их особые психомоторные потребности. Оборудование такого рода постепенно приобретается. Вместе с тем, проводится анализ инклюзивного потенциала имеющегося в структурных подразделениях колледжа дидактического инструментария, его адаптация к воз-
растным и коррекционным потребностям обучающихся.
Очевидно, что создание необходимых для образовательной инклюзии материально-технических условий оптимально проводить в формате деятельности ресурсного центра. Приведем далее проект положения о ресурсном центре социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (особыми образовательными потребностями), разработанный нами с учетом рекомендаций специалистов Департамента Смоленской области по науке, образованию и молодежной политике и кафедры профессионального образования ГАУ ДПОС «СОИРО».
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цель, условия, порядок организации, финансирование деятельности государственного образовательного учреждения в режиме Ресурсного центра как инновационного комплекса социально-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (особыми потребностями) в системе образования Смоленской области.
1.2. Ресурсный центр социально-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (особыми потребностями) (далее - Ресурсный центр) является структурным подразделением областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Смоленский педагогический колледж» (далее -Учреждение).
Наименование ресурсного центра: «Ресурсный центр социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».
1.3. Ресурсный центр обеспечит взаимосвязь образовательных ресурсов Учреждения, региональной системы профессионального образования для успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. Ресурсный центр создан в целях исполнения Указов Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части обеспечения доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, подготовки адаптированных образовательных программ и разработки индивидуальных программ реабилитации инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
1.5. Работа Ресурсного центра строится в соответствии с целями, задачами и основными направлениями деятельности Учреждения, во взаимосвязи с другими структурными подразделениями Учреждения, Департаментом Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, учебными, методическими, научными и образовательными учреждениями, организациями-партнерами.
1.6. Деятельность Ресурсного центра обеспечивается за счет бюджетного финансирования согласно государственному заданию и плану финансово-хозяйственной деятельности, а также за счет привлекаемых внебюджетных средств. Ресурсный центр имеет приоритетное право на получение целевой финансовой поддержки из средств областного бюджета, а также из средств бюджетов иных уровней, направляемых на развитие начального и среднего профессионального образования.
1.7. В качестве базы Ресурсного центра рассматриваются: материально-техническое обеспечение доступной среды для лиц с ОВЗ; документный фонд (справочно-поисковый аппарат, информационно-образовательные ресурсы, банки и базы данных, периодические издания, учебные пособия, программно-методические материалы, учебная техника и наглядные пособия, web-ресурсы); трудовые ресурсы.
1.8. Функционирование Ресурсного центра как структурного подразделения Учреждения обеспечивается участием в реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, адаптированных программ профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, программ дополнительного образования, методических разработок, инновационных проектов, осуществляемых Учреждением; исполнением решений совета Учреждения и директора Учреждения. Содержание и конкретные формы деятельности Ресурсного центра определяются Уставом Учреждения, настоящим Положением, перспективными и текущими планами Ресурсного центра.
II. Цель, задачи и направления деятельности Ресурсного центра
2.1. Целью деятельности Ресурсного центра является подготовка лиц с особыми образовательными потребностями в качестве квалифицированных рабочих (служащих) или специалистов среднего звена на рынке труда и обеспечению их интеграции в общество на основе построения профессиональной карьеры.
2.2. Ресурсный центр реализует следующие задачи:
• удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования;
• организация профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом;
• организация взаимодействия Учреждения и социальных партнеров в создании социально-педагогической среды в регионе для обеспечения образования и адаптации в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
• оказание информационных услуг в обучении лиц с особыми образовательными потребностями;
• реализация программ учебно-производственного обучения для лиц с особыми образовательными потребностями на базе современных образовательных технологий;
• осуществление мероприятий по профориентацион-ной подготовке для обучающихся общеобразовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья;
• реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования;
• разработка, апробация и реализация программ, способствующих успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья;
• проведение и организация выставок, семинаров, конференций, ярмарок по проблемам образования и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья;
• реализация программ адаптивной физической культуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
• осуществление различных форм международного сотрудничества в области образовательной, методической, консультационно-информационной деятельности в обучении и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2.3. Направления деятельности Ресурсного центра: Актуальные направления:
• образовательная деятельность (реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования);
• психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ (разработка учебно-методического обеспечения реализации современных технологий профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья);
• социально-педагогическая поддержка лиц с ОВЗ (оказание услуг в сфере социальной реабилитации инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, а также их родителям на основе инклюзивного подхода в обучении);
• организация адаптивной физической среды;
• развитие инфраструктуры социального партнерства по проблематике работы центра на уровнях исполнительной власти, научно-методической поддержки, волонтерства, аутсорсинга, потенциальных работодателей.
Перспективные направления:
• электронное обучение лиц с ОВЗ;
• дистанционное консультирование лиц с ОВЗ [2];
• разработка и реализация инновационных социально-педагогических проектов;
• дополнительное профессиональное образование лиц с ОВЗ;
• профессиональное обучение лиц с ОВЗ;
• организация сетевого взаимодействия по вопросам инклюзивного образования;
• повышение квалификации педагогических работников по проблематике работы центра.
III. Организационные основы и структура управления Ресурсного центра
3.1. Ресурсный центр - структурное подразделение Учреждения.
Структурное подразделение подконтрольно в своей деятельности Совету Учреждения в лице директора. Структурное подразделение возглавляет руководитель, назначаемый директором Учреждения и непосредственно ему подчиняющийся. Руководитель осуществляет организационно-методическое и кадровое управление деятельностью Ресурсного центра.
Организационная структура управления и штаты Ресурсного центра определяются и утверждаются директором Учреждения и согласовываются с Департаментом Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи.
3.2. Организационными основами управления Ресурсным центром являются:
• принципы инклюзивной педагогической парадигмы;
• самостоятельное определение структуры и функционала на основе механизмов системы менеджмента качества;
• ориентация на ожидания учредителя и заказчиков услуг центра.
3.3. Для психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения в Ресурсном центре, согласно утвержденному штатному расписанию, создаются рабочие места (должности) персонала, способствующие обеспечению образовательного процесса, осуществления мониторинга, консультирования и реализации комплекса необходимых услуг, сопровождающих пребывание обучающихся в колледже и на объектах инфраструктуры, оказания оперативного содействия разрешению возникающих у обучающихся затруднений.
3.4. Руководитель Ресурсного центра формирует план работы, должностные инструкции специалистов (работников), готовит проекты приказов, разрабатывает учебно-методическую документацию и иные документы, регламентирующие деятельность Ресурсного центра, предоставляет их директору Учреждения для рассмотрения и утверждения.
Руководитель Ресурсного центра обеспечивает взаимодействие со структурными подразделени-
ями Учреждения, осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти, медицинскими и специализированными учреждениями, устанавливает сотрудничество с социальными и общественными организациями, партнерами и заинтересованными лицами, обеспечивает участие Ресурсного центра в реализации плана работы Учреждения.
Руководитель Ресурсного центра несет персональную ответственность за эффективность его работы, готовит отчеты, предоставляет их в установленные сроки директору Учреждения.
Функциональные обязанности руководителя Ресурсного центра определяются должностной инструкцией, утвержденной директором Учреждения.
3.5. Ресурсный центр оснащается специальным оборудованием, техническими средствами, мебелью, транспортными средствами и иными, неотъемлемыми элементами безбарьерной среды, необходимыми для организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения их пребывания в зданиях Учреждения, общежития, транспортировки и включения в активную внеучеб-ную деятельность.
Материально-техническое оснащение предполагает наличие учебных аудиторий; специального автотранспорта; индивидуальных учебных мест; дополнительных средств обучения, в том числе библиотечных, справочно-информационных и иных образовательных ресурсов; обеспечение объектов инфраструктуры, в том числе спортивно-оздоровительных объектов и жилищно-социальных в соответствии с утвержденными СанПиН.
3.6. Для реализации цели и задач Ресурсного центра могут создаваться творческие, проектные и экспертные группы преподавателей и специалистов, лаборатории, отделения, объединения, коллективы по реализации проектов и др., обеспечивающие инновационный характер исследований и разработок, осуществление деятельности по профилю работы.
Ресурсный центр осуществлять взаимодействие с экспериментальными и инновационными площадками, государственными и муниципальными структурами, коммерческими и общественными учреждениями, организациями, предприятиями, союзами.
3.7. В связи со спецификой работы Ресурсный центр имеет право привлекать на договорной основе специалистов за счет внебюджетных средств.
3.8. Специалистами Ресурсного центра обеспечивается благоприятная микросреда пребывания обучающихся, их включение в воспитательную и досуговую среду, поддерживаемую системой оздоровительных, спортивных, развлекательно-познавательных, культурных и экскурсионных мероприятий, выполняющих дополнительную интегративно-реабилитационную нагрузку.
IV. Права, обязанности и отчетность ресурсного центра
• осуществлять отбор организаций и учреждений для привлечения их на договорной основе к проведению исследовательских работ, разработок, семинаров и конференций;
• организовывать предоставление физическим и юридическим лицам дополнительных образовательных услуг на внебюджетной основе.
4.2. Ресурсный центр обязан:
• планировать свою деятельность и определять перспективы развития исходя из спроса на образовательные услуги;
• обеспечивать качество профессионального обучения;
• обеспечивать интенсивное и эффективное использование материально-технической базы Учреждения в течение всего учебного года;
• в соответствии с утвержденным годовым планом работы осуществлять взаимодействие с учреждениями профессионального образования, включая совместное использование оборудования, организационную и информационно-методическую поддержку однопрофильных учреждений профессионального образования;
• ориентировать развитие профессионального образования на инновационный инструментарий в области деятельности Ресурсного центра;
• активно взаимодействовать с работодателями в рамках своего профиля;
• учитывать требования работодателей к квалификации и социальной мобильности выпускников Учреждения с ОВЗ;
• осуществлять повышение квалификации педагогических работников по профилю работы.
4.3. Ресурсный центр предоставляет годовой отчет о проделанной работе в Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи.
V. Ожидаемые результаты
4.1. Создание Ресурсного центра позволит сконцентрировать материально-технические, программно-методические и кадровые ресурсы на конкретной площадке, сделать ее адресной для инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4.2. Деятельность Ресурсного центра обеспечит разработку и внедрение инновационного инструментария по вопросам инклюзивного образования, что позволит повысить качество профессионального образования и его доступность для лиц с ОВЗ.
4.3. Взаимодействие образовательных учреждений на одной учебно-производственной площадке позволит повысить эффективность интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в среду
Стратегия развития Ресурсного центра социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ (РЦ)
ПринципЫ инклюзивной педагогической парадигмы
Электронное обучение
Дистанционное консультирование
Разработка и реализация
инновационных социально-педагогических проектов
Дополнительное профессиональное образование
Профессиональное обучение
Организация сетевого взаимодействия
Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи
Повышение квалификации педагогических работников
Уровень исполнительной власти
Уровень научно-методической поддержки
Уровень волонтеров
Уровень аутсорсеров
Уровень потенциальных работодателей
Образовательная деятельность
Г" Психолого- — Г" Социально- ~1
педагогическое педагогическая
1 сопровождение поддержка
Адаптивное физическое сопровождение
Рис. 1. Стратегия развития ресурсного центра при колледже
сверстников и обеспечить их успешную социализацию.
4.4. Функционирование центра будет способствовать созданию благоприятной микросреды пребывания обучающихся, реализации рекреативной и досу-говой функции профессионального образования через гибкую систему оздоровительных, спортивных, развлекательно-познавательных, культурных мероприятий.
Таким образом, объективно обоснованным вызовом и значимой перспективой развития инклюзивного образования на базе Смоленского педагогического колледжа является создание ресурсного центра, стратегия развития которого, с нашей точки зрения, имеет следующую графическую интерпретацию (рис. 1).
В любом случае, указанная стратегия рассматривается нами как одно из перспективных направлений
деятельности колледжа в статусе экспериментальной площадки Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования и науки РФ «Качество образовательной среды колледжа как фактор повышения конкурентоспособности выпускника СПО на региональном рынке труда» (научный руководитель - профессор А. С. Сиденко) [7,8].
В заключение отметим, что с сентября 2013 года начата разработка и реализация долгосрочных взаимосвязанных социально-педагогических программ «АКМЕ» и «ПАРИ», направленных на развитие инклюзивного образования в Смоленском педагогическом колледже.
Программа «АКМЕ» - абилитация, коммуникация, мотивация, эгалитаризация - позиционируется нами как roadmap сотрудников колледжа (в идеале - сотрудников ресурсного центра)
по сопровождению успешной социализации лиц с ОВЗ. Цель этой программы: формирование и реализация позиции активных субъектов взаимодействия с лицами с особыми образовательными потребностями у сотрудников колледжа, родителей, социальных партнеров, волонтеров, аутсорсеров, меценатов, сетевых партнеров. Актуальная научно-методическая легенда программы: принятие субъектами взаимодействия с лицами ОВЗ парадигмы тотальной инклюзии как вершины актуального профессионального саморазвития детерминирует успешность производства, компиляции, апробации, детализации, совершенствования и трансферирования педагогического инструментария инклюзии.
Программа «ПАРИ» - перцепция, адаптация, рефлексия, интеграция - позиционируется нами как roadmap лиц с ОВЗ по обеспечению своей успешной социализации. Цель программы: стимулирование лиц с ОВЗ к успешной социализации. Актуальная научно-методическая легенда программы: заключение «ПАРИ» и его институ-ционализация в форме договора о намерениях с самим собой о том, что обучающийся меняет статус лица с ограниченными возможностями здоровья на статус лица с неограниченными возможностями саморазвития, детерминирует его успешную социализацию.
Разработка программ идет с тем расчетом, чтобы при условии совершенствования материально-технической составляющей доступной среды колледжа по названным выше параметрам и в указанном идеальном формате ресурсного центра, они позволили:
• реализовать научно-методическую, научно-исследовательскую; организационную, информационно-консалтинговую функции инклюзивного образования;
• сделать колледж адресной площадкой для инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья, оказывающей оперативное содействие разрешению возникающих у них затруднений;
• аккумулировать передовые теоретические и практические достижения в области профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
• разработать и внедрить инновационный дидактический и социально-педагогический инструментарий, повышающий качество профессионального образования и его доступность для инвалидов;
• обеспечить благоприятную микросреду пребывания обучающихся, реализацию рекреативной и до-суговой функции профессионального образования через гибкую систему оздоровительных, спортивных, развлекательно-познавательных, культурных и экскурсионных мероприятий, выполняющих дополнительную интегративно-реабилитационную нагрузку.
Литература
1. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 1990.
2. Верхоеф П. С., Лангерак Ф. Размышления по поводу CRM: Стратегическое внедрение CRM. [Электрон. ресурс] URL: http://www.bmicro.ru/articles/99/361 (дата обращения 1.04.2014).
3. Рудакова В. Ю. Инклюзивное образование в условиях НПО и СПО. [Электрон. ресурс] URL: http://journal. preemstvennost.ru/novyj-nomer/32-obrazovanie-dlya-vsekh/204-inklyuzivnoe-obrazovanie-v-usloviyakh-spo-i-npo (Дата обращения: 1.04.2014).
4. Специальная педагогика /под ред. Н. М. Назаровой. М.: Академия, 2000.
5. Полторацкая Н. Л. Первые шаги организации инклюзивного образовательного процесса в Смоленском педагогическом колледже // Современное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 15-16 февраля 2013 года. М., 2013. С.130-134.
6. Репина Г.А. Социальная педагогика: краткий конспект лекций и задания для самостоятельной работы. Смоленск: Изд-во СМолГУ, 2008.
7. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности - к исследованию // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.2-15.
8. Сиденко А. С. Планирование экспериментальной работы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1. С.58-65.
9. Козина Г. П., Кобазова Ю. В. Трансформация профессионального сознания педагогов в процессе внедрения и реализации инклюзивного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 2. С.65-69.