ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОБ ОРГАНИЗАТОРСКИХ КАЧЕСТВАХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Хабибова Г.Г.1, Исматова Н.Б.2
1Хабибова Гулия Гайбиллоевна - старший преподаватель;
Исматова Нигина Баходировна - преподаватель, кафедра педагогики, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье показаны результаты исследования выявления уровня знаний организаторских качеств педагогов профессиональных учреждений. Проведено тестирование с целью выявления уровня их знаний о таких организаторских качествах, как дисциплинированность, работоспособность,
самостоятельность, инициативность, целеустремленность. Ключевые слова: знание, исследование, уровень, качество, формирование, обучение, тест, результат.
Анализ литературы и научных исследований в области психолого-педагогических наук показал, что проблема формирования организаторских качеств у подрастающего поколения рассматривалась в различных аспектах как за рубежом, так и в нашем регионе.
Большое количество исследований посвящено вопросу воспитания организаторских умений в начальной и средней школе Л.М.Кувико (1978), Д.М.Мамедова (1987), Т.Х.Хасанов (1993) и мн.др.
В профессиональной отечественной педагогике исследователи в основном рассматривали вопросы организационно-педагогических условий управления кадрами в системе среднего специального образования (М.С.Алимов, 1997); дидактические основы активного обучения (И.А.Аллаёров, 1994); формирования
14
профессиональной культуры будущих рабочих в процессе подготовки в средних профессиональных учебных заведениях (А.Т.Мамаджанов, 1997); социально-педагогические основы воспроизводства квалифицированных кадров в среднем специальном профессиональном образовании (А.А.Юлдашев, 2001).
Значительный интерес к проблеме организаторской деятельности и развитию личности проявляют психологи В.А.Гольнева, Л.И.Уманский, В.А.Токарева, М.Г.Давлетшин, Б.П.Кадыров, Б.М.Теплов, В.А.Крутецкий, Р.Ш.Каримова, Э.Г.Газиев, Р.И.Суннатова и мн. др.
Большое значение для понимания сущности организаторских качеств имеет работа Л.И.Уманского, где автор выделяет в структуре личности организатора общие и специфические компоненты, дает развернутую характеристику последних, рассматривает индивидуальные особенности личности организаторов, определяет структуру организаторской деятельности, ее основные этапы. Вместе с тем в педагогических исследованиях проблема формирования организаторских качеств у подрастающего поколения в период ранней юности разработана недостаточно. С целью исследования изучаемого вопроса в практике нами был проведен констатирующий срез на базе профессиональных педагогических колледжей г. Бухары и г.Гиждуван (педагогическое направление).
В констатирующем срезе было задействовано 30 учителей и 110 учащихся.
Тестирование 30 учителей было проведено с целью выявления уровня их знаний о таких организаторских качествах, как дисциплинированность, работоспособность, самостоятельность, инициативность, целеустремленность. Предложенный им тест включал в себя пять наименований организаторских качеств и три определения, из которых одно являлось правильным, и два вопроса. Педагогам было предложено ознакомиться с содержанием теста, а затем подчеркнуть верное на их взгляд определение и дать ответы на два вопроса.
Просим Вас ознакомиться с содержанием теста и подчеркнуть верный на Ваш взгляд ответ.
1. Дисциплинированность - это: воспитанность, умение в точности исполнять предписания и осознание собственного и общественного долга, высокая культура поведения.
2. Работоспособность - это:много и правильно работающий человек, способность много работать, не снижая темпа и не делая ошибок, любовь к труду и потребность в нем.
3. Самостоятельность - это: решительность и активность в различных видах деятельности, способность видеть перспективы своей профессиональной (и другой) деятельности, способность принимать ответственные решения и действовать по своей инициативе.
4. Целеустремленность - это: способность целенаправленно решать поставленные задачи, умение усердно и продуктивно работать, стремление быстро и качественно выполнять различную работу, решительный поступок человека, проявлять желание самостоятельно выполнить какую-либо работу, организовать какое-либо мероприятие.
6. Формируете ли Вы эти качества у учащихся в процессе их обучения?
«Да», «В отдельных случаях», «Нет».
7. Работаете ли Вы над совершенствованием данных качеств у себя?
«Да», «В отдельных случаях», «Нет».
Количественный анализ результатов тестирования (таблица 1) педагогов показал, что правильное определение дисциплинированности дали 25 (83,25%) учителей; работоспособности - 18 (59,94%), самостоятельности - 17 (56,61%), инициативности - 10 (33,3%) учителей. Неправильное определение дисциплинированности дали 5 (16,65%) учителей, целеустремленности - 12 (39,96%), самостоятельности - 13 (43,29%), инициативности - 20 (66,6%).
В среднем 17 (56,67%) учителей имеют правильное представление об организаторских качествах и 13 (43,29%) -неправильное.
На 6-ой вопрос положительно ответили 7 (23,31%) учителей, в отдельных случаях - 12 (39,96%) учителей, отрицательный ответ был получен от 11 (36,63%) учителей. Лишь 14 (46,62%) учителей (7-ой вопрос) постоянно уделяют внимание совершенствованию отмеченных организаторских качеств у себя, а 16 (53,28%) педагогов иногда уделяют внимание данной работе.
Результаты тестирования учителей свидетельствуют о том, что в целом они владеют знаниями о таких организаторских качествах, как дисциплинированность, работоспособность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, но лишь эпизодически уделяют внимание формированию данных качеств у обучаемых. Анализ результатов, полученных при наблюдении за педагогическим процессом, свидетельствует о том, что учителя не уделяют внимание на формирование у учащихся таких организаторских качеств, как дисциплинированность, самостоятельность,
работоспособность, инициативность, целеустремленность. Таким образом, анализ литературы, научных источников, практики подтвердили имеющееся противоречие между социальным заказом общества на качественную подготовку воспитателя к выполнению профессиональных функций, основу которых составляют организаторские качества, и неразработанностью научно-методической системы их формирования.
Список литературы
1. Azimova N.E. et al. Youth Is Moving Force of Civil Society // Eastern European Scientific Journal, 2019. № 1.
2. Ismatova N.B. et al. Innovative techniques and their importance in the learning process // The Second International Conference on Eurasian scientific development, 2014. С. 101.
3. Shodmonovich A.O. Education in the emirate of bukhara (based on the life and work of the rulers) // Academicia: an international multidisciplinary research journal, 2020. Т. 10. № 12. С. 1224-1227.
4. Азимова Н.Э. Роль профессионального педагога в подготовке гармонично развитой личности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2018. № 5-1.
5. Исматова Н.Б. Булажак укитувчиларни инновацион касбий фаолиятга тайёрлашнинг педагогик-психологик хусусиятлари // Integration of science, education and practice. scientific-METHODICAL JOURNAL, 2020. Т. 1. № 1. С. 50.
6. Исматова Н.Б. Педагогический такт и личностные качества учителя и в процессе самовоспитания // Молодой ученый, 2013. № 5. С. 707-709.
7. Исматова Н.Б. Этнографический материал краеведческого музея в идейно-нравственном воспитании учащихся в Узбекистане // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI в., 2017. С. 126-127.
8. Исматова Н.Б. Технология развитие профессиональных интересов будущих преподавателей посредством интеграции педагогических циклов. Научный журнал. № 9(54), 2020.
9. Исматова Н.Б. Технология развития профессиональных интересов будущих преподавателей посредством интеграции педагогических циклов // Научный журнал, 2020. № 9. С. 9-11.
10. Рамазонова Ф.Х. Навыки совершенствования педагогической компетентности молодого учителя // Вопросы науки и образования, 2020. № 36 (120).
11. Тошова Г.Ж., Исматова Н.Б. Роль гуманистических принципов образовательного процесса в Узбекистане // Молодой ученый, 2014. № 3. С. 1043-1045.
12. Уманский Л.И. Психология организаторских способностей: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. Курск, 1968. С. 40.
13. Формирование всесторонне развитой личности в системе непрерывного образования Республики Узбекистан на современном этапе: Сб. науч.-метод. статей. Ташкент, 2003. Ч. 1. 195 с.
14. Хабибова Г.Г. Вклад ар Беруни в естественные науки // Ответственный редактор, 2020. С. 36.
15. Хабибова Г.Г. Воспитание и школа в ХУ1-ХУП вв. в Бухарском ханстве // ББК 74.48 Р 76. С. 163.
16. Хабибова Г.Г., Рахманова Д.Б. Психологическая служба в дошкольных учреждениях // Россия-Узбекистан. Международные образовательные и социально-культурные технологии: векторы развития, 2019. С. 121.
17. Хабибова Г.Г., Хабибова З.Г. Особенности воспитания и школы в ХУ1-ХУП вв. в Бухарском ханстве // Вестник науки и образования, 2020. № 12-2 (90).
18. Ходжиева М.Ш. Совершенствование аксиологического подхода к педагогической деятельности у будущих учителей // Научный журнал, 2020. № 9 (54).
19. Элибаева Л.С. Народная педагогика - основа формирование личности // Молодой ученый, 2014. № 1. С. 595-597.
20. Элибаева Л.С. Повышение активности учащихся начальной школы // Наука, образование и культура, 2020. № 9 (53).