Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ В XIX ВЕКЕ'

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ В XIX ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1014
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГАХИ / АХМАДА ДОНИША / ФАЗЛИ НАМАНГАНИ БАХШИ / ДАСТАН / ТРАДИЦИОНАЛИЗМ / СВОБОДОЛЮБИЯ / РОМАНТИЗМ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тошова Гулноз Жураевна

В статье рассматриваются вопросы воспитания у подрастающего поколения взглядов Агахи, Ахмада Дониша и Фазли Намангани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тошова Гулноз Жураевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ В XIX ВЕКЕ»

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СРЕДНЕЙ

АЗИИ В XIX ВЕКЕ Тошова Г.Ж.

Тошова Гулноз Жураевна - старший преподаватель, кафедра педагогики, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы воспитания у подрастающего поколения взглядов Агахи, Ахмада Дониша и Фазли Намангани.

Ключевые слова: Агахи, Ахмада Дониша, Фазли Намангани бахши, дастан, традиционализм, свободолюбия, романтизм, просветительства.

В истории Средней Азии имеются периоды, которые до недавнего времени казались сравнительно достаточно изученными. Это относится и отдельным проблемам XIX -начало XX веков, когда Средняя Азия переживала один из сложнейших периодов в своей истории. Политическое и социально - экономическое положение среднеазиатского региона в то время характеризовались стремлением эмиров и ханов к расширению своих территорий, объединению раздробленных владений в единое государство, постоянными войнами за влияние и власть, разрушением городов и сел, обложением народа многочисленными налогами и податями, проникновением царской России в Среднюю Азию и ее завоеванием, превращением края в бесправную колонию царизма, активным вмешательством капитала метрополии в здешнюю экономику и т. д.

Народы Средней Азии издавна являются большими почитателями поэзии и литературы. Традиции представителей классической литературы нашли свои отражение и в творчествах литераторов Х1Х века. В это время, как и всегда, поэты наблюдали за влиянием на психику человека событий и явлений окружающей их среды, в которой они обитают, выражали свое отношение к

общественной жизни. В своем творчестве они воспевали красоту природы, выражали в различных жанрах тяготы жизни, психологические внутренние противоречия, происходящие в сознание человека. В это же время народные сказатели «бахши», «акын» исполняли отдельные главы около 40 дастанах (повествований) на свадьбах и народных гуляниях. В дастанах нашли свое яркое отражение чувство любви и верности Родине, мужество и смелость, чистая любовь, человеколюбие, честность и добросовестность, чувство милости и благодарности и другие идеи, пронизанные извечными духовными ценностями. В это время творчество Агахи (1809-1874 гг.), Ахмада Дониша (1827-1897 гг.), Фазли Намангани (втор. пол. ХУШ - пер.пол XIX века) сыграли большую роль в духовной жизни народов среднеазиатских ханств. Агахи (Мухаммад Риза Эрниязбек оглы) поэт, историк, переводчик -родился в семье мираба. В течение его жизни в Хивинском ханстве правили шестеро ханов. Агахи создал историю Хивинского ханства в период с 1839 - по 1872 годы. Дописал и завершил произведение «Фирдавс ул-икбал» (Райский сад счастья), начатый своим дядей поэтом Шермухаммадом Мунисом. Помимо этого, он написал множество исторических произведений. В этих произведениях Агахи нашли свое отражение важные социально - экономические и культурные изменения в развитии Хивинского ханства. Щедевры Восточной литературы как «Гулистан» Саади Ширази, «Хафт пайкар» Низами Ганжеви, «Кабуснаме» Кайковуса, «Юсуф и Зулейха» Абдурахмана Джами были переведены на узбекский язык. Собрав все свое художественное наследие в виде уникального сборника «Таъвиз ул - ошикин» (Амулет влюбленных), он оставил их для будущих потомков. Эти стихи своим духом и стилем стали прямым продолжением традиции классической литературы народов Средней Азии. Следующий выдающий деятель, писатель, философ, художник и просветитель Ахмад Дониш является автором известных произведений «Путешествия из Бухары в Петербург», «Уникальные истории», «Краткая история

эмиров Благородной Бухары из династии мангытов» и много других литературных трудов. В 1870-1873 годы он создает политическую реформаторскую трактат «Трактат о порядке культуры и общества». С 1880 года реформаторские идеи Ахмада Дониша ещё больше принимает системность и революционность. Он приходит к твердому убеждению, чтобы достичь свободы, народу необходимо начать борьбу за свои права. Фазли Намангани представитель Кокандского ханства, поэт, историк, литературовед в начале Х1Х века в Намангане занимал разные государственные должности. Автор антологии «Мажмуат уш- шуаро» (Сборник поэтических произведений), в который рассказывается о творчестве около 200 поэтов и ученых того периода. По велению Умархана в 1822 году он написал месневи «Шахнама», который состоит из 500 двустиший. Он также создал онтологию «Мажмуаи шоирон» (Сборник поэтов). Фазли Намангани был ученым собирателем в истории литературы узбекского народа. Богатое литературное творчество, отражавшее талант народа, насчитывало множество видов и это ярко прослеживается в произведениях вышесказанных авторах. В них мы видим и тонкую поэзию, красивую прозу и глубокую науку. Своеобразность творчества Агахи, Дониша и Фазли Намангани отражает специфику узбекской литературы того периода и они характеризируется следующими чертами отличия:

- традиционализм (продолжение традиции великих энциклопедистов, классической литературы и узбекского фольклора) и гуманизм (призыв к справедливости и воспевание человеколюбия);

- свободолюбия (отражение реформаторские идеи демократии в произведениях) и романтизм (воспевание красоты и любви);

Узбекская культура складывалась на основании сохранения и развития собственного, тюркского узбекского языка и богатейшего персидского культурного наследия. В частности, развитие узбекской литературы происходило в

полемике, столкновениях и попытках освоения жанров и

сюжетов классической персидской литературы.

Список литературы

1. Абдуллаев К.Ф. Мыслители Востока о педагогической профессии // Культура мира и ненасилия подрастающего поколения: ракурсы интерпретации и педагогические условия развития, 2020. С. 117-120.

2. Жураев Б.Т. Памятники Бухары - источник воспитания молодого поколения // Проблемы современной науки и образования, 2020. № 11 (156).

3. ОчиловаМ.О. Литература народов среднеазиатских ханств XIX века и возможности их использования для формирования патриотизма у молодёжи // ББК 74.48 Р 76. С. 204.

4. Тошова Г.Ж., Исматова Н.Б. Роль гуманистических принципов образовательного процесса в Узбекистане // Молодой ученый, 2014. № 3. С. 1043.

5. Умаров Б.Ж. Педагогические основы формирования эстетической культуры у будущих учителей // Вестник науки и образования, 2020. № 5-2 (83).

6. Ходжиева М.Ш. Совершенствование аксиологического подхода к педагогической деятельности у будущих учителей // Научный журнал, 2020. № 9 (54).

7. Shodmonovich A.O. Education in the emirate of bukhara (based on the life and work of the rulers) //Academicia: an international multidisciplinary research journal, 2020. Т. 10. № 12. С. 1224-1227.

8. Курбонова У. У. Модульные технологии-современный способ получения высшего образования // Academy, 2019. № 11 (50).

9. Элибаева Л.С. Повышение активности учащихся начальной школы // Наука, образование и культура, 2020. № 9 (53).

10. Tuyevich K.B., Shukurovna K.M. Communication and development of pedagogical culture of the future teacher // Вопросы науки и образования, 2020. № 35 (119).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.