Научная статья на тему 'Модель формирования организаторских способностей будущего учителя в условиях педагогического колледжа'

Модель формирования организаторских способностей будущего учителя в условиях педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
917
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МОДЕЛЬ / КВАЗИОРГАНИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРЕНИНГ / МОДЕРАЦИЯ / КЕЙС-МЕТОД / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ORGANIZING ABILITIES / MODEL / QUASI-ORGANIZING ACTIVITY / TRAINING / MODERATION / CASE-METHOD / BUSINESS GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Светлана Владимировна

В статье автор проводит описание разработанной им модели формирования организаторских знаний у будущих учителей в образовательном пространстве педагогического колледжа. Особое внимание уделено функциональной значимости выбранных к формированию подходов; рассмотрению системы принципов и условий, способствующих этому процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL FOR THE FORMATION OF THE FUTURE TEACHER’S ORGANIZING ABILITIES IN THE CONTEXT OF THE PEDAGOGICAL COLLEGE

The author gives the description of his approach to formation of organizational knowledge in future teachers in the educational area of the pedagogical college. Special attention is paid to the functional significance of the chosen approaches and submitting the system of the principles and the conditions facilitating this process.

Текст научной работы на тему «Модель формирования организаторских способностей будущего учителя в условиях педагогического колледжа»

УДК 37

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

© 2012 С.В.Иванова

Республика Башкортостан. Белебеевский педагогический колледж

Статья поступила в редакцию 11.03.2012

В статье автор проводит описание разработанной им модели формирования организаторских знаний у будущих учителей в образовательном пространстве педагогического колледжа. Особое внимание уделено функциональной значимости выбранных к формированию подходов; рассмотрению системы принципов и условий, способствующих этому процессу.

Ключевые слова: организаторские способности, модель, квазиорганизаторская деятельность, тренинг, мо-дерация, кейс-метод, деловая игра.

Изменения, происходящие в обществе, трансформация социально-классовой структуры повлекли за собой существенные изменения в системе образования, как главном социальном институте, определяющем будущее страны. Приоритетным направлением деятельности учителя стало максимальное субъектное развитие личности ребенка; ведущим показателем качества - функциональная грамотность выпускника. Такой подход меняет требования к самому учителю. Современный учитель - организатор учебной деятельности, существенные характеристики которого: компетентность, мобильность, конкурентоспособность на рынке труда. Анализ психолого-педагогической литературы, раскрывающей сущность перечисленных качеств учителя (Ю.Б.Гиппенрейтер, Е.И.Рогов, С.Л.Рубинштейн, И.С.Якиманская и др.)1, привел нас к установлению зависимости их проявления от уровня сформированно-сти организаторских способностей. В связи с этим, в ходе исследования нами была разработана теоретическая модель формирования организаторских способностей будущего учителя в образовательном пространстве педагогического колледжа (рис. 1).

Построение модели осуществлялось в соответствии с особенностями образовательного пространства, адекватного логике формирования организаторских способностей. Последние определялись: а) содержательными характеристиками понятия «организаторские способности», изученными в работах А.Алексеева, А.А.Бодалева, В.Л.Боднар, Н.А.Галеевой,

Иванова Светлана Владимировна, преподаватель. E-mail: karb-svetlana@yandex. ru

1 Галеева Н.А. Формирование организаторских способностей студентов ВУЗА во внеаудиторной деятельности: Дис....канд. пед. наук. - Красноярск: 2008; Якиманская И. С. Технология личностно-ориенти-рованного образования. - М.: 2000.

И.П.Иванова, А.Л.Карповой, А.Г.Ковалева, С.В.Кондратьева, А.С.Крикунова, Н.В.Кузьминой, Д.Н.Лебедева, А.Н.Лутошкина, И.С.Мангутова, В.Н.Мясищева, М.И.Рож-кова, Л.И.Уманского, В.И.Худанич, Г.И.Якушевой и др.; б) результатами анализа современных подходов к формированию организаторских способностей в системе высшего и среднеспециального образования (Н.В.Кузьминой, Н.Б.Крыловой, А.К.Марковой, В.Ше-пель и др.). При этом мы пришли к выводу, что главными характеристиками образовательного пространства, способствующего формированию организаторских способностей, должны стать его многоаспектность и разноплановость.

Основополагающими при определении содержания и структуры модели стали: социальный заказ, требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и начального общего образования. Главным ориентиром явились Федеральные Государственные образовательные стандарты начального общего образования. В связи с этим база реализации модели не ограничивается рамками колледжа, а вбирает в себя и образовательное пространство средних общеобразовательных школ, в которых студенты проходят практику. С этой целью в экспериментальную группу, наряду со студентами и преподавателями колледжа, вошли учителя начальных классов базовых школ.

Системообразующим фактором модели стала цель - формирование организаторских способностей будущего учителя, достижение которой запланировано через систему поставленных задач, направленных на формирование: организаторских знаний; организаторских умений; эмпатийных умений; саморегулятивных умений; самостоятельности; педагогического организаторского опыта.

Методологическую основу реализации поставленных задач составили синергетический, деятельностный, антропологический, личностный, культурологический и системный подходы. Так, антропологический (Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, В.С.Ильин, Г.П.Щедровицкий),

на наш взгляд, позволяет организовать образовательный процесс с учетом природы, структуры человека, закономерностей его внутреннего развития и построения структуры, адекватной основным функциям человека.

Рис.1. Модель формирования организаторских способностей будущего учителя

Синергетический (Н.А.Галеева, В.М.Корот-ков, А.Е.Резанович, Л.И.Уманский), подразумевая совместную деятельность студента и педагога, основанную на взаимопонимании, доверительности и взаимной требовательности, призван обеспечить будущему учителю возмож-

ность осуществлять педагогическое руководство организаторской деятельностью школьников.

Деятельностный (О.А.Абдуллина, М.И.Дьяченко, В.П.Зинченко, А.Н.Ковалев, В.А.Кру-тецкий, М.М.Князев, Н.С.Лейтес, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, Д.А.Ошанин, С.Л.Рубинштейн, Ю.С.Ценч, В.Э.Чудновский,

В.Д.Шадриков) - обеспечивает собственно формирование, рассматриваемое как приспособление операционных механизмов к условиям организаторской деятельности и приобретение ими оперативности. Он позволяет сформировать знания, умения, навыки и опыт организаторской деятельности2, приводит в динамику индивидуальные качества личности будущего учителя.

Личностный (К.А.Абульханова, А.Г.Асмо-лов, И.А.Агеева, Л.И.Божович, В.П.Зинченко, А.Г.Ковалев, В.С.Мухин, В.Н.Мясищев, А.В.Петровский, В.А.Петровский, Д.И.Фельд-штейн, Ю.С.Ценч, В.Э.Чудновский, И.С.Якиманская) - позволяет выявить и развить организаторский потенциал, способствует становлению самосознания, благоприятно влияет на его самоопределение, самореализацию и самоутверждение. Все это оказывает положительное влияние на формирование поведенческого и эмоционально-волевого компонентов организаторских способностей.

Формированию поведенческого, а также когнитивного компонентов организаторских способностей способствует разворачивание этого процесса в рамках культурологического подхода. Он помогает будущему учителю овладеть, а по возможности, присвоить продукты человеческой культуры без распредмечивания вынесенных вовне способностей многих поколений, зафиксированных в культурном наследии, в котором воплотились организаторские способности человечества в целом. Таким образом, культурологический подход (Т.И.Артемьева) обеспечивает активную деятельность индивида, усваивающего опыт педагогической организаторской деятельности3, что положительно сказывается на формировании организаторских способностей будущих учителей.

Системный (Ю.Н.Афанасьев, В.П.Беспаль-ко, В.С.Ильин, Ю.Н.Кулюткин, В.Д.Шад-риков и др.) - обеспечивает взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов организаторских способностей, что позволяет в дальнейшем целостно и планомерно осуществлять педагогическую организаторскую деятельность.

Компетентностный подход (В.И.Андреев, Г.В.Боровская, А.Я.Найн, Ю.С.Ценч, Н.М.Яковлева и др.), выступая системообразующим в разработанной нами модели, способствует успешному формированию организаторских знаний и педагогического организаторского опыта.

Обозначенные нами подходы к формированию позволили наметить систему основных

2 Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. - М.: 2002.

3 Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: 1977.

принципов этого процесса. Их подбор осуществлялся в соответствии с функциональным значением каждого из них для формирования отдельных компонентов организаторских способностей. Ведущими при этом стали: принцип личностной ориентированности, сотрудничества, самостоятельности, синкретичности, про-блемности, преемственности и аксиологично-сти. Так, соблюдение принципа личностной ориентированности мы определяем как фактор самоорганизации и формирования саморегулятивных умений. Он способствует внутреннему развитию будущего учителя как организатора учебной деятельности детей. Функциональная значимость принципа проблемности в исследуемом нами процессе состоит в формировании мобилизационных, информационных, аналитических, гностических и рефлексивных умений. Принцип сотрудничества будет способствовать формированию эмпатийных умений и педагогического организаторского опыта. Принцип самостоятельности позволит сформировать у будущих учителей организаторские умения; приобрести навыки организаторской деятельности; систематизировать организаторские знания у всех студентов, независимо от особенностей его социально-психологического типа. Изучение передового педагогического опыта организаторской деятельности при использовании в нашем исследовании принципа преемственности и аксиологичности даст возможность сформировать субъектный педагогический организаторский опыт, а использование принципа синкретичности - систематизировать его, сформировать организаторский потенциал как системное качество будущего учителя.

Следуя перечисленным принципам, мы определили условия формирования организаторских способностей, которые распределили по трем взаимообусловленным группам, составивших следующий компонент нашей модели: психологические, педагогические, социальные. При этом в группу психологических вошли следующие условия: перманентного самоменеджмента, дифференцированности, диалогич-ности, субъектности, квазиорганизаторской деятельности. То есть те, которые позволяют формировать организаторские способности у людей разного социально-психологического типа и темперамента. Отметим, что в представляемой нами модели, системе психологических условий определяется также роль формирования у студентов представлений о себе как субъекте педагогической организаторской деятельности.

К педагогическим - мы отнесли условие выполнения квазиорганизаторской деятельности, которая выступает в качестве основного метода

формирования организаторских способностей (А.И.Матусик, В.М.Коротова, В.Д.Сапо-ровская, Н.Юсупова, А.М.Розке, В.П.Бе-дерханова). Согласно Л.А.Венгер, М.Г.Гариной, В.И.Каган при ее осуществлении студенты самостоятельно организовывают уроки, апробируют методы организации (В.М.Ми-нияров), включаются в организацию и проведение общественно значимой деятельности (И.П.Иванов, Т.К.Конников, В.Н.Николаев, Л.И.Уманский). Отсюда выполнение данного условия может обеспечить, на наш взгляд, формирование педагогического организаторского опыта. К педагогической группе мы отнесли также концентричность, системность изложения материала, содержательное обобщение, что будет способствовать не только качеству, приобретенных этими способами, организаторских знаний, но и формированию проектировочных умений, составляющих один из компонентов структуры организаторских способностей.

Наконец, социальные - объединили в себе: перманентное обновление коллектива, апостериорность, ориентацию на общество. Данная группа условий является детерминантой поиска новых средств организации, что стимулирует и инициирует процессы формирования самоорганизации и способствует дальнейшему формированию педагогического организаторского опыта.

Реализация поставленной цели и задач при выполнении выделенных условий, согласно нашей модели, должна осуществляться в двух взаимообусловленных направлениях. Первое из них представлено систематизацией и корректировкой педагогического организаторского опыта преподавателей колледжа. Так, работа с преподавателями включает в себя теоретический и практико-корректирующий блоки. Преподаватели, совместно с учителями начальных классов проходят серию занятий, расширяющих, систематизирующих и, по необходимости, корректирующих сложившийся у них опыт организаторской деятельности. Совместные занятия позволяют также участникам экспериментальной группы наметить единую стратегию в процессе формирования организаторских способностей у будущих учителей. Определив основные пути реализации их общей цели, преподаватели и учителя начальных классов начинают непосредственное воздействие на студентов. Таким образом, реализацию второго направления, согласно нашей модели, проводит не сам экспериментатор, а группа преподавателей, прошедших предварительную подготовку в рамках нашего исследования.

Второе направление - работа со студентами - в свою очередь, также делится на несколько

содержательных блоков. Она представлена концентричными модулями, занятия в которых структурированы и представлены: методологическим, психолого-педагогическим и методико-практическим блоками. Так, методологический блок ответственен за формирование системы организаторских знаний. Он представляет собой фундаментальную основу поиска будущим специалистом новых способов осуществления организаторской деятельности. Функциональные возможности психолого-педагогического блока нашей модели состоят в формировании элементов эмоционально-волевого и поведенческого компонентов организаторских способностей. Наконец, методико-практический блок позволяет апробировать выбранные будущим учителем способы организаторской деятельности на практике, где каждому студенту предоставляется возможность непосредственно осуществить организаторскую деятельность.

Эффективность реализации каждого выделенного нами направления зависит от формы ее проведения, при выборе которой мы руководствовались работами А.Л.Карповой, А.В.Косова, С.В.Кошелевой, В.М.Миниярова, И.Л.Руденко, Р.М.Тепляковой и т.д. Наиболее целесообразной формой, обеспечивающей все перечисленные условия, и способствующей эффективному формированию организаторских способностей, вслед за М.Кирсановым, М.Паршиным, Н.Ю.Посталюк, Л.Шипилиной, Е.Черновой, мы считаем тренинг - следующий компонент нашей модели. Он, на наш взгляд, способствует обогащению педагогического организаторского опыта практикой участия в организаторской деятельности; обобщению организаторских умений; приобретению им характера навыка и возможности переноса их в любые другие виды деятельности. Тренинг предоставляет будущему учителю возможность: проявить самостоятельность в действиях; быть одновременно организатором и исполнителем, что, по мнению Р.М.Тепляковой, является обязательным условием приобретения организаторских знаний и, на их основе, организаторских умений 4. Выполнение упражнений тренинга способствует научению через открытие. Такой подход эффективно сказывается на процессе формирования организаторских навыков (И.Л.Руденко).

Главным условием, определяющим результативность тренинга, является адекватность используемых в нем методов, поставленным задачам. В нашей модели методы выделены отдельным компонентом. Подбор необходимых

4 Карпова А.Л. Формирование организаторских качеств педагога в процессе профессиональной подготовки: Дис....канд. пед. наук. - М.: 2004.

и достаточных для формирования организаторских способностей методов осуществлялся на основе исследований М.Ю.Забияко, А.В.Косова, В.М.Миниярова, В.А.Сластенина и др. При этом мы руководствовались выше-обозначенной нами системой психологических, педагогических и социальных условий, способствующих этому процессу. В результате целесообразными методами нам представились: профессионально-ролевая идентификация, метод примера, интерактивные методы обучения (кейс-метод, игры - ролевые и деловые - мо-дерация, дискуссия и др.), медитативные методы и методы прогрессивного расслабления.

Игра эффективна для решения проблемных ситуаций в учебном процессе. Моделирование в ней педагогической организаторской деятельности позволяет упражняться будущим учителям в выработке решения в условиях, имитирующих реальность5. Являясь субъектом профессиональных отношений в деловой игре, студент приобретает необходимые навыки и умения правильного выполнения организаторской деятельности. Эмоционально-творческий поисковый характер деятельности в ней служит дидактическим средством, способствующим развитию организаторских умений. В деловой игре раскрывается личностный потенциал студента, что способствует формированию адекватной самооценки и стимулирует к освоению техники самоменеджмента6. Постепенное усложнение игровых ситуаций позволяет преодолеть нерешительность субъекта деятельности. Кейс-метод позволяет формировать у будущих учителей опыт сотрудничества, расширять операциональный и опыт привычной активизации, т.е. способствует формированию педагогического организаторского опыта. Метод модерации (М.Н.Костикова, В.М.Лопат-кин, И.Р.Лазаренко, П.К.Одинцов, И.К.Шалаев), представляющий собой комплекс взаимосвязанных условий, методов и приемов организации совместной деятельности студентов, позволяет: вовлечь участников в процесс выявления, осмысления и анализа затруднений, возникших в ходе выполняемой деятельности; осуществить поиск путей их разрешения, неформального осмысления и распространения опыта, а также взаимного обучения на основе знаний и опыта участников. То есть модерация способствует формированию самостоятельности будущего учителя. Активное, глубокое, личностное усвоение организаторских знаний; проверка убеждений и установок; опыт со-

5 ТрайневВ.А. Деловые игры в учебном процессе. -М.: 2005.

6 Панина Т.С. Современные способы активизации

обучения. - М.: 2006.

трудничества, согласно нашей модели, должны приобретаться при использовании метода дискуссии. Наконец, формированию саморегулятивных умений будут способствовать медитативные и методы прогрессивного расслабления. Особенностью использования методов является их направленность на формирование субъекта организаторской деятельности.

Как правило, оценить эффективность процесса формирования организаторских способностей возможно при четко обозначенных показателях сформированности. В нашей модели они составляют отдельный структурный компонент, в основу определения которого легли идеи А.Г.Ковалева, В.А.Крутецкого, Б.П.Ересь, В.Д.Шадрикова, С.Л.Рубинштейна, А.В.Петровского, Р.М.Тепляковой7. Все показатели мы распределили по трем областям, соответствующих структуре организаторских способностей: предметной, личностной и конативной. Так, в первую группу вошла сформированность организаторских знаний. Она характеризует теоретическую подготовленность будущего учителя к осуществлению педагогической организаторской деятельности. Вторую составили: мотивация на процесс выполнения организаторской деятельности; сформированность социальной направленности; ценностное отношение к процессу формирования организаторских способностей; проявление личностных качеств, обозначенных в рамках структуры организаторских способностей. Среди них: эмпатийные умения, способность к глубокому проникновению в субъективный мир учащихся, готовность адаптировать свое субъективное восприятие к восприятию другого человека. Наконец, в третью группу вошел комплекс организаторских умений и навыков; способность к установлению субъект-субъектных отношений, выраженных в соответствующем опыте; степень самостоятельности в принятии решений и руководстве процессом организаторской деятельности.

Отметим, что, несмотря на дифференцированный подход к содержанию формирующей организаторские способности деятельности, очевидны различия в результативности процесса их формирования у разных субъектов. В связи с этим в нашей модели оценку сформи-рованности всех обозначенных выше показателей мы предлагаем осуществлять на трех уровнях: репродуктивном, репродуктивно-творческом и творческом. При этом предполагаем, что на репродуктивном уровне: а) предметная область должна быть представлена ба-

7 Галеева Н.А. Формирование организаторских способностей студентов вуза во внеаудиторной деятельности: Дис....канд. пед. наук. - Красноярск: 2008.

зовым уровнем организаторских знаний без их практического применения; б) личностная область - эгоцентризмом, личностной направленностью, эмоциональной неустойчивостью, длительным восстановлением после стресса эмоционального состояния; в) конативная область - мотивацией на результат, а не на процесс выполнения организаторской деятельности; безразличным отношением к осуществлению организаторской деятельности; выполнением организаторской деятельности по образцу под руководством преподавателя; низким уровнем прогностических умений; и частичное владение техникой самоменеджмента.

На репродуктивно-творческом уровне: а) предметная область представлена базовым уровнем организаторских знаний, частично находящих практическое применение; б) личностная область - деловой направленностью, поверхностным анализом эмоционального состояния другого человека, недостаточно развитыми саморегулятивными умениями; в) кона-тивная область - мотивацией на процесс выполнения организаторской деятельности с применением известных средств ее осуществления; самостоятельным выполнением организаторской деятельности, но по образцу.

Наконец, творческий уровень предполагает: а) в предметной области проявление повышенного уровня организаторских знаний, со способностью студента к их применению в нестандартных условиях; б) в личностной области - коллективистскую направленность, произвольную децентрацию, эмоциональную устойчивость; в) в конативной области - устойчивую положительную мотивацию и соответствующее отношение к процессу выполнения организаторской деятельности, освоенность организаторских умений, самостоятельное их применение в новых условиях.

Внедрение представленной нами модели проходило в течение трех лет. В итоге поставленная в ней цель была достигнута, что подтвердилось результатами, полученными нами в ходе эксперимента. Выпускники педагогического колледжа продемонстрировали проявление организаторских способностей по всем выделенным показателям.

В заключении отметим, что главными условиями разработанной модели должны выступить: сохранение взаимосвязи и взаимообусловленности ее структурных компонентов; преемственность в формировании педагогического организаторского опыта.

THE MODEL FOR THE FORMATION OF THE FUTURE TEACHER'S ORGANIZING ABILITIES IN THE CONTEXT OF THE PEDAGOGICAL COLLEGE

© 2012 S.V.Ivanova°

Republic of Bashkortostan. Belebey Pedagogical College

The author gives the description of his approach to formation of organizational knowledge in future teachers in the educational area of the pedagogical college. Special attention is paid to the functional significance of the chosen approaches and submitting the system of the principles and the conditions facilitating this process. Keywords: organizing abilities, model, quasi-organizing activity, training, moderation, case-method, business game.

Svetlana Vladimirovna Ivanova, Teacher. E-mail: karb-svetlana@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.