УДК37.0:[37.06+316.6] (Основные типы и принципы обучения. Социальные проблемы. Человеческие взаимоотношения. Социальная психология)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ
К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МИГРАНТОВ
© 2018 М.В. Купцова
Купцова Мария Владимировна, аспирант кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания
литературы. E-mail: Maria chervinskaya@mail.ru
Самарский государственный социально-педагогический университет. Самара, Россия
Статья поступила в редакцию 26.09.2018
Предмет статьи - основные факторы, оказывающие негативное влияние на педагогическую деятельность в отношении детей мигрантов. Основная тема - роль системы образования в процессе адаптации детей мигрантов. Цель работы - анализ современного состояния проблемы готовности педагогов к работе с детьми мигрантов. Выделение основных социальных и педагогических факторов, препятствующих готовности педагогов к работе с детьми мигрантов. Методология проведения работы состоит в поиске теоретических направлений научных исследований, связанных с педагогической деятельностью в отношении детей мигрантов. Результаты работы содержат аналитический обзор факторов, препятствующих работе педагогов с детьми мигрантов. Областью применения результатов является процесс разработки модели формирования готовности педагогов к работе с детьми мигрантов. Вывод. В настоящее время система образования не отвечает современной демографической ситуации в контексте поликультурного образования. Педагоги играют ключевую роль в процессе социальной адаптации ребенка из семьи мигрантов, однако проблема формирования готовности учителей к работе с детьми мигрантов остается открытой. Ключевые слова: миграция, дети - мигранты, адаптация детей мигрантов, готовность педагогов, поликультурное образование.
Введение. В настоящее время миграционные процессы являются повсеместным, масштабным явлением, обусловленным геополитическими событиями, глобализацией и экономическим развитием отдельных стран. Приток больших групп внешних мигрантов характерен преимущественно для стран с развитой и развивающейся экономикой, в том числе для России.
Более 10 % населения в нашей стране сегодня являются граждане других стран, приехавшие в Россию с целью заработка. Преимущественно отечественную миграционную картину составляют трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья: республик Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) и стран Закавказья (Армения, Грузия, Азербайджан) [1]. Многие мигранты приезжают в Россию с семьями и остаются на длительный срок проживания.
Проблема. Существенный приток мигрантов неизбежно вносит изменения в социокультурное пространство принимающей стороны, что заставляет все структуры, в том числе образовательные, реагировать на изменяющуюся демографическую ситуацию. Учитывая, что дети составляют значительную долю миграционных потоков, именно система образования становится ключевым институтом адаптации детей ми-
грантов. Несмотря на фактор гуманизации образования, успешной адаптации детей мигрантов в результате учебного процесса препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством.
Многие исследователи в области педагогики сходятся во мнении, что именно дети испытывают на себе наибольшее негативное влияние смены уклада жизни, культуры поведения, системы норм и ценностей, возникшей в результате миграции. Именно поэтому проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится животрепещущей для современной отечественной педагогики. Как пишет в своей диссертации М.Л. Геворкян: «дети-мигранты... находятся в особо трудных условиях» [2]. Ученый Данг Тхи Ким Лиен в диссертационном исследовании отмечает: «Дети всегда участвовали в процессе миграции, которая протекала не безболезненно» [3].
На фоне неуклонного роста количества приезжающих иностранных граждан для осуществления своей трудовой деятельности среди россиян все еще отмечается негативное отношение к мигрантам [4]. В современном обществе имеет место такое социальное явление, как мигранто-фобия. Проявление негативного отношения к
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №5, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 5, 2018
мигрантам выявляется повсеместно и транслируется, в том числе, и в учебных заведениях [5].
Нарастающий характер миграционных потоков и негативное отношение к мигрантам актуализируют проблемы социальной и культурной адаптации мигрантов в принимающем обществе. Интерес государства и ученых к проблеме успешной адаптации мигрантов возрастает по многим причинами. Одной из главных является то, что решение проблемы безболезненного взаимодействия мигрантов и принимающего общества имеет существенное значение в предупреждении межнациональных и межконфессиональных конфликтов, укреплении единства российской нации. Не более важным является и то, что эффективная адаптация мигрантов экономически выгодна как государству в целом, так и отдельному индивиду.
До настоящего времени нерешенной остается проблема успешной адаптации мигрантов, результатом которой является их социальная активность, включенность и возможность самостоятельно участвовать в трудовых и экономических отношениях. По словам С.А. Дудко, государственные и общественные институты, наука, в том числе и педагогическая, находятся «в долгу перед обществом», т.к. до сих пор остается не выработанной четкой и последовательной программы действий в отношении проблем мигрантов [5].
Все исследователи, без исключения, сходятся во мнении, что усиливающиеся миграционные процессы стали не только социальной, но и педагогической проблемой. Педагоги, которые должны быть готовы к построению своей деятельности в условиях этнической и конфессиональной гетерогенности группы обучающихся детей, зачастую испытывают затруднения при работе с детьми-мигрантами. Не смотря на то, что проблемам миграции посвящено достаточно много научных трудов, педагогический аспект социализации детей-мигрантов остается недостаточно изученным. Ряд исследователей (Е.В. Шадрова [6], Е.Л. Тихомирова [7], И.В. Балашова, К.Л. Данг Тхи [3]) в своих трудах отмечают, что проблема готовности педагогов к работе с детьми мигрантов на сегодняшний день остается открытой. На это указывает исследование самооценки профессиональных компетенций у педагогов средних общеобразовательных учебных заведений, проведенное О.М. Звягиной и Н.И. Легостаевой, в результате которого выяснилось, что более половины (70%) опрошенных учителей затрудняются в работе с детьми-
мигрантами [8]. Как заключает автор, в первую очередь это связано с недостаточно развитыми компетенциями поликультурного образования и разработанными универсальными учебными действиями [8].
Неготовность работы педагога с мигрантами обусловлена отсутствием на федеральном и региональном уровнях нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по адаптации мигрантов. Действующие в настоящее время стратегические документы носят декларативный характер.
Об отсутствии законодательства и нормативной базы как о проблеме подготовки педагогов для работы с детьми-мигрантами говорят многие отечественные исследователи, в частности О.В. Гукаленко и В.П. Борисенков указывают на явное противоречие между масштабным характером миграции и «неготовностью системы образования обеспечить их качественное обучение и воспитание... в связи с отсутствием отвечающей вызовам времени системной государственной политики.» [9].
Недостаточно разработаны методические основы обучения детей мигрантов. Исследователи О.В. Гукаленко, В.П. Борисенков, С.А. Дудко, М.В. Дюжакова, М.Л. Геворкян, Е.Ю. Сизганова и др. в своих научных изысканиях указывают на очевидную необходимость разработки и массового внедрения моделей обучения детей-мигрантов. В частности, С.А. Дудко говорит о необходимости усиливать кадровый потенциал педагогов в данном вопросе, в том числе путем повышения их квалификации и переподготовки в контексте поликультурного образования [10].
Заключение. Одним из важных результатов педагогической деятельности с детьми мигрантов является их социальная адаптация, при которой и ребенок из семьи мигрантов, и принимающий его социум положительно настроены по отношению друг к другу.
Таким образом, педагогическая деятельность в отношении детей мигрантов представляет собой сложный процесс, требующий в настоящее время консолидации усилий нескольких отраслей науки и общественной жизни. Различные социальные и педагогические факторы оказывают серьезное влияние и в целом на образовательную политику в отношении мигрантов, и на работу главных людей в разрешении сложившейся ситуации - учителей.
1. Министерство внутренних дел Российской Федерации. Трудовая миграция: ЬЦр8://мвд.рф/Ре1]а1е1по81/81ай81к8/т1;а;гасюппауа/
2. Геворкян М.Л. Педагогические основы развития мигрантской педагогики в России и США: автореф. дисс.... канд. пед. наук: 13.00.01 Общ. пед., истор. пед. и образования / Саратовск. госуд. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, 2001. 23 с.: http://irbis.gnpbu.ru/Aref 2001/Gevorkyan M L 2001.pdf
3. Данг Тхи К.Л. Социально-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в образовательных учреждениях: автореф. дисс.... канд.пед.наук: 13.00.05 Теория, методика и организация социально-культурной деятельности / СПб: РГПУ им. Герцена, 2010. 23 с. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-05/dissertaciya-sotsia1no-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-migrantov-v-obrazovate1nyh-uchrezhdeniyah
4. Аналитический центр Левада. Исследование ксенофобии россиян: https://www.levada.ru/2017/08/23/uroven-ksenofobii-v-rossii-dostig-minimuma
5. Дудко С.А. Образовательная политика в контексте миграционных процессов // Высшее образование в России. 2010. № 2. С.39-46.
6. Шадрова Е.В., Тихомирова Е.Л. Формирование профессиональной готовности педагога к работе с гетерогенными группами обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т.37. С. 171175.
7. Балашова И.В., Тихомирова Е.Л., Шадрова Е.В. Исследование потребности гетерогенных групп обучающихся // Психолого-педагогический поиск. Научно-методический журнал. 2014. № 4 (32). С. 129 - 141.
8. Звягина О.М., Легостаева Н.И. Исследование самооценки профессиональных компетенций у педагогов средних общеобразовательных учебных заведений республики Карелия // Мониторинг общественного мнения. Январь - февраль 2014. № 1(119). С. 152-159.
9. Гукаленко О.В., Борисенков В.П. Подготовка педагогов для работы с детьми-мигрантами в поликультурном образовательном пространстве // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 1 (28). С. 86-94.
10. Дудко С.А. К проблеме социально-педагогической интеграции детей мигрантов в России // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. 2012. С. 757-761.
SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF TEACHER'S READINESS FOR WORKING WITH MIGRANT'S CHILDREN
©2018 M.V. Kuptsova
Maria V. Kuptsova, Post-graduate student of the Department of Russian, foreign literature and methods of teaching literature.
E-mail: Maria chervinskaya@mail.ru
Samara State University of Social Sciences and Education. Samara, Russia
The subject of the article is the main factors that have a negative impact on pedagogical activity in relation to migrant children. The main theme is the role of the education system in the process of adaptation of migrant children. The aim of the work is to analyze the current state of the problem of teachers' readiness to work with migrant children. Identification of the main social and pedagogical factors impeding the readiness of teachers to work with children of migrants. The methodology of the work is to find theoretical directions of scientific research related to pedagogical activity with regard to migrant children. The results of the work contain an analytical review of the factors that impede the work of teachers with migrant children. The area of application of the results is the process of developing a model for the formation of teachers' readiness to work with children of migrants. Conclusion. Currently, the education system does not respond to the current demographic situation in the context of multicultural education. Teachers play a key role in the social adaptation of the child from the migrant's family, but the problem of educating teachers in working with migrant children remains open.
Key words: migration, migrant children, adaptation of migrant children, teachers' readiness, multicultural education.
1. Ministerstvo vnutrennix del Rossijskoj Federacii. Trudovaya migraciya: (The Ministry of internal Affairs of the Russian Federation): https://mvd.rf/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/
2. Gevorkyan M.L. Pedagogicheskie osnovy" razvitiya migrantskoj pedagogiki v Rossii i SShA (The pedagogical basis for the development of migrant education in Russia and the United States): avtoref. diss. ...kand. ped. nauk: 13.00.01 Obshhaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya / Saratovskij gosu-darstvenny"j universitet im. N.G.Chernyshevskogo, Saratov, 2001. 23 s.: http://irbis.gnpbu.ru/Aref 2001/Gevorkyan M L 2001.pdf
3. Dang Txi K.L. SociaFno-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej-migrantov v obrazovateFny'x uchrezhdeniyax (Social and pedagogical support of migrant children in educational institutions): avtoref. diss.. kand.ped.nauk: 13.00.05 Teoriya, metodika i organizaciya sociaFno-kurturnoj deyateFnosti / SPb., RGPU im. Gercena, 2010. 23 s.:
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №5, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 5, 2018
http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-15-00-05/dissertaciva-sotsialno-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detev-migrantov-v-obrazovatelnvh-uchrezhdenivah
4. Analiticheskij centr Levada. Issledovanie ksenofobii rossiyan (The study of xenophobia of the Russians): https://www.levada.ru/2017/08/25/uroven-ksenofobii-v-rossii-dostig-minimuma
5. Dudko S.A. ObrazovateFnaya politika v kontekste migracionny"x processov (Educational policy in the context of migration processes). Vy^sshee obrazovanie vRossii. 2010. № 2. S.59 - 46.
6. Shadrova E.V., Tixomirova E.L. Formirovanie professionaFnoj gotovnosti pedagoga k rabote s geterogennymi gruppami obuchayushhixsya (Formation of professional readiness of the teacher to work with heterogeneous groups of students). Nauchno-metodicheskij elektronny^j zhurnal «Koncept». 2015. T.57. S. 171 - 175.
7. Balashova I.V., Tixomirova E.L., Shadrova E.V. Issledovanie potrebnosti geterogenny"x grupp obuchayushhixsya (Study of the needs of heterogeneous groups of students). Psixologo-pedagogicheskij poisk. Nauchno-metodicheskij zhurnal. 2014. № 4 (52). S. 129 - 141.
8. Zvyagina O.M., Legostaeva N.I. Issledovanie samoocenki professionaFn/x kompetencij u pedagogov sred-nix obshheobrazovateFny"x uchebny"x zavedenij respubliki Kareliya (Study of self-assessment of professional competences of teachers of secondary educational institutions of the Republic of Karelia). Monitoring obshhestvennogo mneniya. YanvaF - fevraF 2014. № 1(119). S. 152 - 159.
9. Gukalenko O.V., Borisenkov V.P. Podgotovka pedagogov dlya raboty" s deFmi-migrantami v polikuFturnom obrazovateFnom prostranstve (Training of teachers to work with migrant children in a multicultural educational space). Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2016. № 1 (28). S. 86 - 94.
10. Dudko S.A. K probleme sociaFno-pedagogicheskoj integracii detej migrantov v Rossii (On the problem of socio-pedagogical integration of migrant children in Russia). Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo. 2012. № 28. 2012. S. 757 - 761.