Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018
№ 3 (33). С. 306-311. клг^-^ клг^п
удк 376.7 М. В. ЗАБАВНОВА, М. В. ДАНИЛОВА
Мониторинг качества социально-педагогической работы с детьми мигрантов
Статья посвящена вопросу социально-педагогической работы с детьми мигрантов и оценке ее качества посредством мониторинга. На основе теоретического анализа раскрыта сущность понятий «социально-педагогическая работа с детьми мигрантов», «социально-педагогический мониторинг». Результаты анализа специализированных программ и проектов позволили определить основные критерии, которые лежат в работе с детьми данной категории. Представлен проект социально-педагогической работы с детьми мигрантов, результативность которого определяется сравнительным анализом первичной и вторичной диагностик по следующим параметрам: адаптация, самопринятие, принятие других, эмоциональная комфортность, интернальность, эскапизм, тревожность, агрессия, самооценка. В содержательной части проекта представлен комплекс мероприятий, направленный на формирование навыков межкультурной коммуникации, интереса и уважения к российской культуре и истории, умения конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, основных представлений о здоровом образе жизни, навыков межличностного взаимодействия, активное включение в совместную деятельность.
Ключевые слова: дети мигрантов, мониторинг, социально-педагогическая работа, адаптация, социализация
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018
№. 3 (33, pp. 3°6-3n. M. v. ZABAVNOVA, M. V. DANiLOVA
Monitoring of quality of social and pedagogical work with migrant children
The article is devoted to the issue of social and pedagogical work with migrant children and assessment of its quality through monitoring. On the basis of theoretical analysis, the essence of the concepts "social and pedagogical work with migrant children", "social and pedagogical monitoring" is revealed. The results of the analysis of specialized programs and projects made it possible to determine the main criteria that lie in working with children of this category. The project of social and pedagogical work with migrant children is presented, the effectiveness of which is determined by the comparative analysis of primary and secondary diagnostics in the following parameters: adaptation, self-acceptance, acceptance of others, emotional comfort, internality, escapism, anxiety, aggression, self-esteem. The content of the project presents a set of activities aimed at building the skills of intercultural communication, interest and respect for Russian culture and history, the ability to constructively exit conflicts, basic ideas about healthy lifestyles, interpersonal skills, and active involvement in joint activities.
Keywords: migrant children, monitoring, social and pedagogical work, adaptation, socialization
Введение
овременная Россия представляет собой / многонациональное государство, что об-V__<- условлено ярко выраженными миграционными процессами. В этой связи Национальная доктрина образования ориентирована на создание равных условий получения образования населением, предоставление возможности каждому повышения образовательного уровня в течение всей жизни. В ракурсе рассматриваемой темы необходимо отметить и реализацию Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) [1].
Однако следует обозначить, что действующее законодательство РФ относительно вопросов миграции пока не позволяет в полной мере осуществлять эффективную миграционную политику. Миграционная ситуация достаточно изменчива, что определяет ориентиры реагирования миграционного законодательства как на федеральном, так и на региональном уровнях.
По статистическим данным за период с 2012 по 2016 гг. количество мигрантов в возрасте от 0 до 16 лет составило 3,6 млн. человек [2]. Подобная ситуация свидетельствует о необходимости организации качественной социально-педагогической работы, способствующей наиболее полноценной интеграции детей мигрантов в российское сообщество.
Проблематика миграции имеет сложный многогранный характер. Исследования в этой области проводились с различных аспектов.
Уровень адаптации мигрантов в зависимости от состояния рынка труда и функционирования институциональных структур анализируются в трудах Б.С. Хорева, Ж.А. Зайончковской, Т.И. Заславской [3], А. Г. Гришановой, М.Л. Рыбаковско-го [4] и других.
Проблема межкультурных коммуникаций, проблема идентичности, конфликта и межэтнической напряженности, изучение психологии миграций, проблема ксенофобии, проблема толерантности, аккультурация мигрантов рассматриваются такими учеными как Г.У. Солдатова, В.В. Шалин [5], В. Г. Крысько [6], Н.М. Лебедева [7], В.А. Тишков, А.Г. Асмолов [8] и другими.
Исследованиями в области социально-педагогической работы с детьми мигрантов занимаются О.В. Аракелян [9], М.В. Данилова [10] , О.В. Гукаленко [11], Г.В. Давлеткамова [12] , Г.Д. Дмитриев, И.В. Бабенко и другие.
Проблема адаптации мигрантов также представлена зарубежными учеными, такими как Р.В. Брислин, С. Бочнер, Дж. Берри [13], Я. Ким и другими.
На данный момент в России идет этап исследований, накопления знаний и практического опыта по исследуемой проблеме. За последнее
десятилетие сделаны основательные шаги по пути культурной идентификации и интеграции детей мигрантов в культурное и образовательное пространство страны. Личностно-ориентиро-ванная система обучения и воспитания рассматривается как среда поддержки детей, выходцев из различных этнических групп. Это делает актуальным изучение качества социально-педагогической работы с детьми мигрантов для того, чтобы рассмотреть дальнейшие пути развития и возможности по оказанию им помощи и поддержки.
Необходимо отметить и наличие специализированных программ и проектов, направленных на интеграцию учащихся данной категории в образовательное и культурное пространство российского социума. Как показал анализ научных публикаций и Интернет ресурсов осуществляемая работа строится на основе следующих критериев:
1) содействие социальной и языковой адаптации в новых условиях;
2) обучение на основе государственного стандарта по русскому языку как иностранному;
3) духовно-нравственное воспитание, посредством изучения русского языка и литературы;
4) помощь в культурно-речевой адаптации, на основе развития трех направлений деятельности: обучения, практического консультирования, культурного обмена и общения;
5) включенности в российскую культуру;
6) формирование идей межнационального согласия и развитие активной гражданской позиции у подрастающего поколения, а также поддержка межкультурного диалога;
7) трансляция положительного опыта интеграции культур народов и снижение риска межнациональных конфликтов;
8) использование различных форм обучения, направленных на формирование толерантности к обществу, в котором происходит социализация ребенка;
9) создание ситуаций успеха, в достижении общей цели с помощью сотрудничества и взаимодействия.
На наш взгляд опыт работы определяет как достижения поставленных целей, так и проблемные точки, указывающие перспективный вектор разработки новых стратегий работы посредством систематического мониторинга социально-педагогической деятельности с детьми мигрантов.
Мониторинг понимается как форма исследования, способ обеспечения сферы управления своевременной и качественной информацией [14]. В этой связи мониторинг социально-педагогической работы с детьми мигрантов - это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о социально-педагогической деятельности, направленной на работу с детьми мигрантов, которая обеспечивает возможность отслеживания ее состояния и состав-
ления прогноза ее дальнейшего развития.
Показателем эффективности является повышение уровня адаптации детей-мигрантов к новой социокультурной среде, и уменьшение их дезорганизации в ином культурном пространстве. В качестве параметров оценки качества социально-педагогической работы с детьми мигрантами мы предлагаем использовать: академическую успеваемость, социально-психологическую адаптацию, включенность в культуру России, межличностное общение.
_Эмпирическое исследование
С целью изучения качества социально-педагогической работы с учащимися из среды мигрантов нами было проведено исследование среди 87 учащихся школ Владимирской области.
В исследовании использовались следующие методики: методика диагностики социально-психологической адаптированности (шкала СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптация Т.В. Снегиревой) [15]; методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина [16]; методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева [16]; методика «Исследование самооценки» Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан) [17]; авторская анкета.
На основе результатов первичного исследования было выявлено наличие проблем в адаптации детей мигрантов к новым социокультурным условиям. Об этом свидетельствовали: высокий уровень тревожности, наличие агрессивных проявлений и низкий уровень самооценки. Кроме того, результаты анкетирования также свидетельствовали о том, что дети мигрантов слабо знакомы с культурой России и имеют трудности в изучении русского языка.
В соответствии с этим нами была разработана программа, направленная на содействие формированию навыков межкультурного взаимодействия, интереса и уважения к российской культуре и истории.
Программа реализовывалась с помощью следующих методов: тренинговые упражнения, бе-
седы, творческие задания, игры, беседы с родителями и педагогами.
В отношении учащихся из среды мигрантов и их одноклассников проводилась работа по следующим тематическим блокам:
- получение учащимися знаний об эмоциональной сфере, возможности правильного выражения своих эмоций;
- формирование эмпатии, дружелюбия, взаимного доверия;
- формирование умения конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, усвоение эффективности непосредственного общения;
- создание благоприятного фона в классном коллективе, укрепление групповой сплоченности,
- формирование основных представлений о здоровом образе жизни;
- пробуждение творческого интереса, активное включение в совместную творческую деятельность;
- формирование знаний о различных культурах, навыков межличностного взаимодействия.
Исходя из имеющихся проблем, при социально-педагогической поддержке детей мигрантов, проводилась работа с родителями (законными представителями) педагогами образовательного учреждения в направлении толерантного отношения к детям мигрантов, обучения навыкам коммуникации и помощи в формировании жизненных установок.
Для определения результативности программы социально-педагогической работы с детьми мигрантов нами был проведен сравнительный анализ по параметрам выбранного диагностического инструментария. Кроме того эффективность полученных результатов проверялась при помощи использования Т - критерия Вилкоксо-на, который позволяет сопоставить показатели, измеряемые в различных условиях на одной и той же выборке, а также дает возможность установить выраженность этих изменений.
По методике «Социально-психологическая адаптированность» (К. Роджерс, Р. Даймонд) были получены следующие результаты (рис. 1):
Адаптация Самспркнягае Пркнятелругнк Эмоциональная Интернальность СтрАмлениек Эскапизм
ВДмфОр 1И«С|Ъ л омш шроиш I»
■ Д0п]и"шелап1ямерпп|итят[п! ■ Ппс ле пропела пш мер пприяттп!
Рис. 1 Сравнительный анализ результатов методики «Социально-психологическая адаптиро-
ванность» (К. Роджерс и Р. Даймонд)
С^-о
68%
Ситу атнвная тр евожность Личностная тр евожнос ть ■До проведения меропрпяпЛ После про веденг u меропрняий
Рис. 2 Сравнительный анализ результатов методики оценки тревожности (Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин)
выявлено 47% испытуемых с высоким уровнем по шкале «адаптация», в то время как при проведении первичного исследования данный показатель выявлен не был. Также у 53% респондентов был выявлен высокий уровень самопринятия. Высокие показатели по шкале «принятие других» были выявлены у 53% опрошенных, что на 43% выше, чем при первичном исследовании. Кроме того увеличились показатели по шкалам «эмоциональный комфорт» - на 48% и «интер-нальность» - на 10%. По шкалам «стремление к доминированию» и «эскапизм» замечено снижение показателей на 26% и 10% соответственно. Для сравнения ниже представлен рисунок с результатами первичной диагностики.
При использовании Т-критерия Вилкоксона для сравнения результатов первичной и вторичной диагностики по данной методике, в целом можно сделать вывод о статистической значимости критерия Т. При этом по шкалам «адаптация», «самопринятие», «принятие других» и «эмоциональная комфортность» заметно повышение показателей во втором замере. По шкалам «интернальность», «стремление к доминированию» и «эскапизм», критерий Т находится вне зоны значимости, что свидетельствует о минимальных сдвигах в положительном направлении по данным признакам и требует дальнейшей работы по улучшению результатов данных показателей (см. рис. 1).
На основе анализа результатов повторного исследования по методике оценки тревожности
(Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин) можно сделать вывод о снижении показателей, как по шкале «ситуативная тревожность» - на 47%, так и по шкале «личностная тревожность» - на 46% (см. рис. 2).
Расчет Т-критерия Вилкоксона после повторного проведения данной методики показал, что все показатели критерия Т находятся в зоне статистической значимости, при этом в данном случае показатели второго замера статистически ниже показателей первого.
Результаты, полученные в ходе проведения повторного тестирования по методике «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева, свидетельствуют о повышении показателей уровня сдержанности на 16%. Кроме того снижены показатели по шкале «ПВА» - на 11% и по шкале «КФА» - на 6% (см. рис. 3).
При расчете Т-критерия Вилкоксона были получены следующие результаты: только по шкале «КФА» Т-критерий находится в зоне значимости, остальные показатели находятся вне зоны значимости. Это свидетельствует о минимальном улучшении результатов и также требует дополнительной работы по снижению уровня агрессии.
Проведя повторное исследование по методике «Исследование самооценки» Дембо-Ру-бинштейн (модификация А.М. Прихожан) было установлено повышение средних значений как по уровню самооценки (на 42%), так и по уровню притязаний (на 11%) (см. рис. 4).
40%
35% 30% 25% 2.0% 15% 10% 5% 0%
31% ям
21% ¿та
■ ■
1 п. 10% 1
5%
0% 1
КВА
ГПЧА
~[<) 11ги 1 кг"I!'Hi Iя мни пм i:i 1111
КФА ГТФА
ТТ.н 1и:Щ№л(Я114 (.шин п>| гч ти
Уровень сдЁрясЯННиггН
Рис. 3 Сравнительный анализ результатов методики «Агрессивное поведение»
(Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)
80% 60% 40% 20% 0%
53% 64%
4/%
5%
v
уровень притязании
Самооценка
I До проведения мероприятий
После
проведения
мероприятий
Рис. 4 Сравнительный анализ результатов методики «Исследование самооценки» Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан)
Рассматривая эффективность поученных результатов посредством Т-критерия Вилкоксона, можно сделать вывод о повышении показателей после реализации программы.
Также кратко рассмотрим результаты, полученные в ходе повторного проведения анкетирования, которые свидетельствуют об изменении некоторых показателей (в скобках указаны результаты первичной диагностики): на 17% больше респондентов положительно ответили о наличии школьных друзей. 64% (26%) испытуемых участвуют в жизнедеятельности школы, что на 38% больше, чем при первичном исследовании.
79% (58%) испытуемых ответили, что им нравится изучать историю России, это на 21% больше, чем при первичном анкетировании. Повторное исследование также показало, что 42% (26%) посещают какие-либо кружки/секции, данный показатель повысился на 16%.
На 16% больше испытуемых отметили, что им нравится читать русскую литературу. На 10% больше ответили, что посещали какие-либо музеи, театры, а 31% отметили, что не посещали, но планируют сделать это в дальнейшем.
Отвечая на вопрос: «Как вы проводите свое свободное время?», 26% (на 11% меньше) испытуемых отметили, что они предпочитают смотреть телевизор/слушать музыку, 26% (на 6% меньше) в свободное время гуляют с друзьями, 31% (на 15% больше) читают книги, 10% (на 5% больше) опрошенных занимаются изучением культуры России и 5% (на 5% меньше) ничем не занимаются. 79% испытуемых ответили, что у них есть любимое российское произведение/автор/ герой, это на 16% больше, чем при первичном исследовании.
На вопрос: «Какие русские обычаи и традиции вам известны?», 73% (на 26% больше) отметили масленицу; 42% учащихся упомянули национальную одежду и еду; на 15% опрашиваемых больше отметили пасху; 26% испытуемых (на 16% больше) упомянули крещение; 15% респондентов упомянули свадьбу, Ивана Купала и Рождество; 10% опрашиваемых отметили хоровод и матрешек; 5% отметили купание в проруби.
Заключение
Таким образом, на основе сравнения результатов первичной и вторичной диагностик в целом можно сделать вывод об эффективности программы социально-педагогической работы с детьми мигрантов. Об этом свидетельствует изменение результатов в положительную сторону: повышение уровня адаптации, принятия себя, снижение тревожности, как на личностном, так и на ситуативном уровнях, повышение уровня самооценки, включение в жизнедеятельность класса и школы, повышение уровня заинтересованности в особенностях российской культуры. Тем не менее, необходимо продолжать вести активную работу по снижению уровня агрессивности, повышению уровня внутреннего контроля и формированию умения адекватно воспринимать и решать возникшие трудности. Проведенная нами работа доказывает, что необходимо стремиться не только к улучшению качества социально-педагогической работы с детьми мигрантов, но и к распространению данного вида деятельности в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) [сайт]. URL: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70088244/#ixzz4gPLKwGBW (дата обращения: 25.04.18)
2. Федеральная служба государственной статистики [сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/population/demography/# / (25.02.18)
3. Заславская Т.И. Процессы миграции и их регулирование в социалистическом обществе // Социологические исследования. 1978. №1. С. 35-39.
4. Рыбаковский М.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений . М.: «Наука», 2011. 197 с.
5. Шалин В.В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость. Краснодар: Периодика Кубани, 2000. 256 с.
6. Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 320 с.
7. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.: ИЭА РАН, 2013. 415 с.
8. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2014. 416 с.
9. Аракелян О.В. Поликультурное образование и этнопсихология: научное издание. М.: Грааль, 2013. 188 с.
10. Данилова М.В. Педагогическая поддержка учащихся-мигрантов в учебно-воспитательном процессе: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / под ред. В. А. Попова. Владимир: Издательство «Транзит-ИКС», 2009. 187 с.
11. Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: автореф. дис. ... д-ра пед. Наук. Ростов н/Д, 2011. 44 с.
12. Давлеткамова Г.В. Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе: Автореф. дис. ... канд. пед. Наук. Волгоград, 1998. 23 с.
13. Бери Дж. Кросскультурная психология: исследования и применение. М.: Гуманитарный центр, 2017. 560 с.
14. Мокшеев, В.А. Организация системы мониторинга в образовании // Школьные технологии. 2005. №1. С. 85-94.
15. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб.пособ. / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ, 2013. 672 с.
16. Карелин, А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2017. 416 с.
17. Методика «Исследование самооценки» Дембо-Рубинштейн [сайт]. URL: http://metodi4ka.com/dembo-rubinshteyn (дата обращения: 18.04.18)
1. The concept of the state migration policy of the Russian Federation for the period until 2025 (approved by the President of the RussianFederationofJune13,2012)[website].URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/#ixzz4gPLKwGBW (accessed 18 April 2018)
2. Federal State Statistics Service [site]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/en/statistics/ population/demography/#/ (accessed 18 April 2018)
3. Zaslavskaya T.I. The processes of migration and their regulation in a socialist society. Sociological research. 1978. no. 1. pp. 3539. (in Russian)
4. Rybakovsky M.L. Migration of population: forecasts, factors, policy: training. allowance for stud. supreme. ped. educational institutions. Moscow, Science Publ., 2011. 197 p. (in Russian)
5. Shalin V.V. Tolerance: cultural norms and political necessity. Krasnodar, Periodica of the Kuban, 2000. 256 p. (in Russian)
6. Krysko V.G. Ethnic Psychology: Textbook. allowance for stud. supreme. schools, schools. Moscowm Publishing Center "Akademiya", 2013. 320 p. (in Russian)
7. Lebedeva N.M. Social Psychology of Ethnic Migrations. Moscow, IEA RAS, 2013. 415 p. (in Russian)
8. Asmolov A.G. Psychology of personality: principles of general psychological analysis. Moscow, Sense Publ., 2014. 416 p. (in Russian)
9. Arakelyan O.V. Multicultural education and ethnopsychology: a scientific publication. Moscow, Graal Publ., 2013. 188 p.
10. Danilova M.V. Pedagogical support of migrant students in the teaching and educational process: a textbook for students. supreme. ped. educational institutions / ed. V. A. Popova. Vladimir, Publishing house "Transit-IKS", 2009. 187 p. (in Russian)
11. Gukalenko O.V. Teoretiko-methodological bases of pedagogical support of protection of pupils-migrants in polycultural educational space: the author's abstract. Dis. Dr. Ped. Sci. Rostov-on-Don, 2011. 44 p. (in Russian)
12. Davletkamova G.V. Preparation of students of a pedagogical university to study the ethnopedagogical environment in a polynational region: Author's abstract. Dis. PhD. Ped. Sci. Volgograd, 1998. 23 p. (in Russian)
13. Bury J. Cross-cultural psychology: research and application. Moscow: The Humanitarian Center, 2017. 560 p.
14. Moksheev, V.A. Organization of the monitoring system in education. School technology. 2005. no. 1. pp. 85-94. (in Russian)
15. Practical psychodiagnostics. Techniques and tests: tutorial. Ed. D.Ya. Raygorodsky. Samara, BAHRAH Publ., 2013. 672 p. (in Russian)
16. Karelin A.A. A great encyclopedia of psychological tests. Moscow, Eksmo Publ., 2017. 416 p. (in Russian)
17. Method "Study of self-esteem" Dembo-Rubinstein [site]. URL: http://metodi4ka.com/dembo-rubinshteyn (accessed 18 April 2018) (in Russian)
REFERENCES
Информация об авторах Забавнова Мария Владимировна
(Россия, Владимир) Магистрант Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых E-mail: mary.kitty-2012@yandex.ru
Information about the authors
Zabavnova Maria Vladimirovna
(Russia, Vladimir) Master degree Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs E-mail: mary.kitty-2012@yandex.ru
Данилова Марина Владимировна
(Россия, Владимир) Доцент, кандидат педагогических наук Зав. кафедрой социальной педагогики и психологии Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых E-mail: spp-vlgu@mail.ru
Danilova Marina Vladimirovna
(Russia, Vladimir) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences Head of the Department of Social Pedagogy and Psychology. Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs E-mail: spp-vlgu@mail.ru