УДК 378 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2018-10064 © В.А. Мишкина, 2018
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ
Вита Александровна Мишкина,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: univervita@mail.ru
Научный руководитель: И.В. Ульянова, профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, доцент
Аннотация. Рассматриваются основные социально-педагогические аспекты семей мигрантов. Проведен обзор исследований по рассматриваемой проблеме и выявлены особенности социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов. Проанализированы позитивные и негативные аспекты психосоциальной и педагогической дезадаптации детей из семей мигрантов. Автор предпринял попытку, определить основные этапы роста педагогической компетентности педагогов и педагогической культуры родителей в процессе адаптации детей-мигрантов.
Ключевые слова: семья, мигранты, педагогическое сопровождение, социально-педагогические проблемы.
RETROSPECTIVE ANALYSIS OF WORKING WITH CHILDREN
MIGRANT FAMILIES
Vita A. Mishkina,
Adjunct Faculty of the preparation of scientific, pedagogical and scientific personnel Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. Deals with the main socio-pedagogical aspects of migrant families. The review of researches on the considered problem is carried out and features of social and pedagogical support of migrant children are revealed. The positive and negative aspects of psychosocial and pedagogical maladaptation of children from migrant families are analyzed. The author has made an attempt to determine the main stages of growth of pedagogical competence of teachers and pedagogical culture of parents in the process of adaptation of migrant children.
Keywords: family, migrants, pedagogical support, social and pedagogical problems.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Мишкина В.А. Ретроспективный анализ работы с детьми семей мигрантов. Вестник экономической безопасности. 2018;(4):317-20.
Проблема миграции населения, на сегодняшний день является актуально-значимой для Российской Федерации. Актуальность изучаемой проблемы обусловлена тем, что в обществе наблюдается рост преступности и фактов девиантного поведения в среде мигрантов. Наиболее подвержены негативному влиянию дети-мигрантов особенно из стран СНГ, так как при переезде к иному месту жительства, в другой город и даже страну, они проходят процесс социально-психологической адаптации и пытаются «найти себя». Особенно в группе риска находятся подростки мигрантов, так как помимо стресса от переезда к новому месту жительства, на них еще оказывает влияние — фактор переходного возраста.
Цель настоящей статьи заключается в ретроспективном анализе проблемы социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов.
На протяжении истории Российского государства всегда наблюдались всесторонний интерес и определенная ценность возрастания ресурса мигрантов, однако в рамках направления социальной работы, работа с мигрантами, в том числе с их детьми, не находило должного практического применения. Основной массив работы с мигрантами был возложен на Федеральную миграционную службу, однако деятельность ФМС касалась только оформления легальных документов позволяющих законно прибывать на территории Российской Федерации, или же наоборот выявлять факты нарушения миграционного режима и депортировать мигрантов из страны. В начале 2000-х годов деятельность миграционных служб, особенно в городах-мегаполисах, носила контрольно-ограничительный и административный характер. А социальная работа с мигрантами, за исключением беженцев и вынужден-
ных переселенцев, осуществлялась не на должном уровне. Все это повлекло формирование негативного образа страны для мигрантов, в частности из стран СНГ (в основном Таджикистан, Узбекистан, Киргизская республика), тем самым в Российской Федерации осложнилась геокультурная, демографическая и геоэкономическая ситуация.
По мнению экспертов, необходима качественная и поднадзорная интеграция мигрантов с Российским обществом, однако ввиду реформирования системы МВД России и переходом Федеральной миграционной службы в подведомство МВД выделение социальной и педагогической работы как отдельного направления деятельности ОМС и ПДН значительно затруднен.
Одной из важных задач развития образования, представленной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [4], является модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития. При качественной реализации будет создана такая образовательная среда, которая обеспечить процесс социализации и будет оказывать поддержку в развитии всех детей, в том числе и детей из семей мигрантов. На сегодняшний день, в рамках реализации данной программы, произошло объединение детских садов и школ районов в единый образовательный центр.
Одним из важных условий профилактики и преодоления негативных факторов, оказывающих влияние на детей из семей мигрантов, является позитивное и качественное взаимодействие педагогов образовательной организации с семьей ребенка. Так как именно эти два социальных института практически на 80% оказывают влияние на развитие и становление личности. По мнению О.Д. Воробьевой «сложная ситуация, в которой находятся семьи мигрантов на новом месте пребывания, отражается практически на всех ее функциях: воспитательной, хозяйственно-бытовой, социальной, духовной, социально-статусной и др., что в свою очередь ведет к ослаблению целостности семьи — это явление имеет и собственно педагогический аспект» [1, с. 35—40].
Происходящие социально-экономические преобразования, быстро меняющиеся политические процессы, снижение уровня нравственности и прак-
тически отсутствие государственной идеологии, оказывают отрицательное влияние на личность, семью, общество и иные социальные институты. Отрицательная тенденция становится, к сожалению все более устойчивой. В этой связи больше всего страдают семьи мигрантов, особенно вынужденных мигрантов, и к сожалению самый серьезный удар приходится на детей. По мнению, Л.А. Моховой «вынужденная миграция и связанные с ней последствия снижают эффективность позитивных воспитательных влияний направленных на ребенка в различных государственных, общественных организациях» [2, с. 18—21].
Можно с отметить, что при переезде к иному месту жительства, дети семей мигрантов испытывают разнообразные проблемы, например, изменение бытовых условий (порой в худшую сторону), проблем социально-психологической адаптации к новому социуму (школа, сверстники и пр.), также возможны материальные проблемы из-за временных финансовых трудностей, с которыми сталкиваются их родители. Весь перечисленный комплекс проблемы, приводит к психосоциальной и педагогической дезадаптации. У детей мигрантов могут наблюдаться апатия, снижение интереса к учебной деятельности, слабая инициатива, повышенная тревожность, заниженная самооценка, могут активно проявляться различные формы девиантного поведения (в основном при переходном возрасте) и др.
Преподавателям образовательных организаций, где обучаются дети из семей мигрантов, необходимо понимать психолого-педагогические особенности детей-мигрантов и прогнозировать негативные проявления в их поведении, вызванные комплексом перечисленных выше проблем. Социальные педагоги, должны разрабатывать комплекс мер психолого-педагогической и социальной поддержки, направленных на обеспечение оптимального социального развития детей мигрантов, их адаптации к новым жизненным и социальным условиям, а также развитию способностей и формированию качеств, которые пригодятся в их дальнейшей жизни. От того насколько качественно педагоги школ и иных образовательных организаций подойдут к воспитанию и обучению детей мигрантов, будет зависеть их дальнейшая судьба и профессиональное развитие в Российской Федерации. Социально-педагогическая
поддержка детей-мигрантов заключается в разработке таких педагогических технологий, которые будут направлены на решение всего комплекса проблема ребенка из семьи мигрантов. Также, педагогам необходимо обращать внимания на детей-мигрантов, у которых проявляются признаки девиант-ного поведения, и сообщать в инспекцию по делам несовершеннолетних ОВД, с целью профилактики преступности и иных форм противоправного поведения (например, экстремисткой направленности).
По мнению, Л.А. Моховой «особое место в решении социально-педагогических проблем детей из семей мигрантов занимает школа, поскольку дети должны получить достойное образование, успешно адаптироваться в новом социуме. Школа как социальный институт имеет свои специфические возможности и средства решения ряда проблем вынужденных мигрантов, среди них — психолого-педагогическая поддержка и защита семей, формирование толерантных взаимоотношений в поликультурном социуме, воспитание у детей открытости по отношению к окружающему миру и другим» [3, с. 193—196].
Можно с уверенностью утверждать, что качественная социально-педагогическая работа ребенка из семьи мигрантов включает в себя: социально-педагогическое сопровождение учебного процесса; взаимодействие педагога и ребенка из семьи мигрантов основанное на сотрудничестве; создание условий для самостоятельного и творческого освоения системы взаимодействия с окружающим социумом, а также для развития способностей управлять своим поведением; проведение профориентацион-ной работы, чтобы ребенок из семьи мигрантов уже на стадии обучения в школе понимал в какой вуз он пойдет учиться и какую профессию хочет освоить; оказание помощи ребенку из семьи мигрантов в личностно-значимом жизненном выборе, который порождает личностное развитие и пр.
Психолого-педагогическое сопровождение детей из семей мигрантов, состоит из следующих этапов:
• диагностико-прогностический;
• проективный;
• проблеино-деятельностный;
• результативно-оценочный;
• рефликсивный.
Эффективность социально-педагогической работы с ребенком из семьи мигрантов определяется следующими результатами:
1) у ребенка формируется адекватная самооценка, снижается уровень тревожности;
2) ребенок демонстрирует качественное усвоение социально-коммуникативных норм;
3) ребенок начинает толерантно относиться к новому окружающему его социуму;
4) начинает проявляться субъективная позиция.
В качестве необходимых условий социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов в условиях образовательной среды являются: поэтапная психодиагностика; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов работающих в школе; внедрение инновационных педагогических технологий в программы социально-педагогического сопровождения детей из семей мигрантов; внедрение этнопсихологических знаний в процессе профессиональной подготовки педагогов.
Проанализировав работы Т.И. Бабаевой, М.В. Крулехт, Данг Лан Фыонг было выявлено, что в процессе взаимодействия педагогов и родителей мигрантов осуществляются коммуникативные, эмоциональные и содержательные действия-связи, которые способствуют установлению межличностного взаимодействия. Цель этого взаимодействия направлена решение общей для всех педагогической задачи заключающейся в социально-педагогической и психологической адаптации ребенка из семьи мигрантов к новым социальным и образовательным условиям. Данной цели можно достигнуть при поэтапном применении педагогических технологий обучения и сопровождения. Все это будет способствовать росту педагогической компетентности педагогов образовательных организаций, где обучаются дети из семей мигрантов и их родителей. Взаимодействие педагогов и родителей состоит из следующих трех этапов:
• первый этап — направлен на формирование установки на совместное решение социально-педагогической и психологической адаптации малолетнего к условиям новой образовательной среды и нового социума;
• второй этап — направлен на взаимное ознакомление родителей и педагогов с национальными
особенностями воспитания детей в России и странах, откуда иммигрировала семья ребенка. Данный этап является очень важным, так как в разных странах и у разных народов существуют свои национальные особенности жизни, культуры и воспитания детей, без этого осознания и понимания процесс социально-педагогического сопровождения ребенка из семьи мигрантов практически неосуществим. Также на данном этапе формируется взаимотелерантность участников образовательного процесса, педагоги находят подход к ребенку и выбирают технологию социально-педагогического сопровождения, происходит процесс ознакомления ребенка с национальной культурой и традициями. Именно педагоги образовательной организации, где обучается ребенок из семьи мигрантов и его семья играют весомое значение в социально-педагогической и психологической адаптации, а также в трансляции этнокультурной информации; • третий этап — направлен на реализацию единого механизма социально-педагогического сопровождения ребенка из семьи мигрантов для преодоления у него языковых барьеров, а равно формирование ценностных ориентаций с опорой на культуру и традиции своих одноклассников. Также на этом этапе происходит погружение в новые образовательные условия, преодолеваются межличностные и межгрупповые конфликты, гармонизируется отношения с преподавателями и социальными педагогами.
Таким образом, ретроспективный анализ социально-педагогической работы с детьми мигрантов позволил гипотетически определить педагогические условия социально-педагогической работы с семьями мигрантов, с детьми мигрантов, а также особенности деятельности преподавателей и педагогов образовательных организаций, где обучаются дети мигрантов. Все вышеуказанное, позволит использовать полученные научные данные в дальнейших экспериментальных исследованиях, по изучаемой проблематике.
Литература
1. Воробьева О.Д. Уроки российской миграционной политики и эффекты ее реализации // Уровень жизни населения регионов России. 2017. № 2.
2. Мохова Л.А. Сопровождение детей-мигрантов как социально-педагогическая проблема / Л.А. Мохова, Н.Ф. Сагоякова, Т.А. Спирина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук № 06(77) июнь 2015. 4. III. М., 2015.
3. Мохова Л.А. Социально-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в условиях общеобразовательной школы / Л.А. Мохова, Т.А. Спирина // Мир науки, культуры, образования. № 4(47), 2014.
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»).
Е
И.И. Ординарцев
РОССИЙСКОЕ КНИГОИЗДАНИЕ
ТЕНДЕНЦИИ
СТРАТЕГИИ ПЕРСПЕКТИВЫ
Российское книгоиздание.
Тенденции. Стратегии. Перспективы.
Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Ординарцев И.И.; под ред. Н.Д. Эриашвили. Изд-во ЮНИТИ, 2015. 135 с.
Автором предпринята попытка проанализировать современное состояние российской отрасли книгоиздания. Выявлены ключевые факторы успеха, определены стратегии и перспективы развития рынка книгоиздания. Предложена авторская концепция развития отрасли.