ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 376.6
к ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В РОССИИ
© С. А. ДУДКО Московский Гуманитарный Педагогический Институт, кафедра романской филологии и методики e-mail: svetlana-62@list.ru
Дудко С. А. - К проблеме социально-педагогической интеграции детей мигрантов в России // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 757-761. - В статье выявляются наиболее значимые факторы интеграции детей мигрантов в России. Основной акцент сделан на социально-педагогическом аспекте. Сформулированы главные задачи учебно-воспитательной работы и обозначены основные направления социально-педагогической деятельности по отношению к детям мигрантов с целью интегрировать их в жизнь общества.
Ключевые слова: дети мигрантов, факторы интеграции, социально-педагогическая деятельность.
Dudko S. A. - To a problem of social and pedagogical integration of migrants’ children in Russia // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 757-761. - In this article the most significant factors of integration of migrants’ children in Russia are allocated. The main emphasis is placed on the social and pedagogical aspect. The primary objectives of teaching and education work and the basic directions of social and pedagogical activity with migrants’ children with the purpose of integrating them into social life are formulated.
Keywords: migrants’ children, integration factors, social and pedagogical activity.
Этнокультурное разнообразие исторически является одной из основных особенностей большинства человеческих сообществ. Поэтому нельзя говорить о специфике современных обществ в этом плане. То, что можно назвать действительно «новым», так это идею о необходимости учитывать в государственной политике то культурное разнообразие, которое характеризует население многих стран, включая Россию. Если мы признаём, что будущее нашей страны связано с количественным ростом мигрантов и их детей, то правильным будет не задаваться вопросом «хорошо это или плохо», «за» мы или «против», а необходимо определить наилучший способ интеграции мигрантов и их детей в наше общество.
Интеграция мигрантов в жизнь принимающего общества - явление сложное и многоаспектное. На процесс интеграции детей-мигрантов влияет множество факторов, среди которых можно выделить несколько наиболее значимых:
1) социально-политической контекст в принимающей стране, социально-экономические и историкокультурные особенности, нравственные и эстетические ценности принимающего общества;
2) эффективность созданной образовательной системы в стране проживания, вовлеченность ребёнка в школьную жизнь, степень влияния школьного коллектива на личность обучающегося;
3) специфика ближайшего семейного окружения, стандарты страны происхождения, степень влияния родителей;
4) личные качества ребёнка, его когнитивное развитие, мотивация, потребности и интересы, отношение к школе.
Ребёнок находится в эпицентре всех процессов, происходящих в обществе. Все перечисленные выше факторы влияют на формирование представлений детей мигрантов о стране проживания, о её сильных и слабых сторонах, и, соответственно, могут способствовать процессу интеграции ребёнка в принимающее общество или тормозить его.
Для того, чтобы социальные факторы в полной мере способствовали интеграции учащихся-мигрантов в жизнь общества и их самореализации, необходимы соответствующие условия, относящиеся к социально-экономической и национальной политике страны, деятельности педагогического и ученического коллектива, которые должны сочетаться с уважением к культуре, языку, традициям, обычаям всех народов. Семьи мигрантов и коренные жители равным образом нуждаются в защите и поддержке государства, способного четко определить свою позицию по вопросам иммиграции и интеграции, а также готовым проводить политику, направленную на поддержку социально неблагополучных семей, ограничение
нелегальной иммиграции, борьбу с дискриминацией и ксенофобией.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» прогнозируется, что к 2015-2020 годах в России значительно снизится социальная поляризация. Это будет достигнуто за счет обеспечения равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов. В проекте «Российское образование - 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях» уточнено, что в соответствии с потребностями постиндустриальной экономики и общества XXI в. востребована социальная функция образования - обеспечение единства общества. В государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг.» также отмечена необходимость совершенствования процесса образования для формирования необходимых социальных отношений, наиболее благоприятных для развития каждого человека и страны в целом.
Между тем до настоящего времени в России отсутствует единый координирующий орган, который контролировал бы деятельность правительственных, общественных, образовательных и других структур в области реализации целенаправленных мер по адаптации и интеграции иммигрантов. ни руководство страны, ни российские СМи, ни образовательные учреждения не уделяют достаточно внимания разъяснению, почему сейчас уже невозможно обойтись без масштабной иммиграции, в то время как современная миграционная стратегия России заключается в обеспечении миграционного прироста населения в целях сохранения экономического роста и пополнения образовательных, воинских и других ресурсов [4]. После событий на Манежной площади в Москве 11 декабря 2010 года особенно остро ощущается необходимость разъяснительной работы среди молодёжи, создания условий для безопасного будущего всех народов, населяющих Россию.
Огромная роль в воспитательном процессе всегда принадлежала и принадлежит учреждениям образования. Общество нуждается в специалистах нового типа, владеющих культурой межнационального и межэтнического общения, обладающих способностью работать в меняющихся условиях, умеющих творчески применять знания и делать самостоятельный выбор, самостоятельно пополнять знания и реализовывать их. В этом проявляется влияние социальнопедагогических факторов на процесс интеграции.
Влияние педагогических факторов на процесс интеграции детей мигрантов (среди них можно назвать творческий потенциал сотрудников образовательного учреждения; взаимодействие всех субъектов образовательного процесса; взаимосвязь учебной, внеклассной и общественно-полезной работы; систему мотивов и стимулов по достижению результатов; направленность на развитие и саморазвитие учащихся; ожида-
ния учеников и учителей; наличие индивидуальных образовательных программ учащихся и т. д.) связано с эффективностью образовательной среды и подразумевают весь педагогический процесс с культурнонациональной направленностью, практическую общественно-полезную деятельность и исследовательскую работу, направленную на активное вовлечение учащихся в жизнь общества, изучение социальных процессов, включая и межэтнические отношения. В целях позитивного социального созревания и приобретения навыков культуры межнационального и межэтнического общения педагогический процесс должен выполнять информационные, организационные, ориентировочные, коммуникативные функции, способствующие установлению дружественных отношений в школьном коллективе, становлению национального самосознания каждого учащегося. В настоящее время ставятся задачи изучения прав человека и воспитания у учащихся гражданского самосознания и уважения к правам и культурам других людей.
О необходимости поликультурного воспитания написано много исследований и защищено множество диссертаций. Толерантность к другим взглядам, обычаям, умение видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов и мировой культуры, воспринимать мир как совокупность сложных взаимосвязей, когда нарушение одной из них может привести к глобальной катастрофе, - это характеристики глобального образования, свидетельствующие об актуальности этой педагогической концепции для современной России [3].
В гуманистической психологии личность рассматривается как самостановящаяся и саморазви-вающаяся система, как продукт самовоспитания [7]. индивидуальность ребёнка не менее значима, чем его социализация и приобщение к культуре. диалектическое единство таких процессов как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой [8].
Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества [5].
Эта мысль очень важна при разработке программ интеграции детей мигрантов. Социо-педагогическая интеграция предполагает взаимодействие общества и ребёнка в процессе интеграции, взаимопроникновение и взаимовлияние культур, что в итоге должно привести к лучшему взаимопониманию между детьми и принимающим обществом.
как пишет незаурядный французский педагог и общественный деятель Жан-Пьер Обен «Интеграция предполагает у индивида чувство принадлежности к той или иной социальной или политической группе и имеет субъективные компоненты: чувство сопричастности, желание и готовность разделять нормы и ценности группы» [10].
Н. Л. Селиванова, руководитель Центра теории воспитания РАО, считает, что в условиях современного общества формы социального опыта претерпева-
ют неоднократные изменения в течение жизни одного поколения, а поэтому воспитание не может рассматриваться в традиционном смысле как однонаправленная передача опыта от старшего поколения младшему. Воспитание должно стать сферой взаимодействия и сотрудничества взрослых, юношества, детей, в рамках которого происходит их личностное развитие и духовное взаимообогащение [9].
В образовательных учреждениях необходимо создавать условия для активного включения учащихся как в образовательный процесс, так и в общественнополезную деятельность, что подразумевает обязательное самообразование и самовоспитание школьников.
Исследовательская и общественно-практическая работа должна готовить учащихся к творческой, познавательной и управленческой деятельности. Она выступает как фактор развития творчества в познавательной деятельности, в выработке самостоятельных суждений по вопросам культуры межэтнического общения.
С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, их потребности, интересы, когнитивное развитие каждого ребёнка, связанные с культурной, социальной, этнической принадлежностью и включает организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания.
С. К. Бондырева утверждает, что эффективность формирования адекватных этнических взаимоотношений возможна на основе учета ситуации развития общества (изменения этносоциальной ситуации в регионах, условия многоязычия информационного пространства, контакты с разноязычными сверстниками и т. д.), а также применения принципиально новых приемов и средств, обеспечивающих реальное практическое взаимодействие подростков с этносоциумом [1].
Необходимо учитывать специфику ближайшего семейного окружения и долю влияния родителей-мигрантов на учащихся детей. Школа должна признать принцип непохожести детей и принять во внимание позицию родителей. В социальном плане школа может и должна способствовать успешной интеграции детей мигрантов за счёт уменьшения разрыва между школой и домом, осуществляемого путём сотрудничества школы с родителями.
Согласно проводившимся социологическим опросам, до 70 % трудовых мигрантов из Азербайджана, Узбекистана, Туркмении, Украины и других стран, хотели бы, чтобы их дети, получая образование на русском языке, могли бы также учить свой родной язык и изучать на нём некоторые учебные предметы (национальную историю, культуру, литературу).
Это соответствует и Закону РФ «Об образовании», шестая статья которого указывает на право учащихся получать образование на родном языке и право выбора языка обучения, но в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
Специфика обучения русскому языку в Российской Федерации заключается в том, что русский язык для трудовых мигрантов из бывших республик Советского Союза является основным посредником в изучении мировой культуры, поэтому билингваль-ное и поликультурное образование в России означает интегративный процесс с тремя главными источниками: русским, национальным (нерусским) и общечеловеческим [2].
Таким образом, основными задачами учебновоспитательной деятельности с детьми мигрантов в процессе обучения в школе становятся:
1. Выработка норм и навыков межкультурного общения, воспитание уважения к мировым культурам;
2. Формирование коммуникативных лингвистических (обычно билингвальных) способностей, согласно требованиям жизни в новом обществе;
3. Психологическая поддержка детей иммигрантов в новой социокультурной среде;
4. Объяснение ребёнку его прав и обязанностей;
5. Подготовка к будущей профессиональной жизни через получение общенаучных и профессиональных знаний.
действительность, к сожалению, такова, что современная российская школа не справляется с возложенными на неё обязанностями, не оправдывает ожидания и надежды общества. Наблюдение за практикой большинства школ доказывает существование расхождений между провозглашенной на государственном уровне проблемой воспитания культуры межэтнического общения и толерантного сознания и совершенно недостаточной реализацией поставленных задач в воспитательном потенциале школ.
Наблюдается очевидное противоречие между необходимостью организации специального обучения для детей мигрантов и недостатком соответствующих специалистов, учебных пособий и дидактических рекомендаций, между демократизацией и гуманизацией образования и отсутствием единой государственной программы интеграции детей мигрантов.
Обеспокоенность педагогов и ученых понятна, т. к. в эпоху роста миграционных потоков проблема интеграции детей мигрантов приобретает государственный характер, т.к. именно в школе происходит закладка фундамента будущего общества. Совершенно очевидно, что интеграция детей мигрантов не будет происходить стихийно, сама по себе. О необходимости целенаправленной работы с детьми мигрантов пишут многие исследователи. для успешной интеграции учащихся-мигрантов необходима правильно организованная многоуровневая социально-педагогическая деятельность, которая предполагает адресную помощь, обращённую на конкретного ребенка, на решение его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи и поддержки. Направления, содержание и задачи социальнопедагогической деятельности осуществляются путём
анализа среды, места и деятельности детей мигрантов в определённой микросреде. Создаются условия для усвоения знаний, необходимых для участия в социальной жизни общества, а также для индивидуального развития детей мигрантов.
Педагогический словарь даёт нам такое определение социально-педагогической деятельности: «Социально-педагогическая деятельность - педагогическая деятельность, направленная на социальную защиту ребёнка и оказание ему помощи в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его обучения, реабилитацию и адаптацию» [6].
Педагоги, ученые, политики констатируют, что многие учащиеся из семей мигрантов не имеют возможности получить достойное образование. Путь к качественному образованию определяется, как правило, социальным положением семьи учащихся. Развитые европейские общества поставлены перед необходимостью посредством социальных и педагогических мер сглаживать противоречия, которые существуют в связи с различными материальными возможностями семей.
Необходим широкий комплекс мер, направленных на правовую защиту, гуманизацию обращения с детьми, сохранение доступа к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей мигрантов с детьми, законодательное обеспечение прав детей мигрантов.
Социально-педагогический аспект интеграции детей мигрантов означает использование педагогических, социальных, социально-педагогических, социально-экономических и психолого-педагогиче-ских факторов в процессе социализации учащихся-мигрантов и предполагает разработку комплекса действий, направленных на решение конкретных проблем детей, на создание условий для их самореализации, на достижение взаимопонимания между детьми-мигрантами и обществом, в котором они обосновываются.
При этом важна собственная позиция ребёнка как субъекта учебно-воспитательного процесса, осознанное активное участие детей мигрантов в приобщении к культурным, нравственным ценностям и нормам жизни принимающего общества.
Интеграция - это длительный процесс персональных выборов.
Важной для современной отечественной педагогической науки явилась разработка в конце 90-х годов мигрантской педагогики, осуществляемая Е. В. Бонда-ревской и её учениками в соответствии с региональной программой южного отделения РАО (Е. В. Бондарев-ская, О. В. Гукаленко, Л. М. Сухорукова, И. В. Бабенко, М. Л. Геворкян и др.)
Под «мигрантской педагогикой» понимается интегрированная область современной педагогики, изучающая процесс адаптации детей мигрантов и их семей в иноязычном культурном пространстве. Было
разработано содержание учебных курсов с учетом особенностей этнокультуры на основе реализации базовых идей этнопедагогики во взаимосвязи с муль-тикультурализмом. Под руководством Е. В. Бондарев-ской были разработаны интегративные курсы: «Поддержка и защита детства на материалах миграционной педагогики», «Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поли-культурном образовании», «Основы межкультурного общения», что позволило обеспечить совершенствование подготовки преподавателей к организации и осуществлению педагогической поддержки учащихся в поликультурном образовательном пространстве.
Современные подходы к теории воспитания, основанные на гуманистической направленности, выделяют понятия социально-педагогическое сопровождение, педагогическая защита, педагогическая помощь, педагогическая поддержка (Л. И. Аксенова, С. И. Беличева, Е. В. Бондаревская, В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, О. С. Газман, Ю. Н. Галагузова, В. Н. Гуров, О. В. Гукаленко, В. И. Загвязинский, Е. Ф. Зеер, М. Н. Кузьмин, И. А. Липский, Е. Т. Логинова, З. А. Малькова, В. А. Сластёнин, И. С. Якиманская и др.).
Происходит применение на практике таких гуманистических теорий как: педагогика сотрудничества, диалога, творчества, поддержки, ненасилия, личностно-ориентированная педагогика, которые носят универсальный характер и могут быть использованы в работе с детьми мигрантов.
В целом наблюдение за ситуацией показывает сравнимость предпринимаемых усилий в целях интеграции детей мигрантов в странах Европейского содружества и в Российской Федерации. Однако реакция российских государственных структур и школы на меняющиеся реалии отстаёт от действительности. Наука значительно опережает практику. желателен более четкий и быстрый механизм реагирования на стремительно меняющиеся социокультурные условия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондырева С. К. Иное в этническом самоопределении и общекультурном определении (Различие и разделение. Идентичность и толерантность. Разделение как условие объединения) // Мир психологии. 2004. № 3. С. 19-23.
2. Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 1998. С. 93.
3. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 200 с.
4. Зайончковская Ж. А. Иммиграция: альтернативы нет [Электронный ресурс] Электронный журнал «Русский архипелаг». Режим доступа: http://www.archipelag.ru/ agenda/povestka/povestka-immigratюn/rшs-bazar/ alnernativ-net.
5. История социологии в Западной Европе и США. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. 576 с.
6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 140.
7. Маслоу А., Мэй Р., Оллпорт Г., Роджерс К.. Экзистенциальная психология. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2005. 160 с.
8. Сластёнин В. А. Педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2006. С. 116.
9. Селиванова Н. Л. Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности // Отчет отделения философии образования и теоретической педагогики за 2008 год. Российская Академия Образования, 2009.
10. Obin Jean-Pierre & Obin-Coulon Annette. Immigration et intégration. Paris: Hachette education, 1999. p. 18.