Научная статья на тему 'Социально-инвестиционное перераспределение в формировании корпоративного инвестиционного потенциала'

Социально-инвестиционное перераспределение в формировании корпоративного инвестиционного потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СБЕРЕЖЕНИЯ / INVESTMENT / INVESTMENT POTENTIAL / SAVINGS / WELFARE GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Русакова Н. В.

Автор исследует современное состояние инвестиционного рынка, необходимость эффективного использования потенциальных инвестиционных ресурсов и потребность инвестиционных вливаний в посткризисной экономике. Также производится анализ инвестиционного потенциала железнодорожной отрасли, необходимость дополнительных источников финансирования инвестиций и их возможный источник сбережения железнодорожников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-investment redistribution in shaping corporate investment potential

The author explores rail industry investment potential, need for additional sources of investment funding and its possible source rail industry workers" savings.

Текст научной работы на тему «Социально-инвестиционное перераспределение в формировании корпоративного инвестиционного потенциала»

Социально-инвестиционное перераспределение в формировании корпоративного инвестиционного потенциала

Н.В. Русакова

Потребность инвестиционных вливаний особенно остро ощущается сегодня, в посткризисный период, когда прошедший финансово-экономический кризис привел к снижению собственных финансовых источников. В корпоративном секторе экономики основными источниками инвестирования являются собственные средства, однако в современных условиях они достаточно ограниченны: чистая прибыль, реинвестируемая часть внеоборотных активов, свободный амортизационный фонд, часть оборотных средств; финансовые вложения собственников. Используются доходы и от дополнительной эмиссии акций, инвестиционные взносы в уставной капитал, государственные средства, предоставляемые на целевое инвестирование в виде долевого участия, дотаций, грантов и, естественно, кредиты банков и иных финансовых институтов. Кроме указанных источников могут быть привлечены и частные инвестиции.

В связи с этим актуален поиск дополнительных источников финансирования инвестиций. В то же время неравномерность накопления капитала постоянно модифицирует равновесие его спроса и предложения и обуславливает необходимость привлечения внутренних ресурсов инвестирования, весомым элементом которых могут стать сбережения работников корпораций.

Социально-инвестиционное перераспределение корпоративного уровня может стать одним из ключевых элементов дальнейшего развития таких корпораций, как ОАО «РЖД», стимулируя привлечение инвестиционного потенциала работников, что будет способствовать непосредственной вовлеченности сотрудников в деятельность предприятия, а следовательно, росту как его доходов, так и доходов потенциальных инвесторов.

Корпоративно-инвестируемые сбережения — это заранее авансируемый работниками рост их уровня жизни. Исходя из этого, можно построить «сберегательную» траекторию экономического развития компании, обеспеченного сбережениями мелких инвесторов. В свою очередь, инвестируемые сбережения позволят осуществить перелив ресурсов, не нарушая макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением, поскольку величина потребительских расходов и инвестируемых сбережений равна совокупным расходам производителей.

Наличие денежных сбережений для общества в целом и для ОАО «РЖД» в частности означает возможность развития в будущем. Невостребованность этих ресурсов ведет к потенциальному снижению объемов производства, падению доходов работников, в конечном счете снижению темпов экономического роста.

Таким образом, перераспределительные механизмы «сбережения - инвестиции - доходы», создающие условия альтернативности доходности в краткосрочном и долгосрочных периодах: прямые — через ценные бумаги и коллективное инвестирование и косвенные — через опосредованное страховое (обязательное и добровольное) перераспределение, становятся значительным моментом в корпоративной деятельности ОАО «РЖД».

Проблема актуализации доминирования несвязанных форм сбережений работников корпорации является отвлекающим фактором от вышеназванного механизма, что нивелирует позитивное развитие предприятия в общем и обуславливает неэффективность роста реальных доходов сотрудников в частности. Наиболее привлекательной, по нашему мнению, будет ситуация, когда инвестиционные проценты от перераспределяемых сбережений превысят годовой уровень инфляции и будут опережать доходы по депозитам.

Острота проблемы использования работниками корпорации своих резервных средств повышается в силу их текущего отвлечения от интересов ОАО «РЖД», т.к. потери от их неиспользования являются не только финансовыми, но и социальными.

Инвестиционная деятельность ОАО «РЖД» обеспечивается сегодня в первую очередь за счет1:

1. Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Совместно с последним в ОАО «РЖД» реализуется в настоящее время такие инвестиционные проекты, как «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Хельсинки», государственные инвестиции в который должны составить 28 млрд рублей; а также «Реконструкция участка Оунэ - Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань», государственная поддержка которого составит 17,6 млрд рублей.

2. Средств федеральных целевых программ.

Компания активно участвует в разработке федеральных целевых программ: «Железнодорожный транспорт», «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)»; с участием федерального бюджета предусмотрена реализация крупных инфраструктурных проектов:

- комплексная реконструкция направления М. Горький - Котельниково -Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского узла;

- строительство железнодорожной линии Прохоровка - Журавка - Черт-ково - Батайск;

- проектирование высокоскоростной железнодорожной магистрали ВСЖМ-1 — это выделенная железнодорожная магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом.

1 Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2030 г. ОАО «РЖД» http://www. rzd.ru/.

Проект подготовки ВСЖМ-1 к международному тендеру выполняется компанией ОАО «Скоростные магистрали».

В программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.» включены средства на строительство железнодорожной инфраструктуры в районе разъезда Хмыловский Дальневосточной железной дороги, необходимой для организации транспортировки нефти в рамках Проекта ВСТО.

3. В инвестиционном бюджете компании учтено поступление целевых средств из федерального бюджета (путем перечисления их в уставной капитал компании) на реализацию следующих инвестиционных проектов2:

- строительство нового железнодорожного участка Яйва - Соликамск Свердловской железой дороги в обход района техногенной аварии в г. Березники в объеме 6 млрд рублей;

- обновление пассажирского подвижного состава. Правительством РФ выделено 3 млрд рублей для приобретения пассажирских вагонов производства ОАО «ТВЗ»;

- совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер — горноклиматический курорт Альпика-Сервис. Источником для реализации данного проекта являются целевые средства федерального бюджета, получаемые ОАО «РЖД» путем взноса в уставной капитал компании.

4. За счет целевого увеличения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки у компании формируется источник для строительства ряда объектов, необходимых для проведения зимних Олимпийских игр 2014 г. в г. Сочи. Это реконструкция железнодорожного участка Туапсе - Адлер, а также строительство железнодорожной линии от Адлера до аэропорта Сочи.

В то же время привлечение средств внешних и внутренних источников инвестирования в РЖД ограниченно.

Основными факторами и ограничениями, определяющими формирование инвестиционной политики на железнодорожном транспорте, являются:

1) большая потребность в инвестиционных ресурсах вследствие высокого уровня износа основных производственных фондов железных дорог;

2) низкая инвестиционная привлекательность железнодорожного транспорта;

3) ограниченность собственных инвестиционных ресурсов;

4) неспособность рынка заемного капитала обеспечить приемлемые условия средне- и долгосрочного кредитования;

5) высокая капиталоемкость отрасли при длительных сроках возврата инвестиций;

6) фиксированный уровень тарифов, сохранение государственного регулирования в соответствии с уровнем (темпами) инфляции;

7) убыточность пассажирских перевозок (сохранение перекрестного финансирования, недостаточный уровень монетизации льгот и т.п.).

Вместе с тем практически не используются в качестве источника инвестиций накопления работников.

2 Там же.

Улучшение условий труда и повышение уровня жизни работников железнодорожного транспорта — основные задачи ОАО «РЖД», а одним из направлений ее достижения является повышение заработной платы. Поскольку именно заработная плата является основным критерием уровня жизни железнодорожников и членов их семей, то этот аспект остается в числе острых социальных проблем. В условиях потребностей в инвестиционных вливаниях рост заработной платы в отрасли, а следовательно и сберегаемой части финансовых благ, которая может и должна стать инвестиционным потенциалом РЖД, значителен по своей сути.

В условиях рыночной экономики при определенном уровне дохода сбережения, как самая простая форма экономической самозащиты, будут образовываться всегда. Для того чтобы осуществлять сбережения у работника (в том числе и у сотрудников ОАО «РЖД»), должна быть реальная возможность, определяемая размерами дохода.

В соответствии с коллективным договором, в Компании ежеквартально производится индексация зарплаты в соответствии с уровнем роста цен на потребительские товары и услуги. Так, в 2010 г. индексация заработной платы работников «РЖД» производилась: в мае — на 3,9%, в августе — на 1,2%, в ноябре — на 1,8%. Среднемесячная заработная плата занятых на перевозках сотрудников компании в 2010 г. увеличилась на 17,4% по отношению к заработной плате за аналогичный период 2009 г. Уровень среднемесячной заработной платы работников «РЖД» превысил общероссийский в 1,3 раза. При этом индексация заработной платы относительно роста потребительских цен в среднем превышала на 0,2%, что свидетельствует об общем ее росте3.

Кроме того, на текущий момент разработана новая трехуровневая система премирования, в которой премия зависит от состояния безопасности и охраны труда на вверенном участке работ, выполнения индивидуальных показателей работы и показателей работы структурного подразделения в целом. Таким образом, положительная материальная мотивация сотрудников способствует укреплению доверия к отрасли, а зависимость дохода от периода работы в компании усиливает позитивное отношение к ней.

Дополнительные доходы, как правило, трансформируются не только в сферу потребления, но и в накопления. Рост доходов у сотрудников стимулируют их к образованию дополнительных сбережений, а следовательно, инвестиционного потенциала для корпорации.

Развитие дополнительной социальной поддержки сотрудников ОАО «РЖД» позволяет минимизировать потребительную часть доходов и, соответственно, увеличить ее накопительную составляющую.

В текущей реформе железнодорожного транспорта одной из основных целей является повышение уровня жизни работников отрасли. Вместе с тем необходимо обеспечить социальную защиту работников сферы железнодорожного транспорта. В целях мотивации, привлечения и удержания персонала в компании, заботы о его работоспособности, профессиональном долголетии, возможностях самореализации, условиях труда и жизни ОАО «РЖД» предоставляет

3 Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2030 г. ОАО «РЖД» http://www. rzd.ru/.

также своим работникам систему социальной поддержки4, состоящую из пяти элементов:

1) социальные гарантии, компенсации и льготы, предусмотренные законодательством;

2) гарантии, компенсации и льготы, связанные с характером работы и особенностями производственно-технологического процесса;

3) дополнительные денежные выплаты (различные виды материальной помощи и другие выплаты работникам, оказавшимся в ситуациях, которые обычно не подлежат страхованию, но требуют значительных финансовых затрат);

4) корпоративный социальный пакет (возможность работников пользоваться негосударственными учреждениями образования, здравоохранения, социальной сферы, а также принимать участие в профессиональных, спортивных, культурно-досуговых мероприятиях, финансируемых компанией);

5) индивидуальный социальный пакет, состоящий из трех элементов:

а) минимальный индивидуальный социальный пакет гарантированно предоставляется всем без исключения работникам на одинаковых условиях;

б) адресная корпоративная поддержка — социальные гарантии, представляющие собой определенные возможности для работников получить льготное кредитование на приобретение жилья, негосударственное пенсионное обеспечение, обучение, страхование, санаторно-курортное лечение, отдых и оздоровление детей. Адресная корпоративная поддержка предоставляется компанией на долевых с работником началах;

в) компенсируемый социальный пакет — элемент индивидуального социального пакета, предоставляемый с целью повышения привлекательности рабочих мест и мотивации работников к труду.

Важным способом аккумуляции сбережений и перспективного роста благосостояния железнодорожников является организация отраслевых добровольных социальных фондов. Корпорация завоевала доверие железнодорожников, этот факт уже стал основой для перераспределения сбережений во внутренних сферу добровольного страхования. Доверие должно сыграть решающую роль в принятии решений об использовании сбережений. Дальнейшее использование и развитие существующей системы пенсионного и медицинского страхования должно подкрепляться эффективными финансовыми стимулами, при которых доходность будущих периодов будет компенсироваться отвлечением капитала от текущего потребления.

В основе любого страхования лежат два основных принципа. Во-первых, страховщик объединяет средства многих страхователей, подверженных одному и тому же риску. В этом случае связанные с риском случайные, но подчас достигающие значительных размеров финансовые потери замещаются фиксированными, не меньшими по размеру премиями. Во-вторых, на страхование принимаются только те риски, вероятность наступления которых минимальна.

4 Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2030 г. ОАО «РЖД» http://www. rzd.ru/.

Таким образом, внутриотраслевое социальное страхование работников — взаимовыгодное перераспределение как для сотрудника, так и для компании.

Привлечение инвестиций внутреннего и международного рынков капиталов может не принести быстрых и эффективных результатов, инвестиции могут не поступить к необходимому сроку и в нужном размере. В то же время аккумуляция временно свободных денежных средств работников компании может стать оперативным источником инвестирования в основной капитал и как следствие — повышение производительности труда, создание дополнительных рабочих мест, модернизация, инновационность.

В данный момент имеется несколько факторов, которые окажут существенное влияние на механизм социального перераспределения.

Во-первых, это сокращение персонала: ОАО «РЖД» является крупнейшим работодателем в России — в настоящее время в компании работает около 1,1 млн человек. Необходимый уровень сокращения расходов предполагает увольнение 180 тыс. служащих. Однако вместо сокращения персонала компания ищет способы снизить рабочую нагрузку и сохранить численность сотрудников. На протяжении большей части 2009 г. около 500 тыс. сотрудников ОАО «РЖД» работали неполный рабочий день. Таким образом, несмотря на первоначальные протесты руководителей профсоюзов, руководству компании удалось договориться с персоналом, предотвратив возможные забастовки и волнения. Тем не менее сокращения неизбежны, но так же как следствие возможен рост заработной платы основного персонала компании5.

Во-вторых, приватизация РЖД: в настоящее время ОАО «РЖД» продает часть акций в 30 своих дочерних компаниях, включая «Первую грузовую компанию», «Вторую грузовую компанию», «ТрансКонтейнер» и «ТрансТелеком», вопрос проведения IPO самого РЖД все еще находится на обсуждении (согласно плану приватизации на 2011-2013 гг., правительство намерено продать 25,5% минус одну акцию РЖД, сейчас госдоля составляет 100%)6.

Руководство РЖД является сторонником продажи отдельных частей компании в разное время, однако считает, что в текущей финансовой ситуации такие мероприятия преждевременны.

Естественно, после входа в компанию миноритарный акционер может принести множество технологий, однако будет намного более эффективным не продавать сразу один пакет акций, а продавать 10% или 20% в разное время, чтобы получить больше денежных средств и внедрить новую технологию корпоративного управления.

Конечно, по мере улучшения финансового климата и повышения вероятности проведения IPO интерес инвесторов к ОАО «РЖД» будет неизбежно расти из-за огромного потенциала компании. Иностранные компании уже стараются усилить свое присутствие в России, что демонстрирует растущую важность железных дорог в XXI веке. И это неизбежно: крупнейшая в мире страна со значительной численностью населения и изобилием природных ресурсов имеет будущее, в котором ОАО «РЖД» будет играть важную роль.

5 Якунин В.И. Лондонское интервью президента РЖД. http://f-husainov. livejournal. com/46500.html.

6 Там же.

Таким образом, оба вышеназванных фактора, вероятно, будут способствовать, с одной стороны, усилению кадровой конкуренции и, следовательно, повышению качества труда и его производительности, а с другой стороны, в результате влияния новых и более прогрессивных частных собственников и миноритарных акционеров — увеличению рентабельности и прибыльности приватизированных компаний, а следовательно, и инвестиционных процентов. А это, в свою очередь, является стимулом для инвестирования накоплений работников в компанию.

Стабильная выплата инвестиционных процентов будет служить гарантом сохранности сбережений работников. Кроме того, инвестиционные проценты позволят увеличить не только номинальные, но и реальные доходы работников, появится возможность увеличить пенсии, расходы на социальное обеспечение и медицинское обслуживание — это несомненно скажется на внутреннем климате семей работников компании, что, в свою очередь, повлечет за собой стремление к росту доходов, а значит, к росту трудовой активности, что будет хорошим стимулом к дальнейшему инвестированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.