ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕНСИОННОГО ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ Б ФОРМИРОВАНИИ ОТРАСЛЕВЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
РУСАКОВА Н.В.,
кан дидат э к о н омиче ских наук, доцент, Ростовский государственный университет путей сообщения,
e-mail: [email protected]
Автор рассматривает текущее состояние инвестиционного рынка, потребность эффективного использования потенциальных инвестиционных ресурсов и необходимость инвестиционных вливаний в современной экономике. Также производится анализ существующего инвестиционного потенциала железнодорожной отрасли, рассматривается необходимость дополнительных источников финансирования инвестиций и их возможный источник - сбережения железнодорожников. Автором показывается возможная положительная тенденция роста благосостояния сотрудников отрасли за счет эффективного вовлечения их накоплений в инвестиционный потенциал своей отрасли.
Ключевые слова: инвестиции; инвестиционный потенциал; сбережения; рост благосостояния.
The author examines the current state of the investment market, the need for the efficient use of potential investment resources and the need for investment inflows in the post-crisis economy. The investment potential of the railway industry, the need for additional sources of financing and their possible source as the savings of railwaymen are also analyzed. The possible positive tendency of the rise of staff's living standards of the sector by means of the effective integration of their savings into the investment potential of their industry.
Keywords: investment; investment potential; savings; rise of the living standards.
Коды классификатора JEL: G23.
Западные модели инвестирования в экономику государства могли бы стать эффективным финансовым инструментом и в России. В частности, речь идет об инвестициях в сырьевые источники, в инфраструктурные проекты, а также в объекты недвижимости. Частные пенсионные фонды во всем мире являются единственным рыночным инвестором в проекты инфраструктуры. Речь идет, прежде всего, об англосаксонских экономиках: Канада, Австралия, Великобритания, США и в большей степени Нидерланды. Например, от 5 до 10 % инвестиционного портфеля любого пенсионного фонда Австралии приходится на инвестиции в инфраструктуру. Поскольку частный капитал эффективнее государственного, то и инфраструктура Австралии эффективнее, чем инфраструктура, созданная и эксплуатируемая за счет государственного капитала. За счет масштабного участия национальных пенсионных фондов западным экономикам удается реализовывать достаточно крупные инфраструктурные проекты. Примером может служить строительство транснациональной железной дороги в Австралии, автомагистрали М-25 в Великобритании, а также множество проектов по разработке возобновляемых источников энергии в Европе и США.
Использование пенсионных накоплений и иных внутренних инвестиционных средств могло бы сыграть существенную роль в решении инвестиционных проблем транспортной отрасли.
В современных условиях эффективность накопительной модели в значительной мере лимитирована макроэкономическими и демографическими условиями развития:
S высоким уровнем инфляции (существенно выше, чем в развитых странах), что снижает реальность доходности пенсионных накоплений;
S низкой заработной платой абсолютного большинства работников (свыше 80% имеют доходы, полностью направляемые на текущее семейное потребление);
S низкой продолжительностью жизни (и соответственно, небольшой страховой стаж, для всех категорий пенсионеров - около 25-27 лет, в т. ч. для пенсий по старости - в среднем 34,5 лет против 45-47 лет в странах ОЭСР), что не позволяет в принципе сформировать существенные пенсионные накопления.
Но финансовый кризис не позволил достичь основной цели пенсионной системы, которая построена на принципах социального страхования - долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета ПФР. На текущий момент все еще осталась нерешенной проблема преобразования института досрочно назначаемых пенсий в самостоятельные профессиональные пенсионные программы, что освобождало бы общенациональную пенсионную систему от нестраховых выплат соответствующим категориям пенсионеров.
© Н.В. Русакова, 2012
ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕНСИОННОГО ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ.
71
В дальнейшем поддержку определенных видов экономической деятельности, по мере необходимости, целесообразно осуществлять принципиально иным способом - посредством выделения работодателям целевых субсидий из федерального бюджета, которые возможно было бы использовать на компенсацию произведенных ими расходов по уплате страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.
В целях обеспечения прозрачности функционирования системы обязательного пенсионного страхования, необходимо систематически производить оценку государственного пенсионного долга и бюджетного учета всего объема обязательств будущих периодов.
При определенном уровне дохода (имея реальную возможность), а также потенциально невысоком уровне пенсии в будущем, население (в том числе и сотрудники корпораций) будет акцентировать внимание на накопительной части пенсии, стараясь ее увеличить.
Острота проблемы использования работниками корпорации своих резервных средств повышается в силу их текущего отвлечения от интересов ОАО «РЖД», так как потери от неиспользования резервов являются не только финансовыми аспектами, но и социальными. Неразвитость рынка сбережений (в том числе и пенсионных накоплений) в системе финансового рынка нивелирует эффективность перераспределительного механизма «доходы-сбережения-инвестиции-доходы».
Перераспределение социально-инвестиционного характера в таких корпорациях как ОАО «РЖД» может стать одним из ключевых элементов дальнейшего развития, способствуя привлечению инвестиционного потенциала как работников, так и простых граждан, заинтересованных в качественном вложении любых видов накоплений. Это будет стимулировать развитие инвестиционной деятельности корпорации, а вовлечение как сотрудников, так и населения в деятельность предприятия, сможет стимулировать рост доходов предприятия, а, следовательно, и потенциальных инвесторов.
Обычно дополнительные доходы трансформируются как в сферу потребления, так и в сферу накопления. При росте доходов у сотрудников появляется потребность так же к образованию дополнительных сбережений, а следовательно, инвестиционного потенциала для предприятий.
Для перспективного роста благосостояния железнодорожников наиболее эффективным способом аккумуляции сбережений является организация отраслевых добровольных социальных фондов. Базируясь на доверии железнодорожников к своей корпорации, появляется возможность интенсивнее их вовлекать в перераспределительный механизм трансформации сбережений во внутренних сферах добровольного страхования. Доверие играет ведущую роль в принятии решений об использовании и сбережений, и пенсионных накоплений. Дальнейшее использование и развитие существующей системы пенсионного и медицинского страхования должно подкрепляться эффективными финансовыми стимулами, при которых доходность будущих периодов будет компенсироваться отвлечением капитала от текущего потребления.
Существующий перераспределительный механизм «сбережения-инвестиции-доходы» создает условия альтернативности доходности в краткосрочном и долгосрочных периодах: прямые - через ценные бумаги и коллективное инвестирование и косвенные - через опосредованное страховое (обязательное и добровольное), перераспределение становится значительным моментом в корпоративной деятельности ОАО «РЖД». Отраслевые пенсионные фонды сегодня стали именно тем посредником, который может обеспечить и сотрудников корпораций, и других граждан качественным уровнем жизни в пенсионном возрасте [8].
К нормализации перераспределительной модели «доходы-инвестиции-доходы» при пенсионном обеспечении пытались прибегнуть еще в 2000 г., когда коллегия МПС России приняла решение о создании отраслевой пенсионной системы. Именно по решению этой коллегии было принято положение об отраслевом негосударственном пенсионном обеспечении железнодорожников. Тогда же в качестве уполномоченного негосударственного пенсионного фонда был выбран НПФ «Благосостояние». ОАО «РЖД» сохранило право железнодорожников на отраслевую пенсию и более того -значительно увеличило возможности корпоративной пенсионной программы. В итоге, уже сейчас пенсионеры отрасли имеют коэффициент замещения утраченного заработка на уровне 40-42 %, как это рекомендовано Международной организацией труда, а в среднем по России этот коэффициент около 22 %. По холдингу РЖД процент охвата персонала в сфере негосударственного пенсионного обеспечения 70 %. В обязательном пенсионном страховании общая доля перешедших из ПФР в частные структуры - около 9,6 %, а среди железнодорожников - уже почти 90 % [3].
Согласно опубликованным сводным данным Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) за 2012 г., наибольшее количество российских граждан (1,7 млн чел.) формирует негосударственную пенсию в НПФ «Благосостояние». Кроме того, Фонд - абсолютный лидер среди отечественных НПФ по количеству пенсионеров, получающих дополнительную пенсию (276,6 тыс. чел.). Объем выплат получателям пенсии за I квартал составил более 2 млрд руб. [6].
Объем пенсионных резервов НПФ «Благосостояние» увеличился до 160,7 млрд руб. Собственное имущество Фонда достигло 237,7 млрд руб. и занимает пятую часть от суммарного показателя всех российских НПФ [6].
Средства, принадлежащие фонду, в том числе пенсионные резервы, инвестированы в такие активы, как банк «КИТ Финанс» (57,15% акций), Транскредитбанк (16,17% акций), компании «Трансконтейнер» (6,62 % акций), «РЖД — Развитие вокзалов» (75% акций). Фонд вносит большие средства на субординированные депозиты в «Транскредитбанк», а банк уже кредитует железные дороги. Пенсионные деньги являются незаменимым источником фондирования, поскольку с помощью субординированных депозитов увеличивается капитал банка [9].
НПФ «Благосостояние» стал владельцем компании «РЖД—Развитие вокзалов», управляющей сетью такси, аптек и рекламным агентством. В фонде считают, что покупка 75 % акций компании за 300 млн руб. в любом случае будет доходной — в течение ближайших пяти лет ОАО РЖД вложит в вокзалы 30 млрд руб., что повысит стоимость сервисных компаний, работающих на вокзальных комплексах. Уже в этом году на модернизацию вокзалов должно быть направлено 3 млрд руб. В «Благосостоянии» полагают, что инвестиции в проект будут иметь доходность выше инфляции при условиях исключительных гарантий возвратности вложенных средств. Кроме того, в фонде полагают, что 75 % акций в РЖД-РВ позволят «Благосостоянию» использовать вокзалы для «разъяснения гражданам преимуществ действующей распределительно-накопительной пенсионной системы [5].
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
72
Н.В. РУСАКОВА
ОАО «РЖД» делает необходимые шаги, приводя в порядок вокзальную инфраструктуру, позволяющую получать доход через аренду коммерческих площадей или участия в сервисном бизнесе. При этом используются пенсионные накопления, а значительная коммерческая составляющая позволит превысить уровень доходности относительно уровня инфляции.
Основная задача НПФ - сформировать такой консервативный, но сбалансированный портфель, который позволит защитить накопленные средства от инфляции на всем долгосрочном периоде и обеспечит нужную текущую ликвидность. Этому способствует и проводимая современная социально-экономическая политика государства.
Именно доверие и к отрасли, и к корпорации ОАО «РЖД» должно стать тем конкурентным преимуществом, которое способствует диверсификации современной работы НПФ.
Наиболее эффективные НПФ в условиях высокой волатильности и непредсказуемости финансовых рынков и отсутствия надежных долгосрочных инструментов инвестирования для защиты интересов клиентов вынуждены вести поиск альтернативных направлений эффективного размещения собственных средств. Выбор инструментов, в которые НПФ могут инвестировать пенсионные накопления, четко регламентирован законодательством РФ, что направлено на гарантии их сохранности. Но именно это и ограничивает доходность инвестирования, так как для максимально эффективного инвестирования и получения долгосрочного положительного финансового результата список разрешенных инструментов необходимо расширить.
Таким образом, НПФ необходимо на законодательном уровне предоставить возможности и механизмы инвестирования в крупные проекты, имеющие стратегическое значение для развития экономики и обеспечивающие эффективность реализации на долгосрочной основе:
1. Нужно снять ограничения по инвестированию пенсионных накоплений в котировальный список высшего уровня при условии подтвержденного высокого качества бумаг.
2. Разрешить в разумном объеме инвестировать накопления в паи российских ПИФов для квалифицированных инвесторов и особое внимание уделить рентным ЗПИФ и ЗПИФ недвижимости.
3. Либерализовать доступ к инструментам срочного рынка (опционам и фьючерсам).
4. Разрешить покупку депозитарных расписок компаний, котирующихся на биржах, утвержденных в списке ФСФР и обладающих высокими кредитными рейтингами.
Расширение инвестиционного инструментария будет способствовать диверсификации рисков и получению положительного финансового результата в долгосрочном периоде. Целесообразность данной меры возможна исключительно при условии отмены требования безубыточности по итогам года. Тогда НПФ получат возможность открывать длинные позиции, а также поддерживать внутренний рынок в периоды его турбулентности. Покупая дешевеющие активы со среднесрочным потенциалом роста, НПФ тем самым будут стабилизировать ситуацию на российском фондовом рынке.
Сохранность и доходность должны обеспечиваться клиентам НПФ к моменту их выхода на пенсию, а не ежегодно. Открытие «длинных» позиций позволит НПФ покупать российские активы в то время, когда они дешевеют, и зарабатывать на их росте в долгосрочной перспективе. Тем самым частные пенсионные фонды смогут поддерживать отечественный рынок в период волатильности.
Гарантом сохранности сбережений будет служить стабильная выплата инвестиционных процентов, как для работников отрасли, так и для прочих домохозяйств. Инвестиционные проценты стимулируют увеличение не только номинальных, но и реальных доходов инвестирующих, при этом появится возможность увеличить пенсии, расходы на социальное обеспечение нуждающихся и медицинское обслуживание. Позитивную динамику получит и внутренний климат семей работников компании, что в свою очередь повлечет рост трудоспособности, стремление к росту доходов и дальнейшему инвестированию. Меры, необходимые для стимулирования привлечения накоплений в инвестиции:
• стимулирование и пропаганда коллективных инвестиций на государственном уровне;
• стимулирование изменения поведенческой модели домохозяйств - от потребительской к инвестиционной;
• облегчение налоговой нагрузки на долгосрочных инвесторов;
• создание дополнительных инвестиционных возможностей для управляющих компаний, расширение перечня финансовых инструментов для инвестирования средств институтов коллективных инвестиций, включая иностранные ценные бумаги.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бизюков Р. Предложения к действию //Экономический форум. № 108/П (4893), 18.06.2012.
2. Инвестиционная деятельность (Электронный ресурс). Режим доступа: http://ir.rzd.ru/static/public/ ir?STRUCTURE_ID=35&.
3. Милюков А. «Карманные» пенсионные фонды расстаются с «темным прошлым» /К. Фрумкин // Финанс. 10.11.2010. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.finansmag.ru/articles/96988.
4. Набиуллина Э.С. Семь развилок Набиуллиной // Российская газета, 24.04.2012.
5. Новости РЖД. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.rzdtv.ru/2011/06/02/negosudarstvennyiy-pensionnyiy-fond-blagosostoyanie-stal-vladeltsem-aktsiy-kompanii-rzhd-razvitie-vokzalov/.
6. НПФ Благосостояние. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://blagosostoyanie.ru/news/tape/223713.
7. Путин В.В. Пенсионные накопления пойдут на финансирование крупных инфраструктурных проектов. М.: ИТАР-ТАСС. 21.06.12.
8. Русакова Н.В. Социально-инвестиционное перераспределение в формировании корпоративного инвестиционного потенциала // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. Вып. 6. Т. 4. С. 26-33.
9. Сухорукова Е. «Благосостояние» решается на кадровый вопрос // Коммерсантъ; 13.09.2011, http://napf.ru/files/31356202011-09-13.doc
10. Якунин В.И. РЖД отдаст 800 млн евро за логистического оператора Peugeot. (Электронный ресурс). Режим доступа: http:// top.rbc.ru/economics/20/09/2012/670479.shtml.
11. Якунин В.И. РЖД: К 2020 году объем грузооборота может увеличиться. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.rzd.ru/.