52 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ КАК РЕСУРСНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР РОСТА АКЦИОНЕРНОЙ СТОИМОСТИ ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
то
70 >
m
О O z O
ВОРОНИН А.Н.,
соискатель кафедры «Экономика и финансы», Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС),
e-mail: [email protected];
ТИМОФЕЕВА М.С.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы», Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС),
е-mail: [email protected]
I Нематериальные активы участвуют в создании корпоративной стоимости и по-
U зиционируются как уникальный ресурсный мультипликатор роста группы ОАО «РЖД»,
00 наделяя корпорацию стратегической ценностью для российской экономики в целом и по-
° вышая её акционерную стоимость. Развитие высокоскоростного наземного транспорта
позволит быть толчком для экспорта прогрессивныхзарубежных технологий, повышения
ю капитализации корпорации ОАО «РЖД».
о
о
Ключевые слова: нематериальные активы; корпоративная бизнес-модель; деверти-о кализация.
о HIGH SPEED SURFACE TRANSPORT AS A RESOURCE MULTIPLIER OF
ю
№ SHAREHOLDERS' VALUE GROWTH OF OJSC «RUSSIAN RAILWAYS»
IO
ю
VORONIN A.N.,
ч Competitor of the Department «Economics and Finance»,
о Rostov State University of Railway Transport (RSTU),
о e-mail: [email protected];
3
TIMOFEEVA M.S.,
PhD, Associate Professor of the department of «Economics and Finance», Rostov State University of Railway Transport (RSTU), e-mail: [email protected]
Intangible assets are involved in the creation of corporate value and positioned as a unique resource multiplier growth group of «Russian Railways», giving the corporation's strategic value for the Russian economy as a whole and increasing shareholder value. Development of high-speed ground transport will allow to be a jerk to export progressive foreign technologies, increase the capitalization of the corporation «Russian Railways».
Keywords: intangible assets; corporate business model; devertikalizatsiya.
JEL classification: L92.
© Воронин А.Н., Тимофеева М.С., 2014
Корпорация ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») расширяет свою инвестиционную активность, внедряет инновационные технологии, но является достаточно затратной для российского бюджета. Развивается корпорация на основе привлечения бюджетных денег. ОАО «Российские железные дороги» в последнее время получала субсидии на покрытие убытков от заморозки тарифов, средства от дополнительных эмиссий на строительство объектов к Олимпиаде, субсидии на покрытие убытков пригородного сообщения.
По оценке экспертов, прогнозируемая доля корпорации ОАО «РЖД» на рынке грузоперевозок к 2030 г. сократится до 83% с нынешних 85%, а автотранспорта, наоборот, увеличится до 11%. Речь может идти о 2-3% от общего числа перевозимых по железной дороге грузов. В 2013 г. погрузка на РЖД была 1,37 млрд т. При этом перевозка нефти и нефтепродуктов по железной дороге в 2013 г. сократилась на 3,1%, до 250,3 млн т (Челпанова, 2014).
Снижение доли ОАО «РЖД» на рынке грузоперевозок может произойти вследствие того, что корпорация теряет высокодоходные грузы: нефть и нефтепродукты переключаются на трубопроводный транспорт, а контейнеры, стройматериалы, лес будут перевозиться автотранспортом. Перераспределение высокодоходных грузов между видами транспорта повлечет снижение рентабельности основной деятельности ОАО «РЖД».
Реальных условий для формирования устойчивой конкурентной позиции на рынке по сравнению с трубопроводным транспортом у корпорации ОАО «РЖД» в настоящее время не существует, так как трубопроводный 3 транспорт имеет более низкие издержки. При этом следует отметить, что стоимость трубопроводной пере- i возки практически не меняется, а стоимость железнодорожных перевозок постоянно растет. Автотранспорт о активно участвует в доставке на дальние расстояния мелких партий высокодоходных и скоропортящихся грузов, и конкурентное давление со стороны автомобильного транспорта на рынок перевозок, прежде всего, на см железнодорожный транспорт усиливается. z
Это связано с меньшей по сравнению с железнодорожным транспортом финансовой нагрузкой. Регулированием тарифной политики занимается государство, поэтому затраты на перевозку не всегда окупаются. Чем больше растет тариф РЖД, тем больше компания как перевозчик становится неконкурентоспособ- q ной. Например, с 2011 г. стоимость железнодорожной перевозки выросла на 22%, а тарифы на автоперевозки снизились на 7-8% (Челпанова, 2014). ^
Корпорация ОАО «РЖД» за свой счет формирует транспортную инфраструктуру, расширяет и модернизирует пути общего пользования. Российские автотранспортные компании практически не инвестируют в ^г строительство дорог и развитие инфраструктуры перевозочного процесса. Планирование и развитие инфраструктуры автомобильных перевозок осуществляет государство.
Для обеспечения конкурентоспособности корпорации ОАО «РЖД» необходимо работать над программой -<> сокращения затрат, развивать транспортно-логистический сегмент, например, формировать пакетные услуги перевозок «от двери до двери» по опыту автоперевозчиков, а также усиливать долю сегмента высокоскоростного транспорта.
Расширение транспортно-логистического сегмента, рост скорости и качества перевозочного процесса на q железнодорожном транспорте обеспечивает конкурентоспособность корпорации ОАО «РЖД». Одним из ин- ^ струментов повышения эффективности железнодорожного транспорта является развитие скоростных и вы- C сокоскоростных межрегиональных сообщений, которые призваны сблизить субъекты Российской Федерации. Высокоскоростные дороги это не только улучшение транспортной доступности, улучшение благосостояния граждан, но и серьезный вклад в модернизацию экономики.
Развитие скоростных железнодорожных сообщений, безусловно, требует затрат не только на инфраструктуру и поиск научных технологий. Корпорация ОАО «РЖД», формируя высокоскоростные проекты, развивает высокие технологии, создает новые рабочие места, увеличивает темпы роста внутреннего валового продукта. Развитие высокоскоростного движения послужит толчком для экспорта прогрессивных зарубежных технологий, повышения капитализации корпорации ОАО «РЖД», позволит скомпилировать ряд важных эффектов, являющихся драйверами управления стоимости нематериальных активов группы ОАО «РЖД» в частности и Российской Федерации в целом.
Отметим, что на стадии строительства ВСМ Москва - Казань может иметь существенный макроэкономический эффект. Регионы, по которым проходит трасса, получат мультипликативный прирост экономики в размере 150 млрд руб. за 2014-2019 гг. Более 40 млрд прироста ВРП будет распределено по другим регионам. Строительство ВСМ создаст мультипликативный эффект для выпуска продукции и услуг в размере 1,23 трлн руб. за 2014-2019 гг.
Среди обрабатывающих отраслей наибольший эффект получит промышленность строительных материалов - 117 млрд руб., металлургия - 111 млрд руб., машиностроение - более 41 млрд руб. Мультипликативный эффект от строительства ВСМ сгенерирует бюджетный эффект в виде дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за 2014-2019 гг. в размере 174,6 млрд руб. (Из доклада первого вице-президента компании ОАО «РЖД»..., 2013).
О
С а а
Корпорация ОАО «РЖД» создала новые структуры и определила алгоритм управления партнерскими отношениями как акселератор развития современной корпоративной бизнес-модели. Если ранее компания сама проводила все исследования и разработки, то теперь в результате интеграции партнерских отношений происходит эффективное использование корпоративных преимуществ субъектов деловых рынков в форме обратной связи. Как следствие, группа ОАО «РЖД» реструктурировалась на основе вертикальной дезинтеграции. Созданные в ОАО «РЖД» в процессе выполнения НИОКР результаты интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана, являются интеллектуальной собственностью компании. Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности способствует обеспечению деловой репутации, имиджа и экономической безопасности корпорации.
Наличие интеллектуальной собственности является важным фактором, способствующим повышению конкурентоспособности производимой продукции, товаров и услуг, мощным инструментом привлечения инвестиций. Права на результаты интеллектуальной деятельности являются одной из главных составляющих нематериальных активов ОАО «РЖД». Рост нематериальных активов способствует повышению капитализации корпорации, а учет в составе нематериальных активов вновь полученных результатов интеллектуальной де-Е ятельности является условием коммерческого использования научно-технического потенциала ОАО «РЖД» Щ (Распоряжение ОАО «Российские железные дороги» от 15.11.2013).
Е В настоящее время вопрос увеличения количества объектов, которые могут быть использованы в соста-
О ве нематериальных активов ОАО «РЖД», является весьма актуальным. Определяя вектор движения компании 2 вверх по цепочке стоимости, корпорация отдала на аутсорсинг производство комплектующих локомотивов и м прочего оборудования, сдвигая поставщиков вниз по цепочке стоимостей и избавляясь от видов деятельности, с не приносящих существенных конкурентных преимуществ, высвобождая тем самым необходимую для инно-^ вационного развития ресурсную базу.
Одним из этапов развития ВСМ стало создание Центра организации скоростного и высокоскоростного со— общения (далее Центр) (Положение ОАО «РЖД» от 19.09.2013).
В процессе своего функционирования Центр решает следующие задачи: 0 • определяет основные направления и проводит работу по созданию скоростной и высокоскоростной
— железнодорожной сети, в том числе с использованием элементов действующей инфраструктуры железнодорожного транспорта;
— • координирует работу подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», органов управления филиа-
лов, других структурных подразделений ОАО «РЖД» и в установленном порядке дочерних и зависи-0 мых обществ ОАО «РЖД» по реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до
— 2030 года, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года
— и выполнению соответствующих долгосрочных программ развития и планов мероприятий в области ^ скоростного и высокоскоростного железнодорожного транспорта (Распоряжение Правительства РФ 2 от 22.11.2008; Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008);
• проводит экспертную оценку предложений и участвует в постановке задач при формировании ин-ч вестиционных проектов в сфере скоростного и высокоскоростного железнодорожного транспорта, в о определении эффективности этих проектов, а также в контроле за их реализацией;
• проводит экспертную оценку нормативно-технической документации по эксплуатации, техническому обслуживанию, оснащению и строительству объектов инфраструктуры скоростного и высокоскоростного железнодорожного транспорта;
• взаимодействует с предприятиями и научно-исследовательскими организациями по вопросам развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного транспорта;
• изучает передовой отечественный и зарубежный опыт в сфере скоростного и высокоскоростного железнодорожного транспорта и подготавливает соответствующие предложения;
• подготавливает и направляет в Департамент управления персоналом предложения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников Центра, формированию кадрового резерва Центра;
• организует и проводит в Центре работу по защите сведений, составляющих государственную тайну, по противодействию иностранным разведкам и по технической защите информации;
• организует защиту информации (за исключением сведений, составляющих государственную тайну) и обеспечение режима коммерческой тайны.
Социально-экономические эффекты от создания высокоскоростных магистралей (проекты ВСЖМ 1 и ВСМ 2) планируется в объеме 3,8 трлн руб. и будет заключаться в следующем:
• объединение агломераций и региональных центров в единый агломерат;
• предоставление населению современной услуги - высокоскоростной железнодорожной пассажирской перевозки;
СГ
3
• достижение стратегических целей государства;
• развитие регионов, повышение уровня жизни удаленных регионов, которые становятся близкими пригородами крупнейших агломераций;
• повышение социально-экономического потенциала страны, улучшение инвестиционного климата в стране;
• повышение квалификации российских специалистов, повышение уровня занятости населения;
• формирование и развитие единой системы интермодальных комплексов «аэропорты - ВСМ - городской транспорт»;
• повышение престижа страны, так как в ближайшие годы не останется ни одной экономически развитой страны без системы ВСМ (Официальный сайт холдинга ОАО «РЖД»).
Денежные потоки, напрямую связанные с проектом ВСМ, можно поделить на расходы, в первую очередь на строительство, эксплуатацию, поддержание инфраструктуры и доходы от продажи билетов и от доступа к инфраструктуре.
Рассматривая феномен инвестиций в интеллектуальный капитал в форме создания технологий для высокоскоростного магистрального транспорта, можно прийти к выводу, что в настоящее время НМА являются 00 главным источником роста корпоративной стоимости. Все объекты интеллектуальной собственности при реа- i лизации проектов ВСМ несомненно можно учесть в составе нематериальных активов вследствие одновремен- ö ного выполнения ряда условий:
• объекты способны приносить экономическую выгоду; см
• компания имеет право на получение экономических выгод от использования объекта; z
• корпорация является обладателем исключительных прав на объект (существование самого объекта и исключительные права на него подтверждены документально, при этом над объектом ведется контроль с целью ограничения доступа иных лиц к экономическим выгодам); О
• срок использования объекта превышает 12 месяцев;
• компания предполагает его перепродажу в течение 12 месяцев; ^
• первоначальная стоимость может быть достоверно определена;
• объект можно выделить (идентифицировать) от других активов. ^г
Основные тезисы, заложенные в Концепции информационного сопровождения проектов скоростного и
высокоскоростного железнодорожного движения в Российской Федерации, утверждённой распоряжением №299 первым вице-президентом ОАО «РЖД» А.С. Мишариным 31.08.2013 г., подчеркивают значимость ВСМ в -<> развитии экономики страны:
• развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта можно считать символом нацеленности ^ государства на развитие инфраструктуры и внутренних региональных связей; У
• модернизация экономики России требует создания развитой и эффективной транспортной системы, q которая будет способствовать инновационному развитию экономики и общества; ^
• современные транспортные коммуникации обеспечивают территориальную целостность, единство q экономического пространства страны, позволяют сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности;
ГУ
• ВСМ, в отличие от авиаперевозок, способны связать несколько разных участков маршрута с помощью ш одного поезда, при этом посадка и высадка пассажиров осуществляется на разных остановках на протяжении всего маршрута;
• исследования показали, что существенное повышение мобильности населения при запуске ВСМ в конечном итоге ведет к интенсивному развитию экономики во всех регионах, связанных между собой высокоскоростными железнодорожными магистралями;
• развитие ВСМ приведет к разгрузке основных направлений железных дорог, автодорог и международных авиаузлов за счет переключения значительной части пассажиропотока, произойдет дополнительное сокращение негативного воздействия транспорта на экологию;
• внедрение современного энергоэффективного подвижного состава и инфраструктуры, экспорт прогрессивных зарубежных технологий, импульс для инновационного развития российского машиностроения и наукоемких секторов экономики;
• экономические эффекты от реализации проектов скоростного движения будут включать в себя генерирование внутренних денежных потоков от операционной деятельности по проектам скоростного движения; реализацию комплексных проектов модернизации промышленных предприятий и строительного комплекса; прямые и косвенные налоговые поступления в бюджет Российской Федерации;
• государственные инвестиции в инфраструктуру являются весьма важной предпосылкой для устойчивого экономического роста;
• социальные эффекты включают преимущества от сокращения времени поездки, повышения уровня безопасности на транспорте и роста доходов населения в связи с созданием новых рабочих мест;
• рост мобильности всех групп населения, сдвиги в структуре расселения и занятости, прирост потока российских и иностранных туристов в российские регионы;
• создание сети ВСМ приведет к увеличению конкурентоспособности транспортной сети России на мировом рынке транспортных услуг;
• развитие специализированных магистралей для высокоскоростного пассажирского движения позволит освободить инфраструктуру железных дорог для развития ускоренного международного транзита в направлении АТР-ЕС, реализовав тем самым транзитный потенциал России;
• развитие специализированных магистралей для высокоскоростного пассажирского движения позволит освободить инфраструктуру железных дорог для организации пригородного и интермодального пассажирского сообщения;
• развитие специализированных магистралей для высокоскоростного пассажирского движения позволит освободить инфраструктуру железных дорог для интенсификации грузооборота и создаст воз-
т можности для снятия инфраструктурных ограничений экономического роста в России;
•в регионах, задействованных в реализации проектов ВСМ, появятся дополнительные возможности
>
для привлечения инвестиций, включая иностранные;
О • суммарный эффект на ВВП от строительства ВСМ-2 может достичь 1,8 трлн руб., что почти в два раза
2 больше собственной стоимости и в три раза - требуемых субсидий;
М • очевидна необходимость повышения темпов развития железнодорожной инфраструктуры, посколь-
с ку в период проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 г. железные дороги России будут осу-
ществлять перевозку пассажиров между футбольными полями городов Центрального федерального округа и Приволжского и Уральского федеральных округов; 7 •в 2013 г. совокупная протяженность мировых высокоскоростных магистралей превысила 21 тыс. км,
идет интенсивное строительство новых маршрутов;
0 •в разных странах мира в эксплуатацию ежегодно вводится около 110 скоростных поездов, к чис-7 лу стран с наиболее высоким спросом на высокоскоростной железнодорожный транспорт относятся Франция, Германия и Япония, большим потенциалом обладают также Китай, Испания и Великобритания;
• высокоскоростные магистрали, которые появились в Азии и Европе в последние десятилетия, вобра-° ли в себя самые передовые достижения в отраслях транспортного строительства, машиностроения,
1 силовой электроники, компьютерных технологий, связи и многих других, определяющих внешний облик современного железнодорожного транспорта;
2 • рост численности мирового парка высокоскоростных поездов связан с серьезным вниманием обще-2 ственности к проблемам защиты окружающей среды, в частности, к уменьшению выбросов (данный
вид железнодорожного транспорта считается наиболее экологически чистым); а • высокоскоростные поезда с точки зрения потребителей превосходят другие виды транспорта по вре-
т мени поездок, уровню комфорта и безопасности, щадящему воздействию на окружающую среду;
• исследования, проведенные во Франции, доказали бюджетную эффективность проектов ВСМ в раз-05 мере 4:1 (Концепция ОАО «РЖД» от 31.08.2013).
Экономическая роль интеллектуального капитала заключается в целенаправленном удовлетворении экспоненты спроса на инновации для экспансии рыночных конкурентных преимуществ. Сегодня замедление экономического роста и спады рынка капиталов формируют фундаментальные позиции нематериальных активов: ключевые факторы успеха компании зависят от крупных инвестиций нематериальной направленности, ведущим к инновационному развитию и эффективной коммерциализации.
Девертикализация и усиление инновационной деятельности как главного источника постоянных конкурентных преимуществ корпорации ОАО «РЖД» отражают два фундаментальных сдвига в структуре и стратегической направленности системы управления корпорацией, выступая точкой бифуркации управления стоимостью корпоративного сектора на базе интеллектуального капитала. Текущая стоимость интеллектуального капитала в структуре стоимостной цепочки троекратно превалирует над текущей стоимостью материальных активов. Сегодня нематериальные активы, являющиеся невоплощенным материальным обеспечением будущих выгод, или «потенциалом стоимости» компании, приносят пять частей прибыли холдинга ОАО «РЖД» из шести.
Взаимодействуя с материальными и финансовыми активами в создании корпоративной стоимости, нематериальные активы позиционируются как уникальный ресурсный мультипликатор роста группы ОАО «РЖД», наделяя корпорацию стратегической ценностью для российской экономики в целом и повышая её акционерную стоимость.
Вместе с тем, Президент России Владимир Путин поручил правительству до июля 2015 г. представить предложения по подготовке программы развития скоростных автомобильных дорог в России. Срок выполнения этой задачи отнесен на первое полугодие 2015 г. Разработка специальной программы развития скоростных магистралей, а также механизмов поддержки таких проектов на региональном и муниципальном уровне, безусловно, улучшит конкурентную ситуацию на российском транспортном рынке. В настоящее время важно повысить эффективность расходов на развитие автодорожной сети. В частности, Президентом РФ поставлена задача проанализировать случаи необоснованного завышения цен на землю и материалы при строительстве и ремонте магистралей и представить предложения, направленные на недопущение спекуляций в этой сфере; кроме того, уже в 2014 г. стартовал ежегодный мониторинг стоимости строительства и содержания одного км федеральных магистралей (Путин поручил правительству..., 2014).
Инвестиционная стратегия развития корпорации ОАО «РЖД» до 2020 г. предполагает 2,89 трлн руб. инвестиционных вложений, при этом государственная поддержка составит 1,4 трлн руб. Основная часть инвестиционных ресурсов необходима для капитального ремонта путей, обновление БАМа и Транссиба, развитие скоростных магистралей (Терентьева, 2014).
Для того чтобы стать конкурентоспособной компанией ОАО «РЖД» должна быть эффективной, учитывать 00 спрос на свои услуги, приносить прибыль и выплачивать дивиденды. Российский бизнес стремится рассма- ¡5 тривать корпорацию ОАО «РЖД» как поставщика дешевой услуги, которая помогает поддерживать конкурен- о тоспособность на мировых рынках. Вместе с тем, если корпорация не будет заниматься вопросами сокращения издержек, снижения тарифов, внедрением инноваций, капитальным ремонтом пути, то на рынке перевозок см большую долю займут другие операторы. В случае, если инвестиционные проекты не будут профинансирова- ^ ны государством, ОАО «РЖД» придется отказаться от некоторых из них, например, от второго этапа модернизации БАМа и Транссиба, расширения подходов к порту Мурманск. Компания осуществляет деятельность в условиях недостатка инвестиций, если такие ограничения на ресурсы сохранятся, то к 2020 г. снизится скорость о перевозки и ухудшится надежность доставки.
В настоящее время корпорация стремится привлечь финансирование в странах Азии вследствие закры- ^ тости европейского и американского рынков, одна из «дочек» корпорации «Скоростные магистрали» ищет финансирование в Азии на строительство ВСМ от Москвы до Казани. Приток частных инвестиций в железнодо- ^г рожную инфраструктуру не решит проблем дефицита финансирования, так как механизмы возврата средств остаются непрозрачными.
Несмотря на ориентацию реформы железнодорожного транспорта на рост инвестиционной составляю- -<> щей, основным инвестором через десятилетие в развитие транспортной инфраструктуры осталось государство. Причина этого явления состоит в том, что реформа, которая имела целью создание конкурентного рынка пере- ^ возок, не достигла проставленных целей. Для развития инфраструктурных проектов корпорации необходимо У привлекать частное финансирование, что является в настоящее время сложной для быстрого решения задачей. 0
ЛИТЕРАТУРА О
ш
Из доклада первого вице-президента компании ОАО «РЖД», генерального директора ОАО «Скоростные магистрали» Александра Мишарина (2013). Доступно на: http://www.gudok.ru/newspaper/?Ш=1030007&sphrase_ ¡а=2580135
Концепция ОАО «РЖД» от 31.08.2013 г. № 299 «Концепция информационного сопровождения проектов скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения в Российской Федерации в средствах массовой информации» // Официальный сайт холдинга ОАО «РЖД». Доступно на: http://rzd.ru/ Официальный сайт холдинга ОАО «РЖД». Доступно на:http://rzd.ru/
Положение ОАО «РЖД» от 19.09.2013 г. № 315 «Положение о центре организации скоростного и высокоскоростного сообщения» // Официальный сайт холдинга ОАО «РЖД». Доступно на: http://rzd.ru/
Путин поручил правительству заняться развитием скоростных автодорог в России (2014). Ведомости, от 14 ноября. Доступно на: http://www.vedomosti.ru/realty/news/35999791/putin-poruchil-podgotovit-programmy-razvitiya-skorostnyh
Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный сайт «Консультант плюс». Доступно на: http://www.consultant.ru/
Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 г. № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий по реализации в 20082015 годах Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года) // Официальный сайт холдинга ОАО «РЖД». Доступно на: http://rzd.ru/
Распоряжение ОАО «Российские железные дороги» от 15.11.2013 г. № 2457р «Об утверждении методических рекомендаций по увеличению нематериальных активов ОАО «РЖД» на основе анализа результатов
<
а а
научно-технической деятельности, полученных при реализации плана НТР «ОАО «РЖД» // Официальный сайт холдинга ОАО «РЖД». Доступно на: http://rzd.ru/
ТерентьеваА. (2014). Российские железные дороги // Ведомости. От 13 ноября, № 211 (3715). Челпанова М. (2014). РЖД теряет грузы // Ведомости, от 17 ноября, № 213 (3717) Доступно на: http:// www.vedomosti.ru/companies/news/36051121/rzhd-teryaet-gruzy
REFERENCES
Chelpanova M. (2014). Railways lose loads. Vedomosti. On 17 November, no. 213 (3717). Available at: http:// www.vedomosti.ru/companies/news/36051121/rzhd-teryaet-gruzy
Disposal of OAO "Russian Railways" from 15.11.2013, no. 2457r "On-assertion, Suppress guidelines to increase the intangible assets of JSC" Russian Railways ", based on the analysis of the results of scientific and technological activities, obtained by implementing the plan STR" JSC "Russian Railways". Official site of the holding company "Russian Railways". Available at: http://rzd.ru/. (In Russian.)
_i From the report of the first vice-president of JSC "Russian Railways", General Director of "Speed Lines"
R Alexander Misharin (2013). Available at: http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1030007&sphrase_id=2580135.
> (In Russian.)
c Official site of the holding company "Russian Railways". Available at: http: //rzd.ru/. (In Russian.)
O Order of the Government of the Russian Federation of 22.11.2008, no. 1734-r "On the Transport Strategy of
0 the Russian Federation for the period up to 2030". Official site of the "Consultant Plus". Available at: http://www.
1 consultant.ru/. (In Russian.)
U Order of the Government of the Russian Federation of 17.06.2008 no. 877-p "On the Development Strategy of
railway transport in the Russian Federation until 2030" (along with "Plan issues incorporated for the implementation in 2008-2015 Strategy for the Development of Railway Transport of the Russian Federation until 2030 year). Official site of the holding company "Russian Railways". Available at: http://rzd.ru/ (In Russian.)
2 Putin instructed the government to deal with the development ofhigh-speed roads in Russia (2014). Vedomosti. Of 14 November. Available at: http://www.vedomosti.ru/realty/news/35999791/putin-poruchil-podgotovit-pro-grammy-razvitiya-skorostnyh. (In Russian.)
Terentyeva A. (2014). Russian Railways. Vedomosti. November 13, no. 211 (3715). (In Russian.) The concept of "Russian Railways" from 31.08.2013 no. 299 "The concept of information accompanied Denia _ projects of high-speed and high-speed railway traffic in Ros-Federation in the media." Official site of the holding M company "Russian Railways". Available at: http://rzd.ru/. (In Russian.)
2 The position of JSC "Russian Railways" from 19.09.2013 no. 315 "Regulations on the organization of the cen-ter-sko-speed and high-speed communications." Official site of the holding company "Russian Railways". Available
> at: http://rzd.ru/. (In Russian.) 2
J Q O —t cr
3
со
О