О перспективности перераспределения пенсионных накоплений в формировании отраслевых инвестиций
Н.В. Русакова
В экономике России, как известно, наблюдается острая нехватка инвестиций. В корпоративном секторе экономики (к которому относится и ОАО «РЖД») основными источниками инвестирования являются собственные средства, однако в современных условиях они ограниченны: чистая прибыль, реинвестируемая часть внеоборотных активов, свободный амортизационный фонд, часть оборотных средств, финансовые вложения собственников. Именно поэтому инвестиционные потребности обуславливают необходимость поиска дополнительных источников.
Президент РФ В.В. Путин предлагает инвестировать в долгосрочные облигации для финансирования инфраструктурных проектов средства Пенсионного фонда, которые к 2015 г. могут составить 4 трлн руб. По его мнению, это обеспечит сохранность средств. Отмечается, что инфраструктурные проекты никуда не денутся, они будут работать, но важно обеспечить их доходность. Действующие правила использования этих средств не позволяют их эффективно использовать, в том числе для абсолютно надежных инфраструктурных проектов, рассчитанных на длительную перспективу, на строительство того же трубопроводного транспорта, железнодорожного, автомобильных дорог1. При таких инвестициях минимизируются риски потери вложений, но особенно остро встает вопрос о доходности. Пенсионные накопления и резервы — это те самые длинные деньги, которых так не хватает российской экономике и транспортной отрасли в частности.
Именно внутренние инвестиционные вливания, особенно пенсионных накоплений, позволят решить основную часть проблем транспортной отрасли и реализовать стратегически важные проекты. А потребности в инвестициях значительны.
К 2020 г. общий объем грузооборота по железнодорожной сети должен возрасти на 40%. Чтобы обеспечить потребности экономики в перевозке грузов и пассажиров на модернизацию Транссибирской железнодорожной магистрали, необходимо около 181 млрд руб., на модернизацию Байкало-Амурской магистрали как основной грузовой артерии — 787 млрд руб. Больше невозможно рассчитывать на бесконечное повышение тарифов, чтобы создать инвестици-
1 Путин В.В. Пенсионные накопления пойдут на финансирование крупных инфраструктурных проектов. М.: ИТАР-ТАСС. 21.06.12.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
67
Тема номера «Пенсионное обеспечение и социальная справедливость в России»
онный ресурс для развития инфраструктуры, которая должна развиваться опережающими темпами относительно экономики2.
Работа правительства, проводимая сегодня совестно с инфраструктурными компаниями, направлена на разделение корпоративных инвестиционных проектов на окупаемые и неокупаемые и на использование современных форм финансирования (прежде всего — размещение инфраструктурными компаниями долгосрочных долговых инструментов, где можно использовать накопленные пенсионные резервы). Эта работа является своевременной и должна интенсивно контролироваться и корректироваться с целью не допустить низкую доходность инфраструктурных проектов.
По неокупаемым проектам государство может оказывать поддержку через софинансирование развития инфраструктуры, но необходимо заключать при этом регуляторные контракты с инфраструктурными монополиями, прописав взаимные обязательства3.
Инвестиционная деятельность ОАО «РЖД» обеспечивается сегодня в первую очередь за счет4:
- Инвестиционного фонда Российской Федерации;
- средств федеральных целевых программ.
В инвестиционном бюджете компании учтено поступление целевых средств из федерального бюджета (путем перечисления их в уставной капитал компании) на реализацию инвестиционных проектов.
За счет целевого увеличения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки у компании формируется источник для строительства ряда объектов, необходимых для проведения Зимних Олимпийских игр 2014 г. в г. Сочи .
При этом существует проблема невозможности инвестирования в акции ОАО «РЖД», которая заключается в том, что акции (100%) принадлежат государству. Но в конце мая 2012 г. Медведев Д.А. поручил кабинету министров ускорить процесс приватизации госкомпаний. Через месяц на сайте правительства было опубликовано распоряжение, согласно которому в 2012-2013 гг. должны быть приватизированы акции ОАО РЖД (25% минус одна акция), «Росагроли-зинга» (49,9%), «Роснано» (10%) и ОЗК (100%). А компания «Роснефть» к 2016 г. должна полностью перейти в частные руки. Несмотря на то что В.И. Якунин оспаривает возможность выполнения поручения в указанные сроки, тем не менее приватизация может стимулировать дополнительные инвестиционные вли-вания5. Таким образом, корпорация будет вовлечена в классические рыночные отношения, позволяющие эффективнее регулировать ее деятельность.
Социально-инвестиционное перераспределение корпоративного уровня может стать одним из ключевых элементов дальнейшего развития ОАО «РЖД», стимулируя привлечение инвестиционного капитала как работников РЖД, так и простых граждан, заинтересованных в качественном инвестировании любых
2 Якунин В.И. РЖД: К 2020 году объем грузооборота может увеличиться / http://www.rzd.ru/.
3 Набиуллина Э. Семь развилок Набиуллиной // Российская газета, 24.04.2012.
4 Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2030 года. ОАО «РЖД» / http://www.rzd.ru/.
5 Якунин В.И. Приватизация компании в указанные правительством сроки нереальна / http://press. rgd.ru/news.
68
Выпуск 2 2013
Н.В. Русакова
видов накоплений. Это также будет способствовать развитию инвестиционной деятельности корпорации, а интеграция и сотрудников, и населения в деятельность предприятия стимулирует рост доходов предприятия, а следовательно, рост доходов потенциальных инвесторов.
Дополнительные доходы, как правило, трансформируются не только в сферу потребления, но и в накопления. Рост доходов у сотрудников стимулируют их к формированию дополнительных сбережений, что, в свою очередь, отразится на инвестиционном потенциале корпорации.
Эффективным способом аккумуляции сбережений и перспективного роста благосостояния железнодорожников является организация отраслевых добровольных социальных фондов. Завоеванное корпорацией доверие железнодорожников стало основой для направления сбережений во внутреннюю сферу добровольного страхования. Именно доверие должно сыграть ключевую роль в принятии решений об использовании и сбережений, и пенсионных накоплений. Дальнейшее использование и развитие существующей системы пенсионного и медицинского страхования должно подкрепляться эффективными финансовыми стимулами, при которых доходность будущих периодов будет компенсироваться отвлечением капитала от текущего потребления.
Существующее перераспределение средств «сбережения - инвестиции -доходы», создающее условия для выбора источника доходов в краткосрочном и долгосрочном периодах: прямые — через ценные бумаги и коллективное инвестирование и косвенные — через опосредованное страховое (обязательное и добровольное) перераспределение, становится важным инструментом в корпоративной деятельности ОАО «РЖД». Отраслевые пенсионные фонды сегодня стали именно тем посредником, который может обеспечить и сотрудников корпораций, и других граждан качественным уровнем жизни в пенсионном возрасте.
К формированию оптимальной перераспределительной модели «доходы -инвестиции - доходы» с учетом пенсионных накоплений ОАО «РЖД» пыталось прибегнуть еще в 2000 г., когда коллегия МПС России приняла решение о создании отраслевой пенсионной системы. Именно по решению этой коллегии было принято положение об отраслевом негосударственном пенсионном обеспечении железнодорожников. Тогда же в качестве уполномоченного негосударственного пенсионного фонда был выбран НПФ «Благосостояние». ОАО «РЖД» сохранило право железнодорожников на отраслевую пенсию и более того — значительно увеличило возможности корпоративной пенсионной программы. В итоге уже сейчас пенсионеры отрасли имеют коэффициент замещения утраченного заработка на уровне 40-42%, как это рекомендовано Международной организацией труда, а в среднем по России этот коэффициент — около 22%. По холдингу «РЖД» процент охвата персонала в сфере негосударственного пенсионного обеспечения — 70%. В обязательном пенсионном страховании общая доля перешедших из ПФР в частные структуры — около 9,6%, а среди железнодорожников — уже почти 90%6.
6 Милюков А. «Карманные» пенсионные фонды расстаются с «темным прошлым» /К. Фрумкин // Финанс. 10.11.2010 / http://www.finansmag.ru/articles/96988.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
69
Тема номера «Пенсионное обеспечение и социальная справедливость в России»
Согласно опубликованным Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) сводным данным за I квартал 2012 г. наибольшее количество российских граждан (1,1 млн человек) формирует негосударственную пенсию в НПФ «Благосостояние». Кроме того, Фонд — абсолютный лидер среди отечественных НПФ по количеству пенсионеров, получающих дополнительную пенсию (276,6 тыс. человек). Объем выплат получателям пенсии за I квартал составил более 2 млрд руб.7
Объем пенсионных резервов НПФ «Благосостояние» увеличился до 160,7 млрд руб. Собственное имущество Фонда достигло 237,7 млрд руб. и занимает пятую часть от суммарного показателя всех российских НПФ8.
Средства, принадлежащие фонду, в том числе пенсионные резервы, инвестированы в такие активы, как банк — «КИТ Финанс» (57,15% акций), Транскредитбанк (16,17% акций), компании «Трансконтейнер» (6,62% акций), «РЖД — Развитие вокзалов» (75% акций). Фонд вносит большие средства на субординированные депозиты в «Транскредитбанк», а банк уже кредитует железные дороги. Пенсионные деньги являются незаменимым источником фондирования, поскольку с помощью субординированных депозитов увеличивается капитал банка9.
НПФ «Благосостояние» стал владельцем компании «РЖД - Развитие вокзалов», управляющей сетью такси, аптек и рекламным агентством. В фонде считают, что покупка 75% акций компании за 300 млн руб. в любом случае будет доходной — в течение ближайших пяти лет ОАО РЖД вложит в вокзалы 30 млрд руб., что повысит стоимость сервисных компаний, работающих на вокзальных комплексах. Уже в этом году на модернизацию вокзалов должно быть направлено 3 млрд руб. В «Благосостоянии» полагают, что инвестиции в проект будут иметь доходность выше инфляции при условии исключительных гарантий возвратности вложенных средств. Кроме того, в фонде полагают, что 75% акций в РЖД-РВ позволят «Благосостоянию» использовать вокзалы для «разъяснения гражданам преимуществ действующей распределительно-накопительной пенсионной системы10.
ОАО «РЖД» делает необходимые шаги, приводя в порядок вокзальную инфраструктуру, позволяющую получать доход через аренду коммерческих площадей или участие в сервисном бизнесе. При этом используются пенсионные накопления, а уровень прибыли позволит превысить доходности относительно уровня инфляции. Это пример инвестиций не просто в транспортную инфраструктуру, но и в проекты, имеющие большое социальное значение и приносящие хорошую доходность.
Основная задача НПФ — сформировать такой консервативный, но сбалансированный портфель, который позволит защитить накопленные средства от инфляции на всем долгосрочном периоде и обеспечит нужную текущую лик-
7 НПФ «Благосостояние» / http://blagosostoyanie.ru/news/tape/223713.
8 Там же.
9 Сухорукова Е. «Благосостояние» решается на кадровый вопрос // Коммерсантъ; 13.09.2011 / http:// napf.ru/files/31356202011-09-13.doc.
10 Новости РЖД / http://www.rzdtv.ru/2011/06/02/negosudarstvennyiy-pensionnyiy-fond-blago-sostoyanie-stal-vladeltsem-aktsiy-kompanii-rzhd-razvitie-vokzalov.
70
Выпуск 2 2013
Н.В. Русакова
видность. Этому способствует и проводимая современная социально-экономическая политика государства. Железнодорожный сегмент в условиях высокой информированности и потенциальной доходности может стать наиболее востребованным.
Вместе с тем недостаточная осведомленность граждан о возможностях финансового рынка не позволяет им участвовать в системе коллективного инвестирования, финансовая безграмотность предоставляет дополнительные возможности для деятельности финансовым пирамидам и недобросовестным УК. Именно отраслевая стабильность (в том числе ОАО «РЖД») позволит нивелировать негативное воздействие недостаточной информированности населения.
Российские домохозяйства характеризуются явно выраженным потребительским характером экономического поведения. Это означает, что оценка сегодняшней стоимости денег для населения значительно выше, нежели оценка стоимости будущих доходов. Завышенная оценка ставки дисконтирования населением негативно влияет на развитие коллективных инвестиций. Следовательно, особенно остро возникает необходимость в качественном информационном обеспечении рассматриваемых процессов.
Меры, необходимые для стимулирования привлечения накоплений в инвестиции:
- государственное стимулирование повышения нормы сбережения населения, пропаганда коллективных инвестиций на государственном уровне;
- стимулирование изменения поведенческой модели домохозяйств — от потребительской к инвестиционной;
- совершенствование налогового законодательства и облегчение налоговой нагрузки на долгосрочных инвесторов;
- создание дополнительных инвестиционных возможностей для управляющих компаний, расширение перечня финансовых инструментов для инвестирования средств институтов коллективных инвестиций, включая иностранные ценные бумаги.
Гарантом сохранности сбережений будет служить стабильная выплата инвестиционных процентов как для работников, так и для домохозяйств. Инвестиционные проценты стимулируют увеличение не только номинальных, но и реальных доходов инвестирующих, при этом появится возможность увеличить пенсии, расходы на социальное обеспечение нуждающихся и медицинское обслуживание, что позитивно скажется на внутреннем климате семей работников компании, а значит, на стремлении к росту доходов и дальнейшему инвестированию.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
71