М.Д. Князева
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
Ключевые слова: информатизация образования; информационное общество; дистанционное обучение; виртуальная среда; информационные технологии; компьютеризация.
Keywords: informatization of education; the information society; e-learning; virtual environment; information technology; computerization.
Аннотация: На современном этапе развития образования очень важно использовать наиболее перспективные технологии. Добиться устойчивого экономического роста для России невозможно без решения проблемы модернизации системы образования и распространения новых образовательных технологий среди всех возрастных и социальных групп населения. Одной из главных задач современного образования является ориентация образовательного процесса на применение специализированных программных систем и использование глобальных информационных ресурсов. В статье рассмотрены вопросы информатизации образования и построения информационного общества в России.
Abstract: In the conditions of modern stage of development of education to use the most promising technologies is very important. It is impossible to achieve sustainable economic growth for Russia without modernization of formation and propagation of new educational technologies in all age and social groups of the population. One of the main tasks of modern education is the focus of the educational process on the use of specialized software systems and global information resource. The article considers the issues of informatization of education and the building of information society in Russia.
Информационное общество
Через образование можно оказывать влияние на ход политических, геоинформационных, экономических и других процессов в мире. Система образования во многом формирует человеческие качества. Именно в этой системе закладывается тот интеллектуальный ресурс, который реализуется в последующей жизнедеятельности человека.
На Всемирном конгрессе ООН в Копенгагене (1995) была сформулирована новая глобальная парадигма развития мирового сообщества, которая требует формирования нового поведения. Новой парадигме развития общества должна соответствовать и новая модель образования.
В начале XXI в. в мире наблюдается стремительный рост научно-технического потенциала. В результате мир перешел из индустриальной эпохи к постиндустриальной, или к информационному обществу, к новым информационным технологиям. В рамках известной теории постиндустриального общества ее автор американский социолог Д. Белл отметил, что для такого общества характерно целенаправленное усовершенствование техники и технологии на основе развития фундаментальных наук. Главным звеном в системе общественного производства становится труд, направленный на получение, обработку, хранение и передачу информации.
Американский футуролог О. Тоффлер предлагает рассматривать развитие общества как скачкообразный процесс. Он оценивает рождение информационного общества как прорыв человечества в новое историческое состояние. Динамику всемирной истории он рассматривает в форме следующих друг за другом волновых всплесков. Первая волна привела к аграрному обществу, вторая -к индустриальному обществу, третья - к информационной эре. Технологическими основами этой триады являются соха, машина и компьютер [5].
Эпоха третьей волны предоставляет возможность отказаться от массового стандартизированного производства и перейти к производству современных продуктов в индивидуальном исполнении. Период третьей волны требует от человека творческих способностей и активного реагирования на изменения, инициативности, коммуникабельности, разностороннего развития.
Спецификой постиндустриального развития является формирование новой парадигмы производства, в основе которой лежит эксплуатация нематериальных ресурсов, сконцентрированных
вокруг интеллектуальных ресурсов и достижений. В постиндустриальном обществе социальная эффективность образования становится более высокой.
Условия существования человечества в эпоху XXI в. требуют перехода к новой стратегии развития общества на основе знаний и высокоэффективных технологий. Поэтому формирование информационного общества является одной из важнейших задач развития мирового сообщества. Основой построения такого общества является информатизация, которая оказывается результатом развития информационных технологий. В основе информатизации лежат кибернетические методы и инструменты управления, средства информационных и коммуникационных технологий. Информатизация -политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы1.
Информатизация - «организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов»2.
История развития информатизации началась в США с 60-х годов, в Японии и в Западной Европе - с конца 70-х годов. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Информатизация общества направлена на обеспечение возможности получения информации для удовлетворения потребностей. Технической составляющей информатизации являются вычислительные устройства (персональные компьютеры), обеспеченные доступом к глобальным информационным системам.
Важность создания новых информационных технологий для образования была отмечена на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» (1996, Москва). Человеческое общество всегда успешно адаптировалось к новым реалиям, интуитивно преобразуя окружающий мир в соответствии с реше-
1 Информатизация // Википедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ wiki/%C8%ED%F4%EE%F0%EC%E0%F2%E8%E7%E0%F6%E8%FF
2 Такое определение дается в № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г. В новом № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» понятие «информатизация» отсутствует. - Прим. авт.
нием проблем собственного выживания. Если посмотреть на образовательный процесс на глобальном уровне [27], то на каждом конкретном этапе развития образование обновляется в соответствии с проблемами реальности.
Сегодня в информационном секторе общественного производства сосредоточено около половины трудоспособного населения. Например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения, в СНГ - около 40%.
Информатизация образования в России
Сегодня перед российским обществом стоит задача подготовки специалистов, обладающих высокой профессиональной компетентностью, способных аккумулировать достижения мировой науки и культуры и передать их новому поколению. Только в этом случае Россия «будет обеспечена армией квалифицированных специалистов, способных превратить ее в общество благополучия, общество высоких технологий. Все это осуществимо лишь на основе принципиально новых методов образования. Образование -единственный способ сохранить, репродуцировать и создать новую интеллектуальную элиту и тем самым обеспечить переход России на стадию современного общества» [28, с. 54-68].
Информатизация общества, согласно А.И. Ракитову [22; 23], представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационной техники для производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно знаний. Поэтому в информационном обществе встает проблема обучения, и непрерывное образование становится составной частью жизни каждого человека. В этих условиях информатизация означает изменение всей образовательной системы с ее ориентацией на новую информационную культуру.
Российская государственная система образования функционирует весьма успешно, несмотря на все трудности современного переходного периода: более 10 лет она находится в состоянии постоянного реформирования и модернизации, недостатка финансовых и материальных средств и правовой неопределенности.
Всего в течение одной человеческой жизни компьютер превратился из диковинки в мощное средство, которое сопровождает человека повсюду: на работе, дома, на отдыхе. Многим сегодня кажется, что без него вообще невозможно существовать.
Первая электронная вычислительная машина появилась в 1946 г. в США (ЕМАК - «электронный численный интегратор и калькулятор»), а первая ЭВМ в СССР была создана в 1951 г. под руководством академика С. А. Лебедева. Называлась она МЭСМ -малая электронная счетная машина.
Первые специальности, связанные с проектированием, конструированием ЭВМ и программированием, появились в отечественных вузах в начале 60-х годов прошлого столетия. В 1972 г. в Москве на базе Института электронных управляющих машин, ныне ОАО «ИНЭУМ имени И. С. Брука», был открыт учебно-производственный центр компьютерных технологий. Для школьников проводилось обучение основам программирования. В 1975-1976 гг. в некоторых российских вузах началась «внутренняя» информатизация. Преподаватели непрофильных специальностей вузов обучались азам алгоритмизации и программирования. Преподавателями выступали новые специалисты - выпускники по вычислительной технике.
В 1983 г. в образовательный процесс учебных заведений среднего специального и профессионального образования был введен новый предмет «Основы программирования и компьютерных технологий». Проблема отсутствия преподавателей по данному направлению вызвала необходимость привлечения преподавателей технических дисциплин, математиков, физиков, которые прошли бы переподготовку по программам повышения квалификации в соответствующих организациях образования. Это были сложные годы для организации преподавания дисциплин «Вычислительная техника», «Теория построения алгоритмов и программирование», так как не было преподавателей, отсутствовали учебники, не было вычислительной техники в учебных заведениях. У молодых специалистов не было опыта преподавания, полностью отсутствовала учебно-методическая литература.
Информатизация отечественного образования началась в 1985 г. В процессе информатизации российского образования можно выделить несколько этапов.
Первые шаги информатизации: 1985-1993 гг.
Начало информатизации образования ознаменовалось введением общеобразовательной информатики во всех средних учебных заведениях. В 1985 г. предмет «Основы программирования и вычислительной техники» был заменен на предмет «Основы информатики и вычислительной техники». В соответствии с решением
правительства в сферу образования направили несколько тысяч первых советских компьютеров. Первый учебник по этому предмету написал академик СО АН СССР Андрей Петрович Ершов.
Летом 1985 г. было проведено переобучение преподавателей школ - переподготовка по информатике и вычислительной технике. Учителя математики и физики по желанию могли пройти краткосрочное обучение - переподготовку по направлению «учитель информатики». Началась подготовка учителей информатики в педагогических вузах.
Классы образовательных учреждений были оснащены компьютерной техникой: Комплекс учебной вычислительной техники Yamaha MSX-1, MSX-2; ДВК-1, ДВК-3, УКНЦ, Агат, БК-0010, БК-0011, Корвет, Гамма-48, Гамма-64. Также были разработаны бытовые компьютеры (БК). Например, Пензенский завод ВЭМ выпускал БК «Сура». Многие учебные заведения региона были оснащены именно этими компьютерами. Были созданы классы вычислительной техники, объединенные в локальную сеть на базе компьютеров IBM PS/2 286 (с 1990 г. в рамках реализации государственного пилотного проекта).
При Институте информатизации образования был создан Российский фонд компьютерных учебных программ (РОСФОКОМП).
В 1990 г. была опубликована «Концепция информатизации образования», которая определила основные направления и этапы развития и дала определение процессу. Информатизация образования - это «процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества». При этом указывалось, что информатизация образования является не только следствием, но и стимулом развития новых информационных технологий. В соответствии с данной Концепцией под информатизацией образования понимается целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий:
- в учебный процесс для подготовки граждан к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества; повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий;
- в управление системой образования для повышения эффективности и качества процессов управления;
- в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов; разработки и внедрения
новых педагогических технологий на основе использования информационно-коммуникационных систем и комплексов.
Задачи информатизации образования: Этап 1993-1998 гг.
В 1993 г. Правительством РФ была принята Программа информатизации образования в Российской Федерации, которая включала важные направления информатизации системы образования СССР. Были определены наиболее значительные задачи:
1) подготовка специалистов для профессиональной деятельности, владеющих новыми информационными технологиями;
2) формирование информационной культуры в обществе;
3) информационная ориентация и изучение фундаментальных основ информатики.
Второй этап информатизации был ознаменован развитием дистанционного обучения. В эти годы было создано большое число систем дистанционного обучения и разработаны программы на основе их применения. В 1995 г. Госкомитет РФ по высшему образованию принял «Концепцию создания и развития системы дистанционного образования в России».
В системе высшей школы России начали действовать официальные документы, которые назывались концепциями:
- Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе (1993);
- Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации (1993);
- Концепция развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации (1994).
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации - была доложена в 1998 г. на Первом международном конгрессе-выставке «Образование - 98», которая прошла в Москве, 4-7 мая 1998 г.
Современный этап информатизации образования в России
К концу 90-х годов основные региональные программы информатизации среднего образования были завершены. В 2002 г. Минобразование выпускает приказ «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской
Федерации»1 и в 2005 г. - Приказ «Об использовании дистанционных образовательных технологий»2.
Развитие систем дистанционного образования для Российской Федерации с ее огромной территорией, неравномерностью развития инфраструктуры и рассредоточением населения в значительной мере позволяет преодолеть существенный разрыв в обеспечении доступа населения к образовательным услугам.
В 2004-2009 гг. в рамках очередного образовательного займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР) Правительством Российской Федерации был достаточно успешно осуществлен проект «Информатизация систем образования». Этот проект был направлен на модернизацию российского образования на период до 2010 г. в части решения вопросов улучшения доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования. Основная идея проекта состояла в создании условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждений общего и начального профессионального образования.
В процессе выполнения проекта в систему апробации были вовлечены свыше 80 учреждений образования. В основном были обеспечены потребности общего и начального профессионального образования в инструментах учебной деятельности, необходимых для эффективного использования средств ИКТ в образовании. Созданы модули, обеспечивающие формирование открытого единого информационного образовательного пространства школы.
В результате выполнения проекта были созданы УМК (учебно-методические комплексы) по 10 приоритетным специальностям системы начального профессионального образования, а также сформирована общедоступная коллекция цифровых информационных источников. Созданы три конкурирующие системы для обучения школьников с использованием Интернета. Прошли подготовку около 150 тыс. работников образования из различных регионов России (около 15% всех педагогов), подготовлены 560 педагогов-кураторов и более 50 сетевых преподавателей для обучения учащихся через Интернет, около 2,5 тыс. студентов педагогических учебных
1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2002 г № 4452. - Режим доступа: http://poisk-zakona.ru/132400.html
2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. № 137. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54824/
заведений по разработанным программам. (Данные об информатизации школ представлены в табл. 1 и в диаграмме на рис. 1.)
Таблица 1
Информатизация общеобразовательных школ России1
2007-2008 гг. 2009-2010 гг. 2010-2011 гг. 2011-2012 гг.
Число компьютеров города 433075 692222 770689 10390952
села 25924 362737 395246 4849213
Школы, подключенные к Интернету города 17510 18489 18283 17316
села 33370 31392 30628 27867
Рис. 1. Доступ учащихся к основным видам ИКТ в общеобразовательных учреждениях России, в % от общего числа учащихся4
1 Статистика Минобрнауки РФ. - Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/ work/obr/stat/
2 В том числе 201 837 планшетов и ноутбуков. - Прим. авт.
3 В том числе 73 010 планшетов и ноутбуков. - Прим. авт.
4 Режим доступа: http://ria.ru/ratings_regions/20120319/596804093.html
Реализация проекта позволила перейти на новый уровень использования информационных технологий в средних учебных заведениях, включающий активное использование современных информационных ресурсов, создание условий для активной самостоятельной работы учащихся. Это дало возможность большинству учащихся, независимо от места проживания и социального статуса, получать образование, адекватное новым потребностям современной социальной жизни.
В табл. 2 показан индекс использования образовательных интернет-ресурсов в средних учебных заведениях в регионах России. Исследования проводились РИА «Новости». Как видно из таблицы, лучшей по использованию интернет-ресурсов является Республика Татарстан. В десятку лучших вошли также далекие от центра Алтайский край и Республика Карелия1.
Таблица 2
Рейтинг регионов РФ по использованию учителями образовательных интернет-ресурсов2
Место в рейтинге Субъект Федерации Индекс уровня использования интернет-ресурсов Индекс широты использования Интернета учителями Сводный индекс
1 2 3 4 5
1 Республика Татарстан 1,00 0,70 0,85
2 Тамбовская область 0,39 1,00 0,69
3 Ярославская область 0,74 0,38 0,56
4 Астраханская область 0,20 0,88 0,54
5 Чувашская Республика 0,23 0,82 0,52
6 Псковская область 0,44 0,60 0,52
7 Ивановская область 0,31 0,71 0,51
8 Алтайский край 0,12 0,88 0,50
9 Владимирская область 0,16 0,83 0,50
10 Республика Карелия 0,06 0,92 0,49
11 Саратовская область 0,31 0,67 0,49
1 Режим доступа: http://riarating.ru/infografika/20130118/610533923.html
2 В рейтинг вошли регионы, прошедшие 5%-ный барьер участия во Всероссийской интернет-переписи учителей. - Прим. авт.
Продолжение табл. 2
1 2 3 4 5
12 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 0,29 0,69 0,49
13 Костромская область 0,09 0,87 0,48
14 Новосибирская область 0,07 0,88 0,48
15 Республика Марий Эл 0,26 0,69 0,47
16 Республика Северная Осетия - Алания 0,38 0,57 0,47
17 Ямало-Ненецкий автономный округ 0,06 0,86 0,46
18 Республика Коми 0,09 0,82 0,45
19 Иркутская область 0,08 0,82 0,45
20 Красноярский край 0,12 0,77 0,45
21 Кировская область 0,18 0,71 0,44
22 Самарская область 0,13 0,75 0,44
23 Воронежская область 0,08 0,77 0,42
24 Пермский край 0,10 0,73 0,42
25 Омская область 0,00 0,78 0,39
26 Тульская область 0,49 0,28 0,39
27 Московская область 0,06 0,70 0,38
28 Пензенская область 0,15 0,60 0,38
29 Оренбургская область 0,19 0,56 0,37
30 Сахалинская область 0,25 0,45 0,35
31 Смоленская область 0,15 0,51 0,33
32 Вологодская область 0,21 0,45 0,33
33 Удмуртская Республика 0,20 0,44 0,32
34 Нижегородская область 0,09 0,53 0,31
35 Республика Алтай 0,07 0,54 0,31
36 Липецкая область 0,13 0,46 0,30
37 Орловская область 0,24 0,35 0,29
38 Республика Хакасия 0,11 0,24 0,18
39 Курская область 0,11 0,00 0,06
Информационное общество в России: Рейтинги
Ежегодно различные международные организации изучают уровень развития ИКТ и составляют рейтинги стран по этому показателю. К сожалению, из года в год Россия занимает в них отнюдь не призовые позиции.
В табл. 3 представлен рейтинг готовности стран к информационному обществу. Россия заняла 57-е место между Китаем и Египтом. В исследовании, подготовленном «Economist intelligence unit», приняли участие 69 стран1. Индекс слагается более чем из 100 различных количественных и качественных показателей, которые объединены в шесть групп:
- уровень развития ИКТ-инфраструктуры;
- состояние бизнес-среды;
- состояние социальной и культурной среды в стране;
- уровень проникновения ИТ в частный и корпоративный секторы;
- политика государства и его видение развития сектора ИКТ;
- правовое обеспечение электронного развития.
Такая низкая оценка России в рейтинге, по мнению специалистов, обусловлена инертным развитием информатизации и несовершенством правового обеспечения.
Таблица 3
Рейтинг готовности стран к информационному обществу
Место в 2006 г. Место в 2007 г. Страна Баллы 2006 г. Баллы 2007 г.
1 1 Дания 9,00 8,88
2 2 США 8,88 8,95
4 2 Швеция 8,74 8,85
10 4 Гонконг 8,36 8,72
3 5 Швейцария 8,81 8,61
56 54 Филиппины 4,41 4,66
57 56 Китай 4,02 4,43
52 57 Россия 4,14 4,27
55 58 Египет 4,30 4,26
В рейтинге «Индекс развития ИКТ», который ежегодно проводит Международный союз электросвязи, в 2010 г. Россия заняла 59-е место, а 2011 г. поднялась на 38-е место. В рейтинге стран по уровню компьютеризации по итогам 2010 г. Россия заняла 59-е место.
1 Режим доступа: http://www.e-commers.ru/content/view/673/ См. также: режим доступа: http://www.genesyslab.ru/novosti/soczialnyie-seti-i-mobilnyie-prilozheniya-opyit-mirovyix-kompanij-v-issledovanii-the-economist-intelligence-unit.html
По затратам на информационные технологии Россия занимает 11-е место - 1% ВВП, оставляя на 10-м месте Турцию1.
Но есть и хорошие результаты. По итогам 2011 г. Россия поднялась на высокое место в рейтинге ООН2 по уровню развития электронного правительства - 27-е место. Среди стран с населением свыше 100 млн человек Россия занимает 3-е место после США и Японии, а в Восточной Европе Россия - безусловный лидер.
100
50 --
0
■ Мобильная связь
□ Персональный компьютер
Рис. 2. Наличие устройств для доступа в Интернет, в % к общей численности лиц старше 15 лет3
1 Экспертный центр Электронного государства. - Режим доступа: http:// d-russia.ru/ratings
2 Интернет в России и в мире. - Режим доступа: http://www.bizhit.ru/index/ tema_3/0-97http://www.cnews.ru/news/top/index. shtml?2012/03/06/480310
3 Режим доступа: http://company.yandex.ru/researches/reports/2013/ya_internet_ regions_2013.xml
На рис. 2 представлены данные о наличии Интернета по месту проживания. На рис. 3 видно, что современное российское население хорошо обеспечено компьютерами и доступом к ИКТ. Россия занимает третье место среди европейских стран по числу просматриваемых веб-страниц с мобильных телефонов: 21,7% просмотров осуществляется с мобильников, 74,8 - с персональных компьютеров и 3,4% - с планшетов. Такие данные содержатся в отчете компании «сошЗсоге»1. Кроме того, наша страна продолжает занимать первое место по величине интернет-аудитории в Европе с 61,3 млн пользователями. Это 15% от общего числа пользователей глобальной сети в данном регионе (всего 408 млн человек).
Рис. 3. Навыки практической работы с ПК по возрастным группам, в % к общей численности соответствующей возрастной группы респондентов
Размер интернет-аудитории в России растет высокими темпами. По итогам 2012 г. рост составил 15%. По данному показателю в Европе только Италия опередила Россию (в ней рост составил 17%)2.
1 Режим доступа: http://www.avirus.ru/it-news/rossiya-lider-po-kolichestvu-polzovatelej-mobilnogo-interneta
2 Россия вошла в Топ-3 по мобильному Интернету в Европе. - Режим доступа: http://www.cnews.ru
Российскими экспертами составлен достаточно подробный рейтинг регионов страны по значениям индекса готовности к информационному обществу1. Основными показателями расчета являются: экономическая среда, человеческий капитал и ИКТ-инфраструк-тура. При определении индекса принимается во внимание применение ИКТ в таких областях, как: государственное и муниципальное управление, образование, здравоохранение, бизнес, культура, домохозяйства. Самые высокие показатели имеют Москва и Санкт-Петербург, значения индекса соответственно 0,627 и 0,575. Таким образом, Москва и Санкт-Петербург преодолели более 50% пути к информационному обществу, в то время как 22 из 82 субъектов Российской Федерации готовы только на 30%.
Основную часть российского экспорта в сфере ИТ составляют программное обеспечение и ИТ-услуги. Рост ИТ-отрасли создает условия для развития российской экономики и общества одновременно по нескольким направлениям:
- включение России в общемировой процесс развития высоких технологий;
- повышение производительности труда в ИТ-емких секторах экономики;
- повышение эффективности работы государственного сектора.
Создание инновационных ИТ-продуктов и услуг на основе
российской научной и инженерной базы может стать существенным фактором роста ВВП и экспортной выручки, а также создания высококвалифицированных рабочих мест.
В табл. 4 представлены показатели состояния и развития информационных и коммуникационных технологий2 [23]. Как говорит статистика, в 2011 г. 94,1% российских организаций в своей деятельности использовали информационные и коммуникационные технологии. Можно сравнить с данными Росстата за 2009 г., в соответствии с которыми 94% организаций использовали в своей работе ПК; 60% организаций имели локальные вычислительные сети; 78% организаций были подключены к Интернету и общались с помощью электронной почты; 24% организаций завели во Всемирной сети собственные сайты.
1 Минкомсвязь России. - Режим доступа: Шр://тт8ууа7.ги/ги/(1ос/?111_4=625
2 Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2013/rus13.pdf
Таблица 4
Использование информационных и коммуникационных технологий1
2010 г. 2011 г.
Удельный вес организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии, в % 93,8 94,1
Число персональных компьютеров в организациях, в тыс.: 9288,1 9972,2
Из них имеют выход в Интернет 4553,3 5198,2
Число персональных компьютеров на 10 работников, ед.: 36 39
Из них имеют выход в Интернет 18 21
Развитие в России ключевых технологических и научных компетенций отвечает интересам национальной безопасности и повышает престиж России на международной арене. Внедрение современных технологий позволяет повысить качество государственных услуг и поднять на новый уровень такие зависимые от государства секторы, как медицина и образование.
Компьютерное сопровождение учебного процесса
Среди направлений использования компьютеров в учебных заведениях обычно выделяют два - управление и информационное обеспечение деятельности и сам учебный процесс. В учебном процессе также следует выделить два направления.
1. Применение профессиональных программных систем -основы будущей производственной деятельности выпускников.
2. Организация образовательного процесса в рамках широкого круга дисциплин, который включает общеобразовательные и профессионально-ориентирующие дисциплины.
Появление на рынке услуг современных систем сетевого обеспечения и электронных коммуникаций существенно расширило возможности организации образовательного процесса как с точки зрения оперативности обмена, так и с точки зрения доступности интегральных информационных ресурсов. Анализ программного обеспечения, которое предлагается сегодня различными компаниями, показывает несовершенство подходов к созданию, адаптации учебных компьютерных программ и организации учебного процесса в режиме компьютерного сопровождения.
1 В табл. 4 данные представлены без субъектов малого предпринимательства. - Прим. авт.
Для разработки программного обеспечения используется неоправданно широкий спектр уникальных языковых сред и технологий. Это затрудняет возможность адаптации учебных модулей в конкретной учебной практике. Отсутствует согласованный перечень требований к текущему результату подготовки. Не согласован формат учебных материалов. Не реализован единый подход к системе организации учебного процесса в компьютерном классе. Это осложняет возможность создания системы управления учебным процессом.
Одним из путей решения представленных проблем является разработка и внедрение программно-инструментальных систем. Применение профессиональных программно-инструментальных комплексов обеспечивает сопровождение учебного процесса, решение задачи адаптации учебного материала и его оперативной настройки. Педагог, который использует программно-инструментальные системы для создания учебных программ на своих занятиях, обеспечивает адаптацию, настройку параметров и приведение учебных материалов к требуемым показателям и параметрам качества. Именно поэтому он может с полным правом называть себя «вторым автором».
Применение программно-инструментальных систем в различных областях деятельности позволяет наиболее широко и комплексно решать возлагаемые на преподавателей профессиональные задачи. В области образования к разработке предметно-ориентированного программного обеспечения могут быть привлечены педагоги и методисты. Известны авторские инструментальные системы, созданные для образовательной сферы, которые, как правило, настроены на решение одной или ограниченного числа задач.
В ряде учебных и научных заведений проводятся исследования, целью которых является разработка научно-методических основ компьютерного сопровождения образовательного процесса на основе программно-инструментальных систем проектирования и сопровождения учебных материалов различного класса, технологий проектирования программных модулей учебного назначения, методического обеспечения процессов проектирования, формирования и адаптации учебных модулей в реальном учебном процессе.
Так, например, внедрение программно-инструментального комплекса УРОК (Универсальный редактор обучающих курсов фирмы «Ве8ой») полностью обеспечивает сопровождение учебных программ, включая проектирование, адаптацию учебных материалов в соответствии с требованиями образовательного процесса, а также авторское сопровождение учебных материалов.
Дистанционное образование в России
Технологии обучения в настоящее время переживают революционные изменения. Необходимость разработки и применения высокотехнологичных систем обучения продиктована высоким уровнем технологий в передовых областях производства. В современных информационных системах применяются различные средства передачи информации: радио, видеоконференции с использованием синхронной компьютерной связи, виртуальная среда, голографи-ческие изображения и другие современные формы коммуникаций.
Все большее значение приобретают технологии дистанционного обучения. Дистанционное обучение включает в себя различные компоненты и методические приемы, которые делают его максимально доступным. По мнению специалистов, дистанционное образование имеет ряд бесспорных достоинств. Например, возможность получения образования по избранной профессии, если в данной местности нет такой возможности; возможность обучения «без отрыва от производства», не покидая «пункт проживания»; и без потери качества образовательного процесса.
Дистанционное обучение в определенной мере снимает социальную напряженность, создавая равный доступ для получения образования практически всем слоям населения. Оно является экономически более выгодным, так как не требует большого количества лекционных аудиторий, лабораторий и кабинетов для проведения практических занятий.
Закупка современных вычислительных комплексов и систем коммуникаций позволяет внедрять новые технологии в организации образования. В табл. 5 показаны технологии дистанционного обучения, используемые в России.
Одной из особенностей дистанционного обучения является способ его организации, связанный с тем, что большая часть учебного процесса проходит в режиме самостоятельной работы обучаемых.
Появление новых моделей организации образовательного процесса зависит от разработки и освоения новых научных, технических и технологических возможностей. Для всестороннего развития личности образование должно стать развивающим и иметь гуманистическую ориентацию.
Образование должно стать более доступным для населения России за счет широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением перспективных
информационных и телекоммуникационных технологий. Изучение последних достижений в области информатики, ее средств, методов, перспектив развития и применения играет ключевую роль в системе опережающего образования. Информационные технологии являются важным способом поддержки учебного процесса и эффективным педагогическим инструментом в системе образования.
Таблица 5
Технологии дистанционного обучения, используемые в России
Технология Использование в проектах ДО Сложность внедрения
Электронная почта используется низкая
Телеконференции по электронной почте используется низкая
Электронные доски объявлений используется низкая
Телеконференции в оперативном режиме нет средняя
Электронные библиотеки только каталоги высокая
Доступ к базам данных через электронную почту используется низкая
Доступ к базам данных в оперативном режиме используется средняя
Голосовая почта нет средняя
Видеокассеты используется средняя
Электронные учебники используется средняя
Лазерные диски нет высокая
Трансляция лекций по телевидению используется средняя
Трансляция лекций по телевидению с обратной связью по телефону используется средняя
Теле- и видеоконференции используется средняя
Информатизация общества привела к резкому увеличению массовых источников информации: книги, пресса, радио, телевидение, Интернет, которые не всегда оказываются скоординированными. Поэтому информатизация поставила перед образованием проблему согласованности знаний, предлагаемых широкой общественности.
Особенность нынешнего состояния образования определяется тем, что в результате роста социальной активности и постоянной смены технологий в промышленности, структурных изменений в экономике наблюдается быстрое устаревание приобретенных профессиональных знаний.
Считается, что демократическое дистанционное образование позволяет ускорить интеграцию системы высшей школы России в мировую образовательную систему. Создание виртуальных учебных заведений обойдется значительно дешевле, если созданную
учебную программу смогут пройти десятки тысяч человек по всему миру. Это позволит любому обучающемуся в сети подбирать себе любое сочетание курсов, которые есть в наличии в данном виртуальном учебном заведении.
Перспективы дистанционного образования в России
С каждым годом дистанционное обучение набирает все большие обороты. Но до недавнего времени статус диплома, который выдавался по окончании дистанционного курса, был сомнительным. Теперь в России учиться дистанционно можно вполне легально.
С 27 августа 2005 г. вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», который установил правила использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания.
Согласно этому Приказу образовательное учреждение может применять дистанционные образовательные технологии при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения образования или при их сочетании.
Главная цель системы дистанционного образования - индивидуализировать обучение, создать систему непрерывного образования для работающих граждан. Лица с физическими недостатками и не имеющие возможности обучаться очной и заочной формах смогут получить качественное образование в домашних условиях.
Изучение рынка образовательных услуг показывает, что основной спрос на дистанционную форму обучения сосредоточен в российских регионах. Там не хватает образовательных учреждений, обучение в которых соответствовало бы столичному или международному уровню.
По оценкам экспертов, ежегодно на учебу в другие страны выезжает более 1 млн наших граждан. Это студенты из наиболее состоятельных слоев населения. При некотором снижении стоимости образования в зарубежных учебных заведениях это число могло бы составить от 2 до 3 млн студентов1.
1 Дистанционное обучение. Информационный портал. - Режим доступа: http://www.distance-learning.ru
Эксперимент по внедрению дистанционных форм образования, прежде всего высшего, начался в России в 1997 г. по инициативе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и Современного гуманитарного института (СГИ). В эксперименте принимали участие и другие вузы. Всего вузами-участниками было создано 588 учебных центров, где прошли обучение более 206 тыс. студентов и слушателей и работали более 13 тыс. преподавателей. Таким образом, можно утверждать, что дистанционное образование в России получило широкое распространение.
Роль преподавателя в современной системе высшего образования
В условиях современного развития образования важнейшее значение приобретает применение наиболее перспективных технологий и систем обработки информации. Знания и навыки преподавателя по использованию информационных и телекоммуникационных технологий являются определяющим фактором информатизации преподавательской деятельности.
Появление компьютеров не только расширяет интеллектуальные возможности человечества, но и подрывает фундамент межличностного общения и, как следствие, иногда наносит урон мыслительным способностям человека. Вместе с тем можно извлечь пользу из возможности «сознательно мыслить» так же, как компьютер, по аналогии с компьютерной программой или алгоритмом, где все происходит последовательно, шаг за шагом.
Существующие системы подготовки и переподготовки преподавателей в целом отстают от стремительного развития технологий и возможностей их применения в образовательных целях. В традиционном учебном процессе роль преподавателя состоит в декларативной передаче информации. В процессе обучения с использованием педагогических инноваций преподаватель выполняет функции организатора познавательного процесса, в котором происходит трансляция информации.
В новых условиях дистанционного обучения существенно изменяется роль преподавателя, на которого возлагается обязанность проводить обучение с использованием технологий дистанционного обучения, например в режиме «on-line». В его компетенцию также должны входить координирование познавательного процесса в виртуальной среде, корректировка курса, консультирование при
составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами. При этом принципиально новое значение приобретают методы, с помощью которых происходит управление процессом обучения.
В процессе личного общения преподаватель может представлять обучаемым учебный материал с учетом их индивидуальных особенностей. Неформальные человеческие контакты способствуют процессу обучения. При обучении онлайн обучающий должен настраивать интерактивный контакт под общение с обучающимся посредством Интернета.
Преподаватель, участвующий в дистанционном обучении, имеет возможность реализовать свой талант педагога в «производстве» методических материалов для дистанционного обучения. Материал, подготовленный преподавателем, должен быть доступно изложен. Обучающийся при этом должен получать знания в запоминающейся форме, словно беседуя с обучающим. От умения донести личную убежденность и эмоциональную энергетику, используя виртуальную компоненту, зависит степень восприятия учебного материала обучающимся.
Для дистанционного обучения очень важной является обратная связь, причем наличие дистанционной поддержки преподавателя, например в виде наставничества, определяет ведущую роль преподавателя в дистанционном процессе самостоятельного обучения.
Модификация традиционного процесса обучения в обучение в виртуальной среде приводит к радикальному пересмотру требований, которые предъявляются к преподавателю и к системе его подготовки.
Заключение
Информационные технологии являются одним из обязательных условий роста производительности труда, которая в условиях неблагоприятной демографической динамики является главным фактором повышения эффективности и качества производства. Трудно переоценить роль информационных технологий в повышении эффективности государственного управления.
В нашей стране большое внимание уделяется созданию информационных ресурсов для обеспечения образовательной деятельности. В 2002 г. Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», в которой отмечалось, что Россия значительно отстает от ведущих
стран по уровню подготовки специалистов в области информационных технологий.
Сегодня Россия обладает третьим по величине кадровым ресурсом, подготовленным для работы в области ИТ. Одновременно сегодня трудоустройство выпускников профильных вузов крайне затруднено.
Информационные технологии - одна из крупнейших отраслей современной мировой экономики. В России темпы роста в отрасли информационных технологий значительно превышают среднемировые (8%) и составляют порядка 20% в год. В 2012 г. расходы ведомств на информационно-коммуникационные технологии в федеральном бюджете стали самостоятельным видом. Общий объем таких расходов в 2012 г. составил около 67 млрд руб. (без учета внебюджетных фондов и ведомственных целевых программ). В 2013 г. этот показатель увеличился до 85,2 млрд руб.
В 2014 и 2015 гг. на информационно-коммуникационные технологии предполагается выделить 80,4 млрд руб. и 77,5 млрд руб. соответственно. Ведомства начинают понимать, что за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий можно не только автоматизировать свои услуги и функции, но и существенно повысить качество и эффективность их выполнения.
В 2008 г. стало понятно, что информационное общество в России развивается гораздо медленнее, чем в других странах. Была сорвана реализация федеральной целевой программы «Электронная Россия»1. Не предпринимая дополнительных усилий, нельзя ожидать перемен к лучшему. В связи с этим государство приняло решение пересмотреть свою политику в области информационных технологий. Важно понимать, какая польза обществу от внедренных новых технологий и информационных систем.
Для организации системы эффективного использования информационных технологий, при которой общество должно получить максимальную выгоду, была разработана государственная программа «Информационное общество (2011-2020)».
Это первая государственная программа, которая была утверждена Правительством РФ в рамках перехода к программным принципам формирования бюджета страны. Основная задача Программы - повышение качества жизни граждан Российской Федерации и создание оптимальных условий для развития бизнеса в современном информационном обществе.
1 Режим доступа: http://www.programs-gov.ru/28_1.php
Госпрограмма охватывает все отрасли и сферы деятельности, она должна повысить прозрачность и управляемость, обеспечить устойчивость и конкурентоспособность экономики в целом. Основной принцип программы: результаты должны приносить действительно реальную, ощутимую пользу людям. Улучшение качества жизни должно быть организовано в простых и доступных сервисах, которыми основное населения страны пользуется ежедневно.
Наступивший XXI в. - век новых глобальных проблем, успешное решение которых в значительной степени будет зависеть от направлений развития образования в целом, основным приоритетом которого должна стать его переориентация на творчество и инновации.
Достижение Россией приемлемого экономического роста невозможно без решения проблемы модернизации образовательной системы и расширения охваченных ею возрастных групп и социальных слоев. Одной из первостепенных задач современного профессионального образования становится ориентация учебного процесса на практическую подготовку студентов, в том числе с использованием мировых информационных ресурсов. Анализ мировых стандартов образования показывает, что важным критерием оценки качества образовательных программ является практическая подготовка студентов. К важным практическим знаниям и умениям относится информационная грамотность. Необходимо, чтобы образование ориентировалось не только на настоящее, но и на будущее. Принцип опережающего образования должен стать основополагающим для системы образования России.
Литература
1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: Педагогический аспект. - М.: РИЦ Альфа МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. -168 с.
2. Индекс готовности регионов России к информационному обществу. 2008-2009 / Под ред. Ю.Е. Хохлова и С.Б. Шапошника. - М.: Институт развития информационного общества, 2010. - 296 с.
3. Итоги федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/ it/fed nabl/tabl.htm
4. Кадиева Р.М., Магомедова С.Р. Состояние и проблемы построения информационного общества в России. - Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2011/ 164/2001
5. Калачев В.А. Философия: Курс лекций. - Волгоград: ВАМВД России, 2001. -148 с.
6. Князева М.Д. Инновации в высшем образовании: Монография. - М.: ИД Академия естествознания, 2006. - 160 с.
7. Князева М. Д. Компьютерные технологии в учебном процессе // Дополнительное профессиональное образование. - М., 2006. - № 1. - С. 8-12.
8. Князева М. Д. Анализ методов дистанционного обучения // Дополнительное профессиональное образование. - М., 2006. - № 2. - С. 1-6.
9. Князева М.Д. Информационный подход к обучению // Дополнительное профессиональное образование. - М., 2006. - № 3. - С. 8-11.
10. Князева М. Д. Современные проблемы развития непрерывного образования в различных странах мира // Дополнительное профессиональное образование. -М., 2006. - № 11. - С. 24-30.
11. Колин К.К. Качество жизни в информационном обществе // Человек и труд. -М., 2010. - № 1. - С. 74-77.
12. Медиа- и информационная грамотность в обществах знания / Сост. Е.И. Кузьмин, А.В. Паршакова. - М.: МЦБС, 2013. - 384 с.
13. О мерах по развитию ИТ в РФ. Подход бизнес-сообщества // Исследовательский проект по стратегическим направлениям развития ИТ-отрасли в РФ. -Москва: МсЮшеу & Со, 2012. - 57 с.
14. Образование в информационном обществе XXI века. - М.: Информациология, 2003. - 96 с.
15. Окулов С.М. Информатика: Развитие интеллекта школьников. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 212 с.
16. О стратегических направлениях развития индустрии информационных технологий (ИТ) в России. - Режим доступа: http://www.apkit.ru/committees/investment/ projects/strategy/05.php
17. Оценка уровня информатизации общеобразовательных учреждений России (информационно-аналитические материалы) / Под общ. ред. А.Н. Тихонова. -М.: Информика, 2009. - 64 с.
18. Педагогика и психология высшей школы / Под. ред. М.В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с. - Режим доступа: http://www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_vyshey_shkoly/bulanova_toporkova14.html
19. Политика информатизации и новая школа в России. - М.: Всемирный банк, 2003. - 207 с.
20. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях / РАН. ИНИОН. - М., 1998. - 104 с.
21. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991. -287 с.
22. Ракитов А.И. Прогноз развития науки и технологии в России на период до 2025 года // Вестник РАН. - М., 1998. - № 8. - С. 746-753.
23. Россия' 2013: Статистический справочник. - М.: Росстат, 2013. - 64 с.
24. Основы информационной культуры. - Режим доступа: http://www.ssti.ru/kpi/ informatika/Content/biblio/b1/inform_man/oglav1.htm
25. Фрумин И. Д., Соболева Е.Н. и др. Сборник информационно-методических материалов о проекте Информатизация системы образования. - М.: Локус Пресс, 2005. - 52 с.
26. Тиффин Дж., Раджасингам Л. Что такое виртуальное обучение? Образование в информационном обществе. - М.: Информатика и образование, 1999. - 312 с.
27. Тоффлер Э. Революционное богатство. - М.: АСТ; АСТ Москва; Профиздат, 2008. - 569 с.
28. Федосеев А.А. О моделях и методах использования информационных технологий в обучении // Системы и средства информатики.- М.: Наука, 1996. -Вып. 8. - С. 54-68.
29. Чугунов А.В. Социальная информатика: Учебное пособие. - СПб.: НИУ ИТМО, 2012. - 223 с.
30. Чугунов А. В. Развитие информационного общества: Теории, концепции и программы: Учебное пособие. - 2007. - Режим доступа: http://window.edu.ru/ resource/377/57377