Информационно- коммуникационные технологии в высшем экономическом образовании
И.Н. Голицына
доцент, к.ф.-м.н., заведующая кафедрой экономической информатики и математики, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, ул. Татарстан, 2, г. Казань, 420024,_(843) 2385046 [email protected]. [email protected]
АННОТАЦИЯ
Обсуждаются тенденции и перспективы внедрения информационно -коммуникационных технологий (ИКТ) в экономическое образование. Обсуждаются требования Государственных образовательных стандартов и Федеральных образовательных стандартов нового поколения экономических специальностей к профессиональной подготовке в области ИКТ. Рассматривается опыт внедрения ИКТ в экономическое образование в Норвежском университете науки и технологий (NTNU) ( г. Тронхейм).
.The trends and prospects of information and communication technologies (ICT) in economic education are discussed . We discuss the requirements of State educational standards and Federal educational standards of the new generation of economic specialties to ICT training . The experience of ICT in economic education at the Norwegian University of Science and Technology (NTNU) (Trondheim) is viewed.
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии, высшее экономическое образование, содержание, формы и методы образования
Information and communication technology, higher economic education, content, forms and methods of education
Введение
Одной из главных задач профессиональной подготовки специалистов практически всех специальностей в настоящее время является адаптация к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества.
Быстрое внедрение информационных технологий и информационных систем в профессиональную деятельность специалистов экономических специальностей приводит к сближению экономической и информационно-экономической профессиональной подготовки.
Экономисты с хорошей информационно-компьютерной подготовкой, также как специалисты информационного профиля с экономическими знаниями, становятся все более конкурентоспособными на рынке труда, и наоборот, экономисты, не имеющие навыков работы с компьютерной техникой, являются в настоящее время профессионально несостоятельными. Поэтому на рынке труда все большим спросом пользуются специалисты с междисциплинарным инженерным и специальным образованием.
Так как информационные системы имеют конечный жизненный цикл, происходит их постоянное совершенствование и периодическое обновление, использование информационных технологий ставит перед современными
сотрудниками экономических специальностей задачи постоянного самообразования и саморазвития, адаптации к работе с быстро развивающимися экономическими системами. Личность, не способная к постоянному самообразованию, становится неконкурентоспособной в современной профессиональной экономической сфере.
В настоящей статье обсуждаются тенденции и перспективы внедрения информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в экономическое образование. Рассматривается опыт внедрения ИКТ в экономическое образование в Норвежском университете науки и технологий (МТКи) ( г. Тронхейм).
ИКТ в подготовке студентов экономических специальностей
Государственные образовательные стандарты экономических специальностей, также как и Федеральные образовательные стандарты нового поколения, содержат требования к профессиональной подготовке студентов экономических специальностей, которые определяют способность специалистов выполнять профессиональную деятельность в условиях информационного общества (см. напр. [1]-[7]), среди них находятся компетенции, которые условно можно назвать обобщенными ИТ - компетенциями, к ним относятся:
• Использование информационных технологий для решения профессиональных задач.
• Использование компьютерной техники в режиме пользователя для решения профессиональных задач.
• Владение компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере профессиональной деятельности
• Владение навыками использования универсальных и специализированных пакетов программ, включая пакеты обработки экспертной, статистической и межотраслевой информации на персональных компьютерах.
• Владение методами математического моделирования и использования компьютерных систем в профессиональной деятельности.
• Использование стандартного программного обеспечения своей профессиональной деятельности.
• Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
• Способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
• Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах.
Образовательные стандарты предполагают также у современных специалистов сформированность таких компетенций, как:
• Владение навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии.
• Способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии.
Формирование требуемых образовательными стандартами компетенций достигается как за счет введения в учебные планы соответствующих специальностей и направлений подготовки информационной составляющей в виде специальных
дисциплин, так и широкое использование компьютерной техники для решения традиционных профессиональных задач.
Другим направлением внедрения ИКТ в профессиональную подготовку экономистов является подготовка специалистов с двойной квалификацией, в области экономики и информационных технологий.
Например, в рамках специальности «Прикладная информатика (в экономике)» готовятся специалисты с квалификацией «информатик - экономист». В учебные планы профессионального образования этих специалистов входят как экономические дисциплины, так и инженерные дисциплины, например, «Вычислительные системы, сети и коммуникации», «Проектирование информационных систем», «Информационная безопасность» и т.д. Такие специалисты имеют широкий выбор профессий от системного администратора и программиста до сотрудника отдела прогнозирования, планирования или логистики. Они становятся все более востребованными на рынке труда в России по сравнению с экономистами, потребность в которых падает.
Помимо требований в области профессиональной компетентности предметная область современных специалистов предъявляет требования и к их личностным качествам. Так в Государственных образовательных стандартах содержатся требования к личностным качествам таких специалистов [8], согласно которым выпускник должен обладать коммуникационной готовностью, которая определяется как профессиональными знаниями и умениями:
• перечнем решаемых задач (оптимизация процессов обработки информации, управление взаимосвязанными материальными, денежными и информационными потоками в предметной области, внедрение методов информатики в области применения, создание информационно-логических и имитационных моделей объектов предметной области, разработка программного и информационного обеспечения, ориентированного на работу специалистов по областям);
• владением теорией в области применения;
• умением читать и переводить профессионально ориентированные тексты на иностранном языке;
• умением разрабатывать документацию и пользоваться ею;
• умением профессионально использовать компьютерную технику и средства связи;
так и личностными характеристиками :
• развитой способностью к творческим подходам в решении профессиональных задач;
• умением ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях, анализировать возникающие проблемы, разрабатывать и осуществлять план действий;
• устойчивым позитивным отношением к своей профессии, к повышению квалификации информатика в области применения;
• стремлением к непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.
В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения предполагается подготовка бакалавров и магистров на основе междисциплинарного подхода к профессиональному образованию. Примерами междисциплинарных образовательных программ являются «Бизнес-информатика», «Инноватика», «Прикладная информатика», «Управление качеством» и т. п.
Профессиональными требованиями к таким специалистам, помимо прочих, являются [9,10]:
• способность работать с информацией из различных источников
• способность к организованному подходу к освоению и приобретению новых навыков и компетенций
• стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
• способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение
Все выше перечисленное показывает, что в настоящее время происходит сближение экономического образования с образованием в области информационных технологий, что приводит и к изменению требований к личностным качествам молодых специалистов.
В связи с этим целями образования студентов экономических специальностей в условиях информационного общества становятся:
• формирование у студентов взгляда на образование, как на процесс, который не прекращается в течение всей профессиональной деятельности,
формирование способности и привычки к постоянному самообразованию с использованием информационных ресурсов, которые предоставляются информационным обществом
ИКТ в экономическом образовании в Норвежском университете науки и технологий
В современном европейском образовании большое внимание уделяется информационно-коммуникационным технологиям при подготовке специалистов экономических специальностей, как например, показывает опыт Норвежского университета науки и технологий (NTNU) [11]. Образовательные программы экономического и управленческого профиля реализуются в NTNU на факультете социальной науки и управления технологиями (The Faculty of Social Sciences and Technology Management). Помимо специальных курсов на этом факультете преподаются курсы информационного профиля. К ним относятся следующие курсы:
• Геоинформационные системы (Geographical Information Systems)
• Бизнес - системы (Business Systems)
• Информационный менеджмент (Information Management)
• ИКТ, организация и рынок (ICT, Organization and Market) Курсы специализации:
• ИКТ в области городского планирования - Городское и региональное планирование, (ICT in Urban Planning - Urban and Regional Planning, Specialization Course)
• Коммуникационные технологии в информационном обществе (Communication Technology in the Information Society)
Профессиональная подготовка студентов всех специальностей осуществляется в рамках системы информатизации университета, которая реализована на основе десятилетней программы развития ИКТ. В университете информационно-коммуникационные технологии рассматриваются, как основа повышения качества образования студентов всех специальностей.
Подготовка специалистов с междисциплинарным образованием в NTNU осуществляется в департаменте промышленной экономики и технологического менеджмента (Department of Industrial Economics and Technology Management (I0T)) факультета социальных наук и технологического менеджмента (Faculty of Social Science and Technology Management).
Департамент отвечает за развитие, содержание и управление тремя различными программами обучения на уровне степени магистра. Эти программы являются многодисциплинарными: промышленная экономика и деловое администрирование в сочетании с технологиями и базовыми знаниями в области математики и естественных наук. Кафедра читает лекции и отвечает за курсы в области экономики и управления. Другие инженерные департаменты в NTNU дают лекции по технологии, математике и естественные наукам.
Департамент также проводит обучение аспирантов в области промышленной экономики и оптимизации бизнес - администрирования и безопасности, охраны здоровья и окружающей среды. Профессиональная подготовка осуществляется по следующим образовательным программам на уровне магистра:
• 5-летняя комплексная программа обучения в промышленной экономики и технологии управления (Industrial economics and technology management -http://www.ntnu.no/studies/industrial-economics-technology-management)
• 2 летняя магистерская программа в области обучения предпринимательству - NTNU Школа предпринимательства (на норвежском) (NTNU School of Entrepreneurship - http://www.ntnu.no/studier/entreprenoerskap)
• 2 летняя международная магистерская программа обучения в области управления проектами (MSc in Project Management - http://www.ntnu.no/studier/msc-proj ect-management)
Магистерская программа дает выпускникам степень магистра, а также служит прекрасным отправным пунктом для тех, кто хотел бы продолжить карьеру в области технологий, управления и экономики. NTNU является ведущим норвежским университетом в этой дисциплине, а также предлагает одну из самых уважаемых и востребованных профессий в стране. Эта программа обучения привлекает студентов, которые заинтересованы в естественных науках, и кто хочет изучать как экономику, так и технологии. Эта программа требует, чтобы студенты получали знания из нескольких различных дисциплин, а также освоили комплексные вопросы.
Программа «Промышленная экономика и управление технологиями» включает курсы с содержанием междисциплинарного характера. Ниже перечисляются некоторые из этих курсов.
• Микроэкономика и оптимизация (Microeconomics and Optimization)
• Инвестиции и решения в условиях неопределенности (investments and decisions under uncertainty)
• ИКТ в планировании экономики и экономика теле- и информационных сервисов (ict economics - planning and economics of tele and information services)
• Промышленная оптимизация и поддержка принятия решений (Industrial Optimization and Decision Support)
• Промышленная экономика и теория игр (Industrial Economics and Game Theory)
• Изменения и ИКТ в сложных системах (Change and ICT in Complex Systems)
• Производство и сетевая экономика (Production- and Network Economics).
Помимо междисциплинарного построения учебных курсов высокое качество
подготовки специалистов в NTNU достигается за счет тесного сотрудничества университета с компаниями, профильными организациями и другими учебными заведениями. Существуют традиционно тесные связи между норвежскими компаниями и университетами, многие преподаватели и студенты являются одновременно сотрудниками ведущих фирм. Существуют такие формы учебной работы, как участие в выполнении конкретных заказов фирм группами студентов во время семестра, причем руководят этой работой студенты старших курсов, уже имеющие опыт такой работы (эта работа является оплачиваемой). Студенты
принимают участие в разных стадиях разработки информационных систем, обычно они делают анализ, спецификацию требований к информационным системам, участвуют в их проектировании, реализации, тестировании и т.д. Кроме того, студенты учатся работать в группах (коллективная работа при этом может рассматриваться как вид проектной работы в промышленности), взаимодействовать с клиентами, в качестве которых выступают компании - заказчики.1
Студенты старших курсов привлекаются и к образовательному процессу университета, работая ассистентами при проведении практических занятий. При преподавании студенты учатся представлять знания, объяснять и взаимодействовать с обучаемыми (что непосредственно полезно и при работе в промышленности). Качество обучения при этом только повышается, поскольку некоторые студенты, изучившие задачу, часто могут лучше ее объяснить другим студентам, помогая преподавателю. Таким образом, использование современных форм работы университета позволяет реализовать технологии сотрудничества преподавателей, студентов и работодателей.
Широко практикуется привлечение ведущих специалистов из Норвегии и других стран к чтению лекций по специальным дисциплинам, каждый из студентов имеет возможность на старшем курсе пройти обучение в любом из ведущих университетов Европы. Таким образом, образовательное пространство студентов не ограничивается только университетом, а расширяется до национальных и международных масштабов.
Послевузовское образование является одной из составных частей образовательного процесса КТИи. Любой из выпускников может изучить необходимые ему учебные дисциплины для повышения своего профессионального уровня после окончания университета. Описание всех образовательных программ и учебных дисциплин выставляется на информационном портале университета [12], а также издается отдельным изданием. Таким образом, реализуется гибкая система непрерывного профессионального образования, которая позволяет выпускникам продолжать свое образование на разных этапах профессиональной деятельности.
Тенденции развития экономического образования в области ИКТ
Анализ тенденций развития современного экономического образования позволяет выделить следующие перспективные направления его развития:
• увеличение количества курсов междисциплинарного характера при подготовке специалистов экономических специальностей;
1 В связи с обсуждением этого опыта доктор Дарьюс Страсунскас обратил внимание на интересный проект, который реализуется в Литве
(www.mokslasverslui.lt - Наука для промышленности). Это портал, в котором принимают участие основные университеты. Через этот портал компании могут предложить различные задачи / проблемы для студентов (написание диссертации, бакалаврской, семестровой или летней работы). Здесь студенты могут "соревноваться" за наиболее интересные задачи (например, на основе их академических достижений). Или наоборот - студенты могут предложить темы (по магистерской диссертации) и компания может принять это предложение для проведения тематических исследований, проверки результатов научных исследований в компании.
• создание новых специальностей и магистерских программ междисциплинарного характера;
• сближение высшего профессионального образования с производственной деятельностью за счет сотрудничества учебных заведений с компаниями и организациями;
• использование новых форм обучения, которые способствуют быстрому внедрению ИКТ в профессиональную подготовку;
• развитие системы послевузовского образования.
Если выделить процессы, которые тормозят развитие указанных тенденций в Российской Федерациии, то к ним относятся следующие:
• недостаток взаимодействия между преподавателями экономических и информационных дисциплин;
• сложность приобретения современных информационных систем для учебного процесса из-за высокой стоимости лицензионного ПО;
• низкий уровень оплаты труда преподавателей вообще, и молодых преподавателей в частности, что приводит к тому, что наиболее талантливые и успешные выпускники не остаются для работы в вузах;
• трудность привлечения специалистов с профессиональной междисциплинарной подготовкой к образовательной деятельности в вузы из-за жесткой системы формирования нагрузки и низкой оплаты труда преподавателей, не имеющих ученых степеней;
• неохотное сотрудничество наиболее успешных фирм и организаций с вузами из-за отсутствия материальной заинтересованности в таком сотрудничестве;
• бессистемность внедрения ИКТ в образование.
Таким образом, современные тенденции внедрения информационных технологий в профессиональную деятельность экономистов требуют модернизации системы профессиональной подготовки этих специалистов на основе широкого внедрения в образование ИКТ.
Обращение к опыту передовых учебных заведений РФ и современных европейских университетов показывает, что наибольшего эффекта от внедрения ИКТ в образование можно достичь на основе системного подхода к информатизации образовательного учреждения [13].
Система информатизации современного высшего образовательного учреждения включает в себя следующие подсистемы:
• Информационно-коммуникационная инфраструктура.
• Интернет-портал учебного заведения.
• Библиотека цифровых учебных материалов.
• Информационные системы управления (ИСУ).
Основой информатизации является создание инфраструктуры, которая включает в себя компьютерную технику, локальную вычислительную сеть образовательного учреждения, соединяющую все его подразделения, мультимедийное оборудование в компьютерных классах и аудиториях, оборудование для теле- и видеоконференций, организацию доступа к электронным ресурсам сети всех студентов, преподавателей, администрации и другого персонала.
Центральным звеном информатизации образовательного учреждения является его Интернет- портал, через который организуется доступ к следующим Интернет-ресурсам, которые должны быть созданы в рамках общей концепции, структуры и дизайна:
• сайты всех подразделений образовательного учреждения;
• сайты с описанием всех образовательных программ и специальностей, которые готовит вуз;
• веб - страницы учебных дисциплин, на которых должна быть представлена информация о каждой дисциплине, преподаваемой в вузе, ее рабочая программа, и доступ к электронным учебным материалам по этой дисциплине;
• персональные веб - страницы всех преподавателей и научных работников. Создание информационно-коммуникационной инфраструктуры
автоматически создает техническую базу для дистанционного образования, послевузовского образования, внедрения в учебный процесс современных форм электронного обучения. Создание информационного портала с описанной структурой создает методическую основу для организации перечисленных видов обучения.
Важной частью внедрения ИКТ в образовательном учреждении является электронная библиотека, которая создается на основе библиотеки вуза с помощью преобразования учебных материалов из фондов библиотеки в веб - документы, накопления цифровых учебных материалов и их стандартизации, создания фонда электронных образовательных ресурсов на основе образовательного контента, предложенного преподавателями-экспертами и организации доступа к внешним банкам электронных образовательных ресурсов.
Для эффективного использования образовательного потенциала ИКТ в учебном процессе необходимо:
• оснащение учебных аудиторий мультимедийным проекционным оборудованием,
• организация помощи преподавателям в использовании этого оборудования.
Для реализации системного подхода к внедрению ИКТ необходимо
привлечение значительных материальных и кадровых ресурсов, что требует взаимодействия менеджмента образовательного учреждения с государственными органами управления, заинтересованными фирмами и организациями, профессиональным научным и педагогическим сообществом, как это практикуется в современных европейских университетах. Только на основе организации такого взаимодействия возможно успешное решение задачи по созданию системы информатизации. С другой стороны, создание системы информатизации будет способствовать повышению рейтинга образовательного учреждения, созданию его положительного имиджа, что приводит к привлечению дополнительных материальных, кадровых и интеллектуальных ресурсов. Привлечение аспирантов и лучших студентов к образовательному процессу учебного заведения является одним направлений развития и укрепления его кадрового потенциала.
Системный подход к развитию информационно-коммуникационных технологий позволит создать платформу в деятельности высшего образовательного учреждения для проведения научных исследований, преподавания, коммуникаций и управления, на ее основе возможно решение ряда стратегических задач развития вуза.
Таким образом, наибольшего эффекта в подготовке конкурентоспособных специалистов, в том числе и экономических специальностей, можно достичь на основе системного подхода к решению задач информатизации высших образовательных учреждений.
Заключение
Требования Государственных образовательных стандартов ВПО, Федеральных образовательных стандартов нового поколения и рынка труда приводят к необходимости широкого внедрения ИКТ в высшее экономическое образование. Объектами такого внедрения являются содержание, формы и методы образования.
В области содержания образования направлениями внедрения ИКТ являются:
• новые специальности междисциплинарного характера, потребность в которых повышается с распространением процесса информатизации общества;
• междисциплинарные магистерские программы в рамках двухуровневой системы образования;
• учебные курсы с междисциплинарным содержанием в области ИКТ и профессиональных дисциплин.
В области форм и методов образования с помощью ИКТ организуются:
• новые формы обучения на основе информатизации высших образовательных учреждений, которые интенсивно развиваются в международной и российской практике;
• новые формы и методы на основе тесного сотрудничества образовательных учреждений с фирмами, профильными организациями и другими учебными заведениями;
• дистанционное образование, расширяющее географические рамки учебного процесса;
• послевузовское образование, которое позволяет выпускникам продолжить свое обучение в рамках образовательных программ высшего учебного заведения.
Благодарности
Благодарю Правительство Республики Татарстан за возможность прохождения стажировки в Норвежском университете науки и технологий в рамках гранта 2008 года.
Благодарю руководство Норвежского университета науки и технологий и факультета информационных технологий, математики и электротехники за предоставленную возможность работы в университете в течение двух месяцев в 2009 году.
Благодарю доктора Екатерину Прасолову - Форланд за неоценимую помощь в организации стажировки в Норвежском университете науки и технологий, плодотворное сотрудничество и полезное обсуждение вопросов, рассматриваемых в данной статье и статье [13].
Благодарю доктора Дарьюса Страсунскаса за ценное обсуждение вопросов образования в Норвежском университете науки и технологий и полезные дополнения к настоящей статье.
Благодарю профессора Рейдара Конради и профессора Алексея Гайворонского за ценное обсуждение вопросов образования в Норвежском университете науки и технологий.
Литература
1. ГОС ВПО. Специальность 060600 -«Мировая экономика», МО РФ, 17.03.2000 г. Номер гос. рег. 182 эк/сп
2. ГОС ВПО. Специальность 061000 - "Государственное и муниципальное управление", МО РФ, 17.03.2000 г. Номер гос. рег. 233 эк/сп
3. ГОС ВПО. Специальность 061000 - "Менеджмент организации", МО РФ,17.03.2000 г. Номер гос. рег. 234 эк/сп
4. ГОС ВПО. Специальность 061500- "Маркетинг", МО РФ, 20.03.2000 г. Номер гос. рег. 202 эк/сп
5. ГОС ВПО. Специальность 060700 -«Национальная экономика», МО РФ, 17.03.2000 г. Номер гос. рег. 198эк/СП
6. Проект ФГОС по направлению подготовки 61 б - «Экономика», квалификация (степень) Бакалавр http://www.edu.ru/db/portal/spe/fgos/pr fgos 2009 pv 61b.pdf (дата обращения: 12.12.09)
7. Проект ФГОС по направлению подготовки 62 б - «Менеджмент», квалификация (степень) Бакалавр http://www.edu.ru/db/portal/spe/fgos/pr fgos 2009 pv 62b.pdf (дата обращения: 12.12.09)
8. ГОС ВПО. Специальность 351400 -«Прикладная информатика (по областям)», МО РФ, 14.03.2000 г. Номер гос. рег. 52 мжд
9. Проект ФГОС по направлению подготовки 123 б - «Прикладная информатика», квалификация (степень) Бакалавр http://www.edu.ru/db/portal/spe/fgos/pr fgos 2009 pv 123b.pdf (дата обращения: 12.12.09)
10. Проект ФГОС по направлению подготовки 63 б - «Бизнес-информатика», квалификация (степень) Бакалавр
http://www.edu.ru/db/portal/spe/fgos/pr fgos 2009 pv 63b.pdf (дата обращения: 12.12.09)
11. http://www.ntnu.no/english (дата обращения: 12.12.09)
12. http://www.ntnu.no/studies/(дата обращения: 12.12.09)
13. .И.Н.Голицына. Направления внедрения ИКТ в Норвежском университете науки и технологий. - Educational Technology & Society, 12(2), 2009, ISSN 1436-4522, pp. 369-376. http://ifets.ieee.org/russian/depository/v12 i2/html/4.htm