Научная статья на тему 'Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развития'

Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1073
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЕДИНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Розина И. Н.

В статье представлен анализ современного состояния процесса информатизации в России, характеризующегося формированием единой образовательной среды. Рассмотрены задачи и примеры их решения для организации информационно-коммуникационного всеобуча преподавателей и студентов и получения нового качества образования в его содержании, методах и организационных формах. Исследование строится на двух моделях компьютерно-опосредованной коммуникации (человек-компьютер-человек) при использовании технологий электронной почты и на модели человеко-компьютерного взаимодействия (человек-компьютер) в реализации веб-технологии для целей образования. Обсуждаются особенности этих образовательных технологий и процессы адаптации к новой образовательной среде. Представлены примеры курсов и проектов, в которых практически реализовано обучение навыкам компьютерно-опосредованной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развития»

Educational Technology & Society 6(2) 2003 ISSN 1436-4522

Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развития

Розина И.Н

Институт управления, бизнеса и права, г. Ростов-на-Дону Московский государственный открытый педагогический университет, г. Москва Российская коммуникативная ассоциация [email protected]

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ современного состояния процесса информатизации в России, характеризующегося формированием единой образовательной среды. Рассмотрены задачи и примеры их решения для организации информационно-коммуникационного всеобуча преподавателей и студентов и получения нового качества образования в его содержании, методах и организационных формах. Исследование строится на двух моделях компьютерно-опосредованной коммуникации (человек-компьютер-человек) при использовании технологий электронной почты и на модели человекокомпьютерного взаимодействия (человек-компьютер) в реализации вебтехнологии для целей образования. Обсуждаются особенности этих образовательных технологий и процессы адаптации к новой образовательной среде. Представлены примеры курсов и проектов, в которых практически реализовано обучение навыкам компьютерно-опосредованной коммуникации.

Ключевые слова

компьютерно-опосредованная коммуникация, информационные и коммуникационные технологии, единая образовательная среда.

Анализ современного состояния информатизации в России

Реформирование отечественного образования на современном этапе тесно связано с переходом к информационному обществу, с интеграцией в мировое образовательное сообщество, для которого характерно активное освоение новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Этот процесс рассматривается как создание единой образовательной электронной среды. Для достижения этой цели должны быть решены задачи не только повсеместного внедрения компьютеров в образовательные учреждения (компьютеризация), что немаловажно в сложных экономических условиях развития нашей страны, но также информатизации, подразумевающей интеграцию ИКТ с системой организации обучения, с реальным учебным процессом. Цели и задачи информатизации высшего образования предопределены новыми требованиями рынка труда, запросами мирового сообщества к специалистам, и включают не только получение базовых знаний, но умений и навыков продуктивно использовать информационные ресурсы, постоянно овладевать новыми знаниями, умениями и навыками в области ИКТ. Так, согласно данным Министерства труда США, из 54 специальностей, которые будут переживать бурный рост в период между 2000 и 2005 годами, только восемь не будут требовать знания ИКТ.

Оценка готовности образования к развитию в единой образовательной среде должна включать анализ доступа к ИКТ преподавателей и студентов, уровня подготовленности преподавательских кадров, наличия в образовательных учреждениях благоприятного к переменам "климата". Наиболее существенными препятствиями на пути развития являются проявления глобального кризиса образования, состоящие в проблеме обеспечения равных возможностей в получении образования (системный кризис развития Кумбса [Coombs Ph., 1968]), который по отношению к ИКТ проявляется в "цифровом разрыве" между различными группами

населения в зависимости от региона, оснащенности учебного заведения, материальных возможностей и пр. А также в увеличении разрыва между содержанием базовых знаний и быстро изменяющимися потребностями общества в новых знаниях, умениях и навыках (цивилизационный кризис Тофлера [Toffler A., 1978]) [Уваров А.Ю., 2002]. В России проявления обоих кризисов в образовании выражены предельно ярко. Так, отечественный сектор ИКТ в 2002 г., в соответствии с данными UBS Warburg, более чем в четыре раза уступал странам Северной Америки и более чем вдвое — Западной Европе, и сопоставим со странами Латинской Америки. Российский преподаватель и студент в одинаковой степени ощущают на себе влияние обоих кризисов, испытывая проблемы доступа к ИКТ и необходимость получения и обработки новой информации в своей профессиональной области. Преподавателям по отношению к студентам фору в несколько шагов дает только привычка к самообразованию. Злой, но имеющей на то основание шуткой является высказывание, что преподаватель отличается от студента только тем, что нашел и прочитал необходимое учебное пособие на день раньше студента (английский вариант фразы: "We're lucky if we're two jumps ahead of our students!"). Таким образом, в положении ученика находятся и преподаватель, и студент, т. к. вынуждены непрерывно осваивать новые идеи и технологии, термины и их определения, программное и аппаратное обеспечение ИКТ, чтобы получать нужную информацию, вырабатывать необходимые навыки и умения, позволяющие успешно решать задачи в своей предметной области. Поэтому реформирование системы образования должно быть направлено как на задачи "информационнокоммуникационного всеобуча" для всех участников образовательного процесса, создание необходимого делового климата в учебных заведениях, так и на новое качество образования, опирающегося на возможности электронной образовательной среды.

Отметим, что вопрос пятилетней давности — нужны ли ИКТ в обучении, решен положительно, во главе угла стоят другие вопросы: как организовать широкий всеобуч участников электронной образовательной среды от административных работников до студентов, каковы эффективные дидактические решения в содержании, методах и организационных формах обучения? К решению этих проблем подключено множество государственных программ, проектов коммерческих организаций и благотворительных фондов. Так, в 2002 году информатизация образования в России проходила как комплекс реформ, направленный на построение единой образовательной среды, отвечающей вызовам XXI века — включению в мировое образовательное сообщество, основой которого являются знания. Важным фактором ускорения этих процессов должны стать меры государственной политики в области информатизации образования, сформулированные в федеральных целевых программах, таких как "Электронная Россия" (2002-2010 гг.) и "Развитие единой образовательной информационной среды" (2002-2005 гг.), "Компьютеризация

сельских школ" "Компьютер в каждую школу" (2001-2005 гг.)". Несмотря на то что, на сегодняшний день весь бюджет России сопоставим с бюджетом федеральных органов власти США на информатизацию (48 млрд. долл.), по образовательной федеральной программе будет выделено около двух миллиардов долларов, причем самые большие выплаты приходятся на 2003 год. Кроме федеральных программ инициированы и другие, такие как благотворительные академические проекты ЮКОС "Федерация Интернет-образования" — "Обучение для будущего,

"Поколение.ru" (повышение квалификации учителей), корпорации INTEL — "Обучение для будущего" (преподаватели и студенты педагогических вузов).

В конце 2002-го — начале 2003 г. к проекту INTEL присоединилась корпорация Microsoft, со-финансируя проект и оказывая помощь в программном и учебно-методическом обеспечении открывающимся центрам. Известны концепции Microsoft в области интеграции ИКТ и образования, такие как "Connected Education Society", "Connected Learning Community", в которых окружающий мир рассматривается как постоянно обновляемая среда обучения, а практический опыт использования ИКТ расширяет возможности обучения. В педагогике такой подход к познанию как социально-опосредованной деятельности разработан в теории социального конструктивизма Л.С. Выготского и известен как зоны ближайшего развития. Возможности для формирования учебного, исследовательского сообщества на основе такой открытой электронной среды обучения практически не

ограничены и во многом зависят от творческой фантазии и энергии членов сообщества. Примерами могут служить представленные в этом выпуске журнала статьи Е.Н. Зайцевой [Зайцева Е.Н., 2003] о создании открытой, интегративной, интерактивной, многоаспектной информационно-обучающей среды для обучения идеографическому японскому языку для роста профессиональной и общекультурной компетенции студентов естественнонаучных, социально-экономических и других неязыковых специальностей, а также статья Е. Патаракина о включении материалов цифровых коллекций видео-произведений, изображений и описаний животных в учебную деятельность, о создании школьниками коллективного гипертекста из цифровых коллекций медиа-объектов, представляющих жизнь деревень нижегородской области.

Формирование единой электронной образовательной среды в рамках различных программ, проектов и концепций идет своим темпом. На сегодняшний день в Рунете насчитывается уже более 12 000 веб-сайтов образовательной направленности. Но состояние информатизации отечественного образования в целом можно охарактеризовать как начальный адаптационный этап, который не предполагает высокой интерактивности в процессе обучения, скорее, развития навыков самостоятельной работы, причем компьютер рассматривается в большей степени как объект изучения. Многие преподаватели прошли обучение по одной из программ повышения квалификации или обучились самостоятельно, но не более 5% из них используют ИКТ в преподавании. Этот этап можно определить как компьютеризацию образовательных учреждений (например, в школе на сегодняшний день не более 2 ПК на 1 00 человек) и преподавание информатики в качестве общеобразовательного предмета. Так, основными задачами курса информатики являются формирование алгоритмического мышления, ознакомление с различными ИКТ и освоение правил поведения в информационном обществе или информационная компетентность [Уваров А.Ю., 1999].

Следующие шаги информатизации образования, которые можно охарактеризовать как использование компьютера в качестве средства обучения с более широким освоением электронных (компьютерных) учебников по различным предметам, компьютерного тестирования и контроля приведут к расширению содержания, форм и методов обучения. Этот этап характеризуется более широким привлечением преподавателями-предметниками ИКТ в обучение, усилением интеграционной компоненты информатики с другими предметами, необходимостью решения психолого-педагогических задач информатизации и всеобуча, а также эффективности использования компьютерных средств обучения различным дисциплинам с дидактической точки зрения (компьютерная дидактика). При этом необходимо соблюдение некоторого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новыми образовательными технологиями, чтобы сформировать преемственную и дидактически целесообразную образовательную среду обучения. Так, образовательный проект компании-разработчика мультимедиапродукции "Кирилл и Мефодий" "Медиа-образование" проводит в 30 городах России методические семинары и конкурсы по использованию образовательных мультимедиа пособий — учебников, репетиторов, энциклопедий и справочных изданий в естественнонаучном, гуманитарном образовании, самостоятельной работе. Компания делает акцент на расширение представлений участников педагогического процесса — учащихся, учителей, библиотекарей, руководства школы, родителей о возможностях различных электронных изданий, на новых методологических подходах и решениях, организации обратной связи с пользователями образовательной продукции через дистанционные консультации, чаты, форумы на сайте "http://edu.km.ru/", список рассылки и он-лайн журнал "Медиацентр".

Подобные специализированные образовательные WebQuest,ы и порталы по областям знаний объединяют высококачественные учебные материалы ведущих специалистов и различные высокотехнологичные возможности доступа и интерактивности. Многие образовательные порталы концентрируют и упорядочивают главные информационные составляющие учебной среды — учебнометодические комплексы по различным предметам: стандарты учебных программ; планы и методические разработки; содержательные материалы; задания, вопросы, практикумы; контрольные тесты и критерии оценки знаний. Так, компанией "Физикон" позиционирован первый в России полнофункциональный Интернет-

портал для дистанционного обучения школьников и профессиональной подготовки молодежи. Портал включает в себя более 3000 тестов, Интернет-учебники, методические материалы для учителей, обзор Интернет-ресурсов, интерактивные учебные модели, обучающие игры и другие учебно-методические материалы.

Для перехода к интерактивным методам взаимодействия в электронной образовательной среде потребуется развитая инфраструктура телекоммуникаций в системе образования в целом, широкое освоение новых мультимедийных программно-аппаратных комплексов. Благодаря реализации различных проектов по освоению ИКТ во многих образовательных учреждениях и крупных городах уже формируется локальная высокотехнологичная образовательная среда, включающая открытое информационное пространство и средства коммуникации, в которую вовлекаются все участники образовательного процесса, задействуются все уровни педагогического и административного взаимодействия. Объединение локальных пространств учебных заведений и центров в Интернет на третьем этапе позволит сформировать открытую образовательную среду, что позволит решать учебные задачи на занятиях, вне занятий и за пределами учебного учреждения. Студенты смогут заранее просматривать учебные планы, знакомиться с содержанием курсов, сравнивать свои знания с требованиями по предмету, чтобы во время занятий высвободилось время для обмена идеями, обсуждения различных точек зрения. Примеров создания и поддержания образовательных сред в России не так много, тем не менее, таковым является объединение цифровых образовательных ресурсов города для организации коллективного доступа к материалам цифровых коллекций, разработка механизмов встраивания коллекционных записей в учебную коммуникацию в региональном сетевом сообществе городской сети Переславля-Залесского. Ссылка на эту сеть дана в статье Е. Патаракина, представленной в этом выпуске журнала (tower.botik.ru/). Таким образом, открытую единую образовательную среду составит объединенное электронное информационное, коммуникационное и физическое пространство образовательных учреждений отечественной и мировой системы образования в целом.

Педагогическое взаимодействие в единой образовательной среде

В единой образовательной среде ИКТ не подменяют собой традиционные методы взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе между преподавателем и студентом, они решают определенный круг задач, таких как, например, высвобождение времени преподавателя, осуществление индивидуального подхода к студенту, содействие самостоятельной и творческой работе студента, поддержка коллективной работы. Преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, с двумя важнейшими функциями поддержки мотивации и интерпретации обучения группы или конкретного ученика, исходя из предыстории их обучения. Однако, электронная образовательная среда способствуют формированию и его новой роли. В такой высокоинформативной среде преподаватель и ученик равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому преподаватель уже не может быть единственным источником фактов, идей, принципов и другой информации, его новую роль в обучении можно охарактеризовать, как наставничество. Задачами преподавателя-наставника становятся не только поддержка педагогического общения, взаимодействия, координации процесса обучения, но и новые дидактические задачи развития востребованных современным мировым сообществом навыков — глобального и критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении, умения работать в группе, быстро адаптироваться к изменениям в ИКТ, а также интеллектуальных навыков для постановки проблемного вопроса, осуществления поиска и систематизации полученных результатов (см., например, таблица 1 ).

Таблица 1. Соотношение между информационным содержанием обучения и интеллектуальными навыками.

Содержание Интеллектуальные навыки

Факты Осмысление

Идеи Анализ

Принципы Применение

Мнения Синтез

Взаимосвязи Реструктуризация и модификация

Критерии Оценка

Проблемы Принятие решений

Под адаптацией к изменениям понимается умение самостоятельно и рационально работать с информацией в различных форматах и превращать ее в знания, осваивать новые интерактивные методы взаимодействия в высокотехнологичной среде. Развитие самостоятельности в обучении подчинено смене концепции образования как "обучения на всю жизнь" на "обучение в течение всей жизни". Изучение процесса адаптации участников коммуникации (преподавателей и студентов) в образовательной среде является одной из задач представляемого здесь исследования.

Если вопросы содержательной информационной, методологической или технологической составляющих образовательной среды довольно широко рассматриваются образовательным сообществом, то вопрос обучения коммуникации, в данном случае в электронной образовательной среде практически не ставится. Тем не менее, именно такие новые знания, умения и навыки компьютерноопосредованной коммуникации (computer-mediated communication) становятся востребованными обществом. Отметим, что по коммуникативным характеристикам мы различаем две модели: "человек-компьютер-человек" и "человек-компьютер" [Розина И.Н., 2002]. Вторая модель человеко-компьютерного взаимодействия (human-computer interaction), согласно Э. Холла, относится к низко-контекстуальной культуре [Griffin E.A., 2000], т.к. имеет заранее заданные логические основы взаимодействия и более жесткие информационные ограничения интерфейса в символах, тезаурусе, диалоге, действиях, обратной связи. Так, понимание компьютером сообщения введенного в тестовую программу возможно только при абсолютно точном выполнении соответствующей допустимой команды, инструкции и соглашения. Например, программой может быть не воспринята команда, имеющая лишний пробел, неправильный синтаксис, задержку выполнения по времени, размещение в другой строке и пр., т.е. командное сообщение должно быть однозначным и точным. Возможно развитие систем обучения и сред, основанных на инженерии знаний, естественно-языковых интерфейсах, распознавании образов, самообучении, интеллектуальных агентах, моделях текущего эмоционального

состояния пользователя постепенно расширят это ограниченное подмножество элементов человеко-компьютерного вербального и невербального взаимодействия в образовательной среде. Человеко-компьютерное взаимодействие автора текстовой информации, размещенной на образовательном веб-сайте, и читателя мы рассмотрим в связи с использованием гипертекста в образовательной среде.

В целях исследования педагогического взаимодействия по первой модели "человек-компьютер-человек" мы вводим понятие учебной компьютерноопосредованной коммуникации. Учебная компьютерно-опосредованная

коммуникация представляет собой научную область, в которой исследуется использование участниками образовательного процесса электронных (компьютерных) сообщений для формирования понимания в электронной образовательной среде в соответствующих обучению контексте, информационной и коммуникативной культуре. Данная область является практически

ориентированной на цели эффективного использования электронной среды и развития этики этого вида коммуникации в образовательной деятельности. Поэтому наиболее важным является получение коммуникативных навыков, которым студенты обучаются, наблюдая за преподавателями и другими студентами, более компетентными в компьютерных технологиях, моделируя свое коммуникативное поведение, основываясь на наблюдаемых примерах. Но пока, согласно полученным

данным компаний, специализирующихся на сетевых исследованиях (АРПИ, "Комкон", РОЦИТ), в исследуемых выборках русскоязычного сообщества пользователей Интернет образовательное сообщество составляет сравнительно малый процент. Так, учащихся школьного и студенческого возраста — менее 20%, представителей науки и образования — около 15%.

Таким образом, только небольшое количество студентов и преподавателей обучаются и используют коммуникативные навыки в ходе получения образования и обучения, или через самостоятельную практику работы на компьютере и общения в Интернет. Например, в двух учебных заведениях, в которых преподает автор (ИУБиП, РГПУ) все студенты и преподаватели имеют свободный доступ в Интернет и/или адрес электронной почты, но для учебных целей ни информационное наполнение сервера, ни коммуникативные возможности технологий в обозначенном смысле единой электронной образовательной среды не используются (www.iubip.ru, www.rspu.edu.ru). Поэтому для целей определения перспектив развития ИКТ и компьютерно-опосредованной коммуникации в области образования мы будем опираться на сравнительно репрезентативные исследования пользователей Интернет-сообщества в целом. При выработке рекомендаций по использованию этих технологий в образовании мы будем исходить из обоснованной педагогической целесообразности.

Считается, что 75% своего времени мы проводим в том или ином виде коммуникации, из этого времени 17% уходит на чтение, 14% на письмо. "Мы слушаем книгу в день, наговариваем книгу в неделю, читаем эквивалент книги в месяц, пишем эквивалент книги в год" [Buckley, M.H., 1992]. В традиционном обучении устная (языковая, вербальная) коммуникация составляет большую часть педагогического взаимодействия (около 70%). Если оценить общий объем компьютерно-опосредованной коммуникации, то, согласно опросам "Комкон" среди пользователей Интернет, около 50% респондентов проводят в Интернет до 2 часов, около 17% — 2-4 часа, около 15% — 1-2 часов в неделю, остальные от 4 до 16 часов и более. Таким образом, можно констатировать, что компьютерно-опосредованная коммуникация в образовании пока занимает сравнительно небольшой процент по сравнению с другими видами коммуникации, но, несомненно, будет эволюционировать под воздействием развития ИКТ и Интернет-сообщества в целом. Не следует, по-видимому, ожидать быстрых перемен в этой области. Так, П. Саффо, директор института будущего в Калифорнии, в задачи которого входит исследование истории вхождения технологических инноваций за последние пять веков, определил, что время, требуемое для полного вхождения новых идей в общество, составляет около 30 лет (правило 30лет) [Fidler R., 2002].

Традиционный консерватизм образовательной системы, отягощенность старомодной структурой даже при наличии государственной поддержки и инвестиционных коммерческих проектов, тем более не ускорят процесс освоения ИКТ в отечественном образовании, следовательно, ожидать быстрых перемен в образовании не приходится.

Коммуникативный подход

Рассмотрим состояние и перспективы развития образовательной среды с позиций современной теории коммуникации, в рамках которой развивается компьютерно-опосредованная коммуникация, на эти предполагаемые специалистами ближайшие 20 лет (около 10 лет освоения ИКТ уже прошли). В становлении современной теории коммуникации, выделяют три этапа, привнесших свои особенности в понимание феномена коммуникации — информационный (Шеннон, Вивер, 1948 [Craig R.T., 1999]), психологический (Бейтсон [Craig R.T., 1995], группа под руководством Вацлавика [Watzlawick P., et al., 1967]) и современный социальный этап, характеризующийся различными исследовательскими школами и направлениями, такими как теория систем, социальный конструктивизм, критическая теория, культурология, постмодернизм, диалогизм, семиотика, феминизм, социолингвистика, дискурсивный анализ, прагматика, социология и многие другие [Матьяш О.И., 2000]. Несмотря на столь широкое разнообразие направлений, можно обобщить наиболее важные положения, разделяемые этими школами во взглядах на коммуникацию. Коммуникация — социально-созидающий, смысло-созидающий процесс, протекающий в определенном контексте и посредством использования

символов, в ходе которого создается общность и формируется самовосприятие. Эти положения справедливы и для компьютерно-опосредованной коммуникации, как процесса, протекающего в открытой электронной социальной среде, чаще всего посредством вербальных средств коммуникации (текстов, графики, аудио-, видеофайлов оцифрованной речи и изображения), инициирующего формирование Интернет-сообществ и особую форму самопрезентации.

В формировании новой электронной социальной среды, в динамике развития сетевых технологий хорошо прослеживается взаимовлияние технических (аппаратнопрограммных) средств и практики компьютерно-опосредованной коммуникации. Мы рассматриваем это влияние по аналогии с однофакторной идеей технологического детерминизма М. Маклюэна, согласно которой выстроен ряд электронных устройств, последовательно повлиявших на человеческую коммуникацию в целом: телеграф, телефон, радио, кинопроектор, фонограф, телевидение, фотокопир, автоответчик, компьютер, видеомагнитофон, компакт диск, голография, сотовый телефон, факс, DVD, модем и Интернет [Griffin E.A., 2000]. Для компьютерно-опосредованной коммуникации среди таких ключевых технологий, повлиявших на ее появление и развитие, можно назвать следующие сетевые аппаратно-программные средства: компьютерная сеть (проект ARPANET, 1969), электронная почта (Р. Томлинсон, 1972), глобальная сеть Интернет (США, Англия, Норвегия, 1973), сервисы обмена текстовыми сообщениями — дискуссионные группы, списки рассылки, телеконференции (Usenet, 1979), форумы, IRC, ICQ, а также WWW (Т. Бернерс-Ли, 1989), Gopher (1992), графический браузер (1994), динамический HTML и интерактивные технологии (1999) [Bucy E., 2002] Подтверждением такого влияния могут служить некоторые факты исследования 1995 г. в США, согласно которым электронные сообщения составили больший объем информации, чем объем, передаваемый через американские почтовые службы; было продано больше персональных компьютеров, чем телевизоров; объем передачи данных на дальние расстояния превысил объем голосовых сообщений [Meyer M., Baber R., Pfaffenberger B., 1999].

Исходя из наличия такого влияния, к важным задачам исследования коммуникации в образовательной среде мы относим нижеследующие:

- выявление характеристик современных ИКТ, которые способствуют эффективной коммуникации;

- изучение процесса адаптации участников коммуникации к использованию ИКТ в образовании.

Характеристики компьютерно-опосредованной коммуникации

Традиционно считается, что одной из особенностей компьютерноопосредованной коммуникации является потенциальная возможность осуществления коммуникации каждым без ограничения во времени и пространстве (anyone/anytime/anywhere) по формуле 24x7x356, т.е. — 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 356 дней в году. Эта особенность равноправного участия наряду с целенаправленным формированием учебных сообществ способствует развитию социальной составляющей процесса обучения. Коммуникативный процесс может проходить в режиме реального времени — с одним собеседником (канал чата, ICQ) или с большим количеством участников (компьютерная видеоконференцсвязь, чат), или в режиме отсроченного общения — с одним собеседником (личная электронная переписка) или со многими (список рассылки, телеконференции, веб-форумы). Крайней формой проявления компьютерно-опосредованной коммуникации считается переход ее в форму Интернет-аддикции (патологической или феноменологической зависимости от коммуникации в Интернет). Так, согласно исследованиям К. Янга 1998 г. [Young K.S., 1998] такая зависимость появляется у 25% аддиктов через полгода после начала работы в Интернет, у 58% — в течение второго полугодия, у 17% — после первого года [Войскунский А.Е., 2000].

Коммуникативные технологии Интернет можно разделить также по двум физическим параметрам — времени и места нахождения участников коммуникации (физическое или виртуальное). Комбинация этих параметров дает следующие четыре

варианта технологий, различающихся с точки зрения процесса реализации компьютерно-опосредованной коммуникации:

- одно время / одно местонахождения (виртуальное) — чаты (Internet Relay Chat, IRC);

- одно время / разное местонахождения — ICQ, Интернет-телефония, компьютерная аудио- или видео-конференцсвязь;

- разное время / одно местонахождения (виртуальное) — веб-форумы, гостевые книги;

- разное время / разное местонахождения — электронная почта, списки рассылки, телеконференции.

Таким образом, несмотря на то, что эти виды ИКТ изначально не предназначались для использования в образовании, функционально практически все они могут быть успешно использованы в обучении, т. к. по своей сути они поддерживают необходимые коммуникативные, познавательные и социальные процессы, которые сопровождают процесс обучения.

Коммуникация на основе электронной почты

Начиная с самых первых шагов развития Интернет, электронная почта являлась самой популярной технологией (создана Р. Томлинсоном в 1972 г.). Количество новых пользователей электронной почтой в мире возрастает ежегодно на 72 % по сравнению с 42 % прироста пользователей Интернет. По данным АРПИ только около половины пользователей Интернет в России используют электронную почту, из них более двух третей ограничиваются одним письмом в день и менее. Понятны основные причины столь широкой популярности электронной почты — сравнительная дешевизна и феноменальная скорость. Например, гипотетически можно разослать за сравнительно символическую стоимость доступа к Интернет неограниченное число сообщений любым из миллионов пользователей электронной почтой в мире. Кроме того, большинство электронных сообщений передаются адресату в любой точке планеты в течение 5 минут с момента нажатия кнопки "Отправить".

На сегодняшний день использование электронной почты основано на двух возможностях, различных с технической, пользовательской и этической точек зрения:

- почтовые программы с использованием традиционных почтовых протоколов (SMTP, POP3, IMAP);

- интегрированные с WWW с использованием HTTP (CGI скрипты, ASP, Java-апплеты).

Вторая реализация переводит офф-лайновую технологию электронной почты (вне линии - соединение с почтовым сервером Интернет-провайдера, на который поступают сообщения, необходимо только на момент отправки и получения сообщений электронной почты) в технологию он-лайн (на линии, на прямом проводе

- соединение с Web-сервером, предоставляющим почтовые услуги, необходимо на все время работы со своим почтовым ящиком).

В первом случае используется специальная программа для работы с электронной почтой (MS Outlook или Outlook Express, Netscape Messenger, The Bat!, Eudora и пр.). Во втором случае для работы с электронной почтой, организованной средствами протокола HTTP, используется программа-браузер. Обмен информацией с сервером осуществляется с помощью HTML-форм, которые обрабатываются Web-сервером, с периодическим обновлением окна. Администраторы сайтов с Web-почтой организуют ее работу таким образом, чтобы на основе Web-интерфейса выполнялся минимальный набор сервисных почтовых функций:

- ведение архива полученной и отправленной почты;

- редактирование сообщений (набор, удаление, форматирование,

использование готовых файлов, вставка служебной информации и пр.);

- настройка среды пользователя.

В технологии электронной почты заложено несколько возможностей, которые позволяют осуществить самопрезентацию пользователя. Это его электронный адрес, выбор имени которого часто говорит сам за себя, сравните — [email protected], [email protected]; [email protected], [email protected]; использование /

не использование реального / вымышленного, неполного имени в настройках почтовой программы; оформление файла подписи; индивидуальный стиль электронного письма и соблюдение правил сетевого этикета в заполнении полей заголовка и содержании электронного сообщения. Обычно студенты и преподаватели имеют возможность зарегистрировать свой почтовый адрес на почтовом сервере своего учебного заведения, а также на любом общедоступном сервере, предоставляющем такую услугу, или на почтовом сервере сервис-провайдера, через которого подключен домашний компьютер. Изучению программных, интерфейсных особенностей электронной почты и традиций, которые сформировались как правила сетевого этикета — нетикет / netiquette, на примере выбранной студентом почтовой программы для организации учебного взаимодействия с преподавателем посвящены первые практические занятия по сетевым технологиям. Совместное сравнительное исследование адаптации к использованию электронной почты студентами на основе изучения причин, доступности, восприятия легкости и частоты использования проводится в настоящее время на выборке из 200 российских и американских студентов (ИУБиП, Ростов-на-Дону, Россия, Southern Methodist University, Dallas, TX, USA).

На технологию электронной почты опираются такие Интернет-технологии коллективной коммуникации, как списки рассылки, дискуссионные листы, телеконференции (почтовое подключение). Эти технологии при их правильном использовании эффективны для массовой рассылки информации, поддержания групповой работы в образовательной среде. Управляемые (модерируемые) списки рассылки активно используются в профессиональных и учебных сообществах и позволяют оперативно обмениваться актуальной информацией, которую подготавливает для рассылки модератор списка. Обратная связь может быть реализована через автоматическую рассылку всем подписчикам списка по адресу списка или индивидуально, по адресу приславшего сообщение. Методологическая сложность освоения этого вида компьютерно-опосредованной коммуникации заключается в проблемах инициирования обратной связи, формирования мотивации к активному участию в групповой деятельности, непонимания программных, интерфейсных и этических особенностей использования этого вида программ. Так, получив поздравление с получением награды одного из участников списка рассылки, некоторые подписчики высказывают недоумение по поводу получения ими этого письма. Другой пример, когда после публикации общей информации в список рассылки попадает последующая переписка по поводу решения индивидуальных вопросов и проблем, не являющихся общественно значимыми. Отметим еще одну особенность русскоязычных пользователей списков рассылки, когда вопрос, заданный всем подписчикам чаще всего игнорируется, по-видимому, как не имеющий личностной направленности.

Таким образом, навыкам групповой коммуникации с использованием электронной почты, методам повышения мотивации взаимодействия и корректному поведению в электронных дискуссиях необходимо обучать. Поэтому электронная почта активно используется автором в учебных целях для поддержки учебного процесса (модель взаимодействия "преподаватель-студент") и обучения в виртуальных классах, проводимых курсах и исследованиях (модель взаимодействия "студент-студент") совместно с коллегами из американских университетов — Denver University, Western Kentucky University; Indiana University, Purdue University, Indianapolis; Kansas University, 1998-2003 гг. Для профессиональных сообществ и временных коллективов активно используются модерируемые списки рассылки (англоязычный и русскоязычный списки для специалистов по коммуникации www.russcomm.ru, дискуссионные листы и списки рассылки выпускников американских программ http ://alumni.iubip.ru/).

Среди рекомендаций по использованию коммуникативных возможностей электронной почты в обучении можно назвать следующие:

- хорошая техническая подготовленность и мотивированность участников процесса обучения;

- предварительная проработанность координационных методов;

- постановка реальных исследовательских задач;

- предъявление конечного учебного продукта в результате обучения;

- формирование представлений по этичному коммуникативному и межкультурному общению.

Коммуникация на основе веб-технологии

Напомним, что веб-технология, которая реализована на идее гипертекста (В. Буш, 1945, Т. Нельсон, 1965 [Pfaffenberger B., 1997; December J., 2002]) — как способа организации текста, при котором порядок ознакомления с ним может быть произвольно выбран пользователем, также относится к текстологической компьютерно-опосредованной коммуникации, т.к. смысл, заложенный автором текста, вербализован в виде гипертекста и постигается (интерпретируется) пользователем ресурса. В отличие от аксиальной коммуникации, когда сообщение передается конкретному получателю или группе получателей (электронная почта, модерируемый список рассылки, ICQ), к особенностям этого вида открытой коммуникации в Интернет относится ретиальность коммуникации, когда сообщение передается множеству вероятно заинтересованных и случайных получателей. При этом пользователь решает свою собственную задачу (общий неопределенный интерес, поиск определенной информации, получение основной или дополнительной информации, совершение некоторого действия). Если интерес автора гипертекста и пользователя ресурса не совпадают, то коммуникативный процесс не состоится, также как в ситуации, когда смысл, заложенный автором, адекватно не постигается пользователем.

В процессе конструирования дизайна электронной образовательной среды на основе веб-технологий можно выделить три этапа — концептуальный (например, подготовка технико-экономического обоснования, ТЭО и технического задания, ТЗ, изучение аналогов и подходов, анализ требований к знаниям и умениям и пр.), структурный (детальная разработка структуры, выбор коммуникативных и контролирующих технологий, разработка средств защиты от несанкционированного доступа и пр.), производственный (создание среды, апробирование в учебном процессе). Наиболее важным этапом является концептуальный, на котором закладывается эффективность создаваемой образовательной среды. Так, в судейскую оценку образовательных ресурсов, представляемых для участия в программе ThinkQuest входят такие пункты как образовательная ценность ресурса (50 % от общего рейтинга, включает оценку целей и их достижение, формы представления содержания, дизайн, оригинальность, использование Интернет-стиля в обучении), качество выполнения ресурса и его содержания (25% от общего рейтинга, включает техническое исполнение, аккуратность, полноту, ясность изложения, наличие ссылок на другие ресурсы), вероятность того, что его использование повысит эффективность обучения (15% от общего рейтинга, включает оценку возможностей для активного, деятельностного участия студентов), а также вероятность его использования студентами (10% от общего рейтинга, включает оценку откликов студентов).

На этапе создания структуры используют один или несколько из четырех типов гипертекстовой веб-архитектуры — одиночные страницы, сайты в виде презентации, семантической сети или иерархической структуры. Так, для организации гипертекстовой структуры учебного материала часто используется аналог справочной литературы семантической структуры, когда читатель имеет возможность обращаться к разным разделам справочника по мере необходимости. В образовательной практике встречаются также веб-учебники, в которых воспроизведен печатный текст в линейном презентационном стиле или в гипертекстовом формате, но без его существенной его переработки для легкого и комфортного чтения с экрана компьютера. Так, гипертекстовые учебные тексты структурируются в виде иерархического перечня, состоящего из наиболее значимых тем (аналог содержания традиционного печатного учебника). Каждый элемент (слово, словосочетание, картинка) такого перечня может быть гиперссылкой (переходом) на другую часть этой же страницы, на другую страницу этого же сайта или на другой веб-сайт, где представлена выделенная ссылкой тема. В таких случаях на этапе формировании структуры не разрешено множество дизайнерских проблем, среди которых очевидность навигации, удобство ознакомления с информационным содержанием.

Более верным представляется подход, когда используются нижеследующие виды гиперссылок, встраиваемых в текст веб-страницы и различающихся по смысловой нагрузке и решаемым ими коммуникативным задачам:

- структурные, в пределах структуры страницы или сайта, стоящие следующими в смысловом ряду;

- ассоциативные, чаще выделенное слово в тексте, подразумевающее ассоциативную связь с контекстом, например определение выделенного термина, биографические данные);

- дополнительные, расширяющие рамки представленной информации за счет ссылок на другие ресурсы, например, по тексту: "Смотрите также" (или графической стрелке) представляется более детальное изложение информации, изложенный кратко на основной странице; аналогичный материал, который не вошел в смысловой ряд данной страницы или представляющий противоположную точку зрения по данной теме.

Кроме того, часто не учитываются особенности восприятия текста вебстраницы на экране компьютера, такие как соблюдение эффективного соотношения содержательной части (не менее 50-80% экранного пространства) и навигационных и иных графических составляющих на странице, использование технологии "рыбьего глаза", когда в центре находится наиболее значимая информация. В дизайне большинства страниц не предусмотрена возможность распечатать представленный на веб-странице сложно структурированный гипертекст для тех студентов, которые тяготеют к использованию традиционного печатного текста. Простым выходом является размещение на странице ссылки на печатный аналог представленного учебного материала, как это делается на деловых веб-сайтах для ускорения процесса заключения сделки, когда на странице размещается ссылка на документы для печати в формате Word или Adobe Acrobat — договор, форма заявки и пр.

К другим важным проблемам, решение которых необходимо учитывать при конструировании образовательной среды на основе веб-сайтов, относится низкая скорость передачи данных. Согласно исследований Роберта Миллера характеристик информационного восприятия человека (Robert B. Miller, доклад на конференции Fall Joint Computer Conference, 1966 г.), 1 сек. является предельным промежутком времени, в течение которого мысль человека не прерывается, 0,1 сек — предельным временем ответа информационной системы для восприятия его как мгновенного, 1 0 сек — пределом, в течение которого пользователь сфокусирован на диалоге (при превышении этого времени пользователь начнет заниматься другими делами). Если сравнить эти характеристики с усредненным временем загрузки объема данных из Интернет, то оптимальным размером веб-страницы будет 34 Кб [Нильсен Я., 2000]. Поэтому надо исходить из минимизации объема создаваемых страниц учебных вебсайтов для их быстрой загрузки, чтобы переход на другие страницы был близок к привычному для студента свободному перемещению в традиционном информационном пространстве. Возможность обратной связи с автором вебстраницы (преподавателем) можно реализовать средствами электронной почты, гостевой книги или форума.

В заключение сформулируем некоторые дизайнерские рекомендации по формированию учебного информационного наполнения веб-страниц сайта, которые используются нами для обучения основам веб-дизайна преподавателей и студентов (по материалам книги Я. Нильсена [Нильсен Я., 2000]:

1. Лаконичность, краткость изложения. Обычно рекомендуемый объем

текста на одной веб-странице должен составить не более 50% от объема печатного варианта этого материала. Это правило основано на том, что чтение текста с экрана на 25% медленнее, чем чтение его печатного аналога, поэтому сокращение приведет к большей комфортности

пользователя-студента, как читателя.

2. Структура для беглого ознакомления. Начальные страницы

рекомендуется формировать исходя их этого принципа для получения возможности быстрого понимания сути представленного материала. Так, в тексте, разбитом на смысловые абзацы при беглом чтении "выхватываются" первые предложения каждого абзаца, лучше

воспринимаются предложения, подчиняющиеся числу Ингве-Миллера

— длиной 7±2 слова [Ингве В., 1965; Миллер Дж., 2000].

3. Разбиение на логически завершенные страницы. Так, большинство пользователей веб-сайтов предпочитают прочитывать текст длиной не более 1-1,5 страницы экрана дисплея, только 10% пользователей читают дальше этого формата в случае, если текст их действительно интересует.

4. Репрезентативная титульная страница. Первая титульная страница вебсайта (home page) должна давать ответы на вопросы: Где я нахожусь? О чем этот сайт? Для этих целей чаще всего служат логотип, название сайта/страницы, список разделов верхнего уровня. Ссылка на первую страницу должна стоять на всех других страницах сайта (можно использовать для этой цели логотип). Любая другая страница сайта должна быть достижима за три перехода (клика), считая от титульной страницы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Удобные навигационные элементы. Ввиду того, что пользователь может попасть из Интернет на любую страницу сайта, задача навигационных элементов показать текущее положение пользователя и возможные варианты перемещения, т. е. страница должна содержать ответы на вопросы: Где я нахожусь? Где побывал? Куда могу пойти?

Обучение навыкам компьютерно-опосредованной коммуникации

Отвечая на поставленный в начале статьи вопросы — как организовать широкий всеобуч участников электронной образовательной среды и каковы эффективные дидактические решения в содержании, методах и организационных формах обучения, приведем некоторые практически примеры решения этих вопросов. На наш взгляд спрос на коммуникативную подготовку в целом и компетентность в области компьютерно-опоредованной коммуникации растет в социально-экономическом (развитие информатизации различных сфер деятельности) и социально-психологическом плане (возрастание доли технической коммуникации в обществе). Как уже было сказано, в современном профессиональном мире, ориентированном на сетевые технологии (третий этап развития информатизации), компьютерно-опосредованные коммуникативные навыки являются ключевыми среди профессиональных качеств. Так, в образовании такие навыки, как грамотная письменная речь, эффективная работа с различной электронной информацией, критическая оценка информационных ресурсов, координирование совместных действий, презентация и самопрезентация, нетикет, позволят эффективно строить взаимодействия и взаимопонимание с участниками образовательного процесса, управлять коммуникативным процессом в образовательной среде. В содержании образования российской высшей школы этот коммуникативный компонент представлен весьма фрагментарно (например, в рамках предметов информатики, электронного документооборота, технологий самостоятельной работы, веб-дизайна). Поэтому мы рассматриваем коммуникативную подготовку как общую и специализированную в конкретном виде профессиональной деятельности, с акцентом на особенности компьютерно-опосредованной коммуникации. Так, в учебном курсе "Теория и практика коммуникации", входящего в блок обще-профессиональных дисциплин по специальности налоги и налогообложение как региональный компонент, студентами в ходе практических занятий исследуются некоторые из особенностей компьютерно-опосредованной коммуникации, такие как самопрезентация, реклама в Интернет.

Среди традиционных методов и подходов, способствующих развитию коммуникативной компетенции, наиболее часто называют деятельностные или конструктивистские, проблемные или исследовательские, когнитивные, активные и творческие. В тоже время, считается, что разновидностями деятельности в Интернет являются познавательная, игровая и коммуникативная [Войскунский А.Е., 2000]. Объединение педагогических методов с возможностями реализации деятельности в Интернет позволяет студентам в наших проблемных проектах играть активную роль, как в качестве респондентов, так и творческих исследователей. Такие междисциплинарные аналитические, экспериментальные и прикладные исследования компьютерно-опосредованной коммуникации проводятся нами с 1999 года, в том числе по таким проектам, как "Техническая коммуникация", "Культурные ценности",

"Электронные средства коммуникации", "Интернет-технологии для

профессиональной деятельности" с использованием лингвистических,

социологических, педагогических, сетевых методов исследования.

Так, прикладной проект "Техническая коммуникация" осуществлялся совместно с Денверским университетом, Техас, США (виртуальный класс), в исследовательском проекте "Культурные ценности" принимали участие около 500 российских и американских студентов из различных вузов, в проекте по исследованию электронных средств коммуникации анкетированы 200 российских и американских студентов. Обучение студентов самостоятельной учебнопознавательной и исследовательской деятельности в Интернет (курс "Технологии самостоятельной работы") реализуется изучением средств гипертекстовой навигации, получением навыков эффективного поиска релевантной информации с помощью информационно-поисковых систем (тематические каталоги, автоматические индексы, специализированные и метапоисковые системы). Ввиду отсутствия в Интернет надежных интеллектуальных алгоритмов поиска качественной информации, необходимым навыком познавательной и профессиональной деятельности являются навыки критической оценки найденных информационных ресурсов (автор, источник, сервер, стиль, цель, грамотность, актуальность). Так, практические задания по курсам включают поиск, анализ и представление найденных информационных ресурсов по различным областям, связанным с профессиональной деятельностью, например, компьютерные и информационные технологии, психология, филология, налоги и налогообложение.

Исследование и обучение межкультурной коммуникации основано на проекте "Культурные ценности — Cultural Values" (начат в 1999 г.), в ходе которого сравниваются культурные ценности российских и американских студентов, изучаются стереотипы американцев и русских, анализируются лингвистические особенности электронных текстовых сообщений, английского как второго языка российских студентов. Так, и российские, и американские студенты из предложенного для шкалирования перечня из 40 пунктов культурных ценностей одинаково высоко оценивают знания (образование) и почтительность к родителям (http://rspu.edu.ru/projects/cultural values/).

Удачным педагогическим решением представляется нам проведение совместных коммуникативных курсов: "Организационная коммуникация" (Kansas University, USA, 2002-2003), "Средства массовой коммуникации", "Межличностная коммуникация" (Indiana University Purdue University, Indianapolis, USA, 2003) в качестве дополнительного обучения к традиционной программе. Обучение российских и американских групп студентов проходит параллельно по предварительно скорректированным программам курсов, в которые включено выполнение совместных заданий, проведение исследований (анкетирование, интервьюирование, наблюдение). Необходимым элементом сотрудничества студентов является переписка по электронной почте, обмен и анализ полученных результатов своих исследований, сравнение результатов, полученных каждой группой.

Таким образом, мы рассматриваем разработку и реализацию практических занятий с использованием ИКТ как наиболее существенный компонент в обучении компьютерно-опосредованной коммуникации. Использование для этих целей специально разработанных курсов, совместных с зарубежными коллегами коммуникативных курсов и проектов представляется нам эффективным способом организации информационно-коммуникационного всеобуча для преподавателей и студентов, реализации педагогически обоснованных дидактических решений в содержании, методах и организационных формах обучения ИКТ и компьютерноопосредованной коммуникации.

Заключение

Современное состояние информатизации в России характеризуется задачей формирования единой образовательной электронной среды. Наиболее существенными препятствиями на этом пути являются системный кризис Кумбса и цивилизационный кризис Тофлера, которые в российском образовании выражены

столь ярко. Исходя из особенностей развития процесса информатизации, для целей реформирования образования представляется необходимым решение задач информационно-коммуникационного всеобуча всех участников создаваемой образовательной среды и формирования нового качества образования. Востребован поиск эффективных дидактических решений в содержании, методах и организационных формах обучения для решения этих задач. Предпринимаются попытки решения этих проблем в рамках федеральных целевых программ, благотворительных проектов различных коммерческих организаций,

образовательных региональных и локальных инициатив и проектов.

К этапам развития информатизации отечественного образования можно отнести начальный адаптационный, когда компьютер рассматривается как объект изучения, второй современный этап, характеризующийся использованием компьютера в качестве средства обучения, и третий будущий этап формирования единой образовательной среды на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Такую открытую единую образовательную среду составит объединение информационного, коммуникационного и физического пространства образовательных учреждений отечественной и мировой системы образования. Педагогическое взаимодействие в такой среде характеризуется равным доступом к информации, новыми задачами преподавателя становятся развитие интеллектуальных и коммуникативных навыков, самостоятельности в обучении, новой ролью преподавателя является наставничество.

По коммуникативным характеристикам различают две модели взаимодействия в образовательной среде: "человек-компьютер-человек" и "человек-компьютер" (низко-контекстуальная культура, согласно Э. Холла [Griffin E.A., 2000], . Для исследования педагогического взаимодействия по первой модели введено понятие учебной компьютерно-опосредованной коммуникации, практически

ориентированной на использование в образовательной деятельности. Ввиду сравнительно небольшой выборки научно-образовательного сообщества в нашем исследовании мы опираемся на репрезентативные исследования Интернет-сообщества в целом. Как для общества в целом, так и для образования, вхождение инновации, каковой являются освоение ИКТ, потребует немало времени (правило 30 лет, П. Саффо [Fidler R., 2002]. Если исходить из теории коммуникации, то современный этап характеризуется социальной моделью (две предыдущие -информационная и психологическая), в которой подчеркивается важная роль процесса социально-созидающего и смысло-созидающего формирования общности и самовосприятия. Коммуникация в образовании также развивается под влиянием определенных сетевых программно-аппаратных средств, которые появляются, начиная с 1969 года (компьютерная сеть ARPANET). Поэтому мы определяем задачи исследования в выявлении характеристик ИКТ, способствующих эффективной коммуникации, и в изучении процесса адаптации участников коммуникации к их использованию в образовании.

Среди характеристик ИКТ — возможность равноправного участия (социальная составляющая), различные коммуникативные особенности (в режиме реального времени, отсроченного общения), которые можно разделить по параметрам времени и места нахождения участников коммуникации, а также поддержка познавательных процессов.

Наиболее широко используемой является аксиальная технология электронной почты, которая реализуется на почтовых программах или интегрированных вебтехнологиях. В ней заложены возможности самопрезентации, которые следует рассматривать на практических занятиях. Эта технология является основой для других технологий коллективной коммуникации (телеконференции, списки рассылки, дискуссионные листы), среди методологических сложностей их использования — инициирование обратной связи, формирование мотивации, следование этическим нормам.

Ретиальная коммуникация на основе веб-технологий может состояться или нет, в зависимости от совпадения интереса автора и пользователя ресурса. В процессе конструирования дизайна образовательной среды на основе этой технологии можно выделить концептуальный, структурный и производственный этапы. На этапе создания структуры выбирают определенные типы гипертекстовой веб-архитектуры. В современной практике чаще используются семантические,

линейные презентационные, иерархические структуры. Типичными проблемами дизайна является очевидность навигации, удобство и комфортность чтения, скорость передачи данных. Для решения этих проблем рекомендовано использование различных видов гиперссылок (структурные, ассоциативные, дополнительные), соблюдение эффективного соотношения и размещения содержательной части, минимизации объема страниц. Среди дизайнерских рекомендаций — краткость изложения, использование структур для беглого ознакомления, репрезентативность первой страницы, разбиение на логически завершенные страницы и удобство навигационных элементов.

Обучение навыкам компьютерно-опосредованной коммуникации уже сегодня востребовано обществом. Среди таких навыков грамотная письменная речь, эффективная работа с ИКТ, критическая оценка информационных ресурсов, коллективная работа, презентация и самопроезентация, нетикет, которые позволят создавать эффективную коммуникацию в электронной образовательной, профессиональной среде общения. Обучение этим навыкам входит в программы различных курсов и образовательных проектов, в которых используются такие методы как деятельностные, проблемные, исследовательские, творческие. Приведенные примеры демонстрируют некоторые организационные и дидактические решения в содержании и организационных формах обучения навыкам компьютерноопосредованной коммуникации. К ним относятся разработка новых курсов, таких как "Теория и практика компьютерной коммуникации", "Интернет-технологии для профессиональной деятельности", "Технологии самостоятельной работы",

проведение совместных курсов, таких как "Техническая коммуникация", Организационная коммуникация", "Средства массовой коммуникации",

"Межличностная коммуникация" и проектов, таких как "Электронные средства коммуникации", "Культурные ценности", "Межкультурная коммуникация",

представленные в статье, а также исследования коллег, включенные в подборку статей данного выпуска.

Литература

[Зайцева Е.Н., 2003] Зайцева Е.Н. Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку. Автореферат диссертации, Ярославль: Изд-во Ярославского ГПУ, 2003. - 23 с. [Войскунский А.Е., 2000] Гуманитарные исследования в Интернете. / Под ред. А.Е. Войскунского, М.: "Можайск-Терра", 2000. - 432 с.

[Ингве В., 1965] Ингве В. Гипотеза глубины // Новое в лингвистике. Вып.4. - М.

1965. С. 126 -138.

[Матьяш О.И., 2000] Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование. // Сибирь. Философия. Образование. №6, 2002 [Миллер Дж., 2000] Миллер Дж. А. Магическое число семь плюс или минус два // Психология памяти. - М.: Че Ро. 2000. С. 564 - 582.

[Нильсен Я., 2000] Нильсен Я. Веб-дизайн: книга Якоба Нильсена. Пер. с англ., СПб: Символ-Плюс, 2000. - 512 с.

[Розина И.Н., 2002] Розина И.Н. Постановка задачи: исследование синхронной компьютерно-опосредованной коммуникации в образовании. // IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. Media and Culture of Learning, 2002 -с.476-480

[Уваров А.Ю., 2002] Уваров А.Ю. Пространство задач информатизации школы. Информатика, №23, 2002. - с. 2-9

[Уваров А.Ю., 1999] Уваров А.Ю. Открытая учебная архитектура. Электронный научно-педагогический журнал "Эйдос", 1999

[Buckley, M.H., 1992] Buckley, M.H. (December, 1992). Focus on Research: We listen a book a day; speak a book a week: Learning from Walter Loban. Language Arts, 69. - p.623 [Craig R.T., 1999] Craig R.T. (1999). Communication Theory as a Field // Communication Theory, N9 - p. 217-242

[Craig R.T., 1995] Craig R.T. (1995). Foreword // Social Approaches to Communication / Ed. by W. Leeds-Hurwitz. NY: Guilford. - p.v-ix

[Coombs Ph., 1968] Coombs Ph. (1968) The World Educational Crisis: A System Analysis. N.-Y.: Oxford University Press

[December J., 2002] December J. (2002] The World Wide Web Unleashed // Living in the information age: a new media (2002). Edited by Erik P. Bucy. Wadsworth / Tomson Learning

[Griffin E.A., 2000] Griffin E.A. (2000). A first look at communication theory / Em Griffin; special consultant, Glen McClish. McGraw-Hill

[Bucy E., 2002] Living in the information age: a new media (2002). // Edited by Erik P. Bucy. Wadsworth / Tomson Learning

[Fidler R., 2002] Fidler R. (2002) Principles of Mediamorphosis. // Living in the information age: a new media / Edited by Erik P. Bucy. Wadsworth - p. 21-29 [Meyer M., Baber R., Pfaffenberger B., 1999] Meyer M., Baber R., Pfaffenberger B. (1999). Computers in Your Future. 3rd Edition. New York: Macmillan Computer Publishing

[Pfaffenberger B., 1997] Pfaffenberger B. (1997). Publish It on the Web! 2nd Ed. London: Academic Press

[Toffler A., 1978] Toffler A. The Third Wave. N.-Y.: Harper and Row, 1978 [Watzlawick P., et al., 1967] Watzlawick P., Beaven J. and Jackson D. (1967). Pragmatics of Human Communication: A Study of Interactional Patterns, Pathologies, and Paradoxes. N.-Y: Norton

[Young K.S., 1998] Young K.S. (1998) Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction - and a Winning Strategy for Recovery. NY e.a.: John Wiley & Sons

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.