УДК 378.126
Т. А. Лавина, И. А. Таерова
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА
В статье приводится обзор проблематики подготовки преподавателей образовательного учреждения. Применение современных образовательных, информационных и коммуникационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения. Одним из необходимых условий этого является формирование ИКТ-компетентности педагога. В связи с этим в статье рассматривается модель ИКТ-компетентности преподавателя ВУЗа. Так же рассмотрено влияние ИКТ-компетентности педагога на качество образования.
Информационные и коммуникационные технологии, компетентность, ИКТ-компетентность, формирование ИКТ-компетентности, учитель, педагог, преподаватель ВУЗа.
The paper deals with the problem of teachers' training who work at educational institutions. Application of modern educational, information and communication technologies becomes an important condition for improvement of the training process. Formation of ICT-competence of a teacher is considered to be one of necessary conditions. The article considers the ICT model - competence of the teacher of higher educational institution. Influence of ICT competence of the teacher on the quality of education is examined in the paper.
Information and communication technologies, competence, higher educational institution.
Введение.
Компетентность преподавателя вуза в области информационных и коммуникационных технологий - это сложная личностно-профессиональная характеристика, включающая мотивационный, когнитивный и технологический компоненты, обеспечивающие гибкость и готовность преподавателя адаптироваться к изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, а также перемещать идеи из области информатики и информационных технологий в другие области знаний и стремиться к творческому самовыражению с использованием возможностей ИКТ.
Следовательно, формирование ИКТ-компетент-ности в области реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий будет иметь следующую структуру: подготовка по общим вопросам информатизации образования, методическая подготовка (методика преподавания предмета с использованием дидактических возможностей ИКТ) и предметная подготовка (использование ИКТ в предметной области).
Основная часть.
Образовательный процесс современного вуза характеризуется расширением возможностей информационно-образовательной среды, в потенциал которой все более активно внедряются организации высшего профессионального образования. При этом важной функцией информационно-образовательной среды вуза выступает организация информационного взаимодействия между преподавателями вуза, студентами, специалистами вспомогательных подразделений.
В этих условиях перед профессорско-преподавательским составом образовательной организации становится задача формирования ИКТ-компетент-
competence, formation of ICT competence, teacher, teacher of
ности, в том числе в вопросах применения технологий дистанционного обучения.
Таким образом, каждый из вышеперечисленных структурных компонентов подготовки (подготовка по общим вопросам информатизации образования, методическая и предметная подготовка) должен включать вопросы преподавания в условиях функционирования информационно-образовательной среды, в частности: среды дистанционного обучения. Необходимо отметить, что формирование ИКТ-компетентности преподавателей вуза происходит в процессе его непрерывного профессионального образования.
В педагогическом терминологическом словаре дается следующее определение термину «непрерывное образование»: процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества [7].
По мнению О. В. Купцова, непрерывное образование можно понимать как своего рода мировоззрение, как взгляд на построение такой системы образования, которая позволяет каждому человеку обучаться и развиваться в течение всей жизни [4].
С. И. Змеев в своих научных работах определял непрерывное образование как способ жизнедеятельности человека, процесс приобретения им необходимых знаний, умений и навыков по мере возникновения потребности в них, происходящий на протяжении всей жизни человека; непрерывное образование - это организованное обучение, детерминированное системой факторов и условий, обеспечивающих непрерывное обучение человека [3].
Разберем подробнее основные структурные компоненты ИКТ-компетентности преподавателей вуза:
ICT
1. Мотивационный компонент отражает мотивы, смысл, цели, желание преподавателя вуза применять ИКТ в своей профессиональной деятельности. Показателями мотивационного компонента готовности преподавателей вуза к применению технологий дистанционного обучения можно считать:
- желание внедрять новые информационные и коммуникационные технологии в образовательный процесс вуза;
- заинтересованность в создании и использовании новых форм обучения и их интеграции с другими формами обучения;
- желание использовать возможности информационной образовательной среды вуза;
- стремление участвовать в различных инновационных конкурсах и научных работах, конференциях, семинарах по вопросам применения ИКТ;
- заинтересованность в получении дополнительной финансовой поддержки от ректората вуза за внедрение новых информационных и коммуникационных технологий и технологий дистанционного обучения в образовательный процесс.
2. Когнитивный компонент ИКТ-компетент-ности преподавателей вуза включает знания и понятия, позволяющие эффективно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности. Показателями сформированности когнитивного компонента ИКТ- компетентности преподавателей вуза служат:
- знание методов, приемов и средств, необходимых для применения ИКТ в профессиональной деятельности;
- понимание роли и значения применения ИКТ в профессиональной деятельности педагога;
- знание видов и основных ИКТ, их основные преимущества и недостатки.
3. Технологический компонент сформированно-сти ИКТ-компеттентности преподавателей вуза - это совокупность практических умений, необходимых для осуществления деятельности с использованием ИКТ. К показателям технологического компонента можно отнести следующие умения:
- применять ИКТ для подачи нового материала;
- применять ИКТ для информационно-методического обеспечения своей деятельности;
- применять ИКТ для организации проверки и контроля знаний;
- работать в системе дистанционного обучения, в которой происходит педагогический процесс;
- использовать основные возможности и приемы работы системы дистанционного обучения для организации группового метода работы, промежуточного и итогового тестирования, визуализации учебного материала, организации совместной работы, оценивания работ, общения и консультирования;
- применять на практике умение создавать учебные материалы средствами системы дистанционного обучения, используя различные ресурсы и элементы;
- оценивать качество дистанционного обучения, составлять индивидуальную траекторию обучения, выявлять и устранять недостатки.
Формирование ИКТ-компетентности будет более
эффективным при условии ориентации как на практическую, так и фундаментальную подготовку в области педагогики, методики преподавания, информатики и ИКТ. Подготовка преподавателя в области реализации возможностей ИКТ должна включать следующие основные направления: общие вопросы информатизации образования, методику преподавания предмета с использованием дидактических возможностей ИКТ и использование ИКТ в предметной области.
Среди трудностей, которые мешают учителям применять ИКТ в работе, можно выделить: временные, личностные и материальные. Временные трудности заключаются в том, что у преподавателей очень плотный график работы. От учителя требуются дополнительные временные затраты, методическая и дидактическая подготовка, ИКТ-компетен-тность для использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях.
Личностные трудности. Сейчас учителя уже стали использовать ИКТ, но использование технологий в большинстве не привело к возникновению инновационных педагогических практик, реально изменяющих образовательные результаты учащихся. И этот барьер нужно перейти. Барьер страха уже давно пройден, и сейчас речь идет не об овладении, а о наращивании реальных компетенций в области информационных технологий. Сегодня недостаточно уметь пользоваться таблицами Excel или же работать в Word: нужно работать в других средах, уметь работать в сетевых сообществах, с большим количеством программных продуктов.
Материальные трудности заключаются в следующем: платность образовательных интернет-ресурсов; недостаток информации о «полезных новинках». Многие жалуются на отсутствие необходимого лицензионного программного обеспечения, устаревший компьютер на рабочем месте учителя. Большинство педагогов не могут воспользоваться компьютером и выйти в интернет во время занятия. Об этом свидетельствуют данные Всероссийской интернет-переписи учителей [1].
Безусловно, использование учителем современных интернет-технологий в значительной степени меняет его подход к обучению. Открытая образовательная среда дает преподавателю возможность использовать в процессе обучения разнообразные ресурсы интернета, применять различные формы обучения. Это, например, дистанционное обучение. Это и соответствует ФГОС нового поколения и, конечно же, влияет на качество образования [9].
Интернет значительно расширяет возможности для личного и профессионального роста педагога. Сейчас уже проводится много виртуальных уроков, они помогают получать знания студентам, которые по разным причинам не имеют возможности посещать учебное заведение. Влияет ли интернет в профессиональной деятельности на качество образования, которое он дает ученикам? Интернет - это всего лишь инструмент, и все зависит от того, как учитель его применяет и для чего. На сегодняшний день учителя чаще всего ищут просто информацию по своему
предмету, общеются с коллегами, последнее время, особенно в связи с развитием блогов, ищут пути самовыражения и самореализации. Значительно реже учителя в сети заняты поиском новых форм, приемов и методов для собственно обучения в ней учащихся, хотя именно это становится наиболее востребованным на сегодняшний день для образования [10].
Нужные сведения в глобальной сети студенты находят и сами. В чем же тут роль учителя? Важно не просто найти, но научиться искать и использовать нужную информацию. В этом и состоит задача преподавателя: организовать деятельность студентов, сформировать навыки эффективного поиска информации, ее оценки и анализа для дальнейшего использования.
Гораздо реже учителя организуют групповую работу, используя несколько компьютеров или индивидуальную работу студента в различных моделирующих средах. К сожалению, понятно, что далеко не у всех педагогов достаточно компьютеров, чтобы организовать такую работу, у некоторых учебных заведений слабая пропускная способность интернет-каналов, чтобы активно работать с интернет-ресурсами в режиме он-лайн. Необходимо, чтобы компьютерные и интернет-технологии были реально встроены в учебный процесс и улучшали образовательные результаты. Для этого нужны не только компьютеры, но и множество периферийных устройств: микроскопы, музыкальные клавиатуры, датчики освещенности и местоположения.
Выводы.
Цифровое «равенство» - владение техническими навыками, информационная грамотность и культура - это уже не только фактор обучения, но и фактор воспитания и дальнейшего роста человека. Это значит, что те, кто имеет возможность получать технологические навыки, находятся в более выгодном положении для получения и использования технологии, чем те, кто этого не делает. Информационная грамотность и культура человека влияют на эволюцию профессий, карьеру и более высокую мобиль-
ность собственного вклада человека в эту тенденцию.
Таким образом, сформированность ИКТ-компе-тентности педагога является предпосылкой для качественного перехода на новый уровень образования. Ведь главная задача сегодняшнего учителя - развивать критическое мышление обучающихся, научить их думать и быть готовыми к активной деятельности.
Литература
1. Всероссийская интернет-перепись учителей. - URL: http://ria.ru/teacher/.
2. Грабко, Е. Ю. Мотивация преподавателей вузов к организации дистанционного обучения / Е. Ю. Грабко, Т. А. Лавина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №2. - С. 159.
3. Змеев, С. И. Основы андрагогики / С. И. Змеев. -М., 1999.
4. Купцов, О. В. Непрерывное образование и его структура / О. В. Купцов // Высшее образование в Европе. Европейский центр по высшему образованию - ЮНЕСКО. - 1991. - Т. XVI. - №1.
5. Лавина, Т. А. Развитие компетентности учителя в области информационно-коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования / Т. А. Лавина // Информатика и образование. - 2012. -№1(203). - С. 72-74.
6. Лавина, Т. А. Формирование компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в условиях введения прикладного педагогического бакалавриата / Т. А. Лавина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6. - С. 870-878.
7. Педагогический терминологический словарь. -СПб., 2006.
8. Профессиональный стандарт педагога. - URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.
9. Российское образование. - URL: http://www.edu.ru/ abitur/act.4/index.php
10. Таерова, И. А. Информационно-коммуникационная компетентность педагога колледжа / И. А. Таерова // Материалы Республиканской научно-практической конференции дорожно-транспортный комплекс: состояние, проблемы и перспективы развития. - 2015. - №2. - С. 121-129.
УДК 372.8
О. Ю. Лягинова, Е. А. Смирнова
Череповецкий государственный университет,
Н. М. Лягинов
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ
В статье рассматривается формирование универсальных учебных действий в курсе информатики 5-6 классов на основе учебно-методического комплекта Л. Л. Босовой и А. Ю. Босовой с использованием представления учебного материала в виде схем и таблиц по каждой теме учебников. Предлагаемые схемы и таблицы содержат основные понятия темы и задания для организации работы с ними. В результате выполнения предлагаемых заданий осуществляется формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.