СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА, ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТА Потемина Т.Е., Ляляев В.А., Кузнецова С.В.
Нижегородская государственная медицинская академия, кафедра патологической физиологии, г. Нижний Новгород
Образ жизни в студенческие годы оказывает существенное влияние на состояние здоровья в последующие периоды жизни. Принято считать, что социальная среда является одним из главных факторов формирования здоровья индивидуума (В.А.Фролов, 1997). Нами проведено исследование образа жизни и здоровья студентов третьего курса Нижегородской медицинской академии лечебного, педиатрического и медикопрофилактического факультетов посредством анкетирования по темам: «Здоровье», «Питание», «Аудиторные занятия и подготовка к ним», «Бюджет времени», «Вредные привычки». Около 80% опрошенных считают, что их здоровье по сравнению с началом обучения в вузах ухудшилось: быстро наступала утомляемость, чаще развивались диспептические расстройства, появлялись неприятные ощущения в левой половине грудной клетки. Также проводилось исследование реактивности сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке у студентов 3-го курса медицинской академии и у студентов факультета физической культуры и спорта ННГУ им. Лобачевского одной возрастной группы. Выявлено, что у студентов-медиков редко встречается нормотонический тип реакции на нагрузку, преобладают гипертонический и гипотонический типы реакций. Встречается также дистонический тип. Это свидетельствует о снижении физической активности и подготовленности по сравнению со студентами факультета ФКС, у которых преобладает нормотонический тип реакции на физическую нагрузку.
По данным анкетирования отмечается довольно высокий процент курящих студентов и, что особенно настораживает, студенток, а также куривших, но бросивших курить. Хотя в заявлении при поступлении в академию студенты давали обещание не курить.
За последние годы улучшились бытовые условия студентов, проживающих в общежитии, оптимизировалось расписание занятий, расширилась сеть буфетов, столовых и кафе в учебных корпусах и общежитиях, активизировалась пропаганда здорового образа жизни. Активно проводится работа против табакокурения, наркомании, токсикомании. Но, несмотря на это, важным фактором, влияющим на здоровье, является индивидуальный образ жизни. Так около 14,3% юношей и 21,9% девушек - студентов медицинской академии питаются всухомятку, а 23,8% юношей и 26,6% девушек принимают пищу 2 раза в сутки. У этих групп опрошенных чаще возникают диспептические расстройства.
Более 30% студентов третьего курса в будние дни спят 4-5 часов в сутки, у них формируется повышенная раздражительность, снижается внимание, появляются головные боли, головокружения.
Уменьшение времени продолжительности сна студента-медика объясняется не только необходимостью подготовки к аудиторным занятиям, но и переездами с одной учебной базы на другую.
По нашему мнению, для разгрузки объема учебного материала и исключения дублирования, необходима централизованная подготовка междисциплинарных программ, более активная работа по организации режима дня, а также пропаганда здорового образа жизни на младших курсах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Стр. [340]