ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Журавлева Е.В., Рыжаков Д.И., Потемина Т.Е.
Нижегородская Государственная Медицинская Академия, кафедра патологической физиологии, г. Н. Новгород
Вопрос состояния здоровья студентов в интернациональных коллективах является одним из приоритетных в современной медицине. На кафедре патологической физиологии НижГМА проводится работа по изучению зрения у студентов из России, Восточной Азии и Африки. Под наблюдением находилось 113 студентов: 71 человек из России, 32 человека из Восточной Азии, 10 человек из Африки. Обследование проводилось в 20072009 гг четырехкратно в каждом учебном семестре. При осмотре всем студентам проводились авторефрактометрия, визометрия, определение субъективной коррекции, объема аккомодации, анкетирование. При изучении динамики изменения некорригированной остроты зрения обнаружен ряд особенностей (гр. №1).
график №1
график №2
Из представленных данных видно, что острота зрения (ОЗ) у российских и африканских студентов меняется волнообразно и находится примерно в сходных пределах (Visus=0,6-0,75). Повышение ОЗ у российских студентов наблюдается в весенних семестрах (2, 4 семестры), а у африканских - в осенних (1 и 3 семестры), причем в четвертом семестре обе группы имеют практически одинаковое значение ОЗ (у российских студентов
0,69, у африканских - 0,68). У малазийских студентов ОЗ существенно ниже (Visus=0,3-0,34) и ее изменение не носит волнообразный характер: максимальное значение во 2 семестре, наименьшее - в 4 семестре.
Другим важным показателем, который, по нашему мнению, отражает уровень адаптации к зрительным нагрузкам, является резерв относительной аккомодации (РОА), поскольку его снижение означает ухудшение зрительной работоспособности вблизи и указывает на предрасположенность к миопии, а если таковая уже имеется, то на ее прогрессирование. На графике №2 представлено изменение резерва относительной аккомодации в течение 2 лет.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Для всех обследуемых групп характерно, что в начале учебы в ВУЗе РОА достигает нормы менее чем у половины студентов (лишь у 26%-41%). Во втором семестре доля студентов с нормальным РОА повышается в группах российских и азиатских студентов; у африканских студентов РОА соответствует возрастной норме лишь у 11% . В 3 семестре этот показатель снижается в группах российских и азиатских студентов (до 52%) и повышается у студентов из Африки (до 44%). Лишь к 4 семестру более половины студентов (51%-63%) всех трех групп имеет соответствующий возрасту резерв аккомодации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва