ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Картышева С.И., Артюхова И.Г., Соколова Н.В,. Преснякова Н.М., Пахунова Л.В., Кармаева И.А,
Воронежский государственный педагогический университет, кафедра анатомии и физиологии, г.Воронеж
Работа посвящена проблемам адаптации первокурсников к новым условиям обучения. Установлен факт достаточно низкого уровня адаптации большинства студентов, особенно среди лиц женского пола.
Одной из насущных задач совершенствования образования в высшей школе является изучение процессов адаптации студенчества [1,2,]. Объектом исследования явились студенты (юноши и девушки) 1 курса, обучающиеся на историческом и физико-математическом факультетах педуниверситета. Исследование функционирования системы кровообращения пробой Серкина и расчет индекса Скибинской показало, что 47,5% респондентов имеют удовлетворительное, а 20%- неудовлетворительное состояние кардиореспираторной системы, при этом у девушек результаты значительно хуже, чем у юношей.
Определение адаптационного потенциала выявило, что 58,7% студентов имеют удовлетворительную адаптацию, 22,5%- напряжение ее механизмов, а 12,5%- неудовлетворительную и даже срыв адаптации, причем у девушек достоверно чаще встречается напряжение механизмов и неудовлетворительный уровень адаптации. Определение уровня тревожности показало, что 56,3% респондентов имеют высокий ее уровень (особенно девушки). Высокий уровень тревожности негативно влияет на состояние здоровья, способствует быстрому развитию утомления и возрастанию нервозности.
Уровень академической успеваемости 75% студентов- удовлетворительный. У 20% респондентов (чаще у юношей), обучение вызывает значительные трудности. На качество успеваемости студентов негативное влияние оказывают: высокий уровень хронических заболеваний, низкий уровень физиологической адаптации, высокий уровень ситуативной тревожности и, что интересно, плохое питание.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о достаточно низком уровне адаптации значительной части первокурсников, особенно девушек.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян Н.А. Здоровье студентов. - М.,1997.- 200 с.
2. Гондарева Л.Н. Повышение психофизиологической стрессоустойчивости у студентов младших курсов. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: материалы междунар. конгр.- М., 2004.- С. 255257.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.
25. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
FEATURES OF ACCLIMATIZATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO TRAINING PROCESS IN HIGH SCHOOL
Kartisheva S.I., Artjuhova I.G.,Sokolova N. V.,Presnjakova N.M., Pahunova L.V., Karmaeva I.A.
The Voronezh state pedagogical university, chair of anatomy and physiology, Voronezh. 394000. Lenin st.86.
Summary:Work is devoted problems of acclimatisation of first-year students to new conditions of training. An established fact enough low level of acclimatisation of the majority of students, especially among persons of a female. Keywords:Acclimatisation, respiratory and warmly - vascular systems, adaptable potential, uneasiness
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва