УДК 93/94.364/07
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ УЧАСТНИКОВ И ИНВАЛИДОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В 1950-1980-Е ГОДЫ
© 2015 М.С. Голубицкий
аспирант кафедры конституционного права [email protected]
Юго-Западный государственный университет
В статье рассматривается правовая основа социальной политики Советского государства в отношении участников и инвалидов Великой Отечественной войны в 19501960-е гг. ХХ в. Анализируется законодательное регулирование мероприятий в отношении данной категории населения страны. Делается акцент на нормативном закреплении и планомерном осуществлении социальных мер.
Ключевые слова: льготы, инвалиды, участники Великой Отечественной войны, пенсии, пособия.
Одним из важнейших направлений государственной политики Советского государства в военные и первые послевоенные годы становится социальная политика в отношении участников и инвалидов Великой Отечественной войны.
Еще с 1940-х гг. были законодательно закреплены мероприятия в отношении данной категории населения страны. Эти мероприятия в последующие сорок лет приобрели еще больший размах. Из законодательных актов этого периода необходимо отметить следующие: Инструкция Наркомсобеса РСФСР № 10 от 5 июня 1941 г. «О трудовом устройстве инвалидов»; Постановление СНК СССР № 640 от 6 мая 1942 г. «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны»; Инструкция Наркомсобеса РСФСР № 86 от 11 апреля 1944 г. «О порядке трудового устройства инвалидов Отечественной войны»; Постановление Секретариата ВЦСПС от 8 июля 1944 г. «Об улучшении работы профсоюзных организаций по трудовому устройству и бытовому обслуживанию инвалидов Отечественной войны»; Постановление СНК СССР от 21 сентября 1945 г. № 2436 «О мероприятиях по оказанию помощи демобилизованным, семьям погибших воинов, инвалидам Отечественной войны и семьям военнослужащих»; Постановление Совета Министров РСФСР № 294 от 30 апреля 1946 г. «О мероприятиях по трудовому устройству слепых инвалидов Отечественной войны»; Постановление Совета Министров РСФСР № 1070 от 22 августа 1961 г. «О мерах по улучшению трудового устройства инвалидов РСФСР»; Постановление Совета Министров СССР от 8 марта 1965 г. № 140 «О расширении льгот инвалидам Отечественной войны и членам семей военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну»; Постановление Совета Министров СССР № 705 от 2 августа 1969 г. «О льготах работающим инвалидам»; Постановление Совета Министров РСФСР от 14 сентября 1981 г. № 510 «О дополнительных мерах по улучшению материально-бытовых условий инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих» и ряд других.
Необходимо отметить особенности проводимой государственной политики в сфере улучшения условий жизни инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Если в 1950-1960-е гг. основной упор делался на их трудовое устройство, на организацию домов для одиноких инвалидов, то в 1970-1980-е гг. - на улучшение материального положения.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ
Приведем следующие данные. Так, на 1 октября 1950 г. по РСФСР функционировало 362 дома для инвалидов войны на 49 358 коек [1]. На 1 января 1951 г. действовало 3 618 артелей для инвалидов войны, с количеством работающих 344 044 [2].
С годами эти цифры увеличивались. На 1 октября 1955 г. в РСФСР уже было организовано 564 дома для одиноких инвалидов войны на 98 346 коек [3]. На 1 января 1955 г. действовало 5 213 артелей с количеством работающих в них 578 652 [4].
К 1960 г. в стране функционировало 675 домов для инвалидов на 102 211 коек [5] и 6 432 артели с числом работников 689 034 [6].
На 1 января 1971 г. по РСФСР домов для инвалидов функционировало 867, с числом коек 189 300, в 1972 г. - 880, с числом койко-мест 195 900, а в 1973 г. - 883, с числом койко-мест 204 300 [7].
Приведем данные о трудоустройстве инвалидов войны. Так, по СССР в 1951 г. было вновь трудоустроено 38 991 (125,6%), в 1952 г. - 33 848 (119,5%), в 1953 г. -27 456 (136,7%). По РСФСР в 1951 г. было вновь трудоустроено 28 871 (131,2%), в 1952 г. - 24 434 (125,3%), в 1953 г. - 17 663 (176,6%) [2].
Но в Постановлении правления Центросоюза промысловой кооперации СССР № 238 от 12 июня 1964 г. «Об усилении работы по трудовому устройству инвалидов Отечественной войны в организациях промкооперации» указывалось на то обстоятельство, что «работа по трудовому устройству инвалидов Отечественной войны многими кооперативными артелями инвалидов проводится неудовлетворительно. Правления ряда артелей не создают трудоустроенным инвалидам необходимых производственных и бытовых условий, что порождает большую текучку членов артелей. Недостаточно развиты отрасли промышленности и производственные профили, которые наиболее доступны для трудоустройства инвалидов. Мало организовано специальных цехов для слепых, больных туберкулезом, гипертонией и нервно-психическими заболеваниями. В большинстве артелей отсутствует простейшая механизация, вследствие чего работа производится вручную; недостаточно внедряются рабочие приспособления, облегчающие труд инвалидов, поэтому необходимо усилить работу по трудовому устройству инвалидов в надомных условиях, принять меры к организации новых цехов и кооперативных артелей инвалидов» [8].
Необходимо отметить, что, несмотря на данное постановление, цифры трудоустройства инвалидов войны в 1960-е гг. заметно падают. Архивные документы наглядно свидетельствуют об этом. В 1964 г. было трудоустроено 13 456 инвалидов войны, в 1968 г. - 10 543, в 1971 г. - 8 567 [7].
Таким образом, можно предположить, что с конца 1960-х гг. государственная политика меняет направление на повышение уровня материального благополучия инвалидов Отечественной войны.
Постановлением от 18 апреля 1975 г. № 304 «О дополнительных льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих» были повышены «минимальные размеры пенсий по случаю потери кормильца семьям погибших военнослужащих рядового состава срочной службы с одним нетрудоспособным членом с 27 до 33 руб. в месяц» [9].
В 1978 г. был принят Закон СССР от 30 ноября № 164 «О мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны», который постановил предоставить данной категории населения страны следующие льготы: 50% скидку со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом, а районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородним автомобильным транспортом; право на получение беспроцентной ссуды на индивидуальное жилищное
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)
Голубицкий М. С. Социальная политика Советского государства в отношении участников и инвалидов
Великой Отечественной войны в 1950-1980-е гг.
строительство; право на использование очередного ежегодного в удобное для них время, а также на получение дополнительного отпуска без сохранения зарплаты до двух недель в году; право пользования при выходе на пенсию поликлиниками, к которым они были прикреплены в период работы; преимущественное право на обеспечение по месту работы путевками в санатории, профилактории и дома отдыха, а также на прием в садоводческие товарищества, установку телефона. Этим же законом были предусмотрены дополнительные льготы для инвалидов войны: право бесплатного проезда железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов; инвалидам I и II групп, проживающим в домах без центрального отопления, скидка в 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, а также освобождение от уплаты сельхозналога, налога со строений и земельной ренты; инвалидам III группы право на бесплатное зубное протезирование [10].
В 1979 г. принимается Постановление от 24 мая № 269 «О порядке предоставления скидки со стоимости топлива, приобретаемого инвалидами Отечественной войны I и II групп»; им была установлена скидка на топливо в размере 50% на основании удостоверения инвалида Отечественной войны и справки жилищноэксплуатационной организации о проживании инвалида в доме, не имеющем центрального отопления [11].
В 1980 г. принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 февраля № 175 «О дополнительных мерах по улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны», которым инвалидам войны I и II групп предоставлялись следующие льготы: право бесплатного проезда по железной дороге или на судах транзитных и местных линий речного флота один раз в году (туда и обратно), увеличение размера пенсии на 10%. Инвалидам III группы и проживающим совместно с ними членам семей - 50% скидка с квартплаты и платы за пользование электроэнергией, отоплением, водопроводом, газом, а проживающим в домах без центрального отопления - со стоимости топлива. Помимо этого инвалиды III группы освобождались от уплаты подоходного налога с зарплаты и был повышен размер минимальной пенсии с 33 до 40 руб. [12].
На основании Постановления Совета Министров РСФСР от 14 сентября 1981 г. № 510 «О дополнительных мерах по улучшению материально-бытовых условий инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих» инвалиды Отечественной войны получили право на преимущественное обслуживание в амбулаторно-поликлинических учреждениях и на внеочередную госпитализацию, на пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к которым они были прикреплены в период работы, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), а также на обеспечение в установленном порядке протезами и другими протезно-ортопедическими изделиями, на получение бесплатно по рецептам врачей лекарств. Работающие инвалиды Отечественной войны получили право на пособие по временной нетрудоспособности, которое стало выдаваться в размере 100 процентов заработка, независимо от непрерывного стажа работы. При этом пособие по временной нетрудоспособности вследствие общего заболевания выдавалось инвалидам Отечественной войны до четырёх месяцев подряд или до пяти месяцев в календарном году. Инвалидам Отечественной войны I и II групп при недостаточности очередного и дополнительных отпусков для лечения и проезда в санаторий и обратно разрешено выдавать больничные листки на необходимое число дней и производить выплату пособий по государственному социальному страхованию, независимо то того, кем и за чей счёт предоставлена путёвка. Инвалиды Отечественной войны также в первоочерёдном порядке обеспечивались по месту работы путёвками в
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ
санатории, профилактории и дома отдыха, направлялись на амбулаторно-курортное лечение, а их дети - в пионерские лагеря. В постановлении оговаривалось, что ВЦСПС, министерства, ведомства, объединения, предприятия, учреждения и организации ежегодно должны выделять для инвалидов Отечественной войны не менее 10 процентов имеющихся у них путёвок для санаторно-курортного лечения. Неработающие инвалиды Отечественной войны обеспечивались путёвками бесплатно соответственно органами социального обеспечения, здравоохранения, Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР. Инвалидам Отечественной войны I группы, по их желанию, вместо путёвки в санаторий или дом отдыха могла быть выдана один раз в два года денежная компенсация. В случае смерти инвалида Отечественной войны членам его семьи выплачивалось пособие на погребение в размере двухмесячной суммы назначенной ему пенсии. При отсутствии членов семьи пособие выдавалось другим лицам, принявшим на себя обязанности по погребению умершего инвалида, в размере фактической стоимости похорон, но не свыше размера указанной двухмесячной суммы пенсии.
Инвалиды Отечественной войны получили преимущественное право на вступление в жилищно-строительные кооперативы, на приобретение садовых домиков или материалов для их строительства, промышленных товаров повышенного спроса, в том числе легковых автомобилей, мотоциклов, мотонарт и моторных лодок, на вступление в кооперативы по строительству и эксплуатации коллективных гаражей -стоянок для указанных транспортных средств и их техническое обслуживание, а также на первоочередное обслуживание в учреждениях, организациях, предприятиях связи, службы быта, общественного питания и жилищно-коммунального хозяйства.
Инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам из числа военнослужащих, а также инвалидам, приравненным к инвалидам Отечественной войны, при наличии установленных медицинских показателей выдавался на семилетний срок эксплуатации бесплатно, без права продажи и передачи, один легковой автомобиль «Запорожец» с ручным управлением [13].
Наиболее продуктивными в плане законодательного закрепления льгот участникам и инвалидам Великой Отечественной войны стали 1984-1985 гг., когда было принято ряд правительственных постановлений общесоюзного и республиканского уровней. Это Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 июля № 813 «О мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих», которым была установлена надбавка к пенсии в размере 50 руб. в месяц инвалидам I группы, а инвалидам II группы - 20 руб. из числа лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, получившим увечья и заболевания вследствие пребывания на фронте. Те же лица, получившие увечья во время боевых операций, в период пребывания в партизанских отрядах, получили надбавку в размере 20 руб. Возросли пенсии по случаю потери кормильца: для семей лиц старшего и высшего офицерского состава не ниже 65 руб. в месяц; для семей лиц младшего офицерского состава не ниже 60 руб. в месяц; для семей прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы не ниже 55 руб. в месяц. Постановлением полностью были освобождены от уплаты сельхозналога хозяйства, в состав которых ранее входили военнослужащие, умершие вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей воинской службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)
Голубицкий М. С. Социальная политика Советского государства в отношении участников и инвалидов
Великой Отечественной войны в 1950-1980-е гг.
Участникам Великой Отечественной войны было предоставлено право на 50% скидку от стоимости приобретаемых по рецепту врачей лекарств [14].
Также в этом году было принято Постановление от 26 июля № 813 «О дальнейшем улучшении материально-бытовых условий Героев Советского Союза и лиц, награжденных орденом Славы трех степеней», которым был установлен размер пенсии данной категории не ниже 150 руб.; дано право на дополнительную жилую площадь в размере до 20 кв. м; предоставлена скидка в размере 50% с установленной платы за коммунальные услуги; предоставлено освобождение от уплаты всех видов налогов [15].
15 января 1985 г. принимается Постановление № 54 «О дополнительных льготах участникам Великой Отечественной войны», которое дало право на внеочередное пользование всеми видами услуг связи, на внеочередную установку квартирных телефонов, а инвалиды войны получили право на бесплатную установку квартирных телефонов [16].
5 марта 1985 г. было принято Постановление № 208 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных условий инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих», на основании которого в 1985-1986 гг. планировалось обеспечение данной категории населения жилой площадью [17].
Необходимо отметить и Постановление Совета Министров РСФСР от 14 марта 1985 г. № 108, дублирующее вышеназванное постановление.
В 1989 г. был принят Закон СССР от 1 августа «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» и Положение республиканского значения о порядке предоставления бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте и автомобильном транспорте общего пользования в сельской местности участникам Великой Отечественной войны и лицам, награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны [18], которое было продублировано.
Подводя итог, необходимо отметить, что в Советском государстве большое значение придавалось такому направлению социальной политики как помощь инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Нормативные акты законодательно закреплялись на общесоюзном уровне, дублировались на республиканском, а затем на областном. 1 11
1. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. А-413. Оп. 1.
Д. 1819.
2. ГАРФ. Ф. Р-8300. Оп. 2. Д. 1384.
3. ГАРФ. Ф. А-413. Оп. 1. Д. 2013.
4. ГАРФ. Ф. Р-8300. Оп. 2. Д. 1789.
5. ГАРФ. Ф. А-413. Оп. 1. Д. 2456.
6. ГАРФ. Ф. Р-8300. Оп. 2. Д. 2108.
7. ГАРФ. Ф. Р-8300. Оп. 2. Д. 2436.
8. ГАРФ. Ф. А-413. Оп. 1. Д. 4871.
9. Собрание постановлений правительства СССР. Ст. 58. М., 1975. С. 203-204.
10. Собрание постановлений правительства СССР за 1978 год. Ст. 132. М.:
Юридическая литература, 1978. С. 587-589.
11. Собрание постановлений правительства СССР за 1979 год. Ст. 98. М.: Юридическая литература, 1979. С. 276-277.
12. Собрание постановлений правительства СССР за 1980 год. Ст. 62. М.: Юридическая литература, 1980. С. 194-195.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ
13. Собрание постановлений правительства РСФСР за 1981 год. Ст. 98. М.:
Юридическая литература. С. 434-437.
14. Собрание постановлений правительства СССР за 1985 год. Ст. 34. М.: Юридическая литература, 1985. С. 139-143.
15. Собрание постановлений правительства СССР за 1985 год. Ст. 35. М.: Юридическая литература, 1985. С. 144-145.
16. Собрание постановлений правительства СССР за 1985 год. Ст. 38. М.: Юридическая литература, 1985. С. 149.
17. Собрание постановлений правительства СССР за 1985 год. Ст. 39. М.: Юридическая литература, 1985. С. 149.
18. Собрание постановлений правительства РСФСР за 1989 год. Ст. 128. М.:
Юридическая литература, 1989. С. 572-573.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)