3. Халиков А. Х. Этапы этногенеза татар Среднего Поволжья и Приуралья // Проблемы современной тюркологии. Алма-Ата, 1980. С. 373.
4. Голдина Р. Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. Ижевск, 2004. С. 254.
5. Там же. С. 259.
6. Генинг В. Ф. Азелинская культура Ш-У вв. // ВАУ. Вып. 5. Ижевск, 1963.
7. Голдина Р. Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. Ижевск, 2004.
8. Ошибкина С. В. Вятские древности: могильник Тюм-Тюм. Материалы охранных исследований. Т. 13. М., 2010. С. 61-63.
9. Халиков А. X. Истоки формирования тюркоя-зычных народов Поволжья и Приуралья // Археология и этнография Татарии. Вып. 1. Казнь, 1971. С. 20.
10. Генинг В. Ф. Указ. соч. С. 25.
11. Богачев А. В. Хронология двукружковых поясных накладок и проблема миграций в Волго-Камье на рубеже 1У—У веков // Археологические памятники Оренбуржья. Вып. VIII. Оренбург, 2007. С. 21.
12. Ошибкина С. В. Указ. соч. С. 62.
13. Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. С. 10.
14. Гумилев Л. Н. Хунну. Степная трилогия. СПб., 1993. С. 201.
15. Голдина Р. Д. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. Иркутск, 1985. С. 125-126.
16. Там же. С. 130.
17. Там же. С. 132.
18. Кузеев Р. Г., Иванов В. А. Дискуссионные проблемы этнической истории населения Южного Урала и Приуралья в эпоху средневековья // Проблемы средневековой археологии Урала и Поволжья. Уфа, 1986. С. 6.
19. Голдина Р. Д. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. С. 139.
20. Там же. С. 136.
21. Генинг В. Ф. Указ. соч. С. 14.
22. Халиков А. Х. Этапы этногенеза татар Среднего Поволжья и Приуралья. С. 374.
23. Халиков А. X. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. Казань, 1978. С. 49.
24. Халиков А. Х. Истоки формирования тюрко-язычных народов Поволжья и Приуралья // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Поволжья. Казань, 1971. С. 32.
25. Мокерова Е. Ю. Клады и находки монет VIII-XVII вв. на территории Вятского края (хронология и топография) // Монета. Вологда, 1995. С. 36.
26. Бердинских В. А. История кладоискательства в России. М., 2005.
27. Моця А. П., Халиков А. X. Булгар-Киев. Пути-связи-судьбы. Киев, 1997. С. 27.
28. Худяков М. Г. Древности Малмыжского уезда. Вятка, 1917. С. 46-47.
29. Сорокин П. М. Арские князья в Карино // КВГ на 1897 г. Вятка, 1896. С. 45.
30. Худяков М. Г. Очерки по истории казанского ханства. Казань, 1923. С. 21.
31. Рахим Г. Болгаро-татарские эпиграфические памятники в Вятском крае // Материалы по охране, ремонту и реставрации памятников. Казань, 1930. С. 49-57.
32. Серкин С. П. Тайны земли Вятской: предания, мифы, гипотезы и реальность Подчуршинского городища. Киров, 2008. С. 108.
33. Фахрутдинов Р. Г. Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и ее территория. Казань, 1975. С. 50.
34. Макаров Л. Д. Болгаро-татарские материалы древнерусских памятников Вятской земли // Вопросы древней истории Волго-Камья. Казань, 2001. С. 143.
35. Эммаусский А. В. Исследования по истории Вятской земли. Киров, 2009. С. 31.
36. Спицын А. А. Свод летописных известий о Вятском крае // КВГ на 1883 г. Вятка, 1882. С. 170.
37. Салангин Д. А. Об одной из этнокультурных групп керамики Вятского края // Исследовательские традиции в археологии Прикамья. Т. 4. Ижевск, 2002. С. 244-245.
38. Мокерова Е. Ю. Указ. соч. С. 37.
39. ГАКО. Ф.170. Оп.1. Д. 96. Л. 12.
40. Мокерова Е. Ю. Указ. соч. С. 50.
41. ГАКО. Ф.170. Оп.1. Д. 96. Л.12.
УДК 364.6-057.36(470.342)
Н. В. Чернышева
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ в 1941-1945 гг.
(на материалах Кировской области)*
Статья посвящена социальной политике государства в отношении семей военнослужащих в годы Великой Отечественной войны. Автор анализирует основные направления социальной политики, характеризует социальное положение семей военнослужащих Кировской области.
The article is devoted to the social policy of the state in regard to military families during the Great Patriotic War. The author analyzes the main areas of social policy, describes the social situation of families of servicemen of the Kirov region.
Ключевые слова: социальная политика, семьи военнослужащих, Великая Отечественная война, Кировская область.
Keywords: social policy, military families, Great Patriotic War, Kirov region.
В обыденном сознании многих людей понятие «политика» нередко ассоциируется с необходимостью решения актуальных задач в той или иной сфере развития государства, общества, деятельностью групп людей, отдельного человека. Социальная политика является составной частью внутренней политики государства, воплощается в его социальных программах и практике, регулирует отношения в обществе в интересах и че-
* Статья подготовлена в рамках выполнения регионального гранта РГНФ «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее». Кировская область, номер проекта 12-11-43002.
© Чернышева Н. В., 2012
рез интересы основных социальных групп населения.
В сфере социальных отношений в 1941-1945 гг. вводились различные чрезвычайные меры, усиливающие централизацию управления. Усложнение социальных задач было связано с возросшим объемом работ по обеспечению специфических групп населения.
Социальное обеспечение в СССР как установленная государством система социально-экономических мероприятий прошла определенный исторический путь становления и развития. К концу 1930-х гг. вопросами социального обеспечения занимались различные государственные органы и созданные в их составе учреждения, а также общественные организации.
Конкретно-исторические обстоятельства, действующие как в годы войны, так и в мирное время, порождали у населения необходимость социальной защиты (вынужденная миграция, получение производственной травмы, уход на фронт, ранение на войне, потеря кормильца и пр.). С точки зрения М. С. Зинич, проблема социальной помощи населению должна быть изучена многопланово: «Необходим анализ форм и методов работы, учет особенностей социального положения, отдельных факторов и условий военного времени» [1].
К особой группе населения, нуждающегося в социальной защите, относились семьи военнослужащих. В самом начале войны перед органами социального обеспечения были поставлены задачи, обозначившие основные направления работы с семьями военнослужащих: назначение и выплата пособий, трудоустройство членов семей военнослужащих, организация материальной и нематериальной помощи [2].
Семьям военнослужащих согласно указу ПВС СССР от 26 июня 1941 г. «О порядке назначения выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время» назначалось пособие [3]. В зависи-
мости от числа нетрудоспособных пособие получали в пределах 100-200 руб. в месяц на семью в городах и половины в сельской местности [4].
16 августа 1941 г. Ставкой Верховного Главнокомандования было принято решение о лишении пособий тех семей, чьи солдаты сдались в плен. С середины 1942 г. для тех городских семей, где при отсутствии трудоспособных имелись 5 и более человек, пособие было увеличено до 250 руб. и до 200 руб. для семей, в которых при 2 работающих имелись 5 и более неработающих [5].
Пособия начислялись по заявлению граждан, а затем по ним проводилась проверка. Окончательное решение по заявлению принималось комиссией в составе заместителя председателя райисполкома, заведующего отделом социального обеспечения инвалидов и военкома, причем оно должно было выноситься не более чем в 3-дневный срок. В связи с огромным объемом работ выплаты задерживались на два-три месяца.
Пенсии назначались членам семей погибшего военнослужащего. После окончания советско-финской войны в структуру военных пенсий были внесены некоторые изменения. 16 июля 1940 г. в соответствии с постановлением СНК СССР «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям» были определены категории лиц, получающих пенсию, и ее размеры [6]. Размер пенсии зависел от нескольких факторов: во-первых, от величины получавшегося заработка, во-вторых, от военного звания, в-третьих, от группы инвалидности. Рабочие имели преимущества перед крестьянами, офицеры перед солдатами. Семьи военнослужащих, без вести пропавших в период боевых действий, имели право на пенсию наравне с семьями погибших на фронте. Выплачиваться пенсии должны были по графику с пятого числа каждого месяца в алфавитном порядке. Пенсии выдавались несвоевременно, в 1942 г. в Кировской области задолженность составляла свыше 760 тыс. руб. [7]
Таблица 1
Государственная помощь семьям военнослужащих в 1941-1945 гг.
Категория семьи военнослужащего Размер ежемесячного пособия (в рублях)
в городских поселениях в сельской местности
Семья военнослужащего, в которой отсутствуют трудоспособные: - при наличии одного нетрудоспособного; - при наличии двух нетрудоспособных; - при наличии трех и более нетрудоспособных 100 150 200 50 75 100
Семья военнослужащего, в которой один трудоспособный и трое (и более) нетрудоспособных 150 75
Семья военнослужащего, в которой один трудоспособный и двое детей в возрасте до 16 лет 100 50
Ситуация с выплатой пособий и пенсий изменилась к лучшему после выхода постановления СНК СССР «О мерах по улучшению работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих» от 22 января 1943 г. и указа ПВС СССР от 27 января 1943 г. «Об образовании при совнаркомах автономных республик, исполкомах краевых, областных, окружных, городских и районных Советах депутатов трудящихся отделов по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих» [9].
При СНК РСФСР было образовано Управление по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. В соответствии с Положением Управление должно было выполнять следующие полномочия: обеспечение пособиями и пенсиями семей; трудовое устройство и проведение мероприятий по удовлетворению материально-бытовых нужд семей военнослужащих; обеспечение установленных законом льгот; рассмотрение заявлений и жалоб, поступающих от семей военнослужащих.
Отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих создавались в каждом регионе. В Кировской области до лета 1943 г. этот отдел практически не работал. Инспектора не выезжали в районы, а укомплектованность кадрами составляла менее 50% [10].
В 1943 г. в Кировской области имелись 323,8 тыс. семей военнослужащих, 94 тыс. членов семей были трудоустроены. 129 541 (40%) семья получала пособия, и 34 303 (10,6%) - пенсии [11]. Всего через органы социального обеспечения Кировской области было выплачено пособий на сумму 126 млн 992 тыс. руб., пенсий -45 млн 230 тыс. руб. [12] Таким образом, только половина семей фронтовиков обеспечивалась минимальными социальными гарантиями, остальные не получали даже этого. Причины различны: трудности с оформлением документов, отсутствие сведений с фронта, неинформированность семей и др. Распространенным явлением были растраты и незаконные назначения пособий и пенсий. В 1943 г. в Лальском районе была выявлена растрата 23 928 руб. в основном за счет переводов средств госбюджета лицам, не имеющим право на государственное обеспечение. В Слободском районе - 12 303 руб. [13] Были случаи параллельной выплаты пособия и пенсии на одного и того же военнослужащего.
Подобные случаи были распространены и в других регионах. Заведующий Ленинским отделом гособеспечения г. Молотова Молотовской области Демидов выдавал ордера лицам, не имеющим права на их получение, в том числе своей жене, работнице этого же отдела. Бухгалтер Липецкого районного отдела Воронежской области Исаев путем подделки чеков присвоил 100 тыс. руб. и пр. [14]
Категория пенсионеров Размер пенсии семьям погибших и пропавших без вести с числом нетрудоспособных
3 и более чел. 2 чел. 1 чел.
Военнослужащие рядового состава, работающие до призыва и имевшие среднемесячную зарплату до 400 руб. (% от среднемесячной зарплаты) 60 45 35
Военнослужащие рядового состава, не работавшие до военной службы в качестве работающих и служащих (руб. в месяц) 90 70 50
Проживавшие в сельской местности и связанные с сельским хозяйством (руб. в месяц) 72 56 40
Лица начальствующего состава и сверхсрочнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранений, контузий и увечий, полученных в боях при защите СССР или при исполнении других обязанностей военной службы, а также вследствие заболеваний на фронте (% к окладу содержания)
Семьи лиц нач. состава и сверхсрочнослужащих, умерших вследствие ранений, контузий и увечий, полученных в боях при защите СССР, а также семьи умерших пенсионеров из лиц нач. состава сверхсрочнослужащих, получавших пенсию по инвалидности, вызванной указанными причинами, или пенсию за выслугу лет (35 лет) (% к окладу содержания) 60 45 30
Таблица 2
Пенсионное обеспечение инвалидов войны и семей военнослужащих, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны [8]
Охрана материнства и детства является неотъемлемой частью не только демографической, но и социальной политики государства. Социальная помощь матерям стала оказываться лишь на завершающем этапе войны, когда проблемы материнства и детства были взяты под особый контроль со стороны государства [15].
Государственные пособия многодетным матерям (имеющим мужа или вдовам) назначались и выплачивались, начиная с рождения третьего ребенка и за каждого последующего. При назначении пособия по многодетности учитывались дети, погибшие или без вести пропавшие на фронтах Отечественной войны. Пособия выплачивались единовременно (от 400 до 5 000 руб. в зависимости от количества детей в многодетной семье) и ежемесячно (от 80 до 300 руб. также в зависимости от количества детей). Особыми льготами пользовалась женщины, представленные к наградам: медаль «Мать-героиня» (присваивалась женщине, родившей и воспитавшей 10 детей) и «Медаль материнства» (присваивалась за рождение и воспитание 5-6 детей), а также орден «Материнская слава» (для женщин, имеющих 89 детей) [15].
К концу 1945 г. единовременное и ежемесячное пособие получали 11 035 многодетных и 3 741 одинокая мать области. Однако лишь в послевоенное время действие этого Указа получило широкое распространение. За 9 месяцев 1946 г. число матерей, получавших пособие, увеличилось в 2 раза [16].
Указом ПВС СССР от 10 ноября 1944 г. были внесены изменения в Кодекс законов о браке, семье и опеке, предусматривающие признание фактических брачных отношений, возникших до издания Указа от 8 июля 1944 г., в судебном порядке [17]. Кроме того, лица, не состоящие в браке, но имевшие общих детей, получали право на взыскание алиментов, назначение пенсии и пособия как семья военнослужащего [18].
Кроме этого семьи военнослужащих, мобилизованных в армию, имели льготы по налогам, поставкам сельскохозяйственной продукции. Они освобождались от выплат по следующим налогам:
1) военный налог:
- члены семьи военнослужащего на все время получения пособия;
- члены семьи военнослужащего в течение 1 года после его смерти;
2) налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан:
- жены военнослужащих;
- граждане, у которых сыновья или дочери погибли на фронте;
3) сельскохозяйственный налог:
- хозяйства колхозников и единоличников, сын которого или сам глава семьи находится на
военной службе, если в семье не осталось других трудоспособных, кроме жены военнослужащего, имеющей детей в возрасте до 8 лет;
- хозяйства не членов колхоза в определенных законом случаях;
- хозяйства военнослужащих в течение 1 года вследствие ранения или заболевания на фронте, если в семье, кроме него и жены, имеющей детей в возрасте до 8 лет, нет других трудоспособных;
- хозяйства в течение 1 года, в которых военнослужащий погиб или пропал без вести, а в семье не осталось других трудоспособных, кроме жены, имеющей на иждивении детей в возрасте до 8 лет;
4) налог со строений и земельная рента:
- семьи военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в случае, если в этих строениях не сдаются в наем помещения, а также земля, на которой расположено строение.
Семьи погибших и их наследники освобождались от уплаты государственной пошлины в случаях, связанных с правом наследования и оформления документального подтверждения смерти [19].
Положение женщин, оставшихся в тылу без кормильца с детьми на руках, было очень тяжелым. В Слободском районе семьи военнослужащих 4-5 месяцев питались верхушками льна (куколь), дети пухли от голода. В архивных документах содержится информация о таких семьях. Дети Г. Н. Долгоаршинных 10 и 12 лет истощены и с отеками отправлены в больницу. Двое детей в этой семье уже умерли голодной смертью. Колхоз семью хлебом вообще не снабжал, так как первоочередной задачей было выполнение хлебопоставок на фронт, для семей фронтовиков хлеба просто не хватало.
В семье военнослужащего Арасланова в результате проверки обнаружено, что «трое малолетних детей находятся на грани голодной смерти». Члены семьи красноармейца Байшихина находились в таком состоянии: «Жена плохо передвигается, 1 ребенок умер от истощения и 3 крайне истощены» [20]. В Кайском районе 16 октября 1943 г. жена погибшего фронтовика Пупы-шева, имеющая на руках 4 детей, дошла до отчаяния и повесилась [21].
Семьи военнослужащих по линии отделов социального обеспечения наделялись землей под индивидуальные огороды, им оказывалась помощь в приобретении овощей и зерна на посадку [22]. В особом порядке осуществлялось снабжение продовольственными и промышленными товарами. Семьи военнослужащих получали карточки по месту работы мобилизованного на фронт, часть особо нуждающихся обслуживалась через систему общественного питания [23].
29 мая 1944 г. вышло постановление СНК СССР «О мероприятиях по восстановлению ин-
дивидуального жилищного фонда в освобожденных районах и усилению индивидуального жилищного строительства в городах и рабочих поселках СССР» [24]. Государство через местные исполкомы предоставляло долговременную ссуду на строительство, выделяло для застройщиков земельные участки и лесосеки, оказывало помощь в заготовке древесины. Для отдельных категорий граждан (инвалидов Великой Отечественной войны, семей партизан и военнослужащих) отпуск леса производился бесплатно [25]. Плата за квартиру взималась с учетом размера пенсии или пособия.
21 сентября 1945 г. было принято постановление СНК СССР «О мероприятиях по оказанию помощи демобилизованным, семьям погибших войнов, инвалидам Отечественной войны и семьям военнослужащих», в соответствии с которым с семей погибших войнов, а также с хозяйств инвалидов Великой Отечественной войны списывались все недоимки прошлых лет по сельскохозяйственному налогу, по обязательным поставкам сельхозпродуктов, штрафы.
Жены фронтовиков пользовались льготами при трудоустройстве, их дети в первую очередь устраивались в детские сады. Так государство одновременно реализовывало две задачи: оказывало помощь нуждающимся и решало проблему кадров.
К августу 1942 г. в Кировской области получили работу свыше 23,3 тыс. членов семей военнослужащих. Колхозы выделили для этих семей 10 тыс. ц хлеба, около 14,5 тыс. ц кормов для скота и свыше 8,4 куб. м дров [26].
Несмотря на предпринимаемые меры, положение семей военнослужащих, проживающих в Кировской области, оставалось напряженным. В 1944 г. из 1 014 103 членов семей военнослужащих только 337 812 являлись трудоспособными (33,3%). Практически все они работали, чтобы прокормить свои семьи (99%). В семьях военнослужащих воспитывались 453 612 детей. 44 206 женщин являлись многодетными матерями [27].
За 1941-1943 гг. выплачено пособий и пенсий в размере 109 млн руб., а в порядке единовременной денежной помощи - 600 тыс. руб. Лес на дрова получили более 160 тыс. семей. Продано 110 562 пары обуви и 78 961 предмет одежды, отремонтированы 12 тыс. квартир, и 1164 семьи переведены в лучшие жилищные условия. В целом оказана помощь 677 381 члену семей военнослужащих в трудоустройстве на предприятия и 15 389 чел. в порядке надомниче-ства, 6792 - находились на производственном обучении [28]. В следующем году была организована работа 213 столовых, которые обслуживали 31 854 членов семей военнослужащих (из
них 10 811 детей) и 409 мастерских по ремонту одежды и обуви [29].
По предварительным итогам реализации постановления СНК РСФСР от 15 октября 1944 г. «Об усилении помощи семьям военнослужащих по подготовке к зиме» удалось заготовить 254 798 куб. м дров, из них 985 развезено по квартирам, отремонтировать более 76 тыс. квартир, 1 301 квартира была предоставлена вновь.
В Кировской области был проведен воскресник по 24 районам, а в областном центре в нем участвовало около 84 тыс. чел. В этот день для семей военнослужащих заготовлено 31 790 куб. м дров, отремонтировано 2 157 квартир, 959 различных построек. Члены семей военнослужащих получили 1 287 предметов одежды и обуви. 131 семья получила скот, подвезено 558 т кормов. В фонд помощи семьям военнослужащих собрано 50 тыс. руб. [30].
Если в 1941-1943 гг. в связи с возросшими темпами военной мобилизации органы социального обеспечения не справлялись с возложенными на них задачами, помощь не являлась комплексной, то в 1944-1945 гг. обозначенные выше направления социальной политики государства в отношении семей военнослужащих были положены в основу реализации единого механизма социального обеспечения. Несмотря на целый комплекс мер, направленных на оказание социальной помощи семьям военнослужащих (предоставление льгот, материальная и продовольственная помощь, пособия, безвозвратные ссуды и пенсии), эти меры не могли служить населению серьезным материальным подспорьем. Многие семьи ощущали себя брошенными, «семьи фронтовиков сбирают», чтобы как-то прокормить себя [31].
Поэтому государство в качестве одного из главных направлений социальной политики в 1941-1945 гг. выделяло трудоустройство граждан, нуждающихся в социальной защите. В целом контингент населения, обслуживаемого органами социального обеспечения в годы Великой Отечественной войны, значительно изменился, а количество лиц, нуждающихся в помощи государства, резко возросло.
Примечания
1. Зинич М. С. Изучение социальной политики Коммунистической партии Советского государства периода Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 1987. № 7. С. 108-109.
2. Заботиться о семьях мобилизованных // Социальное обеспечение. 1941. № 7-8. С. 6.
3. РСФСР - фронту: документы и материалы. М., 1987. С. 318.
4. Указ ПВС СССР «О порядке назначения выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время» от 26 июня 1941 г. // РСФСР - фронту: документы и материалы. М., 1987. С. 318.
5. Шалак А. В. Социальные проблемы населения Восточной Сибири (1940-1950 гг.). Иркутск, 2000. С. 164.
6. Постановление СНК СССР «О пенсиях военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям» от 16 июля 1940 г. URL: http://ussr.consultant.ru/ doc6108.html.
7. Государственный архив Кировской области (далее - ГАКО). Ф. Р-2130. Оп. 5. Д. 17. Л. 2.
8. Мануйлова Ю. Н. Социальная реабилитация инвалидов войны в РСФСР в 1941-1945 гг.: учеб. пособие. Челябинск, 2003. С. 132-133.
9. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. Р-415. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-2.
10. ГАКО. Ф. Р-2130. Оп. 3. Д. 43. Л. 4.
11. ГАКО. Ф. Р-2169. Оп. 1. Д. 749. Л. 19; Государственный архив социально-политической истории Кировской области (далее - ГАСПИ КО). Ф. П-1290. Оп. 10. Д. 36. Л. 108; Там же. Д. 70. Л. 71.
12. ГАРФ. Ф. Р-415. Оп 1. Д. 73. Л. 86-88.
13. Там же. Д. 18. Л. 6.
14. Там же. Д. 39. Л. 1.
15. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства" от 8 июля 1944 г. // Важнейшие законы и постановления советского государства за время Великой Отечественной войны. М., 1946. С. 78-79.
16. ГАКО. Ф. Р-2169. Оп. 2. Д. 1237. Л. 3.
17. Указ от 10 ноября 1944 г. «О признании фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов» // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938-1967 гг.: в 2 т. Т. 2 / сост. Ф. И. Калинычев, М. И. Юмашев, А. В. Калитеев-ская. М., 1968. С. 417.
18. Указ «О порядке применения Указа ПВС СССР от 8 июля 1944 г. в отношении детей, родители которых не состоят между собой в зарегистрированном браке» от 14 марта 1945 г. // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. С. 417.
19. ГАРФ. Ф. Р-415. Оп. 1. Д. 7. Л. 3-5.
20. ГАКО. Ф. Р-2130. Оп. 3. Д. 43. Л. 6.
21. Там же. Л. 12.
22. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 7 апреля 1942 г. «О выделении земель для подсобных хозяйств и под огороды рабочим и служащим» // Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам: сб. док.: в 4 т. Т. 2. 19291945 гг. М., 1957. С. 723; Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 4 ноября 1942 г. «О закреплении земельных участков, отведенных под индивидуальные огороды рабочих и служащих» // Указатель важнейших решений партии и правительства во время Великой Отечественной войны / сост. Е. Н. Морозова, Ю. К. Стрижков. Вып. 1. М., 1980. С. 96; Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 февраля 1944 г. «О мерах по дальнейшему развитию и улучшению индивидуального и коллективного огородничества рабочих и служащих» // Указатель важнейших решений партии и правительства во время Великой Отечественной войны / сост. Е. Н. Морозова, Ю. К. Стриж-ков. Вып. 2. М., 1980. С. 202.
23. ГАКО. Ф.Р-2192. Оп. 1. Д. 5. Л. 266.
24. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам: сб. док.: в 4 т. Т. 2. 19291945 гг. М., 1957. С. 843.
25. ГАКО. Ф. Р-2169. Оп. 1. Д. 819. Л. 32-33; Шире развернуть индивидуальное жилищное строительство // Труд. 1944. 7 июня. С. 1.
26. Перчиков Ю. А. Местные органы государственной власти Волго-Вятского региона в 19411945 гг. // Россия в 1941-1945 гг.: проблемы истории и историографии: межвуз. сб. науч. ст. Самара, 1995. С. 89.
27. ГАКО. Ф. Р-2169. Оп. 1. Д. 819. Л. 32-33.
28. ГАСПИ КО. Ф. П-1290. Оп. 10. Д. 36. Л. 108; Множить заботу о семьях военнослужащих // Кировская правда. 1944. 21 янв. С. 1.
29. ГАКО. Ф. Р-2130. Оп. 3. Д. 47. Л. 9-10.
30. ГАРФ. Ф. Р-415. Оп. 1. Д. 39. Л. 50.
31. Талантов Б. В. Записная книжка-календарь на 1943-1945 годы (рукопись). 14 марта 1944 г. / Личный архив Е. С. Останина (копия).