Научная статья на тему 'Социальная характеристика преподавательского корпуса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина'

Социальная характеристика преподавательского корпуса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
153
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Николюкина Наталья Борисовна

The article is based on statistical evidence and looks at the university teacher`s practice, status and prestige under existing conditions. The teaching body are characterized by age, sex, position, family status and degree.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SOCIOLOGICAL DESCRIPTION OF THE TAMBOV UNIVERSITY TEACHING BODY

The article is based on statistical evidence and looks at the university teacher`s practice, status and prestige under existing conditions. The teaching body are characterized by age, sex, position, family status and degree.

Текст научной работы на тему «Социальная характеристика преподавательского корпуса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина»

бирования на своих страницах чьих-либо интересов (неважно, являются они интересами госструктур, частных лиц, партий или общественных организаций). Все остальные деньги, имеются в виду как бюджет-

ные, так и спонсорские, "пахнут". И в большинстве своем не тем, что способствует становлению России как государства цивилизованной рыночной демократии.

СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО КОРПУСА ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА имени Г.Р. ДЕРЖАВИНА

Н.Б. Николюкина

N.B. Nikolyukina. A sociological description of the Tambov University teaching body. The article is based on statistical evidence and looks at the university teacher’s practice, status and prestige under existing conditions. The teaching body are characterised by age, sex, position, family status and degree.

Профессорско-преподавательский состав представляет одну из социальных групп российской интеллигенции, играющей существенную роль в жизни общества и формирующей его духовный потенциал. Вузовский преподаватель - это особая профессия, имеющая творческий и индивидуальный характер. Его деятельность отличается от деятельности педагога в школе, лицеях, колледжах и других средних учебных заведениях, поскольку в вузе существует особая методика преподавания, основанная на единстве учебной и научной работы и направленная на подготовку специалистов высшей квалификации. Преподаватель вуза выступает перед студенческой аудиторией носителем современных научных знаний, с его помощью молодые специалисты постигают характер, содержание и значимость своей будущей специальности.

Деятельность преподавателя вуза - разновидность сложного труда, требующего качественного и продолжительного образования. Подготовка и становление педагога высшей школы продолжаются длительный временной период, что связано с интенсивной интеллектуальной самостоятельной работой и значительными финансовыми затратами.

Трудности существования вузовского педагога в современных условиях связаны со сложными и зачастую противоречивыми процессами перестройки методологических, организационных и методических основ образования в России. К ним отно-

сятся, в первую очередь, отсутствие выверенной концепции образования, коммерциализация обучения студентов, практическая отмена систематического прохождения преподавателями повышения квалификации, переход на контрактную систему работы, отказ от традиционных методов обучения, снижение требовательности к самостоятельной работе студентов и тому подобное.

Профессиональная деятельность преподавателей осуществляется в условиях снижения материального уровня их существования. Недостаточное и нерегулярное финансирование, увеличение объема учебных поручений не способствуют творческой педагогической работе. Массовый характер приобретает явление совместительства, что отражается на качестве учебного процесса, а так же научном, культурном и профессиональном уровне преподавателя.

Новые проблемы создает стремление части преподавательского корпуса согласовать свою деятельность с требованиями рынка. Педагоги включаются в не свойственные им ранее различные сферы деятельности, сочетая образование и прикладную науку, образование и бизнес, образование и производство. Все это формирует тип преподавателя, выполняющего одновременно многие функции. Специалист становится более гибким, приспособляемым к социальной действительности, но при этом размывается, утрачивается его главный социальный статус. Данные процессы, идущие в вузовской среде, под-

тверждаются социологическими опросами. По результатам мониторингового исследования, проведенного в 1995 году учеными Московского университета, получены следующие результаты. Данные опроса показали, что не испытывает чувства удовлетворения от своей работы каждый пятый (22 процента) преподаватель вуза. Половина не удовлетворена материальным положением и испытывает желание уйти с работы. Желание уйти с работы связано с низкой зарплатой. Удовлетворены материальным положением 12 процентов опрошенных, 50 процентов респондентов используют все возможности для подработки, 40 процентов ничего не предпринимают и сокращают расходы, экономя на покупке одежды, книг, журналов, продуктов питания, отказываясь от обычных форм проведения досуга.

Проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели, помимо всего прочего могут быть связаны с изменением социального статуса вуза. Его повышение определяет необходимость качественного совершенствования кадрового потенциала педагогических работников. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина был воссоздан Указом Президента России № 2229 от 29 декабря 1994 года на базе педагогического института и института культуры. Если на начало 80-х годов в пединституте работало 3 доктора наук, профессора, то ко времени образования университета на конец 1994 года их было уже более тридцати, 77 процентов всех кафедр возглавлялись профессорами; преподаватели с учеными степенями и званиями составляли половину профессорско-преподавательского состава. В институте культуры из 160 преподавателей имели ученую степень 60 человек, было 10 профессоров и докторов наук.

Обратимся к социально-демографической характеристике преподавательского состава ТГУ им. Г.Р. Державина. Нами проанализирован преподавательский состав ТГУ через три года после создания вуза (по состоянию на 15 марта 1997 года). В расчет брался состав лишь штатных работников, совместительство не учитывалось, поскольку именно штатный состав определяет лицо любого вуза.

Информация была получена путем изучения общей документации вуза, документации учебного управления, управления кадров, знакомства с личными делами штатных преподавателей университета.

Не имея возможности приводить в статье результаты исследования целиком,

остановимся на ряде ключевых показателей.

Анализ по возрасту преподавательского состава университета сделан по четырем категориям. Молодежь в возрасте до 30 лет составляет 8,4 процента от общей численности профессорско-преподавательского состава; в возрасте от 31 до 45 лет - 34 процента (а это наиболее продуктивная в научном плане группа). Возрастная категория от 46 до 55 включает 31,5 процента. Старше 56 лет - 139 человек или 26,3 процента всех преподавателей. В целом, средний возраст преподавателей 50,5 лет. В пенсионном возрасте находится 22 процента преподавателей. Данный показатель отражает старение преподавательского корпуса вуза. Причины старения преподавательских кадров нельзя объяснить только снижением мотивации у молодежи к данной профессии и падением престижа работы в вузе. В этой связи показательно соотношение молодых преподавателей и преподавателей предпенсионного и пенсионного возраста 1:3. Оптимальный показатель соотношения этих возрастных категорий должен составлять 1:1. В условиях переходного периода развития нашей страны престиж вузовского преподавателя, несомненно, занижен, что связано с недооценкой социальной значимости и ценности труда этой категории лиц в масштабах государства, а также с трудностями социально-экономического развития общества.

Представляет интерес анализ преподавательского состава по половому признаку. В университете соотношение преподавателей мужчин и женщин составляет 58,5 и 41,5 процента, что соответствует общему демографическому положению в российском обществе. Большинство наших преподавателей, по достижении преклонного возраста, продолжает трудиться, получая одновременно пенсию и зарплату. Для большинства это является единственным источником существования, и их хватает только на покрытие текущих расходов.

Следует обратить внимание на диспропорции, которые проявляются при оценке занимаемой должности, наличия ученой степени и звания у мужчин и женщин. По должностным характеристикам преподавательский состав университета распределяется следующим образом: ассистенты -24,0; старшие преподаватели - 27,8; доценты - 32,2; профессора - 16 процентов. Тем не менее, для мужчин и женщин по их должностным характеристикам действуют противоположные зависимости. Для пре-

подавателей женщин их доля уменьшается в соответствии с ростом должностного уровня. Должность ассистента женщины занимают в 4 раза чаще, чем более высокие должностные посты. Для преподавателей мужчин их доля увеличивается в соответствии с ростом должностного уровня. Должность ассистента мужчины занимают в 2,2 раза реже, чем должности старшего преподавателя, доцента, профессора.

К настоящему времени имеют ученую степень кандидата и доктора наук 48,2 процента преподавателей: из них 25,6 процента мужчин и 22,6 процента женщин. Ученая степень кандидата наук получена 43,1 процента преподавателей, и кандидатов наук встречается практически одинаковое количество среди мужчин и женщин (22,1 и 21,0 процента). Защитивших докторскую диссертацию у мужчин в 2,4 раза больше, чем среди женщин (3,6 и 1,5 процента). Следует обратить внимание на тот факт, что среди женщин доля кандидатов наук составляет немногим более одной трети (39,5 процента), в то время как среди мужчин более половины. Таким образом, более существенные различия между мужчинами и женщинами наблюдаются в защите докторских диссертаций. Доля докторов среди женщин (2,6 процента) в 3,3 раза меньше, чем среди мужчин (8,6 процента). В целом, мужчины-преподаватели по сравнению с женщинами защищаются в

1,6 раза чаще. Следовательно, данные подтверждают тот известный факт, что реализовать свои творческие планы и возможности мужчины имеют больше, чем женщины. Очевидно, что это во многом связано с семейными и иными проблемами, которые имеют женщины-преподаватели.

Интересный материал представляют данные о семейном положении преподавателей университета. 75 процентов всех преподавателей состоят в браке. Неженатые составляют 5,0 и незамужние 20,0 процентов. Из несостоявших в браке женщин 4,3 процента воспитывают детей. В основном в семьях преподавателей воспитывается по одному ребенку. Среди мужчин чаще встречаются те, кто вступил в повторный брак. Это существенное различие между преподавателями мужчинами и женщинами продемонстрированы в оценке количества детей. У мужчин двое детей

встречается в два раза чаще, чем у женщин.

Профессиональная деятельность вузовского педагога выходит за пределы аудитории, она продолжается во внеаудиторное время в разносторонней работе по повышению и совершенствованию своего образовательного, научно-исследовательского и методологического уровня, на что требуется, как правило, времени не меньше, а больше, чем нахождение в вузе непосредственно на занятиях со студентами. Зачастую это негативно сказывается на семейном положении, особенно преподавателей-женщин.

Процесс информатизации общества предъявляет новые требования к профессиональному уровню и научному потенциалу. Все это вместе взятое ограничивает возможности женщин иметь детей. Рождение, как правило, происходит или в ранний период, до обучения в аспирантуре, или во время учебы в ней, или после защиты диссертации. Это означает, что браки заключаются в более поздний период.

В последние годы интерес молодежи к поступлению на работу в вуз возрастает. Если в момент образования университета в нем насчитывалось 54 аспиранта, то на 15 марта 1997 года - 183. Из них 122 - дневной формы обучения, 61 - заочной и 56 -соискателей. Молодежь полагает, что низкая заработная плата в вузах - это временное явление, а работа в вузе престижнее, возможность реализовать свои творческие возможности важнее. Влияют и другие факторы, например, возможность постоянного заработка, отсрочка от службы в армии и так далее. Причины связаны, кроме того, с заинтересованностью вуза по укреплению своего кадрового потенциала, повышению продуктивной педагогической деятельности, что вызывает необходимость приглашения в вуз высококвалифицированной профессуры. Только за последнее время в университет приехали из других городов 5 докторов наук. Однако проблема обеспечения их квартирами сдерживает данный источник пополнения преподавательского корпуса. Поэтому все-таки главный резерв пополнения кадров - внутренний - через подготовку в аспирантуре своих же выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.