далее будет производиться описание речевых особенностей славян и маркировки в них сексуальных ориентаций.
1. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. С.-Пб., 1997. С. 9-42.
2. Лев-Старович 3. Судебная сексология. М., 1991. С. 5.
3. Имелиньский К Культурная сексология. Варшава, 1986.
4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
5. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М., 1964. С. 217.
6. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / Авторы очерка о Фрейде Ф.В. Бассин и М.Г. Ярошевский. М., 1991.
7. Кравченко А.В. К проблеме наблюдателя как системообразующего фактора в языке // Изв. РАН. Сер. Лит. и яз. 1993. Т. 52. № 3. С. 53.
8. Шнабль 3. Мужчина и женщина. Интимные отношения / Под ред. и с предисл. А.М. Свя-доща. Кишинев. 1990.
9. Имелиньский К Сексология и сексопатология. М., 1986. С. 169.
10. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / Под ред. Г.С. Васильченко. М., 1991. С. 12.
11. Лев-Старович 3. Секс в культурах мира. М., 1991. С. 10.
О НЕКОТОРЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОРТРЕТА ВУЗОВСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Н.Б. Николюкина
Nikoliukina N.B. On some results of the study of the social portrait of a university teacher from the Tambov Region. The article describes one of the aspects of the social portrait of a university teacher -peculiarities of what they do in their spare time. The article contains the data of a poll conducted in three institutions of higher education in the Tambov Region.
Определения социального портрета преподавателя вуза в научной литературе нет. На наш взгляд, под социальным портретом подразумевается прежде всего информационная модель, как совокупность информации о статусном и ролевом наборе, нормативных требованиях к представителю данной профессии. Сюда же можно отнести мотивационную сферу данного типа личности с выделением его доминантных черт и характеристик, образа жизни, социальных настроений, материальных возможностей, с учетом общего и особенного в поведении и деятельности.
Представленное рабочее определение социального портрета преподавателя вуза позволяет осмыслить содержание его деятельности, мотивацию, социальные настроения, специфику свободного времени, увидеть способы взаимодействия микро- и макросоциума, дать оценку личности преподавателя провинциального вуза, исходя из характеристики среды, в которой он проживает.
Цель научного сообщения - подробнее остановиться на одной их характеристик социального портрета - особенностях свобод-
ного времени преподавателей вузов Тамбовской области.
Социологический опрос проводился в ноябре-декабре 1998 года в трех вузах города Тамбова и области: Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина, Тамбовском государственном техническом университете и Мичуринском государственном педагогическом институте. В расчет брался состав лишь штатных работников, совместительство не учитывалось, поскольку именно штатный состав определяет лицо любого вуза. Был опрошен каждый пятый преподаватель.
Тамбов - один из административных, научных и культурных центров Центральночерноземного района. Наш город и один из районных центров Тамбовской области - город Мичуринск - типичные провинциальные города, каких много в России. Их жизнедеятельность мало чем отличается от других провинциальных городов, духовная жизнь которых описана Л.Н. Коганом [1]. Думается, можно утверждать, что результаты социологического исследования, проведенного в
Тамбовской области, отражают картину и других провинциальных городов России, а также дают типичные показатели по Центральному Черноземью в целом.
В свободное от работы время преподаватели вузов занимаются деятельностью, которая присуща всем индивидам. В отличие от других категорий людей, у преподавателей граница между рабочим и нерабочим временем более подвижна и менее уловима. Если, например, у инженера или мастера чтение художественной литературы непременно является временем досуга, то для преподавателя это далеко не всегда обстоит именно так. Например, у филолога, преподавателя литературы или иностранного языка подобное занятие часто относится к рабочему времени, так как является или непосредственной подготовкой к лекционным и семинарским занятиям, или средством повышения своей профессиональной подготовки. В меньшей степени это распространяется на преподавателей других профилей, но и для них чтение художественной литературы - средство профессионального роста. Сюда же можно отнести чтение журналов, газет, просмотр некоторых передач ТУ. Вместе с тем, время подобных занятий не следует полностью исключать из свободного времени.
Мнения ученых относительно понятия «досуг» неоднозначны. Одни считают досуг просто временем, не занятым работой. Другие подчеркивают социальную организацию свободного времени. Психологи обращают внимание на необходимость удовлетворения социальных досуговых потребностей, формирование установок и ценностей. Социолог же при анализе досуга чаще всего обращает внимание на ощущение свободы, возможности индивидуальных занятий, рекреационной деятельности.
Преподаватели вузов не замкнуты только на своей работе, они - живые люди и каждый день занимаются различными повседневными делами. 69,5 процента опрошенных регулярно обновляют свои лекции, семинары свежими материалами. Среди них 53,4 процента мужчин и 46,6 процента женщин. В основном регулярно этим видом деятельности занимаются преподаватели в возрасте от 31 до 55 лет (68,5 процента), работающие на должности доцента в 2 раза чаще (43,8 процента), чем старшие преподаватели и ассистенты (20,5 процента). Однако тревожит тот факт, что 48,6 процента опрошенных
преподавателей научной деятельностью занимаются от случая к случаю или редко, не поддерживают свой профессиональный уровень. Это преподаватели в возрасте 46-55 лет, как правило, не имеющие ученой степени. В данной связи следует согласиться с А.Г. Эфендиевым, считающим, что происходит размывание статусно-ролевых стандартов профессиональной работы преподавателя [2]. Причины такой деформации в следующем: снижение финансирования вузовской науки, отсутствие средств на приобретение вузами и преподавателями научных журналов, специальной научной литературы. Чаще всего преподаватели интересуются событиями в стране и в мире, обновляют лекции и семинарские занятия новыми материалами. Вместе с тем не радует тот факт, что только каждый пятый преподаватель регулярно занимается физической культурой, из них 76,3 процента мужчины, не имеющие ученую степень и звание. 81,9 процента занимаются физкультурой редко или не занимаются вообще.
Более половины опрошенных очень редко или практически никогда не бывают в театре, на выставках и концертах. Однако это во многом можно объяснить материальными проблемами, ведь нередко билет на приехавшую столичную знаменитость стоит четверть, а то и треть месячной зарплаты преподавателя. Среди тех, кто регулярно посещает театры, выставки (9,5 процента опрошенных), преобладают мужчины.
В свободное от работы время у 81 процента преподавателей преобладает ориентация на семью, из них 56,7 процента занимаются домашними делами, причем женщины здесь заняты в полтора раза больше, чем мужчины. Если рассматривать данный вопрос с учетом должностного статуса респондентов, то ассистенты в 1,2 раза больше, чем старшие преподаватели, а доценты в 6,3 раза чаще, чем профессора занимаются этим видом деятельности. Более половины респондентов (51,4 процента) проводят свободное время с родными, так как уход за собой, престарелыми родителями и детьми требует временных затрат. Последние социологические исследования показывают, что возрастают затраты времени на домашние дела. Причин здесь несколько, и прежде всего, возросли цены на продукты, промышленные товары, бытовые услуги, большинство населения России сами производят многое из
этого. Преподаватели вузов не составляют исключения.
Второе место в объеме свободного времени приходится на подготовку к занятиям -это отметили 53,3 процента респондентов. Среди них преобладают мужчины. Доля кандидатов наук, работающих на должности и имеющих ученое звание доцента среди тех, кто готовится к занятиям, больше, затем следуют старшие преподаватели и ассистенты. Это объясняется, по всей вероятности, долей лекционной нагрузки и научной работы у преподавателей высокой квалификации.
В свободное время 41 процент преподавателей трудится на земельных участках. Это не от хорошей жизни, а для того, чтобы выжить в непростых экономических и политических условиях российской действительности. Среди них преобладают мужчины в возрасте от 46 до 55 лет, доценты и кандидаты наук. Каждый десятый преподаватель предпочитает пассивный вид отдыха.
Таким образом, свободное время преподаватели провинции тратят на ведение домашнего хозяйства, подготовку к занятиям, занимаются дачными участками, а не тем, чтобы изменить образ интеллектуальной жизни. Изучение совокупности занятий преподавателей вне работы, прежде всего участия в культурной жизни, выявило и негативные факторы - только 9 процентов преподавателей повышает свой культурный уровень.
На преподавателя в нерабочее время действуют и другие жизненные факторы. Например, жилищные условия, питание, лечение, проведение отпуска и другие. Эти факторы преподаватели оценивают в основном удовлетворительно.
Таким образом, преподаватель вне стен вуза продолжает заниматься профессиональной деятельностью, а также текущими домашними делами, не отвлекаясь от своей основной работы, так как этому способствуют не очень хорошие жилищные условия, усталость в конце рабочей недели, плохое проведение отпуска. Все это отражается на соци-
альном самочувствии и настроениях преподавателей.
Все опрошенные принадлежат к одной социально-профессиональной группе, живут и работают в одной области, но их ориентации в сфере досуга достаточно индивидуализированы и различны. Вместе с тем в этом разнообразии индивидуальных стилей жизни можно определить черты сходства, прежде всего мужского и женского типа досуга, возрастного. Так, у молодых преподавателей содержание досуга существенно иное, нежели у преподавателей других возрастных категорий. У первых гораздо меньше времени тратится на ведение домашнего хозяйства и гораздо больше - на разные формы досуга.
Для вузовского преподавателя специфичным является соотношение бюджетов рабочего и свободного времени. Даже в отличие от учителя, который имеет мало свободного времени и вынужден после работы заниматься подготовкой к урокам, проверкой тетрадей, вузовский педагог в силу научного творческого характера деятельности должен заниматься наукой, по сути дела, постоянно, включая и отпускное время. Творчество в принципе не может быть лимитировано временем. К тому же материальные и бытовые условия вынуждают вузовского преподавателя затрачивать неправомерно большое количество времени на эту сферу.
По В. Далю, досуг - это «свободное, не занятое время, гулянки, гулячья пора, свобода от дел» [3], а вот профессорско-преподавательский состав вузов Тамбовской области практически никогда не бывает свободным от дел.
1. Коган Л.Н. Духовный потенциал провинции вчера и сегодня // Социологические исследования. 1997. №4. С. 125-126.
2. Эфендиев А.Г. Преподаватель московского вуза: социально-экономическое положение, проблемы и ожидания. (Опьп конкретного социологического исследования.) М., 1996. С. 46.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1978. Т. 1. С. 481.