УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ЖИЗНЬ: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ (по материалам социологических исследований)
И. А. Слетков
В результате реформ, затрагивающих как содержание учебного процесса (набор специальностей, по которым осуществляется подготовка студентов), так и принципы управления высшим образованием, экономические основы и механизмы деятельности вузов, нормы взаимодействия преподавателей и администрации, преподавателей и студентов, мы должны прийти к качественно новому состоянию высшей школы, адекватной требованиям складывающихся демократических, рыночных отношений, при сохранении всего того, что составляло неоспоримые достоинства, преимущества отечественной высшей школы.
Между тем, процесс реформирования высшей школь! во многом осуществляется стихийно, а предпринимаемые меры не всегда осмысливаются с точки зрения их возможных отдаленных последствий; имеет место фрагментарность процесса реформирования. Нередко в деле реформирования высшей школы удивительно сочетаются, с одной стороны, предельный радикализм, примитивное заимствование из опыта организации высшего образования, слабо увязанного с социокультурными, социально-экономическими особенностями российского общества; с другой стороны, видимость осуществления реформ, когда они, по сути, не проводятся, а лишь переименовываются кафедры, вузы и т. д.
Особо следует указать на недостаточную научно-социологическую обоснованность реформы высшего образования. При этом речь идет не только о конкретно-социологическом изучении отношения преподавателей, студентов к процессам, происходящим в современных вузах, но и о понимании и анализе высшего образования как социального института, как системы (устойчивых моделей, процедур) социального взаимодействия, органично объединяющей в себе черты, присущие всему обществу, и в то же время обладающей (как и все социальные институты) ощутимой автономией, спецификой нормативно-регулятивных механизмов.
В связи с этим, ниже приводятся некоторые показатели социально-стратификационных процессов вузовской общественности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, которые базируются на исследованиях за последние три года. Данные позволяют судить о процессе реформирования региональной системы высшего образования, особенно по таким направлениям как: социальная защита преподавателей и студентов; улучшение учебного процесса и кадрового потенциала; укрепление материальной базы учебного процесса и НИР; повышение эффективности труда профессорско-преподаватель-
ского состава и результативности деятельности вуза в целом.
Так, например, представляет интерес динамика изменения социального состава студенчества в ТГУ им. Г.Р. Державина. За последние 9 лег произошло резкое увеличение количества студентов из безработных семей: с 1,7 % в 1991 г. до 14,0 % в 1999 г. Безусловно, это связано с изменением экономической и геополитической ситуации в государстве, а отсюда - с резким сокращением производства в регионе, недостаточным государственным субсидированием, непродуманной экономической политикой и разрывом сложившихся связей, огношений. Также можно заметить уменьшение выходцев из семей военнослужащих и работников правоохранительных органов: с 12 % до 4,3 % и из семей ИТР: с 12,2 % до 2,2 %. С другой стороны, произошло увеличение на 13 пунктов группы студентов, чьи родители относятся к рабочему классу. Практически нет изменений с представителями гуманитарной, научной интеллигенции - 12,9 %.
Исследования показывают: доминирующей социальной стратой провинции все еще остается рабочий класс, в отличие от ИТР, госслужащих, представителей научной, гуманитарной интеллигенции и т. п., преобладающих в крупных городах России. Таким образом, заявлять о том, что образование становится элитарным - еще рано. Возможно, данная тенденция прослеживается в крупных образовательных центрах России, однако образование в периферийных регионах, в той или иной счепени сохраняет свою эгалитарность, тем самым уравновешивая общее положение социальной структуры студенчества в стране.
Следует также отметить большое количество из числа незанятых родителей студентов (безработных, неработающих пенсионеров, инвапидов и т. д.). В регионе таковых около 20 % (для сравнения, в 1991 г. эта цифра составляла 5,6 %). Таким образом, сегодня каждый пятый студент - выходец их неработающей семьи.
• Достаточно остро реагируют сегодня студенты на предлагаемое вузом качество образовательных услуг, что свидетельствует еще об одном из факторов дифференциации студенческой среды. Анализ результатов исследований позволяет констатировать, что, по оценкам студе1тества, уровень подготовки молодежи как в крупных вузах России, так и в провинциальных, в среднем одинаков, но а разницу составляет набор специальностей, требующий в регионе серьезных инноваций с целью обеспечения в дальнейшем перспективности получаемых студентами профес-
сии. Несмотря на это, стремление получить качественное высшее образование преследуют все социальные группы студентов (в среднем по региону - 77 % студентов).
В то же время порядка 80 % студентов желали бы получить второе высшее образование по трансфертным специальностям. Среди них лишь половина (50,5 %) - за оплату, причем 13,2 % студентов по цене за обучение в среднем 400-500 руб. (условия, предлагаемые университетом) и 37,3 % - до 400 рублей со средней оплатой -200 руб. в месяц.
• Одним из показателей эффективности учебного процесса является отношение молодежи к учебе. Общий поток студентов по их отношению к учебе можно разбить на три группы. Первую составляют студенты, ориентированные на образование, как на профессию. Учеба вызывает у них огромный интерес. Таковых 24,5 % из опрошенных студентов. Они связывают свои дальнейшие планы с получением избранной профессии, они хотят работать именно по этой специальности, у них есть интерес к работе, стремление реализовать себя именно в ней.
Вторая фуппа студентов, а их большинство -60,5 % респондентов, состоит из тех, кто, несмот-
ря на некоторый интерес, проявленный к учебе, в перспективе ориентирован на бизнес. Отношение к образованию у них уже другое - для таких студентов учеба выступает в качестве инструмента, возможной стартовой ступени.
Третью группу студентов (11,3 %) составляют те, кого можно было бы назвать не определившимися. Все их параметры отношения к учебе, профессии размыты, в их оценках и позициях нет ясности и определенности. Такие студенты как бы плывут по течению, возможно, их самоопределение состоится чуть позже, а возможно, для них вообще процесс самоопределения, целеустремленности не характерен.
• Снижение социальных позиций профессорско-преподавательского состава вузов среди других профессиональных групп российского общества ведет сегодня к снижению эффективности научной деятельности преподавательского корпуса, расслоению в педагогических коллективах, особенно в провинциальных вузах, и, как следствие, к утрате престижности образования в целом. В связи с этим, прежде всего, представляет интерес изучение структуры профессорско-преподавательского состава ТГУ им. Г.Р. Державина (табл. 1).
Таблица 1
Структура профессорско-преподавательского состава ТГУ им. Г.Р. Державина
Статусные показатели Пол (в %) Доля от общего массива (в % по статусному показателю)
женский мужской
54,4 45,6 -
Возраст до 35 лет 58,6 41,4 22,3
35-44 года 55,7 44,3 26,9
45-54 года 56,9 43.1 28,1
55-65 лет Г 55,6 44,4 17,3
старше 65 лет 14,3 85,7 5,4
Ученая степень Доктор наук 47,1 52,9 6,7
Кандидат наук 47,0 53,0 46,5
Не имеют 63,6 36,4 46,9
Научное звание Доцент 51,5 48,5 41,0
Профессор 42,3 57,7 10,7
Академик - 100,0 0,8
Заслуженный деятель наук - 100,0 0,4
Ч лен-корреспондент - 100,0 0,4
Знания не имеют 58,8 41,2 46,7
Должность Ассистент 57,7 42,3 21,0
Старший преподаватель 65,1 34.9 25,1
Доцект 55,6 44,4 36,1
Профессор 33,3 66,7 6,0
Руководитель вуза, факультета 33,3 66,7 2,4
Заведующий кафедрой 26,1 73,9 9,1
Стаж работы в вузе до 1-го года 33,3 66.7 2,3
1-5 лет 65,9 34,1 15.6
5-10 лет 47,4 52,6 14,5
10-15 лет 59,4 40.6 12,2
15--20 лет 41,9 58.1 12,6
20-25 лет 61,0 39,0 15,6
25-30 лет 57,1 42,9 10,7
30-35 лет 52,4 47,6 8,0
свыше 35 лет 50,0 50,0 8.4
Данные показывают, что в ТГУ основу сегодня составляют преподаватели в возрасте 45-55 лет со стажем работы 20-25 лет. Налицо проявление гендерных различий, которые имеют резкий скачкообразный характер по некоторым возрастным категориям: при, в среднем, вполне адекватном распределении полов по возрастным группам до 65 лет, происходит увеличение в 2 раза мужчин-педагогов старше 65-ги. и, соответственно уменьшение женщин того же возраста (приблизительно, в 4 раза). Следовало бы обратить внимание и на то, что из числа профессорско-преподавательского состава основные руководящие должности в вузе занимают в большей степени мужчины. Такая тенденция, предположительно, свойственна не только провинциальным вузам, но крупным университетам России. Это может быть объяснено вполне устоявшимися, в какой-то степени стереотипичными традициями классической русской школы, в которой изначально ведущая роль отдавалась сильному полу.
• Анализ общей иерархии отрицательных факторов, влияющих на работу преподавателей ТГУ, позволяет раскрыть следующую тенденцию: как и несколько лет назад [1], сегодня уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава (83,6 %) и уровень материально-технического обеспечения учебного процесса (64,2 %) - наиболее рейтинговые причины, негативно сказывающиеся на профессиональной деятельности педагогов - не только московских вузов, но и периферийных.
По ТГУ им. Г.Р. Державина среди отрицательно сказывающихся причин довольно высокий показатель имеет фактор большой педагогической нагрузки. Причем особо он был отмечен доцентами и профессорами (около 60 %) в возрасте 35-44 лет со стажем работы в вузе 5-10 лет. Такая тенденция объясняется нехваткой кадров в провинциальных вузах и простым желанием преподавателей повысить свое материальное положение за счет увеличения количества учебных часов, тем самым повышая свою педагогическую нагрузку.
• Материальное положение является одним из основных факторов, влияющих на эффективность труда ученых. Оно обусловливает не только возможность эффективной научной деятельности, но также социальное и физическое воспроизводство человека. То, что материальное положение преподавателей современной высшей школы находится в кризисном состоянии, как и все образование в целом - факт общепризнанный и не требующий доказательств, но, как показывают результаты исследований, за чертой прожиточного минимума находятся порядка 75-80 % преподавателей провинции (в качестве сравнения - по Москве 25-30 %) [I, с. 19-21]. Другими словами, уровень материального неблагополучия «центр-периферия» харак-
теризуется соотношением «один к трем». Данная дисбалансная пропорция, проявленная в уровне материального неблагополучия, соответственно, московских и тамбовских преподавателей, сохраняет свою силу и среди уровня дополнительных доходов педагогов. Гак, если среди московских преподавателей еше не вовлечены, но ищут дополнительные заработки порядка 15 %, то в числе тамбовских педагогов этот показатель равен 45,5 %. Достаточно сильная корреляционная зависимость выявлена в связке «возраст педагога - личное здоровье». Тревогу вызывает тот факт, что, преподаватели в возрасте 45-54 лет, будучи основной «рабочей силой» университета, в большей степени по отношению к другим возрастным группам подвержены различным заболеваниям, в том числе хроническим, что, естественно, сказывается на качестве подготовки будущих специалистов. При этом также естественно, что в конце рабочей недели давящее чувство усталости, которую зачастую не удается компенсировать отдыхом за выходные, накапливается н значительной степени именно среди преподавателей данного возраста.
• Важнейшая социологическая проблема образования - формирование культуры, гуманитарная подготовка студентов. Но осуществление этого процесса невозможно без ценностной социализации самого педагога как личности, с одной стороны, обучающей, а с другой, самообучающейся и самосовершенствующейся. В связи с этим, представляет интерес изучение ориентаций и студентов, и преподавателей в системе социокультурных ценностей. Наибольшую обеспокоенность среди вузовской общественности вызывают вопросы экономического положения в стране и преступности (коррупции). Рост значимости этих проблем за последние 3-4 года в среднем на 6 пунктов вызывает серьезную озабоченность. Также с 8-й на 3-ю строку поднялись проблемы взаимоотношений между людьми. Все эти «лидирующие» проблемы сказались в последнее время ка больших различиях в уровне жизни людей, о чем свидетельствует укрепление положения данной проблемы в иерархии наиболее насущных (с 14 позиции в 1996 г. на 6-ю в 1999 г.). Реально существующие проблемы образования и воспитания отмстили лишь 12,3 % опрошенной молодежи (12-я позиция) и 16.8 % профессорско-преподавательского состава (7-я позиция).
Таким образом, условия переходного периода, внешние и внутренние факторы, влияющие на университетское образование, приводят (как это видно из результатов исследований) к существенной дифференциации вузовской общественности по уровню жизни, материальному положению, качеству подготовки специалистов, что, в
свою очередь, свидетельствует о возрастании потребности в социологическом осмыслении процесса реформирования образования как социального института. При этом взаимосвязанными оказываются теоретико-методологические проблемы, затрагивающие концептуальные основы образовательной деятельности в высшей школе, и проблемы организационно-управленческие, обу-
словливающие социокультурную и профессиональную деятельность вуза.
1. Эфендиев А.Г. Преподаватель московского вуза: социально-экономическое положение, проблемы и ожидания. (Опыт конкретно-социологического исследования.) М., 1996. С. 61.
СОБСТВЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ КОНТЕКСТ
Я.П. Яковлева
В содержании предмета социальной философии одним из важных вопросов является человек. Прежде всего проблемы и перспективы его существования и развития, различные виды и формы его деятельности, а также движущие силы общественного развития, средства и последствия достижения целей человеком.
Благодаря социальной философии становится более ясной картина общественных изменений. Особенно в современных условиях требуется обширное исследование жизни человека многими науками. Так, например, ранее социальная философия, изучая исторические процессы, подразумевала под историей преобразование человеком внешнего мира.
Поэтому задача социальной философии -рассмотреть историю человечества как процесс самоизменения самого человека, то есть человек в ней воспринимается как личность, и на первый план выходит развитие самой личности.
Человек в своем развитии подвергается изменению своего внутреннего мира, сознания, но под самоизменением можно понять и различные виды деятельности. А всякая деятельность связана с предметами, окружающими человека, ведь деятельности без взаимодействия с какими-либо вещами практически не существует. Самоизмене-ние личности можно проследить на примере детального рассмотрения одной из форм жизнедеятельности.
Конечно, любой социальный процесс нельзя охарактеризовать, не касаясь взаимодействия человеческих индивидов. Так, изучить вопросы самоизменения или развития личности можно при помощи освещения такого явления как собственность. Ведь собственность - это суть особых взаимоотношений вещи и человека, и в данном контексте необходимо рассматривать собственность через призму процессов, происходящих с человеком в связи с владением или же ее отсутствием.
Вещь, предмет играет одну из главных ролей в существовании человека, является ключевым фактором существования и развития. Но обозна-
чить вещь можно через собственность, так как вешь имеет смысл только тогда, если она чья-то собственность. Ибо неотъемлемым свойством собственности является использование, и если вещь никому не принадлежит, то она не может быть использована. А главная суть вещи в применении ее по назначению.
Охарактеризовать отношения между вещью и человеком, подразумевая явление собственности, можно с помощью категории «присвоение». Для всестороннего освещения взаимоотношений между людьми на основе собственности необходимо брать на вооружение категорию «отчуждение», так как категории « присвоения» для характеристики деятельности людей на почве собственности будет недостаточно. Вещь может быть присвоена будучи первоначально бесхозной или созданной им самим, отчуждение предмета происходит только у другого человека.
Отчуждение и присвоение - это, по сути своей, один и тот же процесс, только в разных направлениях. То, что для одного субъекта выступает как присвоение, для второго неизбежно оказывается отчуждением. Под категорией «присвоение» понимают непосредственно акт обладания, а под «отчуждением» -- потерю какого-либо предмета.
Но в социально-философском контексте важно выяснить, что происходит с человеком, а не с предметом, ведь развитие личности напрямую зависит от этих процессов.
Отчуждение собственности может происходить насильно, то есть присваивается собственность другого человека независимо от его желания. Вторая сторона отчуждения - это возможность человека самому отдать какой-либо предмет, то есть собственность будет отчуждена только лично владельцем или же с его согласия. А свобода собственника проясняется именно в его возможности самому распоряжаться своей собственностью, ибо наличие собственности как явления можно подтвердить лишь при возможности человека распоряжаться своей собственностью по его усмотрению.