ВУЗОВСКИЙ АСПЕКТ
Т.У. Силласте
заведующая кафедрой «Социология»
ВКЛЮЧЕННОСТЬ ВУЗОВСКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В НАУЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ )
уО ложные и противоречивые преобразования системы российского высшего образования кардинально изменяют место и значение вузовской науки, само соотношение науки академической и вузовской. Об этом свидетельствует и начавшаяся реформа Российской академии наук. В этом контексте вузовской науке отводится особое место в системе взаимодействия ведущих социальных институтов: науки — образования — практики — рынка труда и занятости.
Как выполняет вузовская наука свою роль? Говоря сократовской метафорой: «Все ли так хорошо, как нам кажется, или так плохо, как утверждают некоторые?» Попробуем ответить в форме социологических сюжетов, которые могут послужить информацией к размышлению.
Сюжет 1. Социологическое измерение включенности преподавателей в науку
Анализ обоснуем на результатах сравнительного российско-болгарского социологического исследования на тему «Формирование новой экономической интеллигенции России и Болгарии в условиях рыночной экономики».
Это первое международное исследование в практике наших академий. Его материалы и выводы опубликованы в изданной болгарской стороной — Хозяйственной академией им. Д. Ценова — монографии под тем же названием.
Презентация итогов этого исследовательского проекта и монографии прошла в апреле 2007 г. в Москве на российско-болгарской конференции.
Объект исследования многомерный: студенты 3-5-го курсов и выпускники наших академий, уже занятые на рынке труда, профессорско-преподавательский состав, руководство академий, сотрудники различных подразде-
лений. Иначе говоря, вузовское сообщество как часть новой экономической интеллигенции. Среди российской части объекта исследования 52% опрошенных — преподаватели, 23% — зав. кафедрами, 24% — директора институтов (ныне факультетов), 11% — сотрудники научных и учебных подразделений, 4% — члены ректората.
Предмет исследования — процесс формирования новой экономической интеллигенции двух стран в условиях рыночной экономики.
Исследование позволило воспроизвести обобщенный социопортрет научной интеллигенции крупного экономического вуза как в болгарском, так и в российском интерьере.
В Хозяйственной академии им. Д. Ценова большинство респондентов имеют в качестве базового высшее экономическое образование (67%), незначительная часть — гуманитарное (18,1%) и еще меньше — техническое (3,2%).
Структура базового образования преподавательского корпуса Финансовой академии несколько шире. У нас базовое образование каждого второго преподавателя — экономическое, каждого третьего — гуманитарное, каждого десятого — техническое и почти у 3% — юридическое. Помимо этого 5% в качестве базового отметили иной вид высшего образования (табл. 1).
1. Диапазон базового образования профессорско-преподавательского состава
(в % опрош.)
Базовое образование Российский вуз Болгарский вуз
Высшее экономическое 52 67
Гуманитарное 32 18,1
Техническое 10,6 3,2
Юридическое 2,6 0
Другое 5,3 0
Влияние гендерного признака существенное. Базовое экономическое образование в абсолютном большинстве случаев (67% против 31,2%) имеют женщины. Гуманитарное, напротив, в большей мере отмечено у мужчин (37,5% против 27,9% у женщин). Высшее техническое образование в Финакадемии имеют вдвое больше мужчин (15,6% против 6,9%). Юридическое образование в качестве базового имеют в основном мужчины.
Социум высоко профессиональный, на три четверти «остепененный», т. е. имеющий ученые степени и звания (табл. 2).
2. Научно-статусные характеристики профессорско-преподавательского состава
(в % опрош.)
Научно-статусные характеристики Российский вуз Болгарский вуз
Имеют ученую степень: 77,3 55
кандидата наук 56 49
доктора наук 21,3 6
Имеют ученое звание: 77,3 43
доцента 45,3 39
профессора 32 4
Действительные члены зарубежных академий 4 1
По возрастной структуре профессорско-преподавательский состав болгарского вуза моложе российского. Этим, видимо, отчасти и объясняется заметная разница между количеством преподавателей с учеными званиями и степенями в болгарском и российском вузах.
Сюжет 2. Особенности научной деятельности вузовского сообщества
Назовем наиболее значимые.
Результаты и инновационные разработки профессоров и преподавателей вузов обладают самой короткой дистанцией апробации и внедрения в практику. Они могут быть оперативно использованы в учебном процессе для его обогащения, для разработки новых курсов по выбору, новых учебных пособий и монографий.
Научная деятельность повышает престиж преподавателя как ученого. Расширяет диапазон самостоятельной научной работы студентов. Повышает степень удовлетворенности студентов процессом обучения в вузе. Обеспечивает триединство: наука — образование — практика.
В конечном итоге включенность вузовских преподавателей в науку ускоряет реализацию познавательной и преобразующей функции самой науки. А это прямой путь к постепенному решению актуальной задачи современности: обеспечение перехода от развития, базирующегося на эксплуатации природных ресурсов, к развитию, основанному на использовании знаний.
Сюжет 3. Активность участия преподавателей в научной деятельности и научной жизни вуза
Выделены наиболее распространенные формы научной деятельности, процент участия в которых позволил получить шкалу активности преподавателей в научной жизни вуза и научной работе со студентами (табл. 3).
3. Шкала активности участия преподавателей в научной жизни вуза
(в % опрош.)
Российский вуз Болгарский вуз
Всего участвуют Всего участвуют
В научной деятельности
68,0 в научных конференциях 80,8
58,6 в заседаниях «круглых столов» 56,4
56,0 в проведении научных исследовании 76,6
29,3 в общенациональных научных конкурсах 24,4
25,3 в международных научных конкурсах 24,5
В научной работе со студентами
48,0 в студенческой «Неделе науки» 23,4
30,7 в работе студенческого научного общества 20,3
30,7 в конкурсе студенческих работ 27,7
Согласно результатам исследования в разных формах научной работы и с разной степенью активности (от высокой до средней) в Финакадемии участвуют от 68 до 25% респондентов. Этот показатель в Академии ниже, чем у болгарских коллег (от 81 до 25%). Есть формы научной активности, наиболее распространенные среди преподавателей. Так, от 68 до 48% ППС нашей Академии участвуют в научных конференциях, заседаниях «круглых столов», в проведении научных исследований, в студенческой «Неделе науки».
Менее 30% преподавателей участвуют в таких формах научной работы, как международные и общенациональные научные конкурсы и олимпиады. Довольно низка их активность в научной работе со студентами.
Но объектом особого анализа являлось личное участие профессоров и преподавателей в научно-исследовательской работе.
Сюжет 4. Из чего складывается и от чего зависит научная активность преподавателей
Как свидетельствуют результаты проведенного анализа, активность преподавателей в научно-исследовательской работе напрямую зависит от научного статуса (наличия ученой степени или ученого звания), от возраста, а также должностного статуса.
Практически по всем параметрам научно-исследовательская активность болгарских коллег существенно выше, чем в нашем вузе.
Выделим несколько тревожных тенденций.
О Асимметрия между научным и должностным статусом преподавателей.
Участие ППС в научно-исследовательской работе в немалой степени зависит от научного статуса и наличия ученой степени. Не наблюдается активной отдачи в научной деятельности, когда количество профессорских званий существенно превышает число преподавателей с ученой степенью доктора наук.
Если в Финакадемии среди имеющих ученое звание (или степень) 65% принимают участие в научной деятельности, то в болгарском вузе на 15% больше. Вовлеченность преподавателей Хозяйственной академии в научно-исследовательскую работу значительно шире. Независимо от наличия ученого звания или степени в ней принимают участие от 80% среди имеющих и еще больше — почти 91% — среди не имеющих ученого звания. У нас среди не имеющих ученого звания в научных исследованиях участвуют только 27% преподавателей.
Исследование подтвердило, что основную исследовательскую нагрузку в Финакадемии несут преподаватели, имеющие ученое звание, ученую степень, почетные звания, особенно — «Заслуженного деятеля науки РФ». Это, как правило, профессура старой школы: высококомпетентная, опытная и самоотверженная.
О Тревожной тенденцией является рост числа так называемых нестатусных профессоров, у которых это ученое звание не подкреплено ученой степенью доктора наук, но закреплено должностью. Такая ситуация объективно снижает научную активность способных и талантливых преподавателей, ослабляет их стимул профессионального роста, обесценивает суть звания.
О Еще одна негативная тенденция в нашей среде: геронтологическая, связанная со степенью включенности в научно-исследовательскую работу в зависимости от возраста.
Как ни жаль, но возрастной диапазон от 31 года до 50 лет стал периодом снижения научной активности значительной части наших преподавателей. Восстанавливается этот вид творческой активности лишь к 51-56 годам.
В болгарской же академии активными участниками научно-исследовательской работы являются преподаватели практически всех возрастных категорий.
Показатели участия в научных исследованиях преподавателей в зависимости от возраста (в % опрош.) следующие.
Финансовая академия при Правительстве РФ
□ I очень активно □ не очень активно
100_____________________________________________________________________
80 60 40 20 0
20
18,8 25
50 19 28,6 43,8 50 35
20
до 30 лет 31-40 лет 41-50 лет 51-55 лет 56-60 лет старше 60 лет
Хозяйственная академия им. Д. Ценова (Болгария)
очень активно
не очень активно
100
80
60
40
20
0
48
42,9 35,7 40
25 44
38,1 44 42,9 40
25 20
до 30 лет 31-40 лет 41-50 лет 51-55 лет 56-60 лет старше 60 лет
Основную научно-исследовательскую нагрузку в нашей академии несут преподаватели старших возрастных групп: от 51 года до 60 лет и старше. Это профессорско-преподавательский состав «старой советской закалки», многие годы плодотворно сочетающий преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность, специалисты, имеющие имя в науке, обладающие глубокими научными знаниями и опытом. Можно сказать, это научно-исследовательское ядро вузовского сообщества.
У болгарских коллег, напротив, особое внимание к научной работе проявляют преподаватели активного трудового возраста (от 31 до 50 лет), работающие в значительно более жесткой, чем у нас, конкурентной среде, которая существенно ужесточает требования к вузовским преподавателям в связи с вступлением Болгарии в Европейский Союз.
О Негативной тенденцией в нашем вузовском сообществе является статусная. Она связана с влиянием должностного статуса преподавателя на его научно-исследовательскую активность.
В Финакадемии влияние должности на активность в научной работе значительно сильнее, чем у болгарских коллег. У нас чем выше должностной статус, тем слабее научно-исследовательская активность ППС. Это отрицательно сказывается на масштабах и качестве научной работы. В итоге от 44 до 75% преподавателей Финакадемии (в зависимости от форм деятельности) не проявляют научной активности во внутривузовской жизни.
Сюжет 5. От эмпирических данных к практическим выводам
В целом профессорско-преподавательский состав Финакадемии ведет большую разноплановую научную работу, стремясь вовлекать в нее различные категории преподавателей. В этой работе, как показало исследование, имеются немалые резервы. Как можно их реализовать и активизировать социальный механизм включенности преподавателей в научную деятельность?
Первое направление: дифференциация оплаты труда в зависимости от активности участия в научно-исследовательской работе.
Отдадим должное: ректорат последовательно проводит линию на ликвидацию элементов уравниловки в оплате труда отдельных категорий ППС. Но в сфере индивидуальной исследовательской работы этот принцип, на наш взгляд, соблюдается не полностью.
Так, в Академии многие годы работают ученые и педагоги, удостоенные почетного звания «Заслуженный деятель науки РФ». Они имеют свои научные школы, признанные российским и международным научным сообществом; являются авторами многочисленных книг, монографий, учебников и пособий, научных публикаций. Думается, что ректорат поступил бы правильно, если бы дифференцировал оплату труда этой категории наших коллег в форме определенной доплаты. Целесообразно скорректировать оплату труда преподавателя и преподавателя-ученого.
Следует обратить внимание на явную недооценку этой работы в вузовских нормативах. Откройте «Методические указания по планированию и учету педагогической нагрузки ППС», раздел 3 «Планирование учебно-методической, научно-исследовательской и других видов работ». В нормативных документах Академии отсутствует само определение научной работы, ее содержания, форм, задач. Поэтому любая научная работа воспринимается как продукт второй половины дня, своего рода «бесплатное сочинение». Материальные стимулы научной работы в нормативных документах не обозначены. А между тем современная обстановка реформирования учебного процесса требует, чтобы работа преподавателей по крайней мере над тремя видами изданий — учебниками, пособиями и авторскими курсами лекций — рассматривалась как гонорарная, т.е. адекватная оплачиваемой почасовой нагрузке.
Второе направление: создание конкурентной внутривузовской среды.
Она формируется комплексом мер стимулирующего и организационного характера.
♦ Исследование показало, что свое неучастие в научной работе вуза многие преподаватели мотивируют отсутствием времени. Объективно же за этим мотивом часто стоит т.н. вторичная занятость.
Согласно результатам исследования наиболее активно в нее вовлечены преподаватели в возрасте от 40 до 55 лет (62—50%). Эта группа отличается динамичностью и профессиональной мобильностью, карьерными притязаниями и материальными запросами (см. приводимые ниже данные).
Влияние научного статуса и возраста на вторичную занятость и профессиональную мобильность преподавателей (в % опрош.)
Сочетают работу в вузе с дополнительной работой
Россия Болгария
47,4 имеющие ученое звание 48,9
26,7 не имеющие ученого звания 36,7
44,7 преподаватели 37,4
40,5 сотрудники 47,4
0 до 30 лет 0
40,0 31-40 лет 42,9
61,9 41-50 лет 36,0
50,0 51-55 лет 50,0
30,0 56-60 лет 40,0
25,0 и старше 60,0
Единственная возрастная категория российского и болгарского вузов, не участвующая во вторичной занятости, — это молодые преподаватели и сотрудники в возрасте до 30 лет. И это объяснимо. Еще только набираясь профессионализма, адаптируясь к специфике вузовского сообщества, они не обладают достаточным уровнем профессиональных знаний.
Свобода личности и свобода творчества — категории субъективные, и обязывать преподавателей вести научную работу дело неблагодарное (если не провальное), как и требовать обеспечения 100%-го их участия в научной деятельности.
Многие объясняют свое неучастие в научной работе вторичной занятостью, необходимой для семейного бюджета. Ректорат занимает разумную позицию в этом вопросе, и преподаватели имеют возможность вторичной занятости в нашей же Академии. Это несомненная экономия времени и сил, но для научной работы это сомнительный стимул, и он не может быть оправданием научной пассивности.
♦ О мерах морально-психологических. Важно ежегодно подводить итоги научной работы преподавателей, отмечая крупные исследования, разработку учебников, учебных пособий и публично отмечая их авторов. В связи с этим заметим, что решение ректората об объявлении ежегодного конкурса научных работ с материальным поощрением авторов — несомненный стимул для преподавателей, и кафедрам следует его широко использовать.
Было бы полезным придать этой работе большую гласность. Например, отмечать лучшие работы года на нашей ежегодной Международной научнометодической конференции. Как, например, это традиционно делает на международных Лихачевских чтениях Гуманитарный университет профсоюзов в Петербурге и Гуманитарный университет в Харькове.
Ресурсным направлением является введение внутривузовских грантов.
Как известно, тематика государственных грантов на научные исследования определяется официальной правительственной программой. Ее задания передаются ведущим высшим учебным заведениям, в том числе и Финансовой академии. Эта практика целесообразная, и научный коллектив нашего вуза вел и ведет разработки по правительственным грантам-заказам.
Однако в этой работе в силу специализированной тематики заказов не могут участвовать гуманитарные кафедры Академии. На наш взгляд, такой порядок не является полезным для дела. Хотелось бы обратиться с предложением к ректорату — внедрить уже проверенную в научно-исследовательской деятельности многих вузов практику установления ежегодных внутривузовских грантов на разработку актуальных социальных проблем.
♦ Ресурсом является и восстановление практики проведения ежегодных Дней науки профессорско-преподавательского состава Академии, логично связав это мероприятие с Неделей науки нашего студенчества (кстати, так уже делается в ряде российских вузов).
Третье направление: расширение международных научных связей на уровне кафедр.
Для этого:
♦ расширять командировки преподавателей в зарубежные научные и вузовские центры для выступлений с докладами;
♦ при оценке деятельности кафедр и преподавателей отмечать «отдельной строкой» и с особым вниманием относиться к публикациям коллег в зарубежных изданиях. У нас пока появление таких статей вообще никак не оценивается ни в индивидуальной, ни в общеакадемической работе (даже на отчетах кафедр за год);
♦ делать достоянием гласности присвоение нашим преподавателям званий «Почетного профессора» или «Почетного доктора» зарубежных вузов (и дальнего, и ближнего зарубежья);
♦ рассматривать признание трудов наших ученых за рубежом как критерий международного авторитета и научного престижа Финакадемии.
Четвертое направление: расширение научной работы со студентами, изменение вектора их подготовки от участия в конкурсах рефератов к участию
в проектах, которые представляются на конкурс в рамках всероссийских и международных выставок научно-технического творчества молодежи.
Опыт в этом отношении уже есть на кафедре «Социология». Со времени проведения в Москве Всемирной выставки «Молодежь и наука — 2003» кафедра ежегодно готовит временные студенческие научные коллективы (ВСНК), включающие студентов разных факультетов и специализаций, а также аспирантов кафедры, к участию в конкурсе молодежных научно-технических и социальных проектов на ВДНХ. Победителями всероссийских выставок научного творчества молодежи уже стали 14 студенческих коллективов. Победителям Выставки НТ Т М—2007 медали и дипломы были вручены на Ученом совете Финансовой академии.
Результаты международного российско-болгарского исследования показали, что социологические исследования по внутривузовской проблематике должны стать действенным инструментом «конкретного анализа конкретной ситуации» в вузовском сообществе. Поэтому годовые планы проведения социологических исследований в Академии, с нашей точки зрения, должны утверждаться проректором по научной работе как часть исследовательского плана вуза, внедряться в управленческую практику, а их результаты быть достоянием гласности для вузовской общественности.
Понятно, что предложенная программа действий отнюдь не является делом быстрым или простым, а кому-то она может показаться невозможной. Но в этом случае будет кстати напомнить высказывание знаменитого норвежского исследователя Фритьофа Нансена: «Трудное это то, что можно сделать сегодня. Невозможное требует несколько больше времени».