УДК 373
А.П. Шумарина СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА
В период практической реализации основных идей и направлений модернизации российского образования возрастает потребность в качественном обновлении системы образования. Автор убежден, что без существенных изменений в отношении воспитателя детского сада к себе, как к субъекту профессиональной деятельности, качественное обновление системы дошкольного образования будет невозможно.
Определив свою позицию как субъекта, воспитатель детского сада способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет творческого преобразования, относиться к себе как профессионалу, оценивая свою профессиональную деятельность, контролировать ее ход и результаты. По мнению автора, необходимо инициировать создание условий для становления субъект-ности у взрослого населения села, направленной на оздоровление сельского социума, создание культурно-развивающего пространства. Большое внимание в данной статье посвящено формированию механизма социальной активности воспитателя сельского детского сада в условиях социального партнерства.
Ключевые слова: образование, детский сад, воспитатель, творчество, активность.
Реализация гуманистических принципов воспитания в образовательном учреждении сельского социума - детском саду, активизация профессиональной и социальной деятельности воспитателя малокомплектного дошкольного учреждения предопределяет такую организацию педагогического взаимодействия, в которую воспитатель был бы включен субъектно, т.е. занимал субъектную позицию. Мы убеждены, что без существенных изменений в отношении воспитателя к себе, как к субъекту профессиональной деятельности, качественное обновление системы образования будет невозможно.
Определив позицию субъекта, воспитатель способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет творческого преобразования, относиться к себе как профессионалу, оценивая свою профессиональную деятельность, контролировать ее ход и результаты. На определенном уровне развития личности возникает субъектность, которая определяет своеобразие внешнего поведения человека, способствует наращиванию профессиональных качеств личности, являясь условием их обогащения, амплификации. Субъективные свойства особенно ярко проявляются у личности с ярко выраженным отношением к жизни.
Ведущей характеристикой субъектной позиции воспитателя дошкольного учреждения выступает наличие субъект - субъектных отношений с воспитанниками. Для реализации данных отношений необходимо создать условия, основанные
на реализации модели личностно-ориентированного взаимодействия, способствующего личностному развитию ребенка в его духовном и нравственном становлении, где ребенок выступает как субъект отношений. Остановимся на конкретной характеристике организации развивающего пространства формирования субъект - субъектных отношений воспитателя с участниками образовательного процесса, которая включает:
- ненасилие, гуманное отношение к воспитанникам сельского детского сада, принятие их индивидуальных особенностей развития не только как коллективного субъекта, но и как индивида, наделенного своим, неповторимым субъектным опытом, сформированным в условиях сельской местности; искренность в выражении своих чувств, доверие к возможностям дошкольников;
- эмпатическое слушание, понимание его внутреннего мира; внимание к субъективному опыту ребенка; умение воспитателя его актуализировать и обогащать в зоне ближайшего развития;
- конструктивное общение, построенное на основе диалогического общения, ориентированное на формирование ключевых компетентностей у дошкольников;
- приоритетные формы и методы образования, включающие развитие представлений в области развивающего обучения, способствующие развитию представлений о себе - как гражданине сельского региона России, о селе, как «малой Родины» с ее уникальной природой, самобытным населением, ее неповторимостью;
408
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009
© А.П. Шумарина, 2009
- создание воспитателем предметно-развивающего пространства, основой которого является совместная со взрослым и опережающими в развитии сверстниками или самостоятельная деятельность дошкольников, раскрывающая пути и средства решения проблемно-поисковых ситуаций, как средства их творческого развития в условиях сельского социума.
В настоящее время необходимо инициировать создание условий для становления субъектности у взрослого населения села, направленной на оздоровление сельского социума, создание культурно-развивающего пространства, в рамках которого проявляются творческие, познавательные, эмоционально-чувственные, эстетические и духовно-нравственные способности, как воспитателя, так и ребенка, посредством раскрытия субъектных качеств личности. Сельский социум выступает при этом как поле самореализации и самотворчества как ребенка, так и взрослого населения. Гуманизации человеческих взаимоотношений будет способствовать организация сотрудничества детей и взрослых в творческой деятельности, созидание личностно и общественно значимых видов совместной деятельности ребенка с взрослым и самостоятельной деятельности дошкольников. Все это создает возможность реализации субъектной позиции в деятельности и общении, становится основой развития коммуникативной компетентности и творческих качеств личности воспитателя сельского дошкольного образовательного учреждения.
Субъектная позиция воспитателя в сельском социуме будет проявляться в личностно-целевой ориентации, активности, уникальности, сознательной свободе выбора и ответственности.
Одним из направлений деятельности воспитателя сельского детского сада выступает обогащение творчески развивающей среды сельского социума, которая переходит из ведомственной системы образования в социально-образовательную сферу, где образовательные процессы соотносятся с другими социокультурными процессами, и в результате чего повышается качество дошкольного образования сельских дошкольников. С другой стороны, в процессе создания такой среды осуществляется творческая самореализация воспитателя детского сада в сельском социуме, как результат его творческого саморазвития.
Мы разделяет точку зрения В. Слободчикова в том, что главная больная точка современного
образования - это разрушение межпоколенных отношений, отчуждение и противостояние общности людей, неоформленность национальных, культурных, образовательных, а теперь уже наследственных ценностей и смыслов; культурная неоформленность свершившегося в сельском социуме, стихийное образование возрастных когорт, которое в перспективе приобретает деструктивный характер.
Поэтому одной из главных задач сельского воспитателя выступает создание пространства совместной жизнедеятельности и встреч всех возрастных групп, определение целей совместной (общественной) жизни, через соучастие, при котором и происходит не только образование человека, но и создается возможность выступать и взрослому и ребенку в субъектной позиции. А это, в свою очередь, позволит восстановить и выстроить исторические, духовные, культурнообразовательные, в том числе и политико-общественные ценности конкретной общности на конкретной земле.
Преобразованию работы системы образования в сельском социуме способствует организационное развитие образовательного дошкольного учреждения, которое протекает в рамках социального партнерства. Под организационным развитием понимается деятельность, направленная на расширение общественных связей организаций, формирование ее позиции имиджа, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности и благосостоянию организации.
Социальная активность сельского воспитателя дошкольного учреждения - это качество личности, которое проявляется в его деятельности, энергичном, открытом характере, способности пробудить других членов социума к активной деятельности, направленной на преобразование общественных отношений и самого себя. Эта деятельность осуществляется в рамках социального партнерства и способствует оздоровлению социокультурной среды жизнедеятельности, развитию творческого потенциала каждого субъекта социума и их творческой самореализации в личностной и социально значимой деятельности.
Социальное партнерство - это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов местной власти, местного самоуправления путем стремления к догово-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009
409
ренности, выработки и осуществления единой позиции по социально-экономическим и политическим направлениям.
На уровне сельского социума субъектами социального партнерства выступают педагоги детского сада, работники сельского совета, дома культуры, библиотеки, медпункта, магазина, государственные служащие, представители общественных организаций.
Эффективными формами социального партнерства являются:
- национальные форумы, круглые столы с участием представителей всех ветвей власти, неправительственных организаций;
- региональные форумы, сельские сходы, собрания местных сообществ;
- обучающие семинары, тренинги, совещания;
- участие в мониторинге и оценке результатов, разработка и реализация проектов, связанных с сокращением бедности, созданием рабочих мест и др.
Как отмечает О.Е. Лебедев, существуют определенные предпосылки к оценке социального партнерства на селе, главная из которых - это наличие общественных организаций и рост их количества в населенных пунктах сельского типа. Следовательно, одной из первостепенных задач деятельности сельского воспитателя выступает
инициирование общественных организаций, создание общественных Советов матерей, отцов, выпускников школ, старост села.
Для проявления социального творчества необходима оптимистическая позиция педагога в понимании возможностей достижения успеха каждым участником. Необходимо также предоставить широкие возможности для проявления и развития социальной активности воспитателем сельского социума, созданием и развитием областей социального сотрудничества в интеллектуальной, созидательной, художественной, прикладной сферах на основе применения проектных технологий. Активное участие и использование проектных технологий воспитателем в рамках социальной активности, воспитатель занимает деятельностную позицию, что способствует творческой самореализации, саморазвитию, обогащению педагогического опыта.
Библиографический список
1. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования: культурные модели школ. - М.: 1997.
2. Лебедев А.С. Формирование субъектной позиции в творческой деятельности студентов педколледжа: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2001.
УДК 89.546
Л.С. Яговкина ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К СОДЕЙСТВИЮ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье представлены результаты исследования по актуальной проблеме — формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Автором предложены пути решения данной проблемы путем создания системы формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и технологии её реализации.
Ключевые слова: формирование готовности, дети с ограниченными возможностями здоровья, образование детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, родители детей с ограниченными возможностями здоровья.
В последние десятилетия активно ведется поиск оптимальных и эффективных путей вовлечения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс. Семья рассматривается в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее
порядок домашнего воспитания, его содержание [2 с. 45]. С точки зрения теории систем семья является живой системой и, как все живые системы, состоит из независимых частей, взаимодействие которых обеспечивает такие свойства системы, которыми ни одна из частей не обладает [4, с. 6].
410
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009
© Л.С. Яговкина, 2009