Научная статья на тему 'Сотрудничество библиотеки и преподавательского коллектива в повышении культурного уровня обучающихся'

Сотрудничество библиотеки и преподавательского коллектива в повышении культурного уровня обучающихся Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
93
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество библиотеки и преподавательского коллектива в повышении культурного уровня обучающихся»

Т. Я. Степаненко

Н. И. Коровкина

СОТРУДНИЧЕСТВО БИБЛИОТЕКИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПОВЫШЕНИИ КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Н. И. Коровкина, заместитель директора по научно-методической работе ГБОУ СПО «Прокопьевский промышленно-экономический техникум» Т. Я. Степаненко, библиотекарь

2014 год объявлен в России Годом культуры. В указе президента Владимира Путина говорится, что Год культуры будет проведен с целью «...привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире».

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура многогранна, и достаточно содержательно понять ее проявления возможно только в системе ценностей. А проявления ее бесконечны. Это культура человечества, культура различных эпох (античная, средневековая и т. д.), культура различных этносов и стран (русская и российская, французская и Франции), религиозная культура (буддийская, исламская, христианская), культура различных социальных и профессиональных групп (крестьянская, помещичья, городская, сельская) и даже культура отдельных личностей (Пушкина, Конфуция и т. д.).

Сотрудники библиотеки и преподаватели техникума уделяют внимание развитию таких видов культуры, как:

• познавательная (интеллектуальная) культура. Процесс обучения требует достаточно высокого уровня интеллектуальной культуры. Одной из важнейших задач современной педагогики является обеспечение не только усвоения знаний, но и формирование способов познавательной деятельности как проявления интеллектуальной культуры.

• Нравственная культура. Ценность и значимость нравственной культуры, как и морали, обнаруживается в поведении, общении и деятель-

ности людей, в общественном мнении, личном примере. Таким образом, нравственная культура — это важнейший традиционный для человека и общества элемент их культуры.

• Художественная культура является особой областью культуры, образовавшейся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности: художественного восприятия, мышления, творчества, переживания и т. д. Несмотря на то, что в своей основе художественная культура духовна, она имеет особые формы материального воплощения, носящие изобразительный характер.

• Правовая культура — уважительное отношение к правовым нормам. Правовая культура основана на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми. Это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества.

• Духовная культура. Поскольку человек по своей природе существо духовно-материальное, для удовлетворения материальных потребностей он создает одежду, жилища, технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т. п., а для удовлетворения духовных потребностей — художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и искусство. Таким образом, деятельность челове-

ка распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Из духовной культуры можно выделить художественную культуру, которая имеет особые формы материального воплощения, но в то же время духовна в своей основе.

Формируя художественный вкус и способности к эстетическому восприятию окружающего мира, библиотека важное место отводит созданию целостной картины мира через восприятие искусства, в котором интегрируются литература, живопись, музыка, театр и т. д.

Библиотека располагает знаниями как о материальной культуре, так и о духовной, передает знания своим читателям. Это достигается через индивидуальную работу с читателем и через организацию массовых мероприятий, направленных на формирование гражданско-патрио-тической, экологической, физической, художественной, нравственной культуры. Огромную роль в удовлетворении потребностей в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии обучающихся Прокопьевско-го промышленно-экономиче-ского техникума играют мероприятия, проводимые библиотекой техникума.

В феврале 2014 г. для студентов техникума устраивалась викторина «Виват, культура», посвященная Году культуры в России. Первый этап — заочный — состоял из 60 вопросов, ответы на которые необходимо было представить в библиотеку на электронном или бумажном носителе. Второй этап — очный — прошел в апреле, в формате «Своя игра». Итоги викторины по результатам двух этапов были подведены на традиционном празднике, посвященном Дню славянской культуры и письменности, в рамках которого также был проведен устный журнал «Славянская радуга».

Журнал состоял из нескольких страниц: славянские имена, их происхождение и назначение, славянские боги, история славянской письменности. Во время подготовки к этому мероприятию работникам библиотеки пришлось с особой тщательностью подбирать материал, т. к. в последнее время появилось много информации, искажающей исторические факты и документы. Что нельзя сказать о подготовке к другому

мероприятию — литературной гостиной «Золотой век русской культуры». Сама тема помогала в составлении сценария. Материала нашлось так много, что приходилось отбирать самое интересное. Во время мероприятия обучающиеся окунулись в эпоху расцвета русской культуры. Как преобразились девушки, когда они примерили платья того времени, как они грациозно и величественно показали прически дам высшего общества, как легко кружились пары в мазурке. В заключение все присутствующие отведали настоящие расстегаи с рыбой.

В техникуме стало доброй традицией проводить дни поэзии совместно с поэтами города Прокопьевска. В этом году гостьей студентов стала Дина Сабынина, которая познакомила их со своими стихами, провела мастер-класс, подарила библиотеке книгу «Карусель мгновений».

Нельзя забывать и о классиках русской культуры. В 2014 году отмечали 245 лет со дня рождения И. А. Крылова. Этому событию было посвящено мероприятие «Великий баснописец». Было странно и непонятно слышать от обучающихся, что они практически не знают Крылова, немногие из них вспомнили названия некоторых басен, и как приятно было видеть, с каким интересом они читали басни по ролям, находили сходство происходящего в баснях того времени с современными реалиями. Обучающие первого курса с удовольствием побывали на этом мероприятии, и по их просьбе было проведено следующее мероприятие, совсем другого рода...

«У той войны нет дня победы» — так назывался устный журнал, посвященный 25-летию вывода советских войск из Афганистана. Он явился логическим продолжением ряда мероприятий гражданско-патриотической направленности.

Формированию гражданской позиции личности и развитию патриотических чувств способствует приобщение к традиционным патриотическим и духовно-нравственным ценностям отечественной культуры. В январе вся страна отметила 70-летие со дня снятия блокады Ленинграда. Мы не могли оставить без внимания эту дату. «Этим дням вовеки не забыться» — под таким названием прошел вечер памяти. Ведущие, об-

учающиеся первого курса, не смогли сдержать слез, когда читали строки о тех днях, во время минуты молчания в актовом зале повисла тишина и стало очевидным, что наша молодежь не такая уж бездуховная и безразличная, как часто хочет казаться.

Год культуры продолжается, сколько еще будет проведено мероприятий, которые помогут студентам ближе познакомиться с национальной культурой, приобщиться к великим произведениям русского искусства и литературы. В условиях современного общества многие черты русской культуры уходят в прошлое, а на смену им приходят новые, иногда заимствованные и чуждые элементы. Однако национальная культура России по-прежнему жива, и сейчас делается очень многое для ее сохранения, в том числе библиотеками. Библиотека всегда содействовала воспитанию, образованию, социализации граждан. Год культуры в России наполнен новы-

ми важными смыслами. Он дал старт принципиально новым процессам в духовной, культурной и интеллектуальной жизни страны, создавшей великую, беспрецедентную по своему гуманизму, совестливости и глубине культуру.

1. Библиотека как феномен культуры.— Режим доступа: www.andropov-cbs.ru/cbs/documents/ metod_kultur.pdf.

2. Визуальная культура в аспекте современности. — Режим доступа: sibac.info/11976.

3. Жаркова Л. С. Методика организации работы библиотеки в сфере социально-культурной деятельности.— М.: Литера, 2009. — 111 с.

4. Роль библиотеки в формировании регионального социально-культурного пространства: сборник научных трудов. — Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2009.— 311 с.

5. Стратегический проект «Библиотека XXI века» // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2012.— № 1. — С. 24-53.

РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Н. Х. Адодина, заведующая библиотекой ГБОУ СПО «Междуреченский горностроительный техникум»

Главная функция библиотеки — обеспечение образовательного процесса. Однако аксиомой является то, что библиотека учебного заведения — это не только информационный, но и культурный, воспитательный центр. Проблема духовного становления личности является одной из актуальных проблем воспитания. Составляющей духовной культуры личности является эстетическая культура, формируемая в процессе эстетического воспитания.

Одна из основных задач библиотек образовательного учреждения — это участие в воспитательной и гуманитарно-просветительской деятельности, формирование у обучающихся сознательно необходимых знаний и навыков, гражданской позиции, профессиональных интересов, пропаганда культурного наследия.

Нуждается ли современный студент, предельно обремененный учебными заботами, в массовой работе библиотеки?

Споры об этом давно идут в академической среде, где вполне справедливо утверждается тезис-закон: «Учеба — главный труд студента». Но разве подготовка полноценного специ-

алиста возможна без духовного развития личности, без приобщения к богатствам культуры и искусства, без выработки высших нравственных качеств?

Для библиотеки образовательного учреждения вопрос решен однозначно: массовая работа в библиотеке просто необходима. И сама жизнь подсказывает, что на первое место здесь должно встать духовно-нравственное воспитание обучающихся. Библиотека не только важнейшая учебная, информационная структура, но и незаменимый центр культурной и воспитательной работы. Главное средство в достижении этих целей — книга. Библиотеки — одни из самых продвинутых институтов инфраструктуры поддержки и развития чтения. В российской программе поддержки и развития чтения сам феномен чтения рас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.