«Культурная революция» связана с выбором тематики театрализованной программы, обязательно несущей смысловую, воспитательную и социально-познаватель-ную нагрузку. Каждая учебная группа свой проект За последний период выбранные учащимися темы все больше затрагивают социальные проблемы общества («Суд над наркоманией», «Взаимоотношение детей и родителей», «Неформальное общение молодежи» и др.).
Яркую педагогическую нагрузку имеет то, что после презентации каждого проекта «Технического обозрения» или «Культурной революции» проходит обсуждение содержания и качества выступления с активами присутствующих на просмотре учебных групп. Каждому желающему предоставляется возможность определить познавательную роль предоставленной информации, высказать свое мнение, определить наиболее удачные сценарные воплощения и, возможно, допущенные ошибки, упущения. Подобное обсуждение способствует развитию навыков анализа предложенных ситуаций, умению находить позитивное и определять негативное, а также умению выражать публично свое мнение и отстаивать его, нестандартно мыслить и стремиться говорить грамотно и убедительно. Все это является неотъемлемой частью эстетического воспитания будущих специалистов.
Возможности эстетического воспитания обучающихся, предоставляемые учебным планом и профессиональной образовательной программой, ограничены, и это компенсируется в досуговой деятельности.
Досуговое направление представлено широким спектром занятий. Самой яркое и массовое из них - ежегодный Фестиваль художественного творчества «Созвездие». Это конкурс творческих программ, подготовленных каждой учебной группой совместно с руководителем группы, сотрудниками эстетического центра. Каждый обучающийся вносит свой посильный вклад в творческое выступление в зависимости от способностей, возможностей, талантов. Нередко учащиеся и студенты принимают на себя обязанности сценаристов, режиссеров-по-становщиков, художников, музыкальных оформителей. Именно в период подготовки мероприятия обучающиеся учатся правильно распределять свое свободное время, сочетая досуговую и учебную деятельность.
Для тех, кто имеет желание и талант глубже познакомиться с любимым видом искусства, работают творческие коллективы Центра: вокально-эстрадная студия, хореографический коллектив «Коллаж». Здесь проявляется более высокий уровень требовательности по отношению к учебе и организации свободного времени. Раскрытие творческих способностей позволяет успешно выступать в традиционных культурно-досуговых мероприятиях колледжа: «Привет, первокурсник!»; «Осенины»; «День учителя»; «Новогодний серпантин»; танцевальный конкурс «Стартинейджер»; «Вечер встречи выпускников», «Мистер и Мисс-колледж»; «Круг» собирает друзей» (творческий отчет); «Выпускной вечер» и др.
Участие в досуговых мероприятиях помогает решать проблему индивидуального развития эстетических качеств личности на основе создания для каждого участника ситуации успеха. И как результат успешное участие в городских и областных конкурсах и фестивалях. Об этом свидетельствует рост количества участников городского Фестиваля детского и юношеского творчества
«Качканарские звездочки» (за период 2006-2010 г.). А так же повышение качества представленных на конкурс эстрадных номеров. Например, в этом году было представлено 20 номеров, из них дипломантами стали восемь (пять дипломов 1 степени, два 2 степени, один 3 степени) и получены три диплома участников.
Наш опыт показывает, что покоряются юным талантам не только городские творческие подмостки; у учащихся Центра есть возможность представлять колледж на уровне области на Межрегиональном Фестивале «Уральская студенческая весна» (г. Екатеринбург).
Рациональная организация свободного времени учащихся колледжа, выбор ими различных социально значимых форм творческого общения способствуют самоопределению и снижают вероятность асоциального поведения. Учащиеся «группы риска» так же с увлечением занимаются в творческих коллективах центра, помогая социальному педагогу в организации и проведении совместных акций, направленных на профилактику табачной, алкогольной и наркотической зависимости.
Деятельность Эстетического центра «Круг» строится на принципах социального партнёрства со многими организациями, реализующими молодёжную политику г, Качканара. Это и комитет по делам молодежи, и наш главный социальный партнер - Качканарский горно-обогатительный комбинат. Нас педагогов радует, что наши учащиеся в статусе практикантов и молодых специалистов являются активными участниками мероприятий организованных молодежной организацией ГОКа (КВН, туристические слеты, конкурсы художественной самодеятельности, пресс-центр).
Выпускники центра продолжают заниматься творчеством в городских учреждениях культуры и проходя военную службу в рядах российской армии.
Многие выпускники-центр исты решились на профессиональную переориентацию. Обучение в высших учебных заведениях культуры и искусства дало возможность продолжить заниматься любим делом - вокалом, режиссерской практикой и т.д. Мы с гордостью говорим о том, что к нам идут работать наши выпускники, а среди сотрудников Эстетического центра есть наши бывшие студенты. Хорошая материальная база Центра позволяет нам проводить праздники и мероприятия для молодежи общеобразовательных школ города. Радует и тот факт, что наши выпускники приводят к нам учиться своих детей.
К сожалению, не во всех учебных заведениях профессионального образования осуществляется деятельность, направленная на развитие эстетических качеств, организацию досуговой деятельности учащихся. Поэтому зачастую именно этот фактор является решающим при выборе образовательного учреждения системы профессионального образования в нашем городе. У нас же не возникает проблем при наборе обучающихся на 1 курс.
Литература
Юсов Б.П. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование [Текст] / Б. П. Юсов // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование материалы между нар. нау.-прак. конф., г. Астрахань, 25-29 авг. 1997 г. / Под. ред. Л.П.Казанцева; Сост. П.С.Волкова.-Астрахань, 1997. - с. 214-220.
В работе представлена модель системы деятельности образовательного учреждения по развитию представлений о национальных ценностях у детей дошкольного возраста через ознакомление с русской народной культурой.
Деревянных Светлана Геннадьевна
старший воспитатель МДОУ детский сад «Детство» комбинированного вида детский сад № 199 г. Нижний Тагил [email protected]
РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЯХ
Можно ли погружением в атмосферу русской народной культуры формировать национальные ценности у детей дошкольного возраста?
Ключевые слова: национальные ценности, народная культура, дети дошкольного возраста.
Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни. Проникновение в массовое сознание западной культуры с несвойственными для российского человека установками на противопоставление индивида и общества, прагматическое отношение к жизни, на жажду успеха любым путём привело к столкновению с ценностями, традиционными для российского мышления.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определила систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации.
Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, м ировое сообщество.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определила 10 национальных ценностей, среди которых для дошкольного образования приемлемы следующие:
патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, искусство и литература, природа.
Идея изменений: развитие представлений о национальных ценностях возможно через активное освоение родной национальной культуры и опыта, накопленного в течение столетий многими поколениями наших предков, неразрывно связанного с духовными устоями, историей, культурой нашей страны.
Однако анализ практики работы в данном направлении показал, что многие дошкольные учреждения осуществляют работу на интуитивном уровне, что связано с недостаточной организационно-методической разработанностью данной проблемы. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью целенаправленного развития представлений у ребёнка уже в дошкольном возрасте о национальных ценностях и недостаточным орга-низационно-методическим обеспечением этого процесса.
Цель инновационной деятельности: апробирование системы работы образовательного учреждения по развитию представлений у детей дошкольного возраста о национальных ценностях.
Задачи:
1. Спроектировать систему работы, позволяющую погрузить ребёнка-дошкольника в атмосферу русской народной культуры, являющуюся источником развития представлений о национальных ценностях.
2. Повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов и родителей.
3. Создать банк диагностических материалов по отслеживанию уровня развития представлений детей о национальных ценностях.
Основные направления деятельности: работа с детьми, методическая работа с педагогами, просветительская работа с родителями, проведение мониторинговой работы.
Таблица 1
Срок выполнения Задачи Содержание деятельности
октябрь 2009г. -декабрь 2009г. 1. Изучить современные подходы к духовно-нравственному воспитанию. 2. Выяснить мнение педагогов и родителей по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с русской народной культурой 1. Осмысление педагогами современных подходов к духовно-нравствен-ному воспитанию детей дошкольного возраста через проведение ряда консультаций, посвящённых обзору документов, раскрывающих данную тему. Выход на парциальную программу О. Л. Князевой и М. Д. Маханё-вой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». 2. Обработка данных проведённого опроса педагогов и родителей.
январь 2010 г. -август 2011г. 1.Разработать проект экспериментальной деятельности. 1. Создание творческих групп, работающих над темами, входящими в содержание программы О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: - «Русская народная игра»; - «Быт русского народа»; - «Русские народные праздники»; - «Устное народное творчество»; - «Народные промыслы»; - «Народное песенное творчество»; - «Русские воины-богатыри». 2. Разработка педагогических проектов. 3. Организация методической работы по теме исследования: проведение консультаций, круглых столов, интеллектуальных викторин, деловых игр, семинаров, охватывающих все направления деятельности в рамках темы исследования. Презентация педагогических проектов. 4. Расширение содержания рабочих программ воспитателей и специалистов дошкольного учреждения за счёт реализации задач программы О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». 5. Создание банка диагностических материалов, необходимых для отслеживания уровня развития представлений детей о национальных ценностях. 6. Подготовка необходимых наглядных, дидактических пособий и методических материалов для проведения занятий с детьми. 7. Изменение содержания предметно-развивающей среды групп и функциональных помещений. 8. Расширение связей с социальными партнёрами: музей изобразительных искусств, МОУ СОШ № 95, филиал № 6 Центральной городской детской библиотеки. Разработка программы взаимодействия.
сентябрь 2011г. -май 2015г. 1. Осуществить внедрение проекта. 1. Апробирование программы инновационной деятельности. Адаптация программы к условиям дошкольного учреждения. 2. Внесение необходимых корректировок в содержание воспитатель-но-образовательного процесса. 3. Обеспечение интеграционного взаимодействия между воспитателями и специалистами дошкольного учреждения. 4. Совершенствование предметно-развивающей среды. 5. Про ведение открытых педагогических мероприятий. 6. Взаимодействие с семьями и социальными партнёрами. 7. Анализ педагогической деятельности. 8. Проведение социологического опроса всех участников инновационной деятельности. Анализ полученных результатов. 9. Организация и проведение промежуточной диагностики. 10. Презентация педагогами полученных результатов по внедрению проектов в рамках темы исследования.
май 2015г. -май 2016г. 1. Проанализировать полученные результаты. 2. Представить полученные результаты педагогической общественности. 1. Проведение итоговой диагностики. 2. Составление отчётов о проделанной работе. 3.Использование разнообразных форм тиражирования инновационного опыта.
Планируемый результат изменений:
1. Создание системы работы, предусматривающей интеграцию во все образовательные области в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2. Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей.
3. Развитие представлений у детей о национальных ценностях, формирование у ребёнка способности и готовности управлять своим поведением, планировать
свои действия на основе первичных ценностных представлений.
Описание нашего замысла, содержание деятельности и сроки представим в виде таблицы (табл.1).
Литература
Юсов В. П. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование [Текст] / Б. П. Юсов // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование материалы между нар. нау.-прак. конф., г. Астрахань, 25-29 авг. 1997 г. / под. ред. Л.П.Казанцева; Сост. П.С.Волкова.-Астрахань, 1997. - с. 214-220.
В работе описаны этапы реализации проекта духовно—нравственного воспитания и образования подрастающего поколения гимназии «Возрождение», представляющего собой приоритетное направление в развитии единого образовательного пространства. Стратегической целью проекта является преобразование гимназии в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.
Столярова Елена Викторовна
директор МОУ гимназия №176 г. Екатеринбург
ПРОЕКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЗРОЖДЕНИЕ»
Возможно ли преобразование учреждения повышенного статуса в социальный институт, направленный на воспитание подлинного гражданина России?
Ключевые слова духов но-нравственное воспитание, гимназия как социальный институт, гражданин России.
У истоков школы - инициативное общественное движение «Молодежный жилищный комплекс» (МЖК). В 1988 году общее собрание МЖК объявило Всесоюзный конкурс педагогов, желающих работать в учебно-воспита-тельном центре МЖК. В конкурсе участвовали 20 педа-гогов-новаторов со всего Советского Союза. 4 педагога, прошедшие этот конкурс, работают в школе до сих пор. 20 марта 2002 года средняя общеобразовательная школа № 176 стала гимназией высшей категории. Девиз гимназии: «Единство всех и уникальность каждого». В гимназии с 2005 года ведется работа по духовно-нравственному воспитанию и образование. С 2009 года разработан и реализуется проект духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения «Возрождение», представляющий собой приоритетное направление в развитии единого образовательного пространства. Его стратегической целью является преобразование гимназии в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества,
Цель проекта: создать условия для признания приоритета устойчивых духовно-нравственных ценностей в качестве важнейшей отечественной традиции, лежащей в основе преемственности поколений.
Задачи проекта:
• развивать все звенья и направления образования на принципе патриотических и нравственных ценностей отечественной цивилизации;
• развивать педагогические технологии, раскрывающие ресурсы личности всех участников педагогического процесса: ребенок, родители, педагоги, и формирующие положительную мотивацию на духовно-нравственное и социокультурное обновление в гимназии и социуме;
• выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, формирование мотивации и опыта социокультурного обновления.
Основные направления деятельности:
ОБРАЗОВАНИЕ: для начальной школы проведение занятий и внеклассных мероприятий по программе «Урал.
Человек. Истоки» (Программа допущена МО и ПО Свердловской области, решение областного экспертного совета №360 от 26.10.06), ведение уроков «Основы религиозных культур и светской этики», проекты духовно-нравственного содержания и наполнения. Для среднего звена проведение занятий и внеклассных мероприятий по программам «Урал. Человек. Истоки», «Основы религиозных культур и светской этики» и «Духовная культура Урала». Обучение педагогов проведено в 2009-2010 учебном году. Получены учебно-методические комплекты в учебном отделе епархии и ИМЦ района. Для старшего звена введены занятия по курсу «Культура семьи» или «Духовные основы семейных ценностей». Для подготовки к этому в осенние каникулы 2009-10 учебного года были организованы встречи с родителями старшеклассников и педагогами. В марте-мае 2010 года проведен цикл бесед со старшеклассниками автором курса (мон. Нина (Крыгина). Данные беседы будут транслироваться на центральном телевидении и ТВ «Союз». Также в 10-11 кл проводится интеграция элементов духовно-нравственного воспитания и образования в действующие межпредметные учебные проекты «Великая отечественная война» и «Серебряный век». В гимназии на протяжении многих лет ведется внедрение социальных проектов, направленных на консолидацию усилий Школы, Семьи, Церкви в деле духовно-нравственного оздоровления участников образовательного сообщества гимназии (проекты «Милосердие, «Память сердца» и другие).
ВОСПИТАНИЕ Воспитательная работа ведётся по следующим направлениям:
- гражданско-патриотическое (проект «Память сердца» - создание альбома с воспоминаниями о войне членов семьи, встречи с ветеранами труда и войны, патриотическое воспитание на примере святых воен-ноначальников, через создание патриотических постановок театра «Антреприза», проведение мероприятий по плану воспитательной работы гимназии и участие в патриотических проектах района и города);
- духовно-нравственное (проект «Милосердие» по оказанию помощи детям из детских домов, адресной помощи нуждающимся детям в гимназии и жителям деревень, помощь заключенным и воинской части, участие в городских акциях помощи детям, оставленным без попечения родителей);