Научная статья на тему 'Роль литературной гостиной в формировании культурологической компетенции обучающихся'

Роль литературной гостиной в формировании культурологической компетенции обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль литературной гостиной в формировании культурологической компетенции обучающихся»

РОЛЬ ЛИТЕРАТУРНОМ ГОСТИНОИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Л. А. Мироманова, преподаватель ГБОУ СПО «Прокопьевский промышленно-экономический техникум»

Т. Я. Степаненко, библиотекарь

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок, традиционных для России, а неопределенность базовой системы ценностных ориентиров — к разрушению духовных и нравственных качеств личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Философы, педагоги, искусствоведы отмечают, что для современного общества характерны:

• потеря морально-нравственных устоев,

• новые западноевропейские, американские идеалы, не соответствующие русской менталь-ности,

• утрата традиций,

• кризис семьи,

• девальвация духовных ценностей: порядочности, верности, честности и т. п.

Расцвет массовой культуры также не открывает перед подростками дверь в настоящее искусство. Серийный характер продукции, низкая эстетика, акцент на развлекательность, комфорт, отсутствие профессионализма — вот неполный перечень черт массовой культуры, которая, конечно, не способна нести подросткам идеалы гуманизма и высокой эстетики.

И еще одна угрожающая тенденция. Последнее десятилетие вписало в историю российского образования трагическую страницу: появился новый термин «децелерация», означающий массовую задержку физического и психического развития детей (в противовес акселерации).

Причины децелерации многочисленны:

• массовая алкоголизация и наркотизация населения;

• злоупотребления в использовании фармацевтических препаратов;

• некачественное питание беременных;

• последствия экологических катастроф;

• социальная фрустрация.

Л. А. Мироманова

Т. Я. Степаненко

Часто обучающиеся имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Они агрессивны или замкнуты, эгоистичны, не умеют дружить, выстраивать отношения в коллективе, нравственно глухи, эмоционально запущены.

Психологи бьют тревогу. Растут отрицательные показатели духовного развития современных подростков:

• отторжение ценностей классического искусства,

• сужение сферы культурно-творческой деятельности,

• ориентация на потребление готовых продуктов культуры,

• стремление к развлекательным формам досуга,

• низкий уровень художественных потребностей,

• несформированность ценностно-смыслового, духовно-нравственного стержня личности.

А ведь духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. Социализация детей и подростков предполагает приобщение их к знаниям и освоение ими культурного наследия. Ценность образования все в большей степени определяется способностью ориентироваться в проблемах культуры, осмысливать свое место в мире, самостоятельно осваивать образцы культуры и пользоваться ими. Современное образование переживает сложный период. Изменились его цели. Появилась новая концепция образования, основанная на деятельност-

ном подходе, определяющем, что качество знаний оценивается тем, что умеет с ними делать обучаемый.

В ходе педагогической деятельности нам пришлось столкнуться с рядом противоречий:

• между социальным заказом на компетентного, способного к самостоятельной творческой деятельности, разносторонне образованного выпускника и снижением уровня культуры обучающихся;

• постоянно возрастающий разрыв между потенциальным уровнем усвоения учебного материала обучающимися и используемыми педагогическими технологиями.

Все это обязывает нас в корне пересмотреть отношение к педагогическим технологиям как инструментарию учебного процесса и актуализировать их изучение. Формирование культурологической компетенции является одной из важнейших задач современного образования.

Реализация культурологического аспекта в преподавании предполагает решение ряда задач:

• изучение основ художественной культуры;

• выяснение своеобразия русской культуры, ее места в мировой культуре;

• формирование интереса к личности творца художественных ценностей, способности к пониманию и анализу ее индивидуальных и типических социально-исторических черт;

• приобщение через искусство к огромному эмоционально-нравственному опыту человечества;

• развитие навыков самостоятельного восприятия произведений искусства;

• формирование нально-личностного

эмоцио-отноше-

ния к явлениям художественной культуры;

• побуждение к творческой деятельности;

• формирование эстетического вкуса;

• развитие способности словесно выражать свои мысли и чувства.

Под культурологической компетенцией следует понимать сформированные качества личности, позволяющие:

• ощущать себя субъектом культурно-исторического процесса;

• быть широко образованным, иметь познания в разнообразных областях науки и искусства;

• понимать закономерности развития культуры как процесса по созданию, сохранению и трансляции общечеловеческих ценностей;

• общаться в современном мире, оперируя реалиями, обычаями, образами не только своего народа, но и других народов Земли.

Формирование культурологической компетенции отвечает всем требованиям Национальной доктрины образования РФ, Федеральной программы развития образования, концепции модернизации российского образования, ФГОС.

Применение такой нетрадиционной формы обучения, как литературная гостиная, позволяет значительно расширить поле деятельности преподавателя, отойти от строгих рамок занятия с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание. Литературные гостиные, сочетающие эстетическую, информативную и воспитательную функции, отличаются от занятий, с одной стороны, и от литературных композиций, с другой стороны, особой

обстановкой домашней теплоты, доверительности, свободы общения, гармонией формы и содержания.

Для участников и гостей такие встречи с литературой становятся «трудом и творчеством, приобщением к культурно-нравственным ценностям русского народа, идеалам добра и красоты».

В таких мероприятиях участвуют все обучающиеся группы, каждый может найти себе роль, возможность для творческого самовыражения. Чтобы организовать такой вечер, необходимо провести большую подготовительную работу. Атмосфера тепла, заинтересованности, внимания часто невольно превращает гостей в участников мероприятия.

Целью литературных гостиных является знакомство с жизнью и работой писателей, поэтов, художников и музыкантов, известных людей, чье творчество является достоянием России.

Проведение такого рода мероприятий предусматривает большую подготовительную работу. Каждая литературная гостиная сопровождается яркой, красочной презентацией.

Этапы проведения:

1. Определение темы.

2. Разработка сценария, который является творчеством самих организаторов, определение в нем места обучающихся и гостей. Подготовка групп обучающихся, репетиции. Но никогда не репетируется весь ход литературной гостиной, весь сценарий, лишь отдельными минибло-ками, чтобы создать атмосферу непринужденной заинтересованности даже у непосредственных участников.

3. Реклама. Приглашение. Книжные выставки. Красочные объявления.

4. Создание соответствующего интерьера, декораций.

5. Создание эмоционального настроя через интригующее начало, введение музыкальных фрагментов, привлечение к участию интересных людей.

6. Момент творчества. Выразительное чтение обучающимися отрывков из произведений авторов, стихов, музыкальное их исполнение,прослушивание песен, романсов, участие в сценках.

7. Рефлексия.

Одним из последних мероприятий техникума, посвященных Году культуры, стала литературная гостиная «Золотой век российской культуры».

Путешествуя по страницам «Эпоха и лица», «Наука и техника», «Живопись», «Мода», «Уездной барышни альбом», «Танцы». «Кулинарная», обучающиеся окунулись в эпоху рассвета культуры XIX века, воссоздали атмосферу светских,

литературных и художественных салонов. При подготовке мероприятия обучающиеся объединялись в творческие группы с учетом выбранных профессий: будущие парикмахеры и швеи создали прически и наряды, начинающие повара не только поведали нам о кулинарных пристрастиях дворян, но и предложили попробовать несколько блюд того времени, студентам технических специальностей стала интересна тема научных открытий. На вечере звучали романсы, нарядные пары кружились, отплясывая мазурку. Мероприятие помогло по-новому взглянуть на «литературный быт» XIX века и подготовило к более глубокому, осмысленному восприятию произведений русской литературы и искусства той эпохи.

Предлагаем темы литературных гостиных нашего техникума:

- Блокадным дням — вовеки не забыться.

- У войны не женское лицо.

- Многоцветная палитра приветствий.

- Великий баснописец.

- Музы вели в бой.

- Великий дар — быть женщиной.

- Этикет — «за» и «против».

- Музы твоей души (творческая встреча с поэтами Прокопьевска).

- Россия начиналась не с меча.

- Вечер авторской песни.

- Веселья час.

Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе, и его воспитание не должно быть вне времени, культуры и общества.

1. Богданова О. Ю., Маранцман В. Г. Методика преподавания литературы. Внеклассная работа

по литературе.— М.: «Просвещение», 1995. — 344 с.

2. Бронзино Л. Ю., Филатова М. Н. Компетент-ностный подход в образовании: проблема формирования общекультурных компетенций студентов

в контексте социокультурной среды вуза // Современные исследования социальных проблем. — 2012. — № 6 (14). — С. 10.

3. Иванов Д. И. Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе // Школьные технологии. — 2008. — № 1. — С. 149-158.

4. Леонова Е. В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высшее образование в России. — 2010. — № 2. —

с. 124-131.

5. Нигматзянова Г.Х. Общекультурная компетентность — залог профессиональной успешности студентов. — Режим доступа: graninauki.ru/data/ documents/Vol1-2_P33-36.pdf.

6. Осмоловская И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение способы формирования // Директор школы. — 2006. — № 8. — С. 64-69.

7. Шадрина С. Литературная гостиная. 9-11 классы. — М.: «Учитель», 2009. — 220 с.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ» НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

О. Я. Чекрыжева, педагог-психолог, преподаватель ГБОУ СПО «Тяжинский агропромышленный техникум»

Наше время характеризуется прогрессирующими социально-экономическими изменениями условий жизни общества и связанными с ними нервно-психическими изменениями деятельности человека. От современного специалиста независимо от возраста требуется небывало высокий уровень психической пластичности и адаптивности. В связи с этим появилось новое понятие — психология активности.

Основные задачи психологии активности, круг которых складывается в соответствии с жизненными потребностями человека:

1. Понимание психологических особенностей и закономерностей развития основных психических состояний человека.

2. Понимание психологических механизмов коррекции и самокоррекции психических состояний с целью нейтрализации и устранения отрицательных эмоциональных состояний и целенаправленного формирования положительных состояний «Я».

3. Овладение приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности и творческих возможностей.

4. Выработка необходимых умений психогигиены, рациональных привычек, свойств личности, черт характера.

5. Рациональная постановка и разумное обоснование жизненных целей, выбор оптимальных путей их достижения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Понимание прямого влияния нравственного облика человека на устойчивость нервно-психической сферы и состояние здоровья.

Современные научные знания в области психогигиены, психопрофилактики, саморегуляции имеют не только теоретический интерес, но и непосредственное практическое значение.

В наборе психических качеств человека имеется качество, которое играет важную роль в управлении человеком самим собой, своими поступками. Это чувство ответственности, чувство долга, или то, что мы называем в обыденной жизни совестью.

Чувство ответственности по отношению к своим потребностям выполняет высшую психическую функцию: дает возможность определить их по признаку дозволенных и недозволенных. Поэтому развитию нравственного облика обучающегося как будущего специалиста-профессионала в условиях профессиональной подготовки в ГБОУ СПО ТАПТ уделяется серьезное внимание.

Согласно ФГОС в вариативной части общеобразовательных дисциплин разработан курс «человековедение». Преподавание человековедения ориентировано на саморазвитие и культурно-нравственное развитие обучающихся как будущих специалистов — социальных работников.

В процессе изучения данного курса обучающийся видит множество актуальных вопросов и проблем, которые не раз обсуждались в повседневной жизни. Иногда человек, столкнувшись с определенной проблемой в обществе или семье, может находиться в отчаянии, его мучают какие-либо сомнения, вопросы. В процессе изучения человековедения обучающийся обнаруживает, что многие из этих сомнений и вопросов не являются исключительно его личными, а являются просто «человеческими».

Особенностью этой учебной дисциплины с точки зрения ее содержания является близость к жизни. Обучающиеся обсуждают на занятиях собственные проблемы с учетом опыта, накоп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.