учающиеся первого курса, не смогли сдержать слез, когда читали строки о тех днях, во время минуты молчания в актовом зале повисла тишина и стало очевидным, что наша молодежь не такая уж бездуховная и безразличная, как часто хочет казаться.
Год культуры продолжается, сколько еще будет проведено мероприятий, которые помогут студентам ближе познакомиться с национальной культурой, приобщиться к великим произведениям русского искусства и литературы. В условиях современного общества многие черты русской культуры уходят в прошлое, а на смену им приходят новые, иногда заимствованные и чуждые элементы. Однако национальная культура России по-прежнему жива, и сейчас делается очень многое для ее сохранения, в том числе библиотеками. Библиотека всегда содействовала воспитанию, образованию, социализации граждан. Год культуры в России наполнен новы-
ми важными смыслами. Он дал старт принципиально новым процессам в духовной, культурной и интеллектуальной жизни страны, создавшей великую, беспрецедентную по своему гуманизму, совестливости и глубине культуру.
1. Библиотека как феномен культуры.— Режим доступа: www.andropov-cbs.ru/cbs/documents/ metod_kultur.pdf.
2. Визуальная культура в аспекте современности. — Режим доступа: sibac.info/11976.
3. Жаркова Л. С. Методика организации работы библиотеки в сфере социально-культурной деятельности.— М.: Литера, 2009. — 111 с.
4. Роль библиотеки в формировании регионального социально-культурного пространства: сборник научных трудов. — Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2009.— 311 с.
5. Стратегический проект «Библиотека XXI века» // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2012.— № 1. — С. 24-53.
РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Н. Х. Адодина, заведующая библиотекой ГБОУ СПО «Междуреченский горностроительный техникум»
Главная функция библиотеки — обеспечение образовательного процесса. Однако аксиомой является то, что библиотека учебного заведения — это не только информационный, но и культурный, воспитательный центр. Проблема духовного становления личности является одной из актуальных проблем воспитания. Составляющей духовной культуры личности является эстетическая культура, формируемая в процессе эстетического воспитания.
Одна из основных задач библиотек образовательного учреждения — это участие в воспитательной и гуманитарно-просветительской деятельности, формирование у обучающихся сознательно необходимых знаний и навыков, гражданской позиции, профессиональных интересов, пропаганда культурного наследия.
Нуждается ли современный студент, предельно обремененный учебными заботами, в массовой работе библиотеки?
Споры об этом давно идут в академической среде, где вполне справедливо утверждается тезис-закон: «Учеба — главный труд студента». Но разве подготовка полноценного специ-
алиста возможна без духовного развития личности, без приобщения к богатствам культуры и искусства, без выработки высших нравственных качеств?
Для библиотеки образовательного учреждения вопрос решен однозначно: массовая работа в библиотеке просто необходима. И сама жизнь подсказывает, что на первое место здесь должно встать духовно-нравственное воспитание обучающихся. Библиотека не только важнейшая учебная, информационная структура, но и незаменимый центр культурной и воспитательной работы. Главное средство в достижении этих целей — книга. Библиотеки — одни из самых продвинутых институтов инфраструктуры поддержки и развития чтения. В российской программе поддержки и развития чтения сам феномен чтения рас-
сматривается на широком фоне социокультурных процессов и проблем.
Нравственно-эстетические и духовные потребности подростков — категория изменчивая, что связано с влиянием СМИ, компьютерных технологий, аудио-, видеокультуры. Свобода, не ограниченная культурой, способна обернуться против просвещения и в конечном итоге — прогресса. А библиотекаря превратить в простого «выдавальщика» книг по требованию. В переломный для России период экономической и внутриполитической нестабильности сами понятия «руководство чтением» и «воспитание» были изъяты из библиотечной лексики. Особенно из-за этого пострадала молодежь. Структура чтения студентов была такова: деловое (для учебы) и досуговое (для отдыха). В настоящее время появляется надежда воспитать читающее поколение. Одно из приоритетных направлений «Национальной программы поддержки и развития чтения молодежи» — развитие читательской компетентности у юношества, поддержка чтения, интереса к книге, создание комфортной среды, пропаганда культурного наследия, исследование проблемы чтения в образовательных учреждениях, усиление роли чтения, развитие новых форм.
Библиотеке всегда выполняла функцию формирования «золотой книжной полки», то есть отбора и рекомендации детям различными способами лучших изданий традиционной издательской продукции и интернет-ресурсов. Но еще более важно воспитать вкус, способность отличать качественную литературу, приобщать к чтению, помогать освоить методы критического чтения. Заставить читать невозможно, а вот заразить чтением — можно. Экскурсии по библиотеке, творческие встречи с писателями и поэтами, презентации, обзоры книг и статей, беседы, литературно-музыкальные композиции, электронные выставки и обзоры, уроки по основам информационной культуры, читательские и зрительские конференции — вот неполный арсенал форм просветительской и воспитательной работы библиотеки техникума. Коллектив библиотеки принимает участие в открытых классных часах, вечерах, конференциях. Наиболее памятные из них — литературный вечер «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу», «Отечество нам — Царское Село», «Восхождение на Голгофу» (о творчестве Ч. Айтматова), «Дворянский кодекс чести», «Сквернословие Вам не к лицу», «Язык есть исповедь народа», «Поэты-шестидесятники», «Кавалергарда век недолог» (о героях войны 1812 года) и многие другие.
Вся наша классическая литература и искусство — философские размышления о мире, обществе, месте человека в этой непростой жизни, совести, добре и зле. Студенты — очень отзывчивый народ. И любые беседы, обзоры в этой аудитории превращаются в интересный диалог. Диалоговая форма бесед по книгам, которые проводятся в группах, наиболее импонирует обучающимся. Необходимо использовать меньше таких форм, где только слушают: у аудитории должна быть возможность высказать свою точку зрения, выговориться. Часто диалог переходит в полемику, а в споре, как известно, рождается истина.
Одна из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране — влияние на нее субкультур, способствующих девиантному поведению подростков. Здоровый образ жизни, антинаркотическая пропаганда и борьба с правонарушениями в молодежной среде — одна из задач воспитания. Коллектив библиотеки информирует об опасности наркомании, табакокурения, игромании и мерах их профилактики, комплектует свои фонды специальной литературой по формированию здорового образа жизни, организует книжные выставки, проводит библиографические обзоры и беседы, тематические классные часы, чтобы деятельность библиотеки в этом направлении носила комплексный и системный характер. «Проблема наркомании в художественной литературе», беседа по повести М. Булгакова «Морфий», «Дело — табак», обзоры журнала «НаркоНет», зрительская конференция по фильму «На игре» — вот неполный перечень разнообразных бесед и обзоров.
Надо отметить, что в библиотеке техникума книжная выставка — излюбленная форма рекламной и просветительской работы, которая еще и пользуется значительным интересом у пользователей библиотеки. Выставка, на которой представлены сами книги, сильнее воздействуют на читателя, чем картотека, рекомендательный список или указатель. Выставка позволяет библиотекарю рекомендовать, а читателю — получить книгу наиболее легким и удобным путем. В библиотеке были представлены книжные выставки: «Кузбасс: прошлое и настоящее», «Пусть поколения знают», «Несокрушимая и легендарная», «Свет Ясной поляны», «Слово о Тургеневе», «ТУ» — человек и самолет» (к 125-летию со дня рождения А. Н. Туполева), цикл «День воинской славы России», «Мы — граждане России. Конституции РФ — 20 лет», «Подвижники нужны, как солнце» и др. Кроме тематических, использу-
ются такие формы выставочной работы, как выставка-словарь, выставка-полемика, выставка-викторина, выставка забытых книг «Советуем перечитать», выставка-реклама «Лучшие книги года», «Вы знаете эту газету?» и др.
Чувство Родины — важнейшее чувство у каждого человека. В обстановке экологического и культурного кризиса, кризиса национального бытия стало очевидно, что решение множества проблем в жизни страны зависит от уровня сформированности гражданской позиции у молодого поколения, патриотизма, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Цикл мероприятий, посвященных Великой Победе: «День воинской славы России», «На огненной линии бытия»: зрительская конференция по фильму «Баллада о солдате», «Крым в истории России», «Крым в Великой Отечественной войне», беседа «Песни военных лет», беседы «Маршал Победы» (о Г. К. Жукове), «Константин Симонов — военный корреспондент», «Писатели — участники Сталинградской битвы», «Лейтенантская проза», урок памяти «Немеркнущий подвиг народа».
Библиотекам необходимо сократить число пафосных, грандиозных мероприятий, отдавая предпочтения камерным, целью которых явилось бы не только информирование читателя о событиях, но и проведение параллелей, например, между историей России и истории своего города. Краеведение всегда являлось для библиотек приоритетным направлением, библиотеки учебных заведений не должны быть исключением. Мероприятия библиотеки техникума, посвященные истории родного края: «Заповедная Сибирь. Земля Кузнецкая», «Город, обогнавший славу» (к юбилею Междуречен-ска), «Потомки абинцев на Кузнецкой земле», «О Горной Шории — с любовью», «Книга памяти Кузбасса», цикл «Кузбасс литературный», «Кузбасс в Великой Отечественной войне».
Право на экологически чистую среду обитания — это одно из неотъемлемых прав каждого живущего на земле. Но человечество к началу третьего тысячелетия достигло рекордных вер-
шин саморазрушения, забыв о том, что человек — дитя природы. Экологический вечер «Человек в ответе за все живое на земле», книжные выставки, диспут по роману Чингиза Айтматова «Плаха», обзоры литературы ставят задачей экологическое воспитание молодежи.
Острота проблемы межнационального общения выдвигает необходимость воспитания у молодежи толерантности к представителям разных культур и религиозных конфессий. Толерантность в многокультурном, многоязычном, многоконфессиональном обществе — одна из ключевых компетенций человека будущего. «Толерантность — дорога к миру», «Сто народов, сто языков» — такие ключевые темы помогают в осознании межнациональных отношений.
Дмитрий Лихачев в книге «Школа на Васильевском» говорил: «Обучение должно быть подчинено воспитанию, ибо цель воспитания — это, в первую очередь, привитие нравственности». Молодежь — объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества. Молодое поколение несет ответственность за настоящее и будущее своего государства. Ответственность молодого поколения реализуется на основе освоения и преобразования им системы ценностей и норм, реализации деятельности, содействующей возрождению России. Огромная ответственность в этом плане лежит на библиотеках. Еще с незапамятных времен библиотеки были хранителями книг, важным и единственным источником информации на бумажных и других носителях. В настоящее время библиотеки заявили о себе как об информационных, образовательных и культурных центрах с широким спектром разнообразных услуг, среди которых информационная, воспитательная и просветительская деятельность.
И сегодня как никогда становятся актуальными и даже в какой-то мере путеводными слова академика Д. С. Лихачева: «Пока жива библиотека — жив народ, умрет она — умрет наше прошлое и будущее».