Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психическое здоровье / дети / подростки / эпидемиология
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(Supplement 3) https://elibrary.ru/ixctdh https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3

«HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS: HISTORY AND MODERNITY»

95

Результаты. Выявлено, что на головные боли различного характера жалуются 32% обучающихся, у 31% отмечаются навязчивые движения. У 28,1% школьников выявляются проявления астенического синдрома в виде слабости, повышенной утомляемости преимущественно после занятий, 25,2% детей отмечают частые колебания настроения, страхи и различные нарушения сна. Проявления двигательной растормо-женности родители регистрируют у 13,3% обучающихся. Частые респираторные заболевания преимущественно с проявлениями ринита и кашля встречаются у 28% школьников. Жалобы со стороны пищеварительной системы в виде болей в животе различного характера отмечались у 22% детей, нарушения стула — у 12%. Однако при этом наличие заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей отметили лишь 6% родителей. У 15% школьников выявлялись различные аллергические проявления.

Заключение. Оценка самочувствия обучающихся как элемент доврачебного контроля позволяет выявить группу риска детей, требующих осмотра педиатра или узких специалистов. Наряду с этим анкетный скрининг по оценке самочувствия при использовании в динамике учебного года является одним из значимых инструментов оценки эффективности мероприятий по здоровьесбережению в образовательной организации.

* * *

ПУТИ СИСТЕМАТИЗАЦИИ МЕР ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ

Чичерин Л.П., Щепин В.О.

Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко Минздрава России, Москва, Россия

Ключевые слова: дети; охрана здоровья; Десятилетие детства; правовое и организационное обеспечение

Актуальность. Закреплённое Конституцией РФ право каждого на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь реализуется с применением программно-целевого планирования, всей многоаспектной политикой государства по защите национальной безопасности. Оно отчётливо проявляется по отношению к 32 млн детей в условиях реализации объявленного Указом Президента на 2018-2027 гг. Десятилетия детства в России. Цель: с применением программно-целевого подхода подготовить аналитические материалы с позиций общественного здоровья и здравоохранения о действенности и резервах реализации мер по охране здоровья подрастающего поколения на модели Десятилетия детства в России.

Материалы и методы. Использованы материалы государственной и ведомственной статистики. Применены основные методы комплексного анализа с акцентом на экспертный, статистический и контент-анализ.

Результаты. Прослеживается, казалось бы, логическая «цепочка» конкретных действий по реализации Указа Президента: Распоряжение Правительства о Плане основных мероприятий для реализации заинтересованным ведомствам (в редакциях: одно — до 2020 г., другое — на 2021-2024 и 20252027 гг.). Далее — создание Координационного совета при Правительстве (с его Регламентом, составом, планом работы, протоколами заседаний) и пр. Однако анализ выявил серьёзные трудности, возникающие в выполнении Указа по обеспечению как должной координации деятельности большого числа заинтересованных ведомств, органов и организаций в целом

в стране и на региональном уровне по выполнению важнейших федеральных решений по проблеме, так и контроля их реализации. Это связано с множеством реализуемых важнейших федеральных документов по достижению, согласно майскому 2018 г. Указу Президента, национальных целей развития страны на период до 2024 г., включая 12 национальных проектов: «Демография», «Здравоохранение», «Образование» и др. Ныне же, с продлением задания на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г., число проектов достигает 20.

Заключение. Ярким образцом с учётом специфики времени должного альянса, необходимого с позиций комплексности, системности, программно-целевого планирования числа причастных к делу охраны здоровья граждан структур, видится подготовленный при нашем участии один для всех групп населения документ «Комплексная программа работ по усилению профилактики заболеваний и укреплению здоровья населения СССР на 1985-1990 гг.», не исполненный в силу известных политических и социально-экономических потрясений.

* * *

СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Чубаровский В.В.12, Рапопорт И.К.1

1Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана Роспотребнадзора, Мытищи, Россия; 2Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия

Ключевые слова: психическое здоровье; дети; подростки; эпидемиология

Актуальность. На современном этапе развития общество сталкивается с новыми вызовами, адресованными к сохранению и укреплению здоровья человека в условиях кризисно меняющейся окружающей социальной среды. При этом значимые данные о состоянии психического здоровья различных социальных и возрастных групп учащихся практически отсутствуют. Цель: определить особенности эпидемиологии, патоморфоза клинических проявлений психической дезадаптации учащихся в различные периоды онтогенеза.

Материалы и методы. В течение 20 лет единой группой специалистов по унифицированным методикам оценки состояния пациентов было обследовано 1500 учащихся школ, профессиональных училищ и колледжей Москвы, Чебоксар, Вязьмы в возрасте 7-17 лет. На первом этапе проводились анкетирование и исследования с использованием психометрических методик: патохарактерологического диагностического опросника (А.Е. Личко, Н.Я. Иванов), Миннесотского многоаспектного личностного опросника (Ф.Б. Березин), методик Р. Еэмм-ла, М. Дорки, Т.В. Воробёвой и др. На втором этапе проводилось клиническое обследование детей врачом-психиатром по унифицированной методике оценки состояния, корреспонди-рованной с МКБ-10. Сравнивали группы детей 7-11 лет и подростков 12-17 лет. Различия считали значимыми прир < 0,05.

Результаты. Пограничные психические нарушения разной степени выраженности были диагностированы у 65,2% обследованных подростков и у 55,1% детей (р < 0,05). Следует отметить, что значимые различия были определены в отношении синдромально-очерченных состояний невротического круга: неврозы и неврозоподобные состояния: 22,05% против

Российский педиатрический журнал. 2024; 27(Приложение 3)

https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3 https://elibrary.ru/ixctdh

«ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

96

8,97%. Патохарактерологические нарушения также значительно чаще отмечались у подростков. Однако невротические реакции чаще диагностировались у младших школьников: 37,5 и 24,7% соответственно. Явные и скрытые акцентуации характера выявлялись с гораздо более высокой частотой у учащихся подросткового возраста: 83,6% против 23,4%. В их структуре преобладали лица с неустойчивыми, истероидными, эмоционально-лабильными и эпилептоидными (эксплозивный вариант) чертами. У подростков существенно чаще отмечались девиации поведения делинквентной, криминальной и аддик-тивной форм. В структуре зависимостей доминирующее положение занимали информационные формы.

Заключение. Можно утверждать, что возрастные особенности оказывают выраженное влияние на распространённость отдельных форм психической дезадаптации учащихся. Пубертатный период выступает ведущим биологическим фактором формирования акцентированных характерологических особенностей расстройств поведения и информационной зависимости.

* * *

УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Шестёра А.А., Транковская Л.В., Нагирная Л.Н.

Тихоокеанский государственный медицинский университет Минздрава России, Владивосток, Россия

Ключевые слова: умственная работоспособность; студенты; психическое здоровье

Актуальность. В последние годы частота выявления нервно-психических расстройств среди студентов колеблется от 7% до 80%. В большинстве случаев нервно-психические расстройства отмечаются у первокурсников, для которых характерны обсессивно-фобические нарушения (страхи, опасения и неуверенностью в своих поступках и решениях). Данное состояние значительно влияет на социально-психологическую адаптацию к учебному процессу. Ведущим показателем функционального состояния психики является умственная работоспособность, интегрирующая основные свойства — восприятие, память и др. Цель: определить особенности умственной работоспособности студентов-первокурсников медицинского вуза.

Материалы и методы. Обследованы 72 студента 1-го курса: 15 юношей и 57 девушек в возрасте 18,4 ± 0,7 года. Уровень умственной работоспособности изучали с помощью корректурной пробы Тулуз-Пьерона (онлайн-версия) в динамике учебного дня и учебной недели. Статистический анализ данных проводили с использованием программы «ЗШТеЛ V. 3.1.7».

Результаты. Анализ индивидуальных изменений умственной работоспособности обучающихся выявил, что её дневная динамика с четверга по субботу характеризуется быстрым падением показателей и преобладанием выраженного утомления (28,6, 27,6 и 31,5% наблюдений соответственно). В течение учебной недели изменения умственной работоспособности студентов в большинстве случаев развиваются по неблагоприятному типу (62,8 ± 5,1% наблюдений), из них первые признаки утомления регистрировались у 30,6 ± 6,2% обучающихся, наступившее утомления — у 10,6 ± 5,1%, выраженное — у 21,6 ± 8,1%. Благоприятные сдвиги работоспособности в течение недели отмечены лишь у 37,3 ± 5,1% студентов.

Заключение. Неблагоприятная динамика умственной работоспособности вызывает тревогу, т. к. это может свидетельствовать о быстрой истощаемости центральной нервной системы и является признаком отрицательного влияния учебной

нагрузки на психическое здоровье обучающихся.

* * *

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Шубочкина Е.И.

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия

Ключевые слова: подростки; умственная отсталость; последствия; профориентация; работа

Актуальность. Дети с умственной отсталостью составляют до 60% среди детей с особыми потребностями и нуждаются в поддержке при обучении и профориентации. Цель: определить возможности обучения и профориентации подростков с умственной отсталостью.

Базы данных. Проведён анализ данных литературы о подростках с различной выраженностью умственной отсталости, её причинах, возможностях обучения, профориентации и трудоустройства по базам данных Web of Science, PubMed, eLIBRARY.RU, Cyberlernnka.

Результаты. В коррекционной педагогике умственная отсталость определяется как стойкое снижение познавательной деятельности ребёнка из-за органического поражения центральной нервной системы. Причинами умственной отсталости являются наследственные врождённые нарушения обмена веществ, асфиксия в родах, инфекции, черепно-мозговые травмы, алкогольное поражение и необратимые повреждения головного мозга. Доля людей с лёгкой умственной отсталостью составляет 70-90%, со средней и тяжёлой — 10-30%. У таких детей изменена вся система потребностей и мотивов, имеются патологические наклонности. Отмечается своеобразное нарушение моторики: движения плохо автоматизированы, имеются произвольные и спонтанные движения. Поведение лишено стойких мотивов, часты аффективные вспышки. Актуальными являются вопросы адаптации таких детей при школьном обучении и профориентация при выборе профессии. Вопросы профессионального самоопределения учащихся с нарушениями интеллекта и их трудоустройства имеют особую актуальность из-за узкого круга доступных профессий. Сущность профессионального самоопределения заключается в осознанном отношении к выбранной или выполняемой работе. Для обеспечения социально-трудовой адаптации нужны благоприятные условия для школьного обучения и профессиональной подготовки. Установлено, что до 32% подростков с умственной отсталостью учатся в колледжах среднего профессионального образования. Выпускники с нарушениями интеллекта часто не достигают понимания правильности своего выбора, объективной оценки своих способностей, навыков и компетенций. Однако понимают важность работы и хотят трудиться. Трудоустройство людей с нарушениями интеллекта является самым важным аспектом рассматриваемой проблемы, т. к. они не способны конкурировать с другими людьми без специальной поддержки и часто не могут найти работу. Им необходима специальная поддержка в виде профориентации на рабочем месте или дальнейшее обучение в про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.