Российский педиатрический журнал. 2024; 27(Приложение 3)
https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3 https://elibrary.ru/ixctdh
«ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
96
8,97%. Патохарактерологические нарушения также значительно чаще отмечались у подростков. Однако невротические реакции чаще диагностировались у младших школьников: 37,5 и 24,7% соответственно. Явные и скрытые акцентуации характера выявлялись с гораздо более высокой частотой у учащихся подросткового возраста: 83,6% против 23,4%. В их структуре преобладали лица с неустойчивыми, истероидными, эмоционально-лабильными и эпилептоидными (эксплозивный вариант) чертами. У подростков существенно чаще отмечались девиации поведения делинквентной, криминальной и аддик-тивной форм. В структуре зависимостей доминирующее положение занимали информационные формы.
Заключение. Можно утверждать, что возрастные особенности оказывают выраженное влияние на распространённость отдельных форм психической дезадаптации учащихся. Пубертатный период выступает ведущим биологическим фактором формирования акцентированных характерологических особенностей расстройств поведения и информационной зависимости.
* * *
УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Шестёра А.А., Транковская Л.В., Нагирная Л.Н.
Тихоокеанский государственный медицинский университет Минздрава России, Владивосток, Россия
Ключевые слова: умственная работоспособность; студенты; психическое здоровье
Актуальность. В последние годы частота выявления нервно-психических расстройств среди студентов колеблется от 7% до 80%. В большинстве случаев нервно-психические расстройства отмечаются у первокурсников, для которых характерны обсессивно-фобические нарушения (страхи, опасения и неуверенностью в своих поступках и решениях). Данное состояние значительно влияет на социально-психологическую адаптацию к учебному процессу. Ведущим показателем функционального состояния психики является умственная работоспособность, интегрирующая основные свойства — восприятие, память и др. Цель: определить особенности умственной работоспособности студентов-первокурсников медицинского вуза.
Материалы и методы. Обследованы 72 студента 1-го курса: 15 юношей и 57 девушек в возрасте 18,4 ± 0,7 года. Уровень умственной работоспособности изучали с помощью корректурной пробы Тулуз-Пьерона (онлайн-версия) в динамике учебного дня и учебной недели. Статистический анализ данных проводили с использованием программы «ЗШТеЛ V. 3.1.7».
Результаты. Анализ индивидуальных изменений умственной работоспособности обучающихся выявил, что её дневная динамика с четверга по субботу характеризуется быстрым падением показателей и преобладанием выраженного утомления (28,6, 27,6 и 31,5% наблюдений соответственно). В течение учебной недели изменения умственной работоспособности студентов в большинстве случаев развиваются по неблагоприятному типу (62,8 ± 5,1% наблюдений), из них первые признаки утомления регистрировались у 30,6 ± 6,2% обучающихся, наступившее утомления — у 10,6 ± 5,1%, выраженное — у 21,6 ± 8,1%. Благоприятные сдвиги работоспособности в течение недели отмечены лишь у 37,3 ± 5,1% студентов.
Заключение. Неблагоприятная динамика умственной работоспособности вызывает тревогу, т. к. это может свидетельствовать о быстрой истощаемости центральной нервной системы и является признаком отрицательного влияния учебной
нагрузки на психическое здоровье обучающихся.
* * *
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Шубочкина Е.И.
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия
Ключевые слова: подростки; умственная отсталость; последствия; профориентация; работа
Актуальность. Дети с умственной отсталостью составляют до 60% среди детей с особыми потребностями и нуждаются в поддержке при обучении и профориентации. Цель: определить возможности обучения и профориентации подростков с умственной отсталостью.
Базы данных. Проведён анализ данных литературы о подростках с различной выраженностью умственной отсталости, её причинах, возможностях обучения, профориентации и трудоустройства по базам данных Web of Science, PubMed, eLIBRARY.RU, Cyberlernnka.
Результаты. В коррекционной педагогике умственная отсталость определяется как стойкое снижение познавательной деятельности ребёнка из-за органического поражения центральной нервной системы. Причинами умственной отсталости являются наследственные врождённые нарушения обмена веществ, асфиксия в родах, инфекции, черепно-мозговые травмы, алкогольное поражение и необратимые повреждения головного мозга. Доля людей с лёгкой умственной отсталостью составляет 70-90%, со средней и тяжёлой — 10-30%. У таких детей изменена вся система потребностей и мотивов, имеются патологические наклонности. Отмечается своеобразное нарушение моторики: движения плохо автоматизированы, имеются произвольные и спонтанные движения. Поведение лишено стойких мотивов, часты аффективные вспышки. Актуальными являются вопросы адаптации таких детей при школьном обучении и профориентация при выборе профессии. Вопросы профессионального самоопределения учащихся с нарушениями интеллекта и их трудоустройства имеют особую актуальность из-за узкого круга доступных профессий. Сущность профессионального самоопределения заключается в осознанном отношении к выбранной или выполняемой работе. Для обеспечения социально-трудовой адаптации нужны благоприятные условия для школьного обучения и профессиональной подготовки. Установлено, что до 32% подростков с умственной отсталостью учатся в колледжах среднего профессионального образования. Выпускники с нарушениями интеллекта часто не достигают понимания правильности своего выбора, объективной оценки своих способностей, навыков и компетенций. Однако понимают важность работы и хотят трудиться. Трудоустройство людей с нарушениями интеллекта является самым важным аспектом рассматриваемой проблемы, т. к. они не способны конкурировать с другими людьми без специальной поддержки и часто не могут найти работу. Им необходима специальная поддержка в виде профориентации на рабочем месте или дальнейшее обучение в про-
Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(Supplement 3) https://elibrary.ru/ixctdh https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3
«HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS: HISTORY AND MODERNITY»
97
фессиональных колледжах или курсах. Нужно оценивать потребности региона в несложных профессиях, доступных для выпускников коррекционных школ.
Заключение. Воспитание и обучение аномальных детей — сложная социальная и педагогическая работа. Её решение служит целям подготовки этих подростков в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно-полезной жизни. Необходимо совершенствовать
методы обучения, делая их более эффективными.
* * *
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА
Шубочкина Е.И., Айзятова М.Ю., Курганский А.М.
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия
Ключевые слова: студенты; здоровье; образ жизни; влияние
Актуальность. Состояние здоровья детей подросткового возраста характеризуется негативными тенденциями с увеличением частоты выявления хронических форм патологии (ХП). Это определило своевременность анализа состояния здоровья и образа жизни студентов социального колледжа. Цель: определить влияние образа жизни на показатели состояния здоровья студентов.
Материалы и методы. Проведён опрос 224 студентов 1-го и 3-го курсов социального колледжа. Данные обрабатывали с использованием статистических методов.
Результаты. Среди студентов, имеющих ХП, вредные привычки более распространены, чем среди здоровых студентов. Курили на 1-м курсе 36,6% здоровых студентов и 45,9% студентов с ХП. Употребляли периодически алкогольные напитки в сравниваемых группах 36,6 и 35,1% соответственно.
Пробовали наркотические вещества 13,5% студентов, имеющих ХП, и 6,5% здоровых. Риск появления раздражительности был выше у студентов с ХП: RR = 1,65; СЬ = 1,072,55; EF = 39,53%. На 3-м курсе риск был выше и составил: КЯ = 3,13; СЬ = 1,57-6,24; EF = 68%, что можно связать с увеличением учебной нагрузки. Своё питание как плохое оценили на 1-м курсе 75,7% студентов с ХП, у здоровых студентов таких ответов было 14,6%. Риски плохого питания у лиц с ХП составили ЯЯ = 5,7; СЬ = 3,49-7,67; EF = 80,7%. У студентов 3-го курса различий в сравниваемых группах не было. Не соблюдали режим питания на 1-м курсе 39% здоровых студентов и 32% лиц с ХП. Риски составили: ЯЯ = 2,22; СЬ = 1,09-4,52; EF = 54,9%. На 3-м курсе риски нарушения режима питания были выше у лиц с ХП, среди которой преобладали заболевания системы пищеварения: ЯЛ = 2,6; СЬ = 1,38-4,90; EF = 61,54%. Важной составляющей образа жизни является продолжительность ночного сна. Показано, что сон меньшей продолжительности (5-6 ч) был у 59,5% здоровых студентов 1-го курса и у 74% студентов с ХП. Риски, связанные с сокращённой продолжительностью сна, составили: ЯЯ = 2,22; СЬ = 1,51-3,28; EF = 55,0%. У студентов 3-го курса различия были больше: ЯЯ = 3,06; СЬ = 1,58-59,40; EF = 67,35%. Занятия спортом положительно влияют на состояние здоровья. Показано, что студенты 1-го курса с ХП реже занимаются спортом. Риски, связанные с гиподинамией, были вдвое выше у студентов с ХП и составили: ЯЯ = 2,74; СЬ = 1,86-4,04; EF = 63,51%. У студентов 3-го курса достоверных различий не было. Установлено, что образ жизни студентов, имеющих ХП, увеличивает риски здоровью.
Заключение. Установлено, что студенты с ХП представляют группу повышенного риска по образу жизни. Необходимы занятия профилактической направленности, которые целесообразно проводить силами медицинских работников, психологов и педагогов.
* * *