Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети / адаптация / обучение / анкетирование
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Российский педиатрический журнал. 2024; 27(Приложение 3)

https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3 https://elibrary.ru/ixctdh

«ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

72

своей жизнью, имеют высокий уровень всех показателей КЖ. Плохие взаимоотношения с членами семьи оказывают негативное влияние на все показатели КЖ. Наличие хронических заболеваний также приводит к уменьшению показателей КЖ, кроме показателей ролевого функционирования, обусловленных физическим или эмоциональным состоянием. Анализ показал, что существует тесная связь между удовлетворённостью студентов специальностью, по которой они обучаются, и показателями КЖ, что положительно влияет на все показатели, кроме показателей ролевого функционирования, обусловленного физическим состоянием, и общего состояния здоровья. Значимое уменьшение показателей КЖ отмечается у молодых людей, которые курят и принимают наркотики. Существует отрицательная связь между подверженностью насилию и показателями КЖ. Отмечается улучшение КЖ у студентов, занимающихся спортом, у которых достоверно высокие показатели КЖ по сравнению с не занимающимися спортом.

Заключение. Социально-экономический статус и образ жизни имеют высокое влияние на КЖ студентов-первокурсников. В связи с этим большое значение имеют меры по охране здоровья и повышению благосостояния молодёжи в соответствии

с молодежной политикой, реализуемой нашим государством.

* * *

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ РУЧЕК НА ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Барсукова Н.К., Надежина Л.Г., Храмцов П.И.

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия

Ключевые слова: младшие школьники; графический навык; эргономическая и традиционная ручки

Актуальность. Письмо является одним из ведущих видов учебной деятельности младших школьников. В процессе освоения графических навыков письма большое значение имеет степень соответствия конструкции ручек современным эргономическим требованиям. Отличительными особенностями конструкций современных эргономических ручек является наличие фиксированных ложе для большого, указательного и среднего пальцев руки, резиновых вставок на корпусе, обеспечивающих правильный и надёжный захват. Их форма позволяет уменьшить давление указательного и большого пальцев руки и использовать вес ручки для приложения давления, необходимого для письма. Цель: провести гигиеническую оценку формирования графического навыка письма у младших школьников при использовании эргономических ручек.

Материалы и методы. Оценка сформированности графического навыка письма при использовании традиционной и эргономической ручки проводилась в соответствии с разработанной нами методикой, которая включала оценку почерка по 5-балльной шкале по следующим показателям: соответствие буквы образцу, равнонаклонность букв, соблюдение точности границ строки, правильность соединения букв, аккуратность.

Результаты. У школьников, использующих эргономические ручки, по сравнению с детьми, использующими традиционные ручки, выявлены положительные значения прироста качества письма. Причём больший прирост (29,2%) был отмечен у обучающихся 1-х классов. Период исследования совпал с переходом детей от письма карандашом к пись-

му ручкой. В таких условиях, когда ещё не сформированы устойчивые навыки письма, использование эргономической ручки казалось более эффективным. У детей во 2-х и 3-х классах прирост значений оказался минимальным и составил 3,8-4,4%. У школьников 4-х классов вновь было отмечено увеличение прироста значений суммарной балльной оценки качества письма до 12,4%. В целом, по всем обучающимся 1-4-х классов прирост значений составил 11,1%. Таким образом, анализ прироста суммарной оценки качества письма как отношение разности исходных и конечных значений к исходному значению у школьников от 1-го к 4-му классу выявил положительное влияние эргономической конструкции ручки на формирование графического навыка письма. При этом установлены различия в формировании навыка письма.

Заключение. Использование эргономических ручек способствовало меньшему утомлению мышц предплечья и кисти рук в процессе письма. Большая эффективность выявлена у обучающихся 1-х классов, у которых отсутствуют сформированные графические навыки письма.

* * *

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Березина Н.О., Краева А.Ю., Храмцов П.И.

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия

Ключевые слова: дети; адаптация; обучение; анкетирование

Актуальность. Начало обучения в школе — важный и трудный этап в жизни каждого ребёнка. Своевременность выявления проблем адаптации к школе и целенаправленная работа по их устранению будут способствовать обеспечению позитивного отношения детей к школе, успешности обучения, сохранению и укреплению их здоровья. Цель: определить особенности адаптации детей к обучению при поступлении в школу.

Материалы и методы. Обследованы 147 детей-первоклассников. На базе гимназии было проведено анкетирование учителей в пяти 1-х классах. Разработанная анкета позволила оценить самочувствие ребёнка, его эмоциональное состояние и поведение, трудности в обучении.

Результаты. Установлено, что только 31,3% детей легко справлялись с выполнением несложных заданий, каждому 5-му первокласснику было сложно учиться, каждый 6-й ребёнок допускал много ошибок. С трудом осваивали школьную программу по русскому языку, чтению и математике 16,317,7% детей. По мнению педагогов, каждый 4-й обучающийся плохо умел рисовать и плохо владел ножницами, 45,5% детей не умели правильно держать карандаш и ручку, при этом абсолютное большинство детей (89,2%) до школы посещали детский сад, больше половины детей дополнительно проходили подготовку к школе, как правило, в вечернее время, нарушая режим дня. При этом каждый 4-й ребёнок не мог до конца выслушать учителя, постоянно отвлекался на уроках. Часто приходят в школу с плохим настроением до 8,3% детей. Проявления агрессии и конфликтности выявлены у каждого 5-го первоклассника, жалобы на головную боль и усталость — у 21%. Доля часто болеющих детей составила 23,8%.

Заключение. Полученные данные свидетельствуют о недостаточно эффективной подготовке будущих первоклассни-

https://elibrary.ru/ixctdh

Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(Supplement 3) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3

73

«HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS: HISTORY AND MODERNITY»

ков к систематическому обучению в школе. Следует обратить внимание родителей и педагогов на соблюдение режима дня, оптимизацию образовательных нагрузок с учётом возраста и необходимость своевременной коррекции нарушений эмоционального состояния и поведения детей.

* * *

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ

Бобошко А.В., Филькина О.М., Воробьева Е.А., Долотова Н.В.

Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова Минздрава России, Иваново, Россия

Ключевые слова: подросток; интернет-зависимость; физическое развитие; успеваемость; физический дискомфорт; умственная работоспособность

Актуальность. Интернет-зависимость (ИЗ) в России среди подростков варьирует от 4,25 до 22,6% и негативно сказывается на их здоровье. Цель: выявить особенности состояния здоровья подростков 15-17 лет с ИЗ.

Материалы и методы. Обследованы 506 подростков 1517 лет, обучающихся в образовательных учреждениях г. Иваново. Для оценки ИЗ использовали методику С. Чена (2003). Отобрано 150 подростков: 50 — с ИЗ; 50 — с риском ИЗ; 50 — без ИЗ. Оценивали средний балл успеваемости подростков, умственную работоспособность (корректурные пробы). Проводили анкетирование на выявление жалоб (физическое недомогание и дискомфорт), возникающих в период интернет-активности. Определяли средние показатели длины и массы тела, индекса массы тела с последующей оценкой физического развития по методу сигмальных отклонений.

Результаты. Установлено, что 33% подростков не имеют ИЗ, 51% находятся в группе риска, а у 16% имеется значимая ИЗ. Низкая школьная успеваемость выявлена у подростков с ИЗ (средний балл 3,6) по сравнению с подростками с риском ИЗ (3,8; р < 0,05) и без ИЗ (4,1; p < 0,001). Подростки с ИЗ чаще испытывали физическое недомогание (54,7%), чем подростки из группы риска (21,9%;p < 0,05) и без ИЗ (12,3%; p < 0,05). Физический дискомфорт чаще отмечали подростки с ИЗ (50%), чем дети из группы риска (14,2%) и без ИЗ (1,3%). При проведении корректурных проб у подростков с ИЗ фиксировался более низкий показатель точности (0,5) по сравнению с подростками с риском (0,76; p < 0,001) и без ИЗ (0,78; p < 0,01). Коэффициент умственной работоспособности также был ниже (155 против 231; p < 0,01 и 238; p < 0,001 соответственно). Самые низкие показатели средней длины и массы тела, индекса массы тела определялись у подростков с ИЗ. Дефицит массы тела чаще встречался у детей с ИЗ (30%) по сравнению с группой риска (2%;p < 0,05) и без ИЗ (12%,p < 0,05).

Заключение. ИЗ выявлялась у 16% подростков, у 51% определяли группу риска, а у 33% детей не было ИЗ. Подростки с ИЗ характеризовались низкой успеваемостью и умственной работоспособностью, чаще испытывали физический дискомфорт и недомогание в период интернет-активности, у них меньше средние показатели длины и массы тела и индекса массы тела, чаще выявлялся дефицит массы тела.

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ-ИНТЕРНАТА

Богомолова Е.С., Ковальчук С.Н., Максименко Е.О.

Приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России, Нижний Новгород, Россия

Ключевые слова: физическое развитие; старшеклассники; образовательные организации

Актуальность. Физическое развитие является ключевым показателем изменения роста и развития детей. Мониторинг физического развития помогает своевременно определять уникальные характеристики морфофункционального состояния молодёжи, а также измерять уровень и интенсивность воздействия элементов среды обитания на здоровье молодого поколения. Цель: определить показатели морфофункционального развития учащихся 10-х классов лицея-интерната.

Материалы и методы. Обследованы 252 ученика (87 юношей и 165 девушек) 10-го класса лицея-интерната с использованием унифицированного подхода к антропометрическим измерениям. Анализ данных проведён с помощью цен-тильного метода, нормы были определены с использованием региональных центильных шкал.

Результаты. Установлено, что у большинства обследованных юношей (72,4%) и девушек (75,8%) масса тела нормальная. С повышенной и высокой массой тела было 19,5% юношей и 18,2% девушек. Нормальная длина тела выявлена у 71,4% юношей и 83,1% девушек, однако юноши с высокой длиной тела встречались в 2,4 раза чаще. Анализ групп физического развития показал, что нормальное физическое развитие было более чем у половины учащихся (62,1% юношей и 60,6% девушек). В структуре отклонений в физическом развитии повышенная и высокая масса тела заняли первое ранговое место и встречались чаще, чем среди девушек, на 5,7%. Анализ гемодинамических показателей выявил преобладание учащихся с нормальными значениями частоты сердечных сокращений (76,2% юношей и 83,3% девушек). Однако учащённое сердцебиение встречалось в 3,3 раза чаще у юношей, а уреже-ние пульса было отмечено у девушек. Большинство подростков имели нормальные уровни системного систолического и диастолического артериального давления. Отклонения чаще выявлялись у девушек. При этом более половины учащихся (53,1% юношей и 63,1% девушек) имели нормальную жизненную ёмкость лёгких. Низкие значения в 3,48 раза чаще наблюдались у девушек. Нормальные значения динамометрии правой и левой кистей установлены у большинства учащихся. В группе с низкими значениями динамометрии рук были преимущественно девушки.

Заключение. Анализ морфофункционального состояния учащихся 10-х классов лицея-интерната показал, что большинство подростков имели нормальное физическое развитие. Установлено, что число подростков с высокой длиной тела в 2,4 раза больше среди юношей. Гемодинамические показатели в пределах возрастно-половой нормы выявлены у большинства школьников (70-82%).

* * *

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.