DOI 10.22394/1818-4049-2018-82-1-48-54 УДК 316.35
М. Н. Зинятова Е. А. Клеймёнов Е. В. Чепиков
Состояние профессиональной служебной и физической подготовки в общественном мнении сотрудников правоохранительных органов: региональный аспект
В статье на основании социологического опроса, проведенного Дальневосточным юридическим институтом Министерства внутренних дел России (далее - МВД) в территориальных органах МВД России, расположенных в Хабаровском крае, рассмотрены вопросы организации профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников Управления Министерства внутренних дел (далее - УМВД) России по Хабаровскому краю и подразделений им подчиненных.. В социологическом измерении представлены описание и анализ общественного мнения сотрудников указанных подразделений об отдельных видах данного направления подготовки кадров для органов внутренних дел.: правовой и служебной подготовке, огневой подготовке, физической подготовке. Результаты исследования представлены в распределениях по подразделениям, выделенным по функциональным и территориальным основаниям. Установлено, что удовлетворенность сотрудников профессиональной служебной и физической подготовкой имеет достаточно высокий уровень. Выявленные причины неудовлетворенности занятиями по отдельным видам такой подготовки во многом воспроизводят общероссийские тенденции, отмеченные в специальной литературе. Показана необходимость приоритетного совершенствования занятий по физической и огневой подготовкам, проводимых с сотрудниками полиции.
Ключевые слова.: проблемы профессиональной служебной и физической подготовки, удовлетворенность сотрудников органов внутренних дел, правовая, и служебная подготовка, огневая подготовка, физическая подготовка.
Одним из направлений модернизации системы МВД России стало его кадровое совершенствование1. Проводится оно, главным образом, в направлении улучшения процедур кадрового отбора
(поступления на службу), а также по линии подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД). Согласно статье 76 Федерального закона № 342-Ф3 подготовка
1Указ Президента РФ от 24.12.2009 N 1468 (ред. от 01.03.2011) "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации".
Зинятова Марина Николаевна - канд. филос. наук, доцент, начальник кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин, Дальневосточный юридический институт МВД России (680020, Россия, Хабаровск, пер Казарменный, д. 15). E-mail: Kaf_sgied@mail.ru
Клеймёнов Евгений Алексеевич - канд. социол. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин, Дальневосточный юридический институт МВД России (680020, Россия, Хабаровск, пер Казарменный, д. 15). E-mail: yevgeni-k1@yandex.ru
Чепиков Евгений Валерьевич - канд. филос. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин, Дальневосточный юридический
институт МВД России (680020, Россия, Хабаровск, пер Казарменный, д. 15). E-mail:chepikov_ev@mail.ru
кадров для ОВД осуществляется путем профессиональной служебной и физической подготовки (далее - ПСиФП)2. Последняя представляет собой целенаправленную, то есть организованную по месту службы сотрудников систему мероприятий для постоянного поддержания и совершенствования профессиональных качеств, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на ОВД с учетом оперативной обстановки, специфики и профиля их оперативно-служебной деятельности [Чурсин, 2014. С. 266].
В соответствии с Порядком организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации3, ПСиФП включает в себя правовую, служебную, огневую и физическую подготовки. В силу этого же Порядка ПСиФП является наиболее распространенным направлением подготовки кадров для ОВД: занятия в рамках ПСиФП охватывают весь личный состав ОВД и организуются еженедельно.
Значимость указанных видов ПСиФП для ОВД задана не только норматив-но3, но обоснована также доктриналь-но. Среди наиболее важных аргументов в таком обосновании типично выделяются следующие: осуществление обучения по месту службы без отрыва от нее, предельная практическая ориентация подготовки, которая достигается за счет привлечения к проведению занятий наиболее опытных и подготовленных в прикладном отношении сотрудников, оперативность устранения пробелов и недостатков в реализации и приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного исполнения обязанностей в динамично изменяющихся условиях несения службы и в целом социальной действительности [Байдаев, 2014. С. 262].
Особую важность данные доводы приобретают в условиях сложившейся тенденции формирования кадрово-
го состава ОВД, когда большую часть (70%) из вновь принятых на службу составляют сотрудники, окончившие различные образовательные учреждения Минобрнауки России и не имеющие соответствующей специальной, в том числе профессионально-прикладной подготовки [Сафонов, 2010. С. 299].
В специальной литературе также показаны фактические обстоятельства, характеризующие проблемные сферы ПСиФП в настоящее время: недостаточное использование возможностей современных образовательных технологий в том числе электронных в совершенствовании профессиональной подготовки сотрудников ОВД; отсутствие этапной последовательности в системе подготовки сотрудников ОВД [Коблов, Хадиков, 2016]; отсутствие или недостаточность необходимых материально-технических средств; распространение практик формального проведения занятий, ненадлежащая содержательная и методическая подготовка руководителей занятий [Бай-даев, 2015. С. 4]; отсутствие правового регулирования правовой и служебной подготовки, четкого определения профессиональных знаний и умений современного сотрудника ОВД, их критериев либо профессиональных стандартов, [Маслов, Чурсин, 2015. С. 291 ; Чурсин, 2015. С. 195]; универсальность методик подготовки сотрудников по ряду направлений ПСиФП, не позволяющая должным образом учесть потребности сотрудников различных подразделений [Клименко, 2016. С. 112].
Особую остроту данные сложности приобретают на местах, в регионах и муниципальных образованиях, поскольку именно в территориальных органах ведомства проходят службу сотрудники, непосредственно обеспечивающие общественные порядок и безопасность, раскрывающие преступления, оказывающие государственные услуги и реализующие другие задачи, возложенные на
2Федеральнъсй закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
3Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации»> // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
МВД России4.
Перечисленные обстоятельства, свидетельствующие об актуальности изучения ПСиФП на региональном уровне, предопределили необходимость социологического исследования (далее - «Исследование», «опрос»)5 уровня удовлетворенности различными направлениями ПСиФП у сотрудников УМВД России по Хабаровскому краю и подразделений ОВД, ему подчиненных (далее - сотрудники УМВД), для выявления проблем в её организации и проведении. Необходимость такого исследования подтвердилась и в его результатах. Так, относительное большинство участников опроса (42,3%) отметили, что эффективно исполнять служебные обязанности им помогает прежде всего их собственный профессиональный уровень. Залогом же последнего, как было показано выше, во многом является ПСиФП сотрудников органов внутренних дел.
Исследование позволило установить, что опрошенные сотрудники в целом достаточно высоко оценивают систему совершенствования профессиональных знаний и навыков в ОВД. Об этом говорит тот факт, что большинство опрошенных (59,3%) удовлетворены такой системой. Вместе с тем каждый третий респондент (31,2%) не удовлетворен ей.
При этом достаточно высокие результаты удовлетворенности характерны для всех подразделений, принимавших участие в опросе, равно как и для сотрудни-
ков всех видов служб (полиции, следственных подразделений, обеспечивающих подразделений (кадровых, финансовых, тыловых)) и, вероятно, во многом предопределены оптимистичными оценками отдельных видов ПСиФП.
Так, занятиями по правовой и служебной подготовке (далее - «ПСП»)6 удовлетворено абсолютное большинство респондентов (85,7%), тогда как противоположных мнений придерживается только каждый десятый опрошенный (11,2%).
Среди причин, по которым сотрудники УМВД не удовлетворены проведением занятий по ПСП, следует выделить следующие (со значениями в процентах от числа опрошенных, не удовлетворенных проведением указанных занятий): занятия проходят формально - для «галочки» (47,6%), лекторы не используют наглядных материалов (презентации, видеоматериалы, раздаточный материал и другое) (38%), лекторы не могут заинтересовать аудиторию, как правило читают или выдают учебный материал под диктовку, (35,7%); недостаточность или отсутствие практической значимости занятий (30,95%), малое количество занятий по правовой и служебной подготовке (23,81%), некомпетентность лекторов в проведении занятий (23,81%).
Исследование также выявило высокую удовлетворенность сотрудников занятиями по физической подготовке. Последними удовлетворены 79,5% опрошенных, в то время как обратной точки
4 Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
5 Социологический опрос «Удовлетворенность сотрудников органов внутренних дел Российской федерации служебной деятельностью (на примере УМВД России по Хабаровскому краю)», проведен в подразделениях УМВД России по Хабаровскому краю (по тексту также - УМВД по краю, УМВД), УМВД России по г. Хабаровску (далее по тексту статьи - УМВД (Хабаровск), УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре (далее по тексту статьи - УМВД (К/на/А), ОМВД России по Вяземскому району (далее по тексту статьи - ОМВД) (вместе по тексту статьи - подразделения УМВД, подразделения) в апреле - мае 2016 г. по квотной выборке методом случайного отбора респондентов. Объектом опроса выступили сотрудники полиции, следственных подразделений, обеспечивающих подразделений (кадровых, финансовых, тыловых) (анкетный опрос, п=374; статистическая погрешность не превышает 5%).
6 На практике разделить правовую и служебную подготовки достаточно сложно, поскольку темы занятий очень тесно соприкасаются, а формы их проведения тождественны. Об этом свидетельствуют и положения пунктов 97, 99 Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 марта 2015 г. № 385, раскрывающие сущность соответственно правовой и служебной подготовки. В связи с этим в Исследовании удовлетворенность служебной и правовой подготовкой нами оценивалась по их совокупному восприятию.
Рис. 1. Распределение значений наиболее весомых причин неудовлетворенности занятиями по физической подготовке по видам подразделений (в % от числа опрошенных сотрудников соответствующих подразделений)
Рис. 2. Количество опрошенных, удовлетворенных занятиями по физической подготовке в подразделениях (в % от числа опрошенных в соответствующей категории)
зрения придерживаются 18,4% респондентов. Обращает на себя внимание, что в наименьшей степени довольны такими занятиями сотрудники полиции: о своем недовольстве сообщил каждый пятый опрошенный сотрудник данной категории.
Напротив, в наибольшей мере удовлетворены занятиями по физической подготовке сотрудники обеспечивающих подразделений (90,3%), чей род деятельности меньше чем у сотрудников полиции связан с применением физической силы и боевых приемов борьбы. Недовольных занятиями по физподго-товке среди сотрудников следственных подразделений насчитывается 13,2%.
На наш взгляд, такое соотношение оценок занятий по физической подготовке не является случайным, поскольку сотрудники полиции, более всего (в силу характера стоящих перед ними задач) заинтересованные в хорошей физической подготовке и овладении боевыми приемами борьбы, предъявляют и более серьезные требования к качеству проведения занятий по данному направлению ПСиФП. Справедливость данного вывода подтверждается данными диа-
граммы (рис. 1).
Распределение удовлетворенных занятиями по физической подготовке по подразделениям позволило установить, что в наибольшей степени довольны занятиями по физподготовке сотрудники УМВД (по Хабаровскому краю), в наименьшей - сотрудники отдела Министерства внутренних дел (далее - ОМВД) (рис. 2).
Очевидно, что чем более крупным является населенный пункт, в котором находится подразделение, и чем выше статус соответствующего ОВД, тем более вероятно нахождение должных помещения, соответствующей инфраструктуры для занятий физподготовкой, опытных преподавателей. Данный тезис верифицируется результатами опроса: если в ОМВД сетуют на отсутствие должного спортивного зала 26,7% опрошенных, в УМВД (Комсомольск-на-Амуре) - 14,3%, то в УМВД (Хабаровск) и в УМВД по Хабаровскому краю - только 5,5% и 2,1% соответственно.
В целом по подразделениям среди причин, по которым сотрудники так или иначе не удовлетворены занятиями по физической подготовке, выделяются: от-
Рис. 3. Распределение значений наиболее весомых причин неудовлетворенности занятиями по огневой подготовке по видам подразделений (в % от числа опрошенных сотрудников соответствующих подразделений)
сутствие или ненадлежащее состояние инфраструктуры спортивного зала (душевых, уборных комнат, раздевалок и т. д.) (52%*), отсутствие необходимого инвентаря для проведения занятий (43%*) и отсутствие занятий по физподготовке (15%*). Кроме того, каждый пятый от числа недовольных занятиями по физподго-товке указывает на некомпетентность инструкторов, а каждый десятый от этого же числа признается в формальном проведении занятий.
Еще одним важнейшим направлением ПСиФП является огневая подготовка. Из всех вышеперечисленных качество её проведения удостоилось наиболее высоких оценок: удовлетворены её проведением 88,9% опрошенных, обратной же точки зрения придерживается только каждый десятый респондент.
В наименьшей степени удовлетворены проведением занятий по огневой подготовке сотрудники полиции (88,3%), в наибольшей - сотрудники обеспечивающих подразделений (93,5%).
Видимо, что и в случае с физической подготовкой: сотрудники полиции, как правило, несут службу с оружием и наиболее часто сталкиваются с ситуациями возможного его применения. в связи с чем они и более критичны в своих оценках качества занятий по огневой подготовке. Правильность данного предположения отчасти подтверждается распределением значимости факторов, в силу которых сотрудники недовольны огневой подготов-
кой, в коллективном сознании сотрудников различных подразделений (рис. 3).
Кроме того, только сотрудники полиции указали в открытой части ответов на вопрос о причинах неудовлетворенности качеством огневой подготовки следующие проблемы: «неудобный порядок получения оружия», «неудобный график занятий», «обучение как таковое не проводится, пистолеты не пристрелены», «отдаленность тира».
Таким образом, удовлетворенность сотрудников УМВД системой ПСиФП имеет достаточно высокий уровень. Данное обстоятельство является крайне значимым, поскольку именно в собственном профессионализме сотрудники УМВД видят залог успешного исполнения своих служебных обязанностей. Выявленные причины незначительной неудовлетворенности занятиями по отдельным видам ПСиФП во многом воспроизводят общероссийские тенденции, отмеченные в специальной литературе. Вместе с тем степень распространения данных проблем не является критичной и не оказывает решающего влияния на общие оценки состояния направлений ПСиФП сотрудников ОВД, проходящих службу в Хабаровском крае. Наряду с этим приоритетного внимания в плане совершенствования ПСиФП сотрудников ОВД в регионе заслуживают занятия по физической и огневой подготовкам, проводимые с сотрудниками полиции в территориальных органах МВД России всех уровней.
* Данные приведены в процентах от числа недовольных занятиями по физической подготовке.
Список литературы:
1. Байдаев М. М. Интенсификация профессиональной подготовки сотрудников территориальных органов МВД России на основе современных информационных технологий : автореф. дис. канд. пед. наук. Москва : Академия управления МВД России, 2015. 24 с.
2. Байдаев М. М. Профессиональная служебная и физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: проблемы и перспективы // Вестник университета. 2014. № 2. С. 208-212.
3. Клименко Б. А., Кулиничев А. Н., Александров А.Н., Кандабар А.Н., Воротник А.Н. Анализ эффективности организации физической подготовки у сотрудников территориальных органов МВД России на транспорте и пути ее совершенствования // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 3. С. 108-114.
4. Коблов Ф. Ч., Хадиков Р. Ш. К вопросу о совершенствовании профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в период прохождения обучения в образователь-
ных организациях МВД России //[Электронный ресурс], Сайт Научно-методического электронного журнала «Концепт», режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/76574.htm.
5. Маслов А. Е., Чурсин О. А. Вопросы правового регулирования и организации профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел по месту службы // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 10. С. 290-292.
6. Сафонов Д. Е. О некоторых путях повышения эффективности обучения боевым приемам борьбы в образовательных учреждениях МВД России // Общество и право. 2010. № 4 (31). С. 299-301.
7. Чурсин О. А. О понятии системы профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 6. С. 262-266.
8. Чурсин О.А. Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел по месту службы: перспективы и тенденции // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 2. С. 193-196.
Библиографическое описание статьи —
Зинятова М. Н., Клеймёнов Е. А., Чепиков Е. В. Состояние профессиональной служебной и физической подготовки в общественном мнении сотрудников правоохранительных органов: региональный аспект / / Власть и управление на Востоке России. 2018. № 1 (82). С. 48-54. DOI 10.22394/1818-4049-2018-82-1-48-54
Marina N. Zinyatova - Candidate of Philosophy, associate professor, chief of the chair of social and humanitarian and economic disciplines of the Far-Eastern legal institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (15, Kazarmenny per., Khabarovsk, 680020, Russian Federation). E-mail: kaf_sgied@mail.ru
Evgeniy A. Kleymyonov - Candidate of Philosophy, associate professor, chief of the chair of social and humanitarian and economic disciplines of the Far-Eastern legal institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (15, Kazarmenny per., Khabarovsk, 680020, Russian Federation). E-mail: yevgeni-k1@yandex.ru
Evgeniy V. Chepikov - Candidate of Philosophy, associate professor, chief of the chair of social and humanitarian and economic disciplines of the Far-Eastern legal institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (15, Kazarmenny per., Khabarovsk, 680020, Russian Federation). E-mail:chepikov_ev@maiLru
Status of professional service and physical training in the public opinion of employees of the Law enforcement bodies: the regional aspect
In the article on the basis of sociological survey conducted by the Far-Eastern legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia located in the Khabarovsk territory, the issues of organization of professional and physical training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Khabarovsk territory and subordinate units are considered In the sociological dimension, the description and analysis of the public opinion of the employees of the specified units on certain types of this area of personnel training for the internal affairs
54
B^aerb m ynpaB^eHMe Ha BoeroKe poccmm. 2018. №1 (82)
bodies are presented: legal and official training, fire training, physical training. The results of the study are presented in the allocations for the units allocated for functional and territorial reasons. It was found that the satisfaction of employees with professional and physical training is of a rather high level. The revealed reasons for dissatisfaction with classes on certain types of such training in many ways reproduce the all-Russian trends noted in the special literature. The necessity of priority improvement of physical and fire training classes conducted with the police officers is shown.
Keywords: problems of professional service and physical training, satisfaction of employees of law enforcement bodies, legal and service training, fire training, physical training.
References:
1. Bajdaev M M Intensifi.ka.ciyaprofessionad'noj podgotovki sotrudnikov territorial'nyh organov MVD Rossii na osnove sovremennyh informacionnyh tekhnologij [Intensification of professional training of employees of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the basis of modern information technologies] : avtoref. dis. kand. ped. nauk. Moskva: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2015, p. 24.
2. Bajdaev M. M. Professional'naya sluzhebnaya i fizicheskaya podgotovka sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: problemy i perspektivy [Professional professional and physical training of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation: problems and prospects] // Vestnik universiteta [Bulletin of the University], 2014, no 2, pp. 208-212.
3. Klimenko B. A., Kulinichev A. N., Aleksandrov A. N., Kandabar A. N., Vorotnik A. N. Analiz ehffektivnosti organizacii fizicheskoj podgotovki u sotrudnikov territoriaVnyh organov MVD Rossii na transporte i puti ee sovershenstvovaniya [Analysis of the effectiveness of the organization of physical training for employees of territorial bodies of the Ministry of the Interior of Russia on transport and ways to improve it] // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti [Law enforcement problems], 2016, no. 3, pp. 108-114.
4. Koblov F. CH., Hadikov R. SH. K voprosu o sovershenstvovanii professional'noj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del v period prohozhdeniya obucheniya v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii [On the issue ofimproving the professional training of employees of law enforcement bodies during the period of training in educational organizations of the Ministry of Internal
Affairs of Russia] // [EHlektronnyj resurs], Sajt Nauchno-metodicheskogo ehlektronnogo zhurnala «Koncept», rezhim dostupa: http://e-koncept. ru/2016/76574.htm.
5. MaslovA. E., CHursin O. A. Voprosypravovogo regulirovaniya i organizacii professional'noj podgotovki kadrov organov vnutrennih delpo mestu sluzhby [Issues of legal regulation and. organization of professional training of personnel of internal affairs bodies at the duty station] // Vestnik Moskovskogo uriversiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2015, no. 10, pp. 290-292.
6. SafonovD. E. O nekotoryhputyahpovysheniya ehffektivnosti obucheniya boevym priemam bor'by v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah MVD Rossii [On Some Ways to Increase the Efficiency of Training Combat Combat Techniques in the Educational Institutions of the Ministry of the Interior of Russia] // Obshchestvo ipravo [Society and law], 2010, no. 4 (31), pp. 299-301.
7. CHursin O. A. O ponyatii sistemy professional'noj sluzhebnoj i fizicheskoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del [On the concept of the system of professional service and physical training of employees of law enforcement bodies] // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2014, no. 6, pp. 262-266.
8. CHursin O. A. Professional'naya podgotovka sotrudnikov organov vnutrennih del po mestu sluzhby: perspektivy i tendencii [Training of Internal Affairs Officers in the Service: Prospects and Trends] // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2015, no. 2, pp. 193-196.
Reference to the article
Zinyatova M. N., Kleymyonov E. A., Chepikov E. V. Status of professional service and physical training in the public opinion of employees of the Law enforcement bodies: the regional aspect / / Power and Administration in the East of Russia. 2018. No. 1 (82). PP. 48-54. DOI 10.22394/1818-4049-2018-82-1-48-54