УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
органов внутренних дел
В. Б. КНЯЖЕВ,
начальник центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, кандидат военных наук, доцент (Академия управления МВД России) (Россия, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8) E-mail: Vkniazhev@mvd.ru
А. Ф. МАЙДЫКОВ,
профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ (Академия управления МВД России) (Россия, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8) E-mail: amaidykov2@mvd.ru
К. А. ЕГОРОВ,
старший преподаватель-методист центра командно-штабных учений (Академия управления МВД России) (Россия, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8) E-mail: E.A.Constantin@yandex.ru
Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность.
УДК 351.862.44
V. B. KNYAZHEV,
Doctor of Law, Candidate of Military Sciences,
Associate Professor, Head of the Center
for Center for Command Staff Trainings
(Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia)
(Russia, 125993, Moscow, Zoi
and Alexander Kosmodemyanskikh st., 8)
A. F. MAYDYKOV,
Doctor of Law, Professor,
Merited Researcher of the Russian Federation,
Professor at the Department of Management
of Bodies and Units of the Ministry
of the Interior in the Special Conditions
of the Center for Command Staff Trainings
(Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia)
(Russia, 125993, Moscow, Zoi
and Alexander Kosmodemyanskikh st., 8)
K. A. EGOROV,
Senior Lecture — Methodist at the Center for Command Staff Trainings (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia) (Russia, 125993, Moscow, Zoi and Alexander Kosmodemyanskikh st., 8)
Scientific speciality: 12.00.11 - Judicial Activities, Prosecutorial Activities, Human Rights and Law Enforcement.
О некоторых особенностях подготовки сотрудников органов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных задач в составе ВОГОиП МВД России
Some Specifics of Preparing the Officers of the Law Enforcement Bodies for the Operative Service Tasks' Realization in Temporary Operative Group of the Bodies and Units of the Interior Ministry of Russia
Актуальность: до настоящего времени, несмотря на большое количество проведенных научных исследований, недостаточно проработана система подготовки сотрудников ор-
Relevance: to date, despite large number of research conducted, insufficiently developed system of training the employees of internal affairs bodies (hereinafter - employees) (mainly police) to per-
36
ганов внутренних дел (далее - сотрудники) (в основном полиции) к выполнению оперативно-служебных задач в составе Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее -ВОГОиП МВД России), а также не обеспечено в полном объеме нормативно-правовое регулирование этого вида деятельности в системе МВД России.
Постановка проблемы: развитие положений федерального законодательства в сфере внутренних дел ставит перед органами внутренних дел новые задачи в рамках осуществления оперативно-служебной деятельности. Для их эффективного решения требуется дальнейшее совершенствование правового и морально-психологического обеспечения деятельности в первую очередь территориальных органов МВД России, а также профессиональной подготовки личного состава.
В связи с возможным обострением оперативной обстановки в зоне ответственности ВОГОиП МВД России в статье приведены тактические приемы и способы ведения боевых действий незаконными вооруженными формированиями, исходя из анализа частоты и периодичности их применения как в регионе дислокации группировки, так и на территории Сирийской Арабской Республики. Кроме того, обращено внимание на особенности организации и тактики действий формирований органов внутренних дел, иных подразделений полиции, дислоцированных на территории Северо-Кавказского региона, а также на систему профессиональной подготовки личного состава к эффективным действиям в особых условиях.
При этом, исходя из обоснованности и доказанности тезиса о том, что деятельность сотрудников полиции, связанная с решением оперативно-служебных задач в экстремальной обстановке, отличается значительной психической и физической напряженностью, заключительную часть своей статьи авторы акцентируют на одном из видов профессиональной подготовки личного состава, командируемого в группировку, - на психологической подготовке к действиям в особых условиях.
Цель исследования: совершенствование подготовки сотрудников к выполнению оперативно-служебных задач в составе ВОГОиП МВД России с учетом вновь поставленных задач.
Методы исследования: диалектика, сравнительно-правовой анализ, герменевтика, философская концептология.
Результаты и ключевые выводы: с учетом изменений, внесенных в федеральное законодательство в сфере внутренних дел, система профессиональной подготовки сотрудников, по
form the operational tasks as a part of the Temporary Operative Group of the Bodies and Units of the Interior Ministry of Russia in the North Caucasus region of the Russian Federation, as well as not provided in full legal regulation of this activity type in the Interior Ministry of Russia.
Statement of the problem: development of the provisions of federal legislation in a field of the internal affairs poses the new challenges to the internal affairs bodies in a framework of the operational activities. For their effective solution further improvement of legal and moral and psychological support of activity first of all territorial authorities of the Interior Ministry of Russia, and also professional training of staff is required.
In connection with possible aggravation of an operational situation in a zone of responsibility of the Temporary Operative Group of the Bodies and Units of the Interior Ministry of Russia the article presents the tactics and methods of warfare by the illegal armed groups, based on analysis of frequency and frequency of their use both in a region of the group's deployment and in the territory of the Syrian Arab Republic. In addition, attention was paid to the peculiarities of organization and tactics of the formations of the internal affairs bodies, the other police units stationed in the North Caucasus region, as well as a system of professional training of personnel for effective action in the special conditions.
At the same time, based on validity and proof of the thesis that the police officers' activities related to solution of the operational and service tasks in an extreme environment, is characterized by significant mental and physical tension, the final part of the article the authors focus on one of the types of professional training of personnel sent to the group - on psychological preparation for action in the special conditions.
The purpose of the study: improving the employees' training to perform the operational tasks in composition of the Temporary Operative Group of the Bodies and Units of the Interior Ministry of Russia taking into account the newly assigned tasks.
Research methods: dialectics, comparative law analysis, hermeneutics, philosophical con-ceptology.
Results and key conclusions: taking into account the changes made to the federal legislation in a sphere of internal affairs, the system of the employees' professional training, according to the authors, should be focused on solving the problems of maintaining peace and public security. In this regard, the attention of the law enforcement forces should be directed, on the one hand, to the early study and analysis of the actions' specifics of the opposing side, on the other - to effective performance of the operational and ser-
мнению авторов, должна быть ориентирована на решение задач поддержания мира и общественной безопасности. В связи с этим внимание сил правопорядка должно быть направлено, с одной стороны, на заблаговременное изучение и анализ специфики действий противоборствующей стороны, с другой - на эффективное выполнение сотрудниками оперативно-служебных задач, несмотря на высокую нервно-психическую напряженность, сопровождающую их деятельность в особых условиях.
vice tasks by the employees, despite high neuro-psychic tension that accompanies their activities in special conditions.
Правовые основы подготовки, ВОГОиП МВД России, органы внутренних дел, оперативно-служебные задачи, особые условия, незаконные вооруженные формирования, тактика действий, психическая и физическая напряженность, устойчивость к воздействию стресс-факторов, профессиональная психологическая подготовка.
Law basis preparing, temporary operative group of the bodies and units of the Interior Ministry of Russia, law enforcement bodies, operative service tasks, special conditions, illegal armed formation, actions' tactics, mental and physical tension, resistance to the stress factors, psychological preparing.
Прежде чем рассматривать вопросы данной статьи, сделаем несколько оговорок, объясняющих выбор и название этой важной темы.
Во-первых, речь в данном случае идет не о всей существующей в органах внутренних дел системе подготовки личного состава к несению службы в особых условиях, а лишь об особенностях такой подготовки.
Во-вторых, учитывая широкий перечень оперативно-служебных задач, решаемых личным составом ВОГОиП МВД России, и ограниченные рамки статьи, рассмотрены будут лишь наиболее важные из них, вызывающие особый научный интерес и большое значение для практики.
Прежде всего следует отметить, что правовой основой подготовки сотрудников к выполнению оперативно-служебных задач в составе ВОГОиП МВД России являются Конституция Российской Федерации1, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении»2, федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»3, «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»4, «О противодействии экстремистской
1 Конституция Российской Федерации: офиц. текст // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2 О чрезвычайном положении: федер. конституц. закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
3 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.
4 Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
деятельности»5, «О противодействии терроризму»6, «О полиции»7, «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»8 [4].
Кроме того, это направление деятельности регулируют такие ведомственные нормативные правовые акты, как приказы МВД России «О мерах по совершенствованию организации деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации»9 и «О некоторых вопросах прохождения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации службы в особых условиях»10 и др.
Рассматривая правовые основания и особенности подготовки сотрудников к выполнению оперативно-служебных задач в составе ВОГОиП МВД России, нельзя не отметить одну из важнейших особенностей, заключающуюся в том, что Федеральным законом «О полиции» введена ч. 2 ст. 2 гл. I «Общие положения», в которой отдельным положением закреплено одно из основных направлений деятельности полиции
5 О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6 О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
7 О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
8 О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. I). Ст. 4159.
9 О мерах по совершенствованию организации деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 22 февраля 2008 г. № 169.
10 О некоторых вопросах прохождения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации службы в особых условиях: приказ МВД России от 6 июня 2012 г. № 562.
38
о том, что сотрудники полиции по решению Президента Российской Федерации могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Это означает, что подразделения полиции органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе ВОГОиП МВД России, должны быть готовы успешно действовать не только на территории нашего государства, но и за его пределами. Следовательно, действующая в настоящее время система подготовки личного состава полиции — прежде всего тех, кто находится или включен в состав ВОГОиП МВД России, — должна быть основательно доработана, а не просто уточнена.
Организация и тактика действий органов внутренних дел при резком обострении оперативной обстановки, вызывающей необходимость использования ВОГОиП МВД России, определяются особенностями обстановки, в которой группировке предстоит решать поставленные перед ней оперативно-служебные задачи, а также характером действий незаконных вооруженных формирований (бандподполья, террористов и криминальных экстремистов). При этом особое внимание сил правопорядка должно обращаться на специфику и характер действий противоборствующей стороны, которая претерпевает изменения в связи со значительно возросшей финансовой поддержкой по линии зарубежных неправительственных и иных организаций.
В частности, это проявляется в увеличившейся мобильности бандгрупп; появлении опытных главарей, прошедших подготовку в зарубежных террористических центрах и базах подготовки наемников; в высоком уровне конспирации и ведения непрерывной разведки за действиями правоохранительных органов; в более современном материально-техническом обеспечении подготовки террористов.
Кроме того, происходят изменения в использовании террористами тактических приемов и способов осуществления своих преступных действий, таких как:
— устройство засад с учетом особенностей местности;
— внезапное начало ведения огня с коротких дистанций и с высокой плотностью;
— отказ от открытых боевых столкновений и быстрый выход из района боевых действий без последующих боевых столкновений — «укус пчелы»;
— оставление (установка) террористами при отходе с позиций замаскированных взрывных устройств;
— вывод подразделений преследования на заминированные участки местности с целью нане-
сения значительных потерь и отказа от преследования боевиков;
— тщательное охранение и маскировка баз, схронов с оружием и боеприпасами.
К вышеперечисленному следует добавить опыт противостояния армии и полиции Сирии вооруженным экстремистам: одной из особенностей криминальной обстановки является тенденция нарастания количества и масштабов вооруженных столкновений на территории городов в жилых районах и производственных зонах, где в качестве «живого щита» используются мирные жители [6].
Все указанные обстоятельства требуют повышения качества подготовки сотрудников территориальных органов МВД России к несению службы в особых условиях [3].
С учетом изложенного к числу наиболее важных особенностей подготовки сотрудников к выполнению оперативно-служебных задач в составе ВОГОиП МВД России на современном этапе можно отнести:
— знание тактики современного боя и владение приемами ведения вооруженной борьбы с противником в условиях горно-лесистой местности, а также в жилых и производственных зонах;
— достижение высокого уровня физической выносливости и психологической устойчивости [5];
— знание особенностей социально-экономического, географического, этнического и криминогенного положения в регионе командирования;
— учет межнациональных и межконфессиональных отношений, господствующих нравов и обычаев.
Безусловно, командируемые сотрудники должны быть подготовлены к выполнению задач оперативно-служебной деятельности в особых условиях и эффективно исполнять свои обязанности, несмотря на высокий уровень нервно-психической нагрузки.
Для решения этой задачи с сотрудниками, включенными в состав ВОГОиП МВД России, проводится комплекс мероприятий, включающий различные виды подготовки. Однако мы хотим с учетом актуальности изложенного материала остановиться на одном из них — профессиональной психологической подготовке.
При ее осуществлении решаются следующие задачи: обучение сотрудников приемам и способам преодоления психологических трудностей; формирование у них психологической устойчивости к действию экстремальных факторов; выработка алгоритмов безошибочных действий в критических ситуациях; обеспечение сплоченности и сработанности служебных коллективов на основе усиления взаимопомо-
щи среди сотрудников; стимулирование их активности для эффективного решения оперативно-служебных задач в особых условиях.
Создание при обучении сотрудников условий, близких к экстремальным, осуществляется путем отработки задач (вводных), содержащих элементы реальной боевой обстановки и требующих для их преодоления определенного уровня психической и физической напряженности обучаемых. После освоения элементов предстоящей деятельности в повседневных условиях необходимо закрепление этих результатов в ситуациях, имитирующих различные экстремальные воздействия [8], с целью формирования у сотрудников психологической устойчивости к действию негативных факторов экстремальной обстановки. К числу таких факторов можно отнести следующие: высокий уровень ответственности, новизна, внезапность, опасность для жизни и здоровья, неопределенность, дефицит времени и т. п.
Усиливать воздействие стрессоров можно лишь в том случае, если сотрудник смог преодолеть все психические трудности прежнего уровня, а их влияние на его сознание стало привычным. Наряду с наращиванием силы стрессоров важно параллельно усложнять задачи, вносить элементы опасности и риска, вызывать утомление, повышать ответственность прежде всего руководящего состава сводных отрядов полиции, а также иных подразделений, сформированных для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях [1].
Для моделирования воздействия на сознание человека негативных психологических факторов экстремальной обстановки при проведении учебных занятий с сотрудниками, командируемыми в ВОГОиП МВД России, используют различные приемы. Их классификацию можно представить следующим образом:
— словесно-знаковые: беседа, доведение информации о предстоящих тренировочных мероприятиях и обсуждение возможных трудностей, заблаговременное доведение до сведения обучаемых легенды тактического занятия или учения и т. д.;
— наглядные: демонстрация предметов, используемых при выполнении задач в особых условиях (боевого огнестрельного оружия, специальных средств, взрывчатых, отравляющих веществ и средств их доставки, техники и вооружения и т. д.); действий (рассмотрение способов преодоления психологической полосы препятствий, метания гранат и т. д.); кино-, фото — и видеоматериалов о реальных боестол-кновениях с демонстрацией влияния на психику людей психотравмирующих факторов;
— тренажерные: моделирование при помощи технических средств, макетов сооружений, спортивных снарядов и др. воздействия нега-
тивных факторов экстремальной обстановки на сознание сотрудника с целью формирования у него необходимых навыков и умений;
— имитационные: копирование и воссоздание в тренировочных целях внешних признаков экстремальной обстановки (задымление территории, раздражающие звуки и запахи, очаги огня, иные устрашающие объекты и др.);
— реальные: воссоздание негативного влияния психологических факторов экстремальной обстановки при отработке действий с использованием реального вооружения, боеприпасов, военной техники, а также иных средств, применяемых при ведении боевых действий [7].
Но наибольший обучающий эффект для формирования и закрепления навыков безошибочных действий у сотрудников в сложной психологической обстановке приносят те занятия, на которых все перечисленные приемы моделирования факторов экстремальной обстановки используются комплексно и взаимосвязано.
Кроме того, в процессе подготовки личного состава осуществляется выработка установки на выживание в экстремальных ситуациях. Ее сущность заключается в формировании у сотрудников способности и готовности к разумному и мотивированному риску при выполнении оперативно-служебных задач, преодолении чувства страха, развитии осмотрительности и бдительности. Такая работа — гарантия эффективных и надежных действий в опасных для жизни и здоровья условиях [9].
Результат профессиональной психологической подготовки — психологическая подготовленность сотрудников к эффективной профессиональной деятельности в реальных условиях экстремальной обстановки [2]. При этом ее уровень определяется достаточностью развитости навыков и выраженностью у сотрудников психологических качеств, необходимых для выполнения поставленных оперативно-служебных задач.
В комплекс подготовительных мероприятий включаются также занятия по оказанию первой (доврачебной) само — и взаимопомощи при ранениях, травмах, отравлениях (поражениях) ядами животного и растительного происхождения, возникновении инфекционных или паразитарных заболеваний, а также проведению санитарно-гигиенических процедур.
Имеющийся в ВОГОиП МВД России опыт выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях диктует необходимость проведения с сотрудниками комплексных практических занятий, одновременно включающих в себя элементы всех видов их подготовки: правовой, специальной, огневой, физической и профессиональной психологической подготовки.
40
Список литературы:
1. Астафьев Н. Ф, Коновалов Е. В. Перспективы проведения исследований по совершенствованию организации и содержания подготовки сводных отрядов полиции (оперативных групп) // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 2 (36).
2. Величковский Б. Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.
3. Войнов П. Н, Устинов А. А. и др. Оценка ситуации как этап принятия тактического решения в системе подготовки сотрудников полиции к действиям по выполнению слу-жебно-боевых задач // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 1.
4. Княжев В. Б., Майдыков А. Ф. О некоторых особенностях правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3 (47).
5. Любаков А. А. Специальная полоса препятствий: особенности применения в обучении сотрудников силовых структур // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3 (75).
6. Набиев Р. Ф. Некоторые особенности силового противодействия вооруженным экстремистским подразделениям в городских условиях // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 2 (24).
7. Силантьев В. В. К вопросу о подготовке полицейских, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, путем моделирования ситуаций на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2017. № 4 (29).
8. Холостов К. М. Использование имитационных игр в процессе подготовки руководителей органов внутренних дел: сб. ст. между-нар. науч.-практ. конф. «Экстремальные ситуации, конфликты, социальное согласие». М., 2016.
9. Шаповал В. А. Профессиональное психологическое здоровье сотрудников органов внутренних дел: диагностика, прогнозирование, мониторинг: монография. СПб., 2015.
References:
1. Astaf'ev N. F, Konovalov E. V. Perspektivy pro-vedeniya issledovanij po sovershenstvovaniyu organizacii i soderzhaniya podgotovki svodnyh otryadov policii (operativnyh grupp) // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2016. № 2 (36).
2. Velichkovskij B. B. Mnogomernaya ocenka individual'noj ustojchivosti k stressu: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk / B. B. Velichkovskij. M., 2007.
3. Vojnov P. N, Ustinov A. A. i dr. Ocenka si-tuacii kak ehtap prinyatiya takticheskogo re-sheniya v sisteme podgotovki sotrudnikov policii k dejstviyam po vypolneniyu sluzhebno-boevyh zadach // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. 2017. № 1.
4. Knyazhev V. B, Majdykov A. F. O nekoto-ryh osobennostyah pravovogo regulirovani-ya deyatel'nosti organov vnutrennih del Ros-sijskoj Federacii v osobyh usloviyah // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 3 (47).
5. Lyubakov A. A. Special'naya polosa prepyatstvij: osobennosti primeneniya v obuchenii sotrudnikov silovyh struktur // Vestnik of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia. 2017. № 3 (75).
6. Nabiev R. F. Nekotorye osobennosti silovogo protivodejstviya vooruzhennym ehkstremist-skim podrazdeleniyam v gorodskih usloviyah // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2016. № 2 (24).
7. Silant'ev V. V. K voprosu o podgotovke police-jskih, privlekaemyh k provedeniyu kontrterro-risticheskih operacij na territorii Severo-Kavkazskogo regiona Rossijskoj Federacii, putem modelirovaniya situacij na zanyatiyah po fizicheskoj podgotovke v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii // Vestnik of Siberian Law Institute of the MIA of Russia. 2017. № 4 (29).
8. Holostov K.. M. Ispol'zovanie imitacionnyh igr v processe podgotovki rukovoditelej organov vnutrennih del: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Ehkstremal'nye situacii, konflikty, social'noe soglasie». M., 2016.
9. Shapoval V. A. Professional'noe psihologi-cheskoe zdorov'e sotrudnikov organov vnutren-nih del: diagnostika, prognozirovanie, monitoring: monografiya. SPb., 2015.