DOI
УДК 351.74(571.62)
УМВД России по
В статье, на основании ния Министерства и под
сии.
и
ир
социояогического опроса сотрудников л Российской Федерации по [1], рассматриваются итоги .
деятельности органов вну-дел, их кадрового, финансового и материально-технического обеспечения. На основании полученных данных авторы приходят к выводу, что реформа правоохранительных органов применительно к указанным подразделениям по её отдель-дала неоднозначные результаты. С одной стороны, сотрудники на исполнение служебных обязанностей на профессионализма. С другой, достижения материального плана социально-экономическими проблемами. Результаты исследс
сфер в деятельности сотрудников.
The article examines the results of the reform of the Ministry < based on the data of sociological survey of employees of the Department of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation through the Khabarovsk territory and the subordinate units [1]. Its imperatives were the modernZation of the organzation of activity
of the data obtained, the authors come to the conclusion that this rcfomupiaw enforeemsnt agencies in reation to the specified units in its separate areas has yielded mixed results. On the one hand, the employees are focused on the performance of official duties on the
• and i are leveled by the .
• measures to eliminate ;
On the other hand, achievements ,
The results of the study actualize a need areas in the "^uork of the e^nployees.
Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, ность службой, принципы служебной деятельности.
Keywords: employees of internal affairs bodies, reform
• of official activity.
Ministry
России,
'• Affairs
рС^формЫ ЛЮб0Г0 орГВН8.
власти является
стало исключением МВД России, начало
ние эффективности его деятельности. Не торого в нашей стране было положено
Зинятова Марина Николаевна - канд. филос. наук, доцент, начальник кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин, Дальневосточный юридический институт МВД России (г. Хабаровск). E-mail: ка^^^й.т
Клеймёнов Евгений Алексеевич - канд. социол. наук, старший преподаватель кафедры общеправов^1х дисциплин, Дальневосточный юридический институт МВД России (г. Хабаровск). E-mail: yevgeni-k1@yandlex.ru
более пяти лет назад.
Очевидно, что анализ эффективности реформы МВД России не может пываться только восприятиями ности министерства «извне» - оценками населения. Не менее важны в этом ключе коллективные представления «изнутри» -общественное мнение самих ков орган°в внутренних дел.
Определенное представление об дают результаты социологического
крш^ и тодраздмеьшй, ему
н^1х, по направлениям реформирования ка^дровое обеспечение? реа*
органов внутренних дел (далее - ОВД) [1].
Оценку совершенствования кадрового обеспечения можно произвести по степени престижа службы в ОВД. Исследование показало, что среди опрошенных только каждый пятый (27,3%) считает для себя свою службу высокопрестижной. Половина опрошенных (55,3%) оценивает престиж службы для себя на
среднем уровне. Меньшинство респондентов (17,3%) ставит престиж службы на низкий или очень низкий уровень.
Тот факт, что каждый пятый поставил для себя престиж службы на низкий уровень коррелирует с удельным весом тех сотрудников, которые планируют оставить службу в ОВД. Их долю составляет каждый пятый респондент (19,8%).
с этим три четверти сотрудни-,4%) не планируют в ближайшее время оставить службу в правоохрани-т^ьньк органах. Доля сотрудников затруднившихся с ответом (13%), может свидетельствовать о том, что они не испытывают полной удовлетворенности от прохождения службы.
Причины, побуждающие сотрудников оставить службу, носят преимущественно материальный характер (неудовлет-
; материальное содеPжaние, устроиться в народном хо-трудоспособном возрасте). Желание же остаться на службе продиктовано, главным образом,
эр:
ными основаниями.
Так, о том, что не ушли бы со службы в органах внутренних дел при : нии аналогичного денежного ния по причине того, что сотрудникам нравится их профессия, сообщили более половины опрошенных (56,2%).1 Каждый пятый (19,2%) отказался бы от названной альтернативы, поскольку служба в правоохранительных органах позволяет ошу-тить себя полезным обществу; каждый шестой (17,2%) не желает расставаться со службой из-за дружного коллектива, в котором сотрудникам нравится нести службу, столько же сотрудников видят в службе возможнос ть про^фессионального и личностного роста; каждый десятый (8,9%) не откликнулся бы на предложение по причине того, что служба в ОВД дает ощущение статуса
го служащего силового ведомства менная одежда, удостоверение, наличие специального звания).
Помимо оценок престижа службы для понимания изменений в кадровом обеспечении нельзя оставить без внимания восприятие опрошенными системы профессиональной служебной подготовки. В связи с этим следует отметить, что опрошенные достаточно высоко оценивают систему совершенствоваИИЯ профессиональных знаний, навыков и умений в системе органов внутренних дел. Об этом говорит тот факт, что большинство опрошенных (59,3%) удовлетворены такой системой. Обратной точки зрения придерживаются 31,2% респондентов, затруднились с ответом 6,4 %.
В соответствии с законом [2], денежное довольствие сотрудников является основным средством материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей. Анализ реализации социальных гарантий показал, что две трети (66%) опрошенных не удовлетворены своим денежным содержанием. Об обратном сообщили только пятая часть сотрудников (21%), а 13% респондентов затруднились с ответом. В наименьшей степени удовлетворены денежным содержанием сотрудники след-
приводятся в; на вопрос:«Оставили бы Вы службу в ложена другая работа с ;
дел., если бы Вам была • (заработной ;
ственных подразделений (15,8%) и полиции (19,4%), в наибольшей - внутренней службы (42%). Невысокие
показатели
ности денежным содержанием лены во многом отсутствием его : ции с 2012 года. Возможно, что это могло повлиять и на настроения сотрудников в части, касающейся обеспечения их жилыми помещениями.
Так, согласно опросу, две трети опрошенных (67,2%) полагают невозможным в ближайшем будущем получить жилое помещение в собственность, половина (56%) - получение единовременной шкальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, каждый второй (53,7%) - служебного жилого помещения.
Наряду с обеспечением жилыми помещениями, немаловажной составляющей в социальных гарантиях сотрудников является медицинское обслуживание. Результаты социологического опроса (рис. 1) показали, что представления сотрудников о ведомственном здравоохранении во многом совпадают с мнением населения страны в отношении системы здравоохранения в целом [3].
Наличие неудовлетворительных оценок медицинского обеспечения объясняется наличием ряда проблем. Главной из них, по мнению половины опрошенных (50%), являются большие очереди в медицинских организациях (по ванию ФОМ «Здравоохранение» [3]). Об отсутствии необходимого рудования или специалистов для оказания медицинских услуг сообщили 40,2% респондентов (по исследованию ФОМ «Здравоохранение» - 28% [3]). Наличие
отношения медицинских здоровью сотрудников отметили треть (34%) респондентов.
Несмотря на представленные данные только 7,2% опрошенных сообщили о том, что нарушались их права на медицинское обслуживание, что говорит, вероятно, о том, что сотрудники хранительных органов края не вают в существующих проблемах роли медицинских работников, а относят наличие таких сложностей к системе здравоохранения в целом. Последний тезис во многом подтверждается приведенными выше результатами исследования ФОМ «Здравоохранение», соотносимыми
с результатами нашего исследования.
Другим
реформы согласно му опросу, стало с<
материально-технического ния
ньх органов.
Исследование показало, что число так или иначе удовлетворенных ностью материально-техничес ствами (далее - МТС) в подразделениях уступает количеству так или иначе неудовлетворенных (46,0% против 54,4%, соответственно).
В наибольшей степени удовлетворены снабжением МТС (достаточно прогнозируемо) сотрудники обеспечивающих структур ^ь^^ы^ кадроты^ вые службы) (64,5%), в наимень трудники полиции (44,3%) и ных подразделений (44,7%).
Высокие показатели материально-технического обеспечения для всех трех
для состояния противопожарной заттщ-
и
требованиям, в наименьшей - для < чения вещевым имуществом, терной и канцелярскими товарами. При этом чевой проблемой в снабжении
в
ряда его предмета на складах (то ато тимeнтy, размеру).
Затрагивая вопросы ятельности органов
принципах службы в ОВД, ных в законодательстве Российской дерации.
Социологичес
алогический опрос позволил у
новить, что стремление сотрудников в пр
службы заданы ^ртахм с позиции ( ности реформы МВД России, тием опрошенн^1ми главтак: принципов правоохранительной службы.
К ним большинство опрошенных отнесли законность (79,4%), а также профессионализм и компетентность (76,7%). Несколько меньшее значение, в сравнении с приведенными принципами, имеет признание и защита прав свобод человека и гражданина (69,5%), а также
Опрос показал, что собственный фессиональный ;
Одновременно с этим главной
дой на пути эффективного исполнения
служебных обязанностей более половины респондентов (57,5%) видят в большом объеме документооборота. Кроме того, в качестве препятствий для надлежащего исполнения обязанностей сотрудники
называют низкую штатную численность (46%^ несоответствие денежного содер-
жания объему ]
служебных обязанностей (30,2%), статочный уровень социальной защиты (медицинская помощь, жилищное обе-
спечение, санаторно-курортное лечение) (23%), правовую незащ^1Щенность перед руководством (15,8%Ь «текучку» кадров в подразделении (12,6%). На ливое распределение служебных ностей в подразделении указал один из десяти опрошенных (11 %).
Таким образом, исследование позволило установить, что в целом цели, поставленные реформой МВД России, в его тодраздел^и^ дислоцированных в Хабаровском крае, во многом достигнуты. Служба в органах внутренних дел для сотрудников основывается на законодательно закрепленных принципах её прохо^^дения? котор^1х наиболее
важными являются законность, а также профессионализм и компетентность.
К проблемным моментам в : ном сознании сотрудников ний следует отнести стремление каждого пятого опрошенного оставить службу в органах внутренних дел, что обусловлено, прежде вceго, причинами: материальног° харвктера. Кроме тогo, су^Цеественн^1^ли
препятствиями в исполнении служебных oбя3аHHOCTeй, по респондентов^
стали большой объем документооборота и низкая штатная численность подразделений.
Исследование показало, что общий уровень удовлетворенности отдельн^1ми направлениями прохождения службы в различных подразделениях УМВД не является однозначным и требует своего дополнительного изучения.
Выявленные проблемные моменты в деятельности сотрудников региональных °рган°в право°хранительной системы актуализируют необходимость принятия мер по совершенствованию системы социальных гарантий и ряда направлений тылового обеспечения.
1.
ность сотрудников органов Российской федерации служебной стью (на примере УМВД России по му краю)», проведен в подразд, россим по Хабаровскому краю (по тексту же - УМВД по краю), УМВД России по г.. ску, УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре, ОМВД России по Вяземскому району (вместе по
тексту статьи - подразделения УМВД подразделения) в апреле - мае 2016 года по квотной выборке методом случайного отбора дентов. Объектом опроса выступили ники, имеющие специальные звания полиции, юстиции, внутренней службы (анкетный опрос, п=374; статистическая погрешность не пр^шает. 5%) (по тексту статьи, гический опрос).
2.
№ 247-ФЗ «О кам °рганов
рации и. внесении. конодательные [Электронный система <
3.
дел Российской
в отдельные за-Российской Федерации» • // Справочная правовая
Фонда «Общественное в сфере здравоохранения
Опрос
«Ситуация
11 -12 июля 2015 года. 104 пункта, 53 субъекта РФ, 1500 респондентов [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение» ШЬ: тр://Ьй$от.т/рС/ d28zd15.pdf (далее в докладе - исследование ФОМ «Здравоохранение»).
References:
1.
Социологический сотрудников органов Российской федерации служебной
ность
: России по.
стью (на примере УМВД му краю)», проведен в России по Хабаровскому краю (по тексту же - УМВД по краю), УМВД России по г.. ску, УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре, ОМВД России по Вяземскому району (вместе по тексту статьи.- ^раз^ения УШВД ^разделения) в апреле - мае 2016 года по квотной выборке методом случайного отбора дентов. Объектом опроса выступили ники, имеющие специальные звания полиции, юстиции, внутренней службы (анкетный опрос, n=374; статистическая погрешность не пр>евышает 5%) (т> тексту статьи. - социало-гический опрос).
2. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюо>.
3. Исследование Фонда «Общественное «Ситуация в сфере здравоохранения».
ЮМнибуо 11 -12 июля 2015 года.. 104 пункта, 53 субъекта РФ, 1500 респондентов [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение» URL: http://bd.fom.ru/pdf/ d28zd15.pdf (далее в докладе - исследование ФОМ «Здравоохранение).