Научная статья на тему 'Состояние и перспективы информационно-консультационной службы в республике Коми'

Состояние и перспективы информационно-консультационной службы в республике Коми Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы информационно-консультационной службы в республике Коми»

го населенного пункта, то целесообразно создать мультисервисную корпоративную сеть.

Стоимостная оценка выбранных вариантов доступа определяется на этапе технико-экономического обоснования проекта. Сумма зависит от количества оборудования, степени структурных изменений, топологии сети, географии местности и колеблется от $150 до $1500 в расчете на абонента.

Данные по объемам потребления услуг местной связи абонентами СТС таковы: на начало 2011 года спрос составлял в среднем 17 минут в месяц в расчете на 1 жителя. Попытки объяснить низкий спрос селян на услуги связи только низкой платежеспособностью, невысокой деловой и социальной активностью или низким уровнем развития СТС и на этом основании утверждать, что капвложения в сельскую связь не окупаются, представляются не вполне состоятельными. При средней по России стоимости установки одного телефонного номера 11-22 тыс.руб. и стоимости подключения к Интернету 0,6 тыс.руб., капвложения в связь окупаются за 18 месяцев. Сроки могут еще сократиться при условии развития системы государственных информационных услуг, которые должны оказываться селу как обобщенному потребителю. Обнадеживающим фактором в

данном случае является то, что уже сейчас в России Интернетом пользуются порядка 20 миллионов потребителей.

Электронные услуги скрывают колоссальные резервы эффективности управления. Социальная и экономическая эффективность информационных систем по-настоящему проявляется только тогда, когда органы власти и местного самоуправления будут предоставлять государственные и муниципальные услуги в электронном виде. На селе электронные услуги могли бы сберечь людям дорогое время за счет исключения многократных и неблизких походов в органы власти и местного самоуправления за различными документами. Кроме того, сельские жители нуждаются в консультациях по производственным научно-техническим вопросам, в безналичных платежах и сбыте продукции; хотят решать вопросы культуры и самообразования.

Создание ЕСИО АПК значительное повысит качество муниципальных и государственных информационных услуг, неся в массы информационную грамотность, но станет одним из инструментов подъема агропроизводства и совершенствования качества управления объектами АПК.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Е.В. Иванова, инженер, соискатель Института социально-экономических и энергетических

проблем Севера Коми НЦ УрО РАН

В Республике Коми информационно-консультационный центр (ИКС) создан на региональном уровне при Институте переподготовки и повышения квалификации работников АПК и является его структурным подразделением в составе двух чел. Сотрудники центра совмещают консультационную деятельность с преподавательской работой. На районном (межрайонном) уровне информационно-консультационная служба (ИКС) отсутствует.

В настоящее время сложившаяся организационная структура ИКС ориентирована на оказание в основном безвозмездных услуг. Данные анкетного опроса показали, что платные услуги (составленные бизнес-планов и учредительных документов) готовы оплачивать лишь 6% сельхозтоваропроизводителей республики.

В настоящее время информационно-консультационное обеспечение сельхозпроизводителей в республике находится на начальном этапе своего развития. Остаются не решенными вопросы с определением статуса ИКС, формиро-

ванием этой службы на районном уровне, ее финансированием. Из-за отсутствия финансовых средств ИКЦ республики не занимается рекламно-издательской деятельностью, выпуском информационных материалов, бюллетеней, обзоров, недостаточно удовлетворяются потребности сельхозтоваропроизводителей в информации по вопросам производства, хранения, переработки и сбыта продукции, медленно развивается система информационно-консультационного обеспечения сельского населения, трудно привлечь высококвалифицированных специалистов, имеющих практический опыт работы, в органы ИКС. Из-за неудовлетворенности заработной платой штатные работники вынуждены совмещать работу с преподавательской деятельностью. В результате снижается качество и объем оказанных услуг.

При формировании и развитии ИКС северного региона необходимо учитывать природные, социально-экономические факторы, институциональные особенности сельскохозяйственного производства. В связи с трудными

природными и экономическими условиями развития сельского хозяйства Республика Коми имеет низкую продовольственную самообеспеченность. Сейчас уровень самообеспечения населения молочными и мясными продуктами составляет 27%, яйцом и яйцепродуктами - 72, картофелем - 75, овощами - 24%. Однако в регионе имеются благоприятные условия для производства социально значимых продуктов. Агроприродный (достаточное количество осадков, длинный световой день в период вегетации, значительные массивы природных кормовых угодий, в том числе пойменных лугов) и экономические потенциалы позволяют вести эффективное картофелеводство, скотоводство, оленеводство, птицеводство. Республика располагает возможностями для производства органической продукции и формирования соответствующего рыночного сегмента. От реализации экологически безопасной продукции можно получать своего рода рентный доход. Продукция традиционных отраслей (оленеводства, рыболовства, охотничьих промыслов, сбор дикорастущих грибов и ягод) конкурентоспособна не только на региональном, но и национальном и международном рынках.

Продовольственный комплекс республики представлен многоотраслевыми сельскохозяйственными организациями, производителями пищевой продукции, фермерскими и личными подсобными хозяйствами граждан. В 2010 г. производством сельхозпродукции занимались 190 сельхозорганизаций и подсобных хозяйств учреждений, свыше 93 тыс. личных подсобных хозяйств, 437 крестьянских (фермерских) хозяйств, 76 тыс. семей садоводов и 30 тыс. семей огородников.

В общем объеме валового производства сельхозпродукции на долю сельхозорганизаций приходится - 55, хозяйств населения - 41, крестьянских (фермерских) хозяйств - 4%. Сельхо-зорганизации доминируют в производстве продукции животноводства, хозяйства населения -картофеля и овощей.

Большое значение при формировании ИКС имеет наличие научно-образовательного потенциала, способного взаимодействовать с консультационной службой, степень активиза-

ции инновационной деятельности в АПК. Республика располагает значительным научно-образовательным потенциалом. Для активизации информационно-консультационной деятельности целесообразно использовать разработки академической и вузовской науки. Совместная работа специалистов информационно-консультационных служб с учеными и преподавателями может быть направлена на использование в хозяйственной деятельности новых высокопродуктивных сортов, высокоэффективных удобрений из отходов деревообработки и местных агроруд, биологического азота, сапропеля, инновационных технологий в молочном и мясном скотоводстве и оленеводстве, а также на разработку концепций и программ устойчивого развития аграрного сектора и сельских территорий на региональном и муниципальных уровнях. Вузы республики должны обеспечить подготовку современных специалистов-консультантов, позволяющих решать практические задачи инновационного развития аграрной сферы.

Тесное взаимодействие консультационной службы республики с научными и вузовскими учреждениями возможно при привлечении работников НИИ и профессорско- преподавательского состава вузов к обучению сотрудников ИКС. В свою очередь высококвалифицированных консультантов службы следует привлекать для подготовки специалистов для аграрного сектора и региональной ИКС. Сотрудники консультационной службы совместно с научными и вузовскими работниками могут проводить прикладные исследования по актуальным проблемам АПК, заниматься издательской и рекламной деятельностью. Взаимодействие ИКС с учреждениями среднего профессионального аграрного образования возможно при использовании их учебно-производственной базы для организации опытно- демонстрационной деятельности консультационной службы региона.

Схема возможного взаимодействия ИКС на уровне Республики Коми с органами управления и обслуживания аграрного сектора, научными, обучающими и информационными учреждениями показана на рис. 1.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми

Академическая НИИ

Орг анизации и хозяйства АПК

Библиотеки и ин формационные организации

Институт переподготовки и повышения квалификации работников АПК

Высшее учебное заведение

ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА

Средние

аграрные

г * учебные

заведения

Организации по обслуживанию сельхозтоваропроизводителей (ГУП по племенной работе, НИИ «Комимелиоводхозпроект», Сортоиспытательная станция, Станция защиты растений, станция по борьбе с болезнями животных)

Опытные хозяйства научных и образовательных учреждений

Рисунок 1 — Взаимодействие региональной ИКС при освоении новшеств с органами управления и обслуживания АПК, научными, образовательными и информационными

учреждениями

Наиболее перспективной для республики является ИКС в форме некоммерческой организации на базе научных и образовательных учреждений с использованием их материального и кадрового потенциала. Потребность в услугах республиканского ИКЦ будут удовлетворять сельхозорганизации и хозяйства природных районов и муниципальных образований городов. В

каждом удаленном сельском районе нецелесообразно создавать ИКС. Реально для них потребуется создание межрайонных ИКС. Предлагаемая система информационно-консультационного обслуживания коллективных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения показана на рис. 2.

Рисунок 2 — Схема информационно-консультационного обслуживания аграрного сектора

Республики Коми

В целях координации и выбора наиболее эффективных направлений инновационной деятельности целесообразно при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия республики создать научно-координационный совет. В его состав войдут представители ИКС, организаций науки, образования, отраслевых ассоциаций сельхозтоваропроизводителей, специалисты и руководители агропромышленных предприятий, региональных и му-

ниципальных органов управления. Основные задачи этого органа - определение стратегии и тактики инновационного развития регионального АПК, мониторинг реализации инновационной стратегии. Для оценки реализации инновационной деятельности, эффективности инновационных проектов создается независимая экспертная комиссия.

В сложившейся сложной ситуации в аграрном секторе не следует ориентироваться на

полную коммерциализацию консультационной деятельности. Финансирование ИКС должно осуществляться в основном за счет бюджетных средств. Мировой опыт свидетельствует о том, что повсеместно на первых этапах своего развития консультационные организации оказывали безвозмездные услуги. По мере завоевания авторитета и только в условиях стабильного развития сельского хозяйства, пользующегося государственной поддержкой, происходил постепенный переход на оказание платных услуг.

Подводя итог вышеизложенному, отметим следующее:

• анализ существующей организации информационно-консультационного обслуживания свидетельствует, что основными факторами, сдерживающими развитие системы информационно-консультационного обеспечения аграрного производства Республики Коми являются: наукомплектованность службы специалистами; отсутствие финансовых средств для оплаты консультационных услуг; недостаточная взаимосвязь между информационно-

консультационным центром и органами управления и обслуживания регионального АПК, научными, образовательными и информационными учреждениями; отсутствие на муниципальном уровне информационно-консультационных служб;

• при формировании и развитии региональной ИКС требуется учет специфики функционирования АПК, связанной с природными условиями, социально- экономическими факторами, управлением и обслуживанием агропромышленного производства, менталитетом крестьян, обеспеченностью кадрового и научно-образовательного потенциала, инновационной активностью организаций комплекса;

• предлагаемая система информационно-консультационного обеспечения аграрного сектора республики включает региональный и межрайонные уровни, тесно взаимодействующие с научными и образовательными организациями, органами управления и информационными учреждениями.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

(по материалам Самарской области)

Е.Н. Ермошкина, к.э.н., доц. Самарского государственного технического университета

Устойчивое развитие сельских территорий невозможно без устойчивого развития аграрного сектора, который, в свою очередь, имеет огромное значение для развития региональной экономики. В нем не только производится необходимое продовольствие, но и формируются условия для закрепления населения и сохранения социальной стабильности на селе. Самарская область является одним из крупных регионов Российской Федерации с развитым агропромышленным комплексом. Агропромышленное производство в основном сосредоточено в 27 муниципальных районах, которые занимают 96,7% территории региона и в

них проживает 19,5% всего населения области. На долю сельского хозяйства в регионе приходится почти 4,0% валовой продукции, 2,7% стоимости основных фондов, в нем занято 6,4% трудовых ресурсов областного народнохозяйственного комплекса в целом. Основу агропромышленного комплекса большинства муниципальных районов Самарской области составляет его вторая сфера, представленная отраслью сельского хозяйства, которая является многоотраслевой организационно-экономической системой, включающей 472 сельскохозяйственных предприятия, 2773 крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйства населения (рис. 1).

Рисунок 1 - Динамика сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств

Самарской области за 2000-2010 гг.

В территориальном аспекте основное количество сельскохозяйственных предприятий

(более 40% от областного уровня) сосредоточено в Волжском, Большечерниговском, Ставрополь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.