и механизмы регулирования выделенных аспектов финансово-кредитные отношений.
Приоритетным становится разработка подсистемы этого блока по предотвращению дефицита прибыли хозяйств, в том числе путем регулирования обменных процессов системой индикативных цен, отражающих изменение объёмов производства, формирующиеся межотраслевые связи, осуществление инвестиций и др. Подсистему дополняют меры по снижению ценовых рисков.
Подсистема индикаторов и механизмов государственной поддержки АПК должна включать систему мер по устранению её дефицита, с учётом объективной оценки приемлемости уровня для восстановления и модернизации отрасли, сохранения сельского образа жизни, и в целом - для обеспечения конкурентных возможностей отечественного сельского хозяйства.
Это лежит в области принципиальных изменений бюджетной политики относительно сельского хозяйства, направленной на выравнивания конкурентных возможностей России и стран с развитой рыночной экономикой. Стартовый уровень поддержки при вступлении России в ВТО должен соответствовать такому принципу.
Подсистема и индикаторы программных мер по обеспечению доступности банковского кредита ориентируются на взаимосвязь расчетной ставки за кредит и экономической рентабельности активов предприятий отрасли, предотвращение отрицательного эффекта финансового рычага с учётом соответствующих процентных ставок за кредит в странах с развитой рыночной экономикой.
Подсистема блока обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий должна включать меры, механизмы, индикаторы совершенствования структуры кредитов и их обеспечения.
Развитие банковского кредита предполагает совершенствование системы обеспечения кредита. На региональном уровне это формирование региональных и муниципальных фондов гарантий для сельскохозяйственных организаций и малых форм хозяйствования, для зернового кластера регионов актуализируется развитие системы регионального залога.
Институциональный аспект совершенствования структуры кредитов - развитие агропромышленная интеграция и кооперация, формирование системы сельских кредитных потребительских кооперативов должен находить своё отражение в сред-
несрочных и долгосрочных программах развития сельского хозяйства.
Таким образом, обеспечение финансовой устойчивости, в том числе путем управления процессом через среднесрочные и долгосрочные программы развития сельского хозяйства предполагает реализацию системы мер по предотвращению дефицита прибыли и средств государственной поддержки, совершенствование процентной политики, структуры кредитов, их обеспечения для предприятий АПК. Это реализует комплексный подхода к проблеме обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий с учетом объективно формирующихся процессов.
Источники
1. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб./Росстат.- М., 2010. - С 672. -http://www.gks.ru/wps/
wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/s tatisticCollections/doc_1135087342078.
2. О Государственной Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы: Постановление Правительство Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446.
3. Перечень первоочередных мер, предпринимаемых правительством Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса. -http://www.oko-planet.su/finances/financesnews/5887-perechen-pervoocherednyx-mer-predprinimaemyx.html.
4. О программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2008-2012 годы: Постановление администрации Новосибирской области от 1 ноября 2007 г. п 147-па.
5. Ведомственная целевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Новосибирской области на 2009-2012 годы»: Приказ департамента агропромышленного комплекса Новосибирской области от 24.02.2009 г № 14 (Приложение).
6. Ведомственная целевая программа «Развитие мясного скотоводства в Новосибирской области на 2009 -2012 годы»: Приказ департамента агропромышленного комплекса Новосибирской области от 24.02.2009г. № 14 (Приложение).
7. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2009 году Государственной Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»/ Минсельхоз РФ. - М. -2010. - С. 62-63, 209-210. - http://www.mcx.ru/.
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОИ СЛУЖБЫ В устойчивом развитии АГРАРНОГО СЕКТОРА СЕВЕРНОГО РЕГИОНА
Е.В. Иванова, инженер, соискатель Института социально-экономических и энергетических проблем Севера
Коми НЦ УрО РАН
В современных условиях многократно возрастает значение информационной компоненты в устойчивом аграрном и сельском развитии. Устойчивого развития сельского хозяйства определяется тесно взаимосвязанными составляющими - экономической, социальной и экологической. Основными критериями устойчивого экономического развития отрасли являются рост производства безопасных продуктов питания в целях удовлетворения потребностей в них населения, обеспечение экономической эффективности производства, позволяющей вести расширенное воспроизводство. Социальная составляющая устойчивого развития включает повышение уровня и качества жизни крестьян, стаби-
лизацию демографических и миграционных процессов на селе. Стабильное, равновесное природопользование связано с обеспечением в настоящее время и в долгосрочной перспективе устойчивости агросистем, улучшением качества окружающей среды и сохранением природных ресурсов. Устойчивое экологическое развитие сельского хозяйства позволит избежать ухудшения состояния и потери обрабатываемых земель, увеличить плодородие почвы. Только при сбалансированности воспроизводства производственного потенциала, человеческих ресурсов и природной среды обеспечивается устойчивое развитие агарного сектора в течение длительного времени. Решающую роль в устойчивости
сельского хозяйства и его отдельных отраслей играет социально-экономическая и аграрная политика государства.
Решающим фактором устойчивого развития сельского хозяйства является использование сельхозтоваропроизводителями новых технологий, сортов растений, пород скота и кроссов птицы, новых форм организации производства и управления. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что субъекты аграрного предпринимательства в состоянии освоить новшество с помощью информационно-консультационной службы (ИКС). В отличие от крупных промышленных предприятий сельхозор-ганизации, крестьянские и домашние хозяйства, в силу недостатка финансовых ресурсов, не могут осуществлять научные исследования и самостоятельно организовывать научно-техническое обслуживание аграрной деятельности. К тому же за годы рыночных преобразований резко сократилось количество высококвалифицированных специалистов в сельхозорганизациях. Поэтому возникает необходимость передачи информации о результатах научных разработок, пригодных для использования сельхозтоваропроизводителям и хозяйствам населения.
В настоящее время система информационно-консультационного обеспечения включает федеральный, региональный и районный (межрайонные) уровни. В Республике Коми информационно-консультационный центр (ИКЦ) создан на региональном уровне при Институте переподготовки и повышения квалификации работников АПК и является его структурным подразделением в составе 3 чел. На районном (межрайонном) уровне служба сельскохозяйственного консультирования отсутствует. Сотрудники центра с привлечением научных работников и специалистов Минсельхозпрода республики проводят учебу руководителей и специалистов организаций АПК, семинары на региональном, районном уровне, а также в хозяйствах. Работники консультационного центра проводят текущее консультирование сельхозтоваропроизводителей, оказывают методическую помощь и составляют бизнес-планы для организаций АПК. Однако функционирование ИКЦ связано с проблемами: не определен статус и место центра в структуре управления АПК, отсутствуют информационно-консультационные пункты в муниципальных образованиях, низкий уровень государственной поддержки. Из-за отсутствия финансовых средств центр не занимается рекламно-издательской деятельностью, выпуском информационных материалов, бюллетеней, обзоров, недостаточно удовлетворяются потребности сельхозтоваропроизводителей в информации по вопросам производства, хранения, переработки и сбыта продукции, медленно развивается система информационно-консультационного обеспечения сельского населения, трудно привлечь высококвалифицированных специалистов, имеющих практический опыт работы в органы информационно-консультативной службы.
ИКЦ недостаточно обеспечивается методическими, информационными материалами, материальными средствами, сюда привлекается большое количество внештатных консультантов, хотя привлекаемые специалисты-профессионалы хорошо знают проблему, по которой дают консультации, но в связи с большой загруженностью по основной работе у них недостаточно времени для постоянной работы с потребителями услуг, выезда на места, анализа освоения нововведений в консультируемом предприятии. В то же время из-за неудовлетворен-
ности заработной платы штатные работники вынуждены совмещать работу с преподавательской деятельностью. В результате снижается качество и объем оказанных услуг.
Формирование региональной ИКС связано со специфическими особенностями развития АПК. Аг-ропродовольственный сектор Республики Коми не занимает доминирующее положение в экономике. На долю сельского хозяйства и пищевой промышленности в 2009 г. приходилось 2,2% валового регионального продукта, 0,7 инвестиций в основной капитал, 2,6% среднегодовой численности занятых в экономике (10,3 тыс. чел.).
Под влиянием природных условий, географического положения, исторических и социально-экономических факторов, общественных потребностей в республике сформировалась отраслевая структура сельского хозяйства. Сельскохозяйственное производство ориентировано на развитие малотранспортабельных и скоропортящихся продуктов животноводства, картофеля, овощей и продукции традиционных отраслей. В 2009 г. во всех категориях хозяйств на долю животноводства приходилось 71, а на долю растениеводства - 29%. В структуре валовой продукции доля овощей составила 9%, картофеля 12, молока - 19, мяса (ж.в.) - 40, яиц - 7%.
Формирование региональной ИКС тесным образом тесным образом связано с организационно-правовыми формами хозяйствования, обеспеченностью руководителями, специалистами и кадрами массовых профессий, их уровнем профессиональной подготовки. В аграрном секторе только 38% работников, занимающих должности руководителей и специалистов, имеют высшее образование и 46% -среднее специальное, а 15 являются практиками. Низкий уровень образования у руководителей среднего звена - 29% их являлись практиками. В то же время некоторые специалисты, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, работали рабочими. Сельское хозяйство остается отраслью с самой малой численностью профессионально подготовленных кадров, особенно среди рабочих. Низок уровень трудоустройства выпускников квалифицированных рабочих дневных учреждений начального профессионального образования. Высока текучесть механизаторских кадров.
Продовольственный комплекс республики представлен многоотраслевыми сельскохозяйственными организациями, производителями пищевой продукции, фермерскими и личными подсобными хозяйствами граждан. На 1 января 2010 г. сельскохозяйственным производством занимались 185 организаций различных организационно-правовых форм собственности (включая подсобные сельские хозяйства организаций), из них - 45 малые, 270 крестьянских (фермерских) хозяйств и 103,8 тыс. хозяйств населения, 76,0 тыс. семей садоводов и 29,8 тыс. семей огородников.
Основными производителями продукции являются сельскохозяйственные организации и хозяйства населения. В общем объеме валового производства сельхозпродукции в 2009 г. на долю сель-хозорганизаций приходилось 58%, хозяйств населения - 39, крестьянских (фермерских) хозяйств 3%. Сельхозорганизации доминировали в производстве продукции животноводства, хозяйства населения - в выращивании картофеля и овощей.
Большое значение при формировании ИКС имеет наличие научно-образовательного потенциала, способного взаимодействовать с консультационной службой, степень активизации инновацион-
ной деятельности в АПК. Республика Коми располагает значительным научно-образовательным потенциалом. В настоящее время научным обеспечением агропромышленного производства занимаются десять докторов и 26 кандидатов наук. Научными организациями республики получены существенные результаты, которые используются сельхозтоваропроизводителями государственными и муниципальными органами управления.
Тесное взаимодействие консультационной службы республики с научными и вузовскими учреждениями возможно при привлечении работников НИИ и профессорско-преподовательского состава вузов к обучению сотрудников ИКС. В свою очередь высококвалифицированных консультантов службы следует привлекать для подготовки специалистов для аграрного сектора и региональной ИКС. Со-
трудники консультационной службы совместно с научными и вузовскими работниками могут проводить прикладные исследования по актуальным проблемам АПК, заниматься издательской и рекламной деятельностью, участвовать в разработке программ устойчивого развития агропродовольственного сектора и сельских территорий. Взаимодействие ИКС с учреждениями среднего профессионального аграрного образования возможно при использовании их учебно-производственной базы для организации опытно-демонстрационной деятельности консультационной службы региона.
Схема возможного взаимодействия ИКС на уровне Республики Коми с органами управления и обслуживания аграрного сектора, научными, обучающими и информационными учреждениями показана на рис. 1.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми
Библиотеки и
информационные
организации
Организации по обслуживанию сельхозтоваропроизводителей (ГУП по племенной работе, НИИ «Комимелиоводхозпроект», Сортоиспытательная станция, Станция защиты растений. Станция по борьбе с болезнями животных)
Опытные хозяйства научных и образовательных учреждений
Рисунок 1 - Взаимодействие региональной ИКС с органами управления и обслуживания АПК, научными, образовательными и информационными учреждениями
Основными направлениями развития информационно-консультационной службы в республике являются:
- формирование интегрированной системы, включающей региональные и районные (межрайонные) структуры тесно взаимодействующие с федеральной информационно-консультационной службой;
- разработка и принятие региональной программы развития ИКС;
- тесное взаимодействие региональной службы с научными и образовательными учреждениями, органами управления АПК, товаропроизводителями пищевых продуктов в реализации государственной агропро-довольственной политики, освоении инновационных разработок, передового опыта, участие в разработке и осуществлении программ устойчивого развития агропромышленного производства и сельских территорий;
- осуществление эффективной господдержки службы за счет бюджетных и внебюджетных источ-
ников.
Итак, при формировании и развитии региональной ИКС требуется учет факторов и условий функционирования АПК, связанного с природными условиями, социально-экономическими факторами, управлением и обслуживанием агропромышленного производства, менталитетом крестьян, обеспеченностью кадрового и научно-образовательного потенциала, инновационной активностью организаций комплекса. Региональная служба сельскохозяйственного консультирования, тесно взаимосвязанная с органами управления и обслуживания АПК, научными и образовательными учреждениями, опытными и передовыми организациями, не только организует передачу научной, технологической и рыночной информации, передового отечественного и зарубежного опыта, но и оказывает практическое содействие по освоению новшеств в производстве.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КРЕДИТОВАНИЯ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ
Д.Д. Сазонова, к.э.н., доц., ведущий науч. сотр., С.Н.Сазонов, д.т.н., проф., зав. лаб. Всероссийского научно-исследовательского института использования техники и нефтепродуктов
Анализ движения денежных средств в обследованных фермерских хозяйствах Тамбовской области свидетельствует, что без льготной кредитной поддержки они не в состоянии приобретать ни основные, ни оборотные средства производства (табл. 1). В связи с этим деятельность Россельхозбанка привлекает особое внимание фермеров. К сожалению, по объективным и субъективным причинам кредиты Россель-
хозбанка для абсолютного большинства фермерских хозяйств являются недоступными. Формально абсолютно правильные требования банка о безубыточности заемщика, о превышении величины чистых активов (по балансу) заемщика суммы кредита, наличии готовой продукции для оплаты процентов по кредиту, о превышении стоимости залога суммы запрашиваемого кредита и т.д. становятся той преградой, которую