УДК 159.9
СОСТОЯНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ИХ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
© 2019 А. С. Чернышев1, Г. Н. Ларина2, А. А Форопонова3, Л. С. Маринов4
1докт. психол. наук, профессор кафедры психологии
e-mail: [email protected], 2канд. психол. наук, доцент кафедры психологии e-mail: [email protected], 3канд. психол. наук, ст. преподаватель кафедры русского языка для иностранных граждан
e-mail: rki@,kursksu.ru, 4помощник руководителя пресс-службы Курской епархии e-mail: [email protected],
1,2,3Курский государственный университет
В статье на основе эмпирического исследования анализируется состояние духовно-нравственных аспектов социализации современной учащейся молодежи в социальных средах с разными воспитательными возможностями. Выявлены тенденции становления представлений о свободе и справедливости, содержание идеала, проблемного поля, структура значимых переживаний, содержание образа будущей России. Делается вывод о влиянии на характер социализации психологического потенциала группы и развивающих социальных сред в образовании.
Ключевые слова: социализация, идеал, представления о свободе, образ России, общественное движение «Бессмертный полк», социальные установки, социальная психология группы, развивающие социальные среды.
Социализация, как исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, включает социально-психологические механизмы, посредством которых достигается приобщение индивида к человеческой культуре.
Проблема заключается в том, что природа социально-психологических механизмов трактуется по-разному в теории психоанализа, интеракционизма и отечественной психологии. Авторы статьи опираются на взгляды А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского о ведущей роли в социализации расширения в процессе обучения и воспитания сфер деятельности и общения индивида, становления его личности, включая сознание и активную жизненную позицию [Краткий психологический словарь 1998].
На основании вышесказанного гипотетически выделены следующие аспекты социализации современной учащейся молодежи: установки, мироощущение, социальное самоопределение, гражданская позиция. Данные феномены, в основном в отдельности, достаточно активно исследовались в отечественной психологии в контексте выяснения их природы и условий детерминации.
Цель статьи - в попытке системного подхода к изучению состояния указанных феноменов у современной учащейся молодежи и выявлению условий их становления.
В 1960-1980 гг. в отечественной социальной психологии активно исследовалось влияние социальных установок на социализацию личности [Абульханова-Славская 1980]. В связи с тем что молодежь входит в социум на основе отражения мира
(мироощущение) и на его основе стремится найти достойное место в этом мире (социальное самоопределение), представляется целесообразным выявить роль установок в личностном становлении молодых людей, так как процесс социализации в наше время носит острый проблемный характер.
В психологических исследованиях отмечаются глубокие личностные изменения современного человека, кардинально изменившего мир и кардинально изменившего себя. Наиболее чувствительной к изменениям оказалась молодежь. Выявлена выраженная поляризация духовно-нравственного облика современной российской молодежи, и в связи с этим определились две наиболее типичные противоположные психологические характеристики различных категорий молодых людей.
Так, в макропсихологических исследованиях А.В. Юревича духовно-нравственного состояния современного общества отмечается тенденция асоциальной социализации как основы нравственной деградации общества, которая проявляется в формировании безнравственного типа личности молодежи, фрустрированной агрессии подростков, распаде семьи, бездуховности и криминализации студенчества [Юревич 2011].
Д.И. Фельдштейн выявил у современных подростков отставание социального развития от психологического, «размытость образа будущего» - деградацию общения, увлечение виртуальным пространством и социальными сетями [Фельдштейн 2010].
Вызывает тревогу снижение интересов школьников мегаполисов к празднику как фактору духовно-нравственного обогащения человека через приобщение к народным традициям, в том числе и к праздничной культуре и в целом к духовному опыту состояния мира и единства с другими людьми [Воловикова и соавт. 2003].
Подобные иллюстрации можно приводить и дальше, но следует обратиться к результатам других исследований молодежи, которые отмечают иные тенденции духовно-нравственного развития.
В сложной проблеме системной детерминации экономической активности в современных условиях А.Л. Журавлев и А.Б. Купрейченко обоснованно, на теоретическом и эмпирическом уровнях, выделяют нравственно-психологическую детерминанту, наделяя ее активной функцией. Принципиальные особенности данного подхода заключаются в том, что нравственный компонент не всегда является просто отражением или следствием экономических условий, а взаимодействует с последними в каком-то смысле как равнозначный, и их реальные состояния определяются этим взаимодействием [Журавлев, Купрейченко 2007].
Более зрелое отношение современных молодых людей к личностно значимым ценностям - свободе и справедливости - установил В.Е. Семенов. Согласно данным автора, молодые люди поняли, что свобода без нравственных принципов и регуляторов приводит к ухудшению жизни, к вопиющему росту имущественного неравенства и т.д. [Семенов 2017].
Оценивая роль нравственности в современном обществе, в современной молодежной культуре, В.Е. Семёнов отмечает смену «вектора на свободу», присущего молодёжи 1980 гг. (...было сладкое слово «свобода»), на «вектор справедливости».
Тяга будущих политиков к справедливости раскрыта в исследовании социологов, которые установили, что главные ценности для молодежи - уважение и справедливость без принуждения, при наличии возможности высказываться, не боясь последствий, при равенстве возможностей [ВЦИОМ 2019].
Ключевые запросы у молодых людей концентрируются вокруг идеи справедливости, их волнует вопрос о соблюдении баланса прав личности и сильного государства. В целом для данной молодёжи характерен выраженный патриотический вектор жизнедеятельности.
Г.Н. Лариной установлена роль социально-психологической зрелости группы в формировании представлений о свободе [Ларина 2018].
Достаточно развернутый характер мироощущения у современных подростков и юношей и осмысленная оценка социальной (рентной) установки выявлены в исследовании И.В. Дубровиной, А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой и других [Психологический мониторинг... 1996].
Продуктивными для нашего эмпирического исследования представляются работы по определению условий и факторов детерминации выбранных нами аспектов социализации.
Повышение роли воспитательных возможностей социальной среды в социализации современной учащейся молодежи в начале XXI столетия как одну из острых психолого-педагогических проблем обозначил Д.И. Фельдштейн [Фельдштейн 2010].
Выявление оптимальных социальных сред в образовании представлено в работах В.И. Панова через создание образовательной среды как совокупности условий и влияний, обеспечивающих возможность проявления и развития способностей учащихся в соответствии с их возрастными особенностями, требованиями социализации и требованиями запросов родителей и детей [Панов 2007].
Научный и практический интерес представляет идея проектирования типа развивающих социальных сред, успешно реализованная в опыте А.С. Макаренко [Макаренко 1960]. В 1960-90-е годы проектирование развивающих социальных сред активно применялось (и применяется до сих пор) в исследованиях Л.И. Уманского, А.С. Чернышева и их учеников [Уманский 2001].
А.С. Чернышев на теоретическом и технологическом уровнях раскрыл сущность феномена «развивающая социальная среда». Согласно взглядам автора, развивающая социальная среда («социальный оазис») - это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного развития личности и группы (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев, С.В. Сарычев) [Чернышев и соавт. 2005].
Э. Фромм оценивал «социальные оазисы» как основное средство духовного оздоровления человечества [Фромм 1993].
Высокосодержательная и в социальном, и в духовном отношении, разнообразная в предметном плане совместная деятельность является системообразующим фактором развивающей социальной среды, определяя ее направленность и качественное своеобразие.
Развивающая социальная среда сочетает высокую социально-психологическую защищенность человека с необходимостью проявить большое физическое и психическое напряжение, рационально использовать время в связи с включением в разнообразную социально значимую совместную деятельность («веер деятельностей»). Чтобы избежать иллюзий о легком достижении счастья, вводятся специально запланированные экстремальные ситуации для подготовки молодежи без больших потерь находить достойный выход из них. В рамках РСС изменяется содержание и стиль общения за счет включения таких компонентов, как чувство причастности к социальному творчеству, побуждение к созданию нового, переоценка нравственных установок, жизненных целей, открытие в себе новых рациональных возможностей как базы для выстраивания своей судьбы [Чернышев и соавт. 2005].
Социально-психологическим звеном взаимодействия индивида с развивающей социальной средой является, как известно, малая группа, наделенная определенным потенциалом влияния на своих участников.
А.В. Петровский оценивал потенциал группы через единство ценностей, целей совместной деятельности и способов ее организации. Л.И. Уманский и его ученики воспитательные возможности группы связывали с уровнем ее социально-психологической зрелости. К.К. Платонов - со способностью группы вносить в структуру своих целей цели общества. Здесь актуальным является вопрос о характере взаимодействия индивида и группы, или «растворение» индивида в группе, если индивид выступает в качестве субъекта влияния на группу [Платонов 1971].
А.А. Форопонова раскрыла социально-психологическую структуру учебной группы как субъекта психологической помощи иностранным студентам в адаптации к российскому образованию [Форопонова 2017].
Мы считаем, что одним из методологических принципов обоснования вышесказанных теоретических позиций является положение Б.Ф. Ломова о том, что психологические знания использовать напрямую, по принципу «короткого замыкания», неэффективно, а надо на основе этих знаний создать такие условия жизнедеятельности для людей, такой образ жизни, в рамках которого и сформируются у человека заданные психологические качества (в соответствии с полученными знаниями) [Ломов 1984].
На основании вышесказанного была разработана рабочая гипотеза эмпирического с элементами экспериментального исследования, согласно которой содержание становления мироощущения (включающего идеал, представление о свободе, проблемное поле, объекты значимых переживаний) и самоопределения (включающего гражданскую позицию, личностный, профессиональный, семейный и коллективистический выборы), содержание социальных установок (рентности и стремления к справедливости) опосредуются следующими условиями:
• уровнем социально-психологической зрелости группы членства как субъекта совместной деятельности и общения;
• воспитательными возможностями образовательной среды.
В качестве контрольных исследовались учебные группы старшеклассников, студентов; в качестве экспериментальных - студенческий психологический клуб КГУ «Бумеранг», клуб военно-патриотического воспитания «Факел» школы № 43 города Курска. Всего более 200 человек.
Методический инструментарий включил опросники, интервью, проективные методики, элементы лабораторного и естественного формирующего эксперимента.
Было выявлено, что идеалом для большинства испытуемых являются родители. В экспериментальных группах в качестве идеала представлены выдающиеся люди, собирательный образ социально ценных качеств, реже - учителя и психологи.
В контрольных группах в ряде случаев отмечается отсутствие идеала и даже агрессивное отношение к самому феномену («...я свободная личность, а идеал -насилие»).
Представления о свободе выражены наиболее пристрастно у всех испытуемых и носят достаточно развернутый характер по позициям: свобода «для.», свобода «от. »; отрицание свободы, непонимание и стремление осознать.
Характерным для экспериментальных групп отмечается преобладание «свободы для.» над «свободой от.» и стремлением раскрыть свое понимание сущности феномена.
Сложные социально-экономические условия определили сложное проблемное поле современной молодежи, в которое вошли наиболее значимые проблемы: личностные, социальные, бытовые, ухудшение здоровья.
Наиболее оптимальна структура проблемного поля у испытуемых студенческого клуба «Бумеранг», в которой ведущими являются социальные проблемы как показатели успешной социализации молодежи, примерно на таком же уровне находятся личностные проблемы, слабее бытовые, и очень мало «беспроблемных» людей.
В контрольных группах достаточно заметным явлением стали лица, отрицающие наличие проблем в своей жизни, то есть своего рода «беспроблемные» люди. Такой факт, очевидно, является следствием, с одной стороны, высокой степени защищенности индивида благодаря потенциалам семьи, а с другой - слабой включенностью в совместную активность группы и других социальных организаций.
Актуализация эмоционального компонента ощущения проявилась в структуре объектов значимых переживаний, которая достаточно дифференцирована и иерархизирована. Так, в неё включены наиболее важные аспекты социальной среды: познание, друзья, отдых, праздники, конфликты. Такая картина характерна для экспериментальных групп (психологический клуб «Бумеранг» и патриотический клуб старшеклассников «Факел»). Для них основными источниками значимых переживаний являются отдых, познание, праздники; слабее представлены творчество, труд. В обеих группах, к сожалению, источниками глубоких переживаний не стали друзья, спорт, государственные события, но зато обозначились конфликтные ситуации. В контрольных группах картина носит более «размытый» характер, однако общие тенденции в принципе тоже наблюдаются.
Школьники более эмоционально воспринимают позицию «труд», а студенты -государственные события. Общей для контрольных и экспериментальных групп оказалась позиция «отсутствие объектов переживаний вообще», в разной степени выраженная в каждом типе групп. Нам представляется это следствием инфантильности личности определенной части молодежи. Учитывая регулятивную функцию эмоций в жизни человека, можно считать вышеуказанные положения показателями характера социализации молодежи.
Показатели гражданской позиции молодежи - содержание образа будущей России и отношение к общественному движению «Бессмертный полк» - во всех типах групп имеют ярко выраженный позитивный, патриотический характер.
Российская молодежь, вопреки стараниям идеологов психологической (информационной) войны сформировать у россиян негативный образ России («Россия убога и позорна»), представляет будущую Россию великой страной, авторитетной в мире, привлекательной, с высокими ценностями равенства всех перед законом, равных возможностей граждан сокращением числа бедных, наличием сильного лидера.
В общественном движении «Бессмертный полк» молодежь четко обозначила свою личностную позицию: гордость за свой народ, победивший фашизм, сохранение памяти живых и мертвых солдат, защита исторической правды о роли нашей Родины во Второй мировой войне. Следует отметить реализацию принципа единства сознания и деятельности: значительная часть молодежи принимала участие в шествиях «Бессмертного полка».
Нивелирование влияния групп разного уровня социально-психологической зрелости на становление гражданской позиции молодежи можно объяснить теоретическими выводами Б.Д. Парыгина о приоритете роли макросоциальных общественных факторов в социализации личности по сравнению с малыми группами [Парыгин 1999]. Действительно, в настоящее время благодаря политике президента набирает силу патриотическое движение.
Структура перспективных целей («обращенность в будущее») наиболее развернута у школьников (клуб «Факел») и включает стремление к обогащению
социальной ситуации, приобретение друзей, получение «современного» отдыха, коммерцию.
Общим для ряда исследуемых характерна неясность (и отсутствие!) перспективных целей, особенно в сфере творчества, коммерции и улучшения социальной среды.
В социальном самоопределении у студентов преобладает профессиональное, семейное, слабее - личностное, у школьников - личностное («успешная личность»), затем профессиональное самоопределение. Для всех испытуемых характерно отсутствие коллективистического самоопределения. Мы объясняем такое положение внедрением СМИ в общественное сознание идеологии индивидуализма вопреки соборности русского национального духа.
В структуре рентной установки изучались следующие компоненты: представления о факторах и условиях, способных обеспечить нормальную жизнь человека; ожидания от государства; ориентация на значительную сумму денег; оценки значимости льгот разного вида ((от государства - предоставление, отказ; своя позиция - отказ, борьба за сохранение); позиции по отношению к родителям, рекламе, телеигре «Поле чудес»).
В итоге установлены характерные особенности каждого компонента и установки в целом.
В установке на обеспечение нормальной жизни молодого человека ведущую роль отводится самодостаточности, то есть субъектности в жизнедеятельности, личностному потенциалу (знания, настроение, здоровье и т.д.). Однако значимыми (26%) отмечаются такие социально нежелательные факторы, как связи и деньги. Значительно меньшая роль отводится благоприятным социальным условиям
От государства ожидается личностно значимая, духовно-нравственная поддержка для себя и других людей (свыше 80%). Однако даются критические оценки реальной работы отдельных государственных институтов. Около 20% испытуемых от государства не ожидают никакой поддержки.
Наиболее чувствительным звеном является ориентация на «большие деньги», что отразилось в четкой дифференциации намерений большого числа суждений. Ведущая роль отводится использованию денег на саморазвитие и помощь людям (в основном родителям), затем следует позиция на улучшение быта. Менее всего ориентирована учащаяся молодежь на открытие бизнеса.
Фрагментарно и не совсем четко представлена установка на роль льгот в различных вариантах: льготы от государства, возможность отказа от них, готовность защищать свои права на льготы.
Высоким духовно-нравственным потенциалом наполнена установка на ожидание помощи от родителей. Абсолютное большинство ориентированы на помощь родителям и проявление заботы о них. В сущности, в данном случае эта рентная установка поменяла свой знак в пользу родителей.
Зрелостью и критичностью характеризуется установка на получение поддержки материальным способом на примере телеигры «Поле чудес». Абсолютное большинство респондентов не испытывают к ней интереса и не видят смысла участия в ней.
Слабо выражена установка на возможности получить высокую поддержку от заманчивых обещаний финансовых фирм. Видимо, молодежь учитывает горький опыт населения от доверия к «финансовым пирамидам».
В отличие от рентной установки у абсолютного большинства современной учащейся молодежи четко обозначилась установка на социальную справедливость, что совпадает с выводами профессора В.Е. Семёнова. Однако уровень сформированности данной установки, в целом занимающей высокие ранги, по-разному представлен в
различных её аспектах. Основная значимость приписывается позиции «равенство перед законом», затем идет позиция «равные возможности». Недооценивается позиция «социальные лифты», по нашему мнению, из-за недостаточной включенности молодых людей в различные сферы общественной активности. Отвергается позиция «наличие бедных и богатых в стране», что говорит о высокой социальной зрелости молодежи.
Уровень социально психологической зрелости групп «Бумеранг» и «Факел» приближен к этапу «группа-автономия». Такие группы, согласно исследованиям А.А. Форопоновой, приобретают статус субъекта психологической помощи по следующим направлениям:
а) психоэмоциональная поддержка;
б) стимулирование мотивации к совместной деятельности;
в) технологическая помощь в совместных действиях.
Группы бакалавров уступают в уровне социально-психологической зрелости и находятся на этапе «группа-кооперация».
Достаточно выражены воспитательные возможности образовательной (развивающей социальной) среды объединениях «Бумеранг» и «Факел». Для данной среды характерны и следующие признаки:
• высокий уровень духовной культуры молодежного социума;
• функциональное включение педагога в совместную деятельность;
• высокая организованность жизнедеятельности;
• социальное, духовное и предметное обогащение деятельности;
• интенсификация интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих компонентов в совместной деятельности.
Выводы
1. В сознании современной учащейся молодежи наиболее актуализированы следующие личностно значимые и социально ценные аспекты социализации:
• установка на будущую Россию как великую и независимую страну, вопреки целям психологической (информационной) войны сформировать у российских граждан (молодежи в первую очередь) негативный образ России;
• восприятие общественного движения «Бессмертный полк» как сохранение исторической правды о великом подвиге народа за независимость своей Родины.
2. Из социальных установок наиболее сформированной оказалось установка на социальную справедливость по сравнению с рентной установкой. В рентной установке приоритет установки на самодостаточность (субъектность).
3. Ориентация на личностное, семейное и профессиональное самоопределение.
4. Фрагментарно, с тенденцией сужения духовно-нравственной основы, сложились представления об идеале, свободе личности, коллективистическом самоопределении.
5. В системе отношений «личность - государство» недооценивается роль государства как субъекта социальной и психологической помощи.
6. В структуре значимых эмоциональных переживаний ведущая роль отводится бытовым и семейным событиям по сравнению с событиями в регионе, стране, мире.
7. Позитивное влияние на социализацию современной учащейся молодёжи оказывает включенность индивидов в совместную деятельность группы членства и социальную среду с большими воспитательными возможностями (развивающие социальные среды - «социальные оазисы»).
Библиографический список
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 334 с.
Воловикова М.И., Тихомирова С.В., Борисова А.М. Психология и праздник: праздник в жизни человека. М.: ПЕР СЭ, 2003. 142 с.
Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. М.: Институт психологии РАН, 2007. 478 с.
Зачем молодежи политика? - Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]. URL:
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=3511 (дата обращения: 15.03.2019).
Краткий психологический словарь. Изд. 2-е, расшир., исправл. и доп. / под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. Ростов-н/Д: Феникс, 1998. 512 с.
Ларина Г.Н. Проектирование социально-психологической помощи учащейся молодежи в личностном развитии // Социальная и экономическая психология. Ч. 1: Состояние и перспективы исследований / отв. ред. Т.А. Нестик, Ю.В. Ковалева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 317-326.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
Макаренко А.С. Трудовое воспитание: Отношения, стиль, тон в коллективе // Макаренко А.С. Собр. соч. Т. 5. М.: Педагогика, 1960.
Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007.
Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999.
Платонов К.К. Что изучает общественная психология. М.: Знание, 1971.
Психологический мониторинг детей, родителей и учителей в районах радиоактивного загрязнения. Вып. 1. Мироощущение подростков и старшеклассников / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др. М.: Ред.-изд. Центр «Помощь», 1996. 42 с.
Семенов В.Е. Изменения в ценностях российской молодежи // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Институт психологии РАН, 2017. С. 2058-2065.
Уманский Л.И. Личность, организаторская деятельность, коллектив: избр. тр. Кострома: Костром. гос. ун-т, 2001.
Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вестник практической психологии образования. 2010. № 2 (23). С. 12-18.
Форопонова А.А. Мироощущение иностранных студентов в российском образовании: состояние и пути оптимизации // Вестник ВГУ «Проблемы высшего образования». 2017. № 4. С. 105-109.
Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.
Чернышев А.С. Психологическая школа молодежных лидеров / А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев, Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
Юревич А.В. «Асоциальная социализация» как основа нравственной деградации общества // Вестник Российской академии наук. 2011. Т. 81. №1. С. 3-10.