УДК 316.6(075.32)
РОЛЬ МАЛОЙ ГРУППЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ОПОСРЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ О МЕЖПОЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ*
© 2014 А. С. Чернышев1, И. А. Орешина2
1 завкафедрой психологии докт. психол. наук, профессор e-mail: kursk-psychol@ya. ru
Курский государственный университет
2завкафедрой инфекционных болезней и фтизиатрии медицинского факультета, доцент, канд. психол. наук e-mail: Oreh-81a,mail. ru
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
В статье представлены результаты многолетних эмпирических исследований по определению социально-психологических механизмов влияния малой группы на представления современной учащейся молодежи о межполовых отношениях.
Показано, что малая группа, включенная в совместную активность различных социальных организаций в условиях развивающей социальной среды, приобретает статус субъекта совместной деятельности, общения и отношений. Группы такого статуса оказывают позитивное влияние на духовно-нравственную сферу личности (содержание идеала, понимание феномена «свобода», гуманизацию ценностной ориентации), что качественно изменяет социальные представления молодежи о межполовых отношениях.
Ключевые слова: малая группа как субъект совместной активности, духовнонравственная сфера личности (идеал, свобода, ценности), социальные представления о межполовых отношениях, развивающие социальные среды.
Проблема. В современном обществе сформировались новые социальные представления у молодежи о взаимоотношениях между полами. Гендерные представления современных юношей и девушек отличаются по содержанию от таковых 30-летней давности. Этому способствовали социально-политические и экономические преобразования в ряде стран, а также «сексуальная революция» 70-х годов в странах Запада, нашедшая благоприятную почву на постсоветском пространстве в 90-е годы.
На современном этапе происходит трансформация семейных отношений. В обыденном сознании людей нередко закрепляется понятие «гражданский брак», воспринимаемый как новая форма семейных отношений, однако юридически определяемый как сожительство, с последующими правовыми сложностями регистрации у ребенка отца. При этом в социальные представления молодежи
внедряется допустимость частой смены половых партнеров, на фоне размытых представлений риска заражения ВИЧ-инфекции, вероятности нежелательной беременности и как следствие абортов [Емельянова 2010; Знаков 2009].
На формирование социальных представлений молодежи о межполовых отношениях влияют, с одной стороны, СМИ, а с другой - ближайшее окружение, представленное малой социальной группой. Обычно данными социальными группами
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (Государственное задание № 2014/349, проект № 1550).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
выступают семья и учебная группа, в которых индивид проводит большую часть времени в общении и в совместной разноплановой деятельности.
Семья - малая социальная группа, оказывающая большое формирующее влияние на развитие нравственного сознания личности. При этом социальный институт семьи трансформируется и испытывает кризис, как утверждают многие исследователи и специалисты. Общество по-прежнему заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, где рождаются и полноценно развиваются дети [Антилогова 2009; Бендас 2006].
Содержание социальных представлений молодежи о межполовых отношениях оказывает влияние на сохранение сексуального здоровья, определяя эмоциональные, интеллектуальные и социальные аспекты сексуального существования человека, позитивно обогащающие личность, повышающие коммуникабельность человека и его способность к любви [Психология здоровья 2006]. Уже ни для кого не остается сомнений в том, что сексуальная революция в 1970-х гг. привела к обострению ряда проблем: рост заболеваемости ИППП, увеличение количества нежелательных
беременностей, раннее вступление в половые отношения, психологическая травма после разрыва отношений и т.д. Добрачные половые отношения (ДНО) не способствуют сохранению репродуктивного здоровья населения. При этом именно добрачные половые отношения чаще возникают стихийно под действием инстинктов, эмоций в рискованных ситуациях (беспорядочные половые связи, вступление в половые отношения с малознакомым человеком, алкогольное опьянение, употребление наркотиков, отсутствие контрацепции). Сексуальная революция в большей степени отразилась на поведении девушек, чем юношей. Такая же динамика наблюдается и в нашей стране. Характерным для нашего времени является раннее вступление девочек в половую жизнь [Ильин 2010].
С развитием эпидемии ВИЧ/СПИД-инфекции перед специалистами-психологами и социологами встал вопрос о том, возможно ли изменение общественного сознания, а также мировоззрения и поведения каждого отдельного человека, чтобы свести к минимуму вероятность заражения ВИЧ-инфекцией [Дробышева 2009; Емельянова 2010; Психология здоровья 2006]. При этом медики видят пути решения проблемы в повышении нравственности в поведении личности, так как склонность к риску, поиск ощущений, сексуальный авантюризм, наличие многочисленных половых партнеров связаны с поведением, которое повышает риск заражения ВИЧ-инфекции [Психология здоровья 2006].
В.Н. Дружинин утверждает, что Россия уже имела негативный опыт безответственного отношения к половому поведению после Октябрьской революции, когда свобода и легкость в получении развода привели к тому, что в значительном количестве случаев воспитание детей ложилось только на плечи разведенных женщин, а разрешение абортов способствовало снижению рождаемости [Дружинин 2006]. Сформировавшиеся представления среди населения об абортах отрицательно отражаются на сексуальном и репродуктивном здоровье нации, ведь одним из элементов сексуального здоровья является способность к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики [Психология здоровья 2006].
В связи с вышеуказанным определилась цель исследования: определение социально-психологических аспектов (механизмов) влияния малой группы на духовнонравственное опосредование социальных представлений современной учащейся молодежи о межполовых отношениях.
Теоретические основы достижения цели. В макропсихологических исследованиях духовно-нравственного состояния современного общества отмечается
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)
Чернышев А.С., Орешина И.А. Роль малой группы в духовно-нравственном опосредовании социальных представлений современной учащейся молодежи о межполовых отношениях
тенденция асоциальной социализации как основы нравственной деградации общества, которая проявляется в формировании особого безнравственного типа личности молодежи, фрустрированной агрессии подростков, распаде семьи, бездуховности и криминализации студенчества [Юревич 2009; Фельдштейн 1994; Воловикова 2005].
Социальная ориентация человека как субъекта свободного выбора жизненного пути наиболее полно проявляется в его целостном мироощущении и социальном самоопределении как осознанном стремлении занять определенную позицию в обществе [Абульханова-Славская 1999]. Однако свобода выбора сопряжена с принципом этического детерминизма, который является духовно-нравственной основой и мироощущения и социального самоопределения [Рубинштейн 2009].
В связи со сложностью феномена «духовность» и интересом к его исследованию в различных науках, представляется целесообразным обратиться к некоторым подходам в понимании духовности в психологии.
С.Л. Рубинштейн определял духовность человека как способность к любви, при которой человек становится субъектом, способным любить. Высшее в человеке оценивается не отношением к самому себе, не как простое самоусовершенствование, а тем, как он и что изменяет и совершенствует в других людях. В этой связи особое место отводится нравственной детерминанте, определяющей зависимость познания от нравственного облика личности. Поэтому мудрость не только сумма знаний, но и духовность [Там же].
В работах В. Франкла также отмечается, что человек изначально направлен не на себя, а на мир; и в окружающем мире, в обществе, в других людях он только может найти главной смысл своей жизни в деле, которому он предан, которое отвечает его призванию, и в заботе о других людях. И лишь в той мере, в какой люди забывают о себе в деле, жертвуя себя миру, его требованиям и задачам, они осуществляют и себя [Франкл 2000]. Поэтому не случайно среди потребностей, выявленных у людей, не справляющихся с жизненными трудностями, ориентация лишь на себя, свой успех, славу любой ценой приводит к центрации усилий на себе и как следствие - препятствие в росте личности, ее движению к духовной зрелости [Там же].
В наши дни достаточно развернутое определение духовности представлено в работах А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, А.Л. Журавлева, М.И. Воловиковой и др. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский определяют духовность как «... высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности» [Крат. психол. слов. 1985: 102-103]. Созвучно идеям С. Л. Рубинштейна и В. Франкла утверждается, что наделенный духовностью человек перестает быть изолированным индивидом, решающим эгоцентрические задачи по адаптации к среде, а подключается к созидательной энергии надиндивидуальных общностей, тем самым выходя за свои собственные пределы и вступая во взаимодействие с миром на новом уровне. Духовность выступает предпосылкой актуализации личностной «свободы для» (в противовес «свободы от.») [Там же: 103]. Интересно отметить большое совпадение данной трактовки духовности
А. В. Петровским и М. Г. Ярошевским с основными теоретико-практическими подходами А.С. Макаренко в его фундаментальном социальном эксперименте по перевоспитанию нравственно искалеченных детей [Макаренко 1988].
М. И. Воловикова сущность духовности связывает с содержанием устоявшихся народных традиций, в том числе с праздничной культурой, в рамках которой человек приобщается к духовному опыту состояния мира и единства с другими людьми. В итоге развивается и крепнет нравственный идеал человека [Воловикова 2005].
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Основоположником теории социальных представлений считается С. Московичи, французский психолог. Социальные явления, такие как власть, политика, общие интересы, связаны с теорией социальных представлений, которые придают им смысл. Социальные представления - знания, взгляды, идеи, которые разделяются многими людьми и составляют человеческую способность воспринимать, делать заключения, понимать, вспоминать, чтобы придавать смысл и значимость вещам при повторном взаимодействии с ними. Знания и технологии превращаются в убеждения и идеалы, которые объединяют людей для совместной деятельности. Автор рассматривает социальные представления как образования, разделяемые всеми и способные передаваться в вековом пространстве из поколения в поколение. Социальные представления - система социально-психологических взглядов, содержащая
теоретические положения относительно обыденного сознания в современном обществе [Московичи 1984]. По мнению М.И. Воловиковой [2005], именно в них заложен корень иррациональности воззрений на мир у человека.
С. Московичи рассматривал влияние крупных городов (у нас - мегаполисы) на человеческие мысли, чувства, делая заключение, что в них рождается массовая культура, под действием которой личностные представления индивидов сливаются в связи с тем, что приобретают единообразные формы представлений и, следовательно, модели поведения. Формируются социальные стереотипы поведения индивида в определенных группах отношений по принципу «все так делают». При этом данные стереотипы могут быть как положительного, так и отрицательного характера, в зависимости от уровня культуры общества. Это наблюдается в различных общественных отношениях, в том числе и в межполовых. В обществе одной культуры образуются единообразные представления о семье. Согласно представлениям А. Маслоу, человеческий потенциал легко растерять или разрушить в дурном окружении. Младенец лишь потенциально является человеком, и ему предстоит развить свои человеческие качества в обществе, культуре, семье. Помочь ему в этом могут родители, педагоги, психологи, создавая благоприятную среду для получения знаний, информации, позитивно влияющих на формирование его представлений об окружающем мире и социуме, способствующих духовно-нравственному развитию личности (см.: [Московичи 1984]).
Социальные представления о межполовых отношениях укрепляются в сознании индивидов внутригрупповыми ценностями малой социальной группы, которые формируются под влиянием общественных ценностей, с одной стороны, а с другой - из ценностей, образов и убеждений отдельных индивидов, составляющих эту малую социальную группу, образуя однородное социальное тело, одушевленное направлением одного действия.
Формирование социальных представлений начинается в тесном семейном кругу, но затем они трансформируются и обогащаются в учебной или трудовой группе, где личность в процессе совместной деятельности соотносит свои индивидуальные идеи, идеалы, ценности и убеждения с ценностями, общими для всей группы.
Групповые ценности могут носить как высокий моральный и духовнонравственный облик, так и более низкий. Это зависит от направленности и организованности учебной группы, которые связаны с динамикой социальнопсихологического становления группы. Таким образом, социальные представления индивида о межполовых отношениях формируются под влиянием убеждений окружения малой социальной группы, в которую он входит, и социальных представлений общества в целом. Если в малых социальных группах (семье, учебной группе, неформальной молодежной группе, спортивной команде и других) сформировались высокие нравственные идеалы, духовное восприятие семейных
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)
Чернышев А.С., Орешина И.А. Роль малой группы в духовно-нравственном опосредовании социальных представлений современной учащейся молодежи о межполовых отношениях
отношений, ответственность перед будущими детьми и любимым человеком, то образы, идеи и убеждения индивида определяют направление межполовых отношений, ориентированных на создание крепкой, здоровой, духовно-нравственной семьи. Стойкость таких представлений о межполовых отношениях поддерживается групповыми ценностями в ситуации взаимодействия с информацией, подаваемой СМИ.
Одним из ведущих социально-психологических свойств малой группы является ее психологическая общность. Основными критериями последней выступают явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентаций и социальных установок); идентификация индивидов со своей группой (осознание принадлежности к данной группе, единства с ней - чувство «мы»); осознание членами группы имеющегося сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других; наличие социальнопсихологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), - совместимости, сработанности, организованности, сплоченности, социально-психологического климата и др. (см.: [Петровский 2000; Уманский 2001; Чернышев 2012; Журавлев 2009] и др.).
Гипотеза, методы, организация исследования. В основу исследования легло гипотетическое положение о системной детерминации духовно-нравственного опосредования социальных представлений современной учащейся молодежи о межполовых отношениях уровнем социально-психологической зрелости малой группы, характером ее включенности в совместную активность социальных организаций разного уровня в условиях развивающей социальной среды.
Этот гипотетический подход выходит за рамки линейной модели как непродуктивной в описании сложных отношений индивида и группы, а включает статусно-позиционную модель обогащенного взаимодействия по линии: индивид -малая группа - однопорядковые группы - основная организация (школа, факультет) -более широкие организации (вуз, другие социальные среды вне вуза и т.д.). На все уровнях такого социального пространства для индивидов их группа является системообразующим фактором.
Согласно гипотезе одним из важных факторов воздействия на содержание социальных представлений о межполовых отношениях выбрана учебная группа как социально ценная и личностно значимая социальная организация для учащейся молодежи.
Авторы опирались на параметрическую теорию малых групп Л.И. Уманского, А.С. Чернышева, А.Н. Лутошкина и др. Преимущество данной теории среди других теорий малых групп, по оценке А.В. Сидоренкова, Н.А. Захарченко,
И. И. Сидоренковой, связано с переходом от изучения определенных характеристик малой группы (например, сплоченность, лидерство) в ее целостности благодаря всестороннему анализу группы посредством более или менее широкого спектра социальных и социально-психологических параметров.
В этой теории малая группа описывается с помощью нескольких блоков (общественный блок, личностный блок, блок социально-психологических общих качеств группы) и включенных в них параметров (направленность активности, организованности, подготовленности и групповой деятельности; интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности) [Сидоренков, Захарченко, Сидоренкова 2011].
Все компоненты трех блоков определяются в первую очередь компонентом «направленность группы».
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Параметры «общественного блока» обусловливаются внешним социальным контекстом, в который включена группа, обществом в целом, а компоненты «личностного» блока - психологическими особенностями членов группы, их взаимоотношениями. Параметры «личностного» блока более динамичны и подвижны, чем параметры «общественного» блока.
Параметрическая теория предлагает модель развития группы, показателем которого является уровень социально-психологической зрелости группы. Социальнопсихологическая зрелость группы влияет на эффективность групповой деятельности и на личностное развитие членов группы.
Для определения уровня социально-психологической зрелости группы разработан оригинальный методический блок, включающий опросник «Карта-схема социально-психологической характеристики группы» и аппаратурные методики -приборы-модели для совместной деятельности («Арка», «Сенсомоторный интегратор ГСИ-7» со «Стрессором»).
Методический блок включал опросники, проективные методики, приборы-модели совместной деятельности, естественный формирующий эксперимент.
С помощью опросников определялся уровень социально-психологической зрелости группы, духовно-нравственные свойства личности (идеал, представление о свободе), представления о межполовых отношениях. Сформированность образа будущего относительно социального самоопределения (личностного, семейного, карьерного) изучалась проективными методиками. Организованность и мотивация группы в совместной деятельности определялись приборами-моделями совместной деятельности («Арка» и ее модификациями). Формирование субъектности группы и личностное развитие индивидов происходило в условиях естественного формирующего эксперимента в рамках проектирования развивающих социальных сред', в котором приняли участие старшеклассники, учащиеся средних специальных заведений, студенты Курского и Приднестровского университетов (всего около 1000 человек). Эксперимент основывался на гипотетическом положении о том, что периодическое включение индивидов и групп подростков и юношей в качестве субъектов совместной деятельности и общения в специально созданные реальные улучшенные социальные среды («социальные оазисы») на основе актуализации принципа сочетания социального знания и социального действия ведет к значительным лидерским и личностным изменениям индивидов («социальному обновлению» личности) и повышению уровня социально-психологической зрелости групп.
В авторском понимании развивающая социальная среда - это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и
интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности и групп. Высокосодержательная и в социальном, и в духовном отношении, разнообразная в предметном плане совместная деятельность является системообразующим фактором развивающей социальной среды, определяя ее направленность и качественное своеобразие. Развивающая социальная среда сочетает высокую социально-психологическую защищенность ребенка с необходимостью проявить большое физическое и психическое напряжение, рационально использовать время в связи с включением в разнообразные социально значимые совместные деятельности («веер деятельностей»). Чтобы избежать иллюзий о легком достижении
' Более подробное описание эксперимента представлено в наших работах.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)
Чернышев А.С., Орешина И.А. Роль малой группы в духовно-нравственном опосредовании социальных представлений современной учащейся молодежи о межполовых отношениях
счастья, вводятся специально запланированные экстремальные ситуации для подготовки молодежи без больших потерь находить достойный выход из них.
В итоге была разработана теоретическая основа программы, включающая следующие положения:
• группа становится субъектом деловых, творческих и нравственных отношений, если она выходит за пределы собственно внутригрупповых задач и включается в совместную активность с другими социальными организациями;
• продуктивное взаимодействие групп с другими организациями зависит,
согласно положениям С.Г. Елизарова, от формы включенности групп в систему социальных организаций (позитивную, позитивно отстраненную, негативно
отстраненную, негативную) [Елизаров 2013];
• психологическое взаимовлияние индивидов в группе достигается за счет комплексного использования форм организации совместной деятельности (ФОСД по Л.И. Уманскому [2001]).
Апробация данной программы также использовалась нашим сотрудником А. А. Форопоновой [2014] при изучении групп иностранных студентов.
Результаты
Характеристика групп, достигших высокого уровня по состоянию психологических качеств. Группы обладают целостной системой положительного спектра деловых, творческих и нравственных качеств с четко выраженной иерархией в каждой сфере. В структуре деловых качеств ведущая роль отводится «ответственности, принципиальности, сотрудничеству», в творчестве - «новаторству, прогрессу, энтузиазму»; в нравственности - «доброжелательности, честности, дружелюбию, социальной защищенности». Направленность активности базируется на таких социально ценных ориентирах, как «активность, творческая энергия группы, приоритет духовных запросов - искусства, литературы, учебы, совершенствование в профессии, стремление к личностно значимой и социально ценной цели». Уровень состояния всех компонентов системы достигает высокого значения. Целостность, единство группового сознания также приближается к максимуму при минимальном разбросе мнений. Это группы-коллективы.
Высокое развитие свойств облегчает коллективу возможность согласованно отражать существенные качества личности. Из всего многообразия черт личности оцениваются прежде всего те, которые непосредственно способствуют укреплению или разрушению коллектива. Согласованность в глубине и полноте социальной перцепции каждого участника коллектива создает устойчивую морально-психологическую атмосферу определенности, позволяет надежно ориентироваться в атмосфере ценностно-нормативных ожиданий коллектива от поведения каждого индивида. Достаточно адекватное понимание людей существенно влияет на межличностные отношения: статусная структура включает не все категории, официальный
руководитель является лидером всех группировок.
Характеристика групп среднего развития. Группы обладают целостной системой деловых, творческих, нравственных качеств, однако в систему иногда входят не только позитивные, но и отдельные негативные качества, такие как «безответственность, формализм, апатия, лживость, инертность и пассивность группы в целом», хотя и выражены они достаточно слабо. Это группы-кооперации.
В целом уровень состояния всех качеств находится в зонах «среднее значение» и «более высокое значение». Степень согласованности группового сознания также колеблется вокруг среднего показателя при уже заметном разбросе мнений.
Однако уже сложилась тенденция на дифференциацию ценностных оценок отдельных качеств: в деловых качествах выделяются как наиболее значимые
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
«ответственность и принципиальность», в творческих - «новаторство, увлеченность и оптимизм», в нравственных - «дружелюбие, честность и социальная защищенность».
Члены более зрелых по уровню развития групп ясно и четко представляют идеальные образы людей, которыми они руководствуются в принятии решений на жизненном пути. При этом объектом подражания выступают не только знаменитости, находящиеся вне рамок реального общения, но также личности из ближайшего окружения юноши - родители (32%), учителя (19,6%). В менее зрелых группах преобладают идеалы, знакомство с которыми молодых людей по большей части опосредованно обеспечивается средствами массовой информации - шоумены, актеры, певцы, политики (в общей совокупности - 41%). В данных группах некоторые члены группывыступают против формирования идеалов в обществе. Однако в рамках социального обучения во время совместной деятельности и тематических семинаров у молодых людей значимость идеальных образов, примеров для подражания в аспекте нравственной направленности значительно возрастает.
При оценке представления о «свободных половых отношениях» современной молодежи мы получили следующие данные: студенты определяют свободу как частую смену половых партнеров, отсутствие каких-либо рамок в поведении - 48,6%; как ответственные отношения для построения в будущем семьи, основанные на доверии, где свобода проявляется в выборе спутника жизни, - 39,7%; свободные половые отношения рассматривают как измену - 5,5% студентов.
Эмоциональная оценка респондентами влияния на будущую семью свободы в половых отношенияхобозначилась в следующих вариантах:
• положительный - респонденты считают, что приобретают опыт в построении отношений, что позитивно отразится на будущей семье;
• отрицательный - респонденты считают, что добрачные половые отношения
(ДНО) могут привести к негативному опыту (ИППП, нежелательная беременность, аборт, разрыв отношений), что в будущем может плохо отразиться на семье, так как дестабилизирует формирование семейных отношений (например, «отсутствие
доверия», жен. 21 год);
• нейтральный - считают, что ДПО никак не отразятся на будущей семье;
• условно-положительный - одобряют ДПО, наличие нескольких половых партнеров, но при этом высказывают мнение, что с регистрацией брака (создание семьи) от безответственных ДПО нужно отказаться.
При этом 29,4% студентов, одобряющих половые отношения без обязательств, отмечают, что это плохо отразится на семье в будущем, поэтому от безответственных половых отношений при создании семьи «придется» отказаться. Получается противоречие между одобрением внебрачных половых связей, с одной стороны, и осознанием отрицательного их влияния на создании семьи в будущем, с другой стороны. У молодых людей есть желание иметь крепкую счастливую семью, но действия не соответствуют достижению этой цели, поэтому формируется конфликт, разрешение которого возможно при подаче дополнительной информации в специальных развивающих социальных средах (социальных оазисах).
Понимание свободы в половых отношениях в учебных группах, распределенных по социально-психологической зрелости, обозначилось следующим образом:
- в группах-ассоциациях и группах-кооперациях (менее зрелые группы) респонденты больше рассматривают свободу в частой смене половых партнеров без взаимных обязательств - 58,6% и 58,8% соответственно;
- в группах-коллективах и социально обогащенных коллективах свободу чаще рассматривают для выбора спутника жизни и создания семьи, на взаимных доверии и ответственности - 54,9% и 81,8% соответственно; показатель в социально обогащенных
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014.
№ 3 (31)
Чернышев А.С., Орешина И.А. Роль малой группы в духовно-нравственном опосредовании социальных представлений современной учащейся молодежи о межполовых отношениях
коллективах значительно выше, что указывает на эффективность социального обучения;
- во всех группах часть респондентов понимает свободу в половых отношениях как измену любимому человеку, что определяет их выбор в пользу одного партнера; при этом выраженных отличий по уровню зрелости групп не выявлено;
- не определились с представлениями о свободе в половых отношениях респонденты групп ассоциаций (15,5%), чего не наблюдается в более зрелых группах; возможно, в связи с тем, что в данных группах не сформированы групповые ценности, на которые индивид мог бы ориентироваться.
Согласно опросу, 89,5% студентов по-прежнему считают, что создание семьи актуально в современном обществе, причем значительных гендерных отличий выявлено не было.
Эти данные подтверждаются и по результатам мини-сочинения «Кем я себя вижу через 10 лет», по которому можно судить, как молодые люди определяют себя в жизни. Условно выделились 3 группы позиций в отношении семьи и карьеры. В 33,3% студенты прежде всего себя видят родителями, а затем оценивают свои карьерные перспективы; из них - 66,7 % подробно описывают семью, преимущественно с двумя детьми. Больше студентов связывают свою позицию и перспективы в жизни в первую очередь с карьерой - 40,7%, а затем с семьей (четкого описания не дают), только в 18,2% отмечают наличие детей. Полностью сосредоточенных на карьере без указания наличия семьи выявлено 25,9% респондентов.
Нами было выделено 4 типа самоопределения индивидов по направленности включенности в половые отношения, исходя из их отношения к свободе, ДПО, семье, установкам на будущее, духовно-нравственной направленности, которые сберегающе влияют на сексуальное и репродуктивное здоровье.
1. Семейный тип: индивиды четко определяют для себя понятие «свобода для», у них наблюдается понимание взаимосвязи свободы с духовной нравственностью; видят свободу в половых отношениях для выбора второй половины для последующего создания семьи, рождения и совместного воспитания детей, на основе взаимного доверия и ответственности; отрицательно относятся к ДПО; отвергают моральную допустимость аборта, но такой поступок женщины оправдывают внешними, чаще социальными, факторами.
2. Позитивный (здоровьесберегающий) тип: в понимание молодых людей, относящихся к данному типу, свобода одного человека ограничивается свободой другого человека, связана с духовно-нравственными ценностями и ответственностью перед окружающими; в современной свободе половых отношений видят частую смену половых партнеров, что, по их мнению, может плохо отразиться на сексуальном и репродуктивном здоровье, поэтому в половых отношениях видят ответственность за здоровье свое и будущих детей, оценивая ИППП, аборты, как следствия безответственных половых отношений до брака.
3. Нейтральный тип: молодые люди не имеют четких представлений о «свободе для», не связывают свободу с духовной нравственностью; к ДПО относятся как к допустимому явлению, однако считают, что они плохо отразятся на создании семьи в будущем, поэтому от них нужно отказаться; при этом не видят для себя риска заражения ИППП, решение об аборте рассматривают как свободу выбора женщины, который можно объяснить экстернальными или интернальными факторами.
4. Отрицательный (деструктивный) тип: индивиды определяют свободу в понимании «свобода от», не связывают её с нравственностью; в половых отношениях оценивают свободу как возможность иметь множество половых партнеров, считая, что такой опыт положительно отразится на семье в будущем; часто отвергают аборты, что
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
указывает на отсутствие полного осознания возможности возникновения нежелательной беременности как следствия половых отношений в рискованных ситуациях.
Таким образом, содержание социальных представлений молодежи о межполовых отношениях претерпели ряд изменений под воздействием социальноэкономических перемен, трансформации системы ценностей в обществе, тенденций сексуальной революции, женской эмансипации. Представления о семье продолжают сохраняться в сознании молодежи, но отчасти в противоречивом содержании: с одной стороны, вседозволенность, отсутствие обязательств перед другим человеком, аборты, с другой - желание переживать чувство любви, взаимного доверия и понимания, что приводит к здоровому и духовно обогащенному осуществлению интимных отношений между полами.
Для коллектива как субъекта деятельности особую остроту приобретает такой аспект проблемы, как способность индивидов отражать представление всего коллектива о своих участниках и характере их взаимодействия.
Нами было выдвинуто предположение о том, что степень совпадения представления индивидов о картине взаимоотношений и взаимодействий в коллективе с их реальным состоянием является необходимым условием его организованности. Факт существования личного и группового вариантов осознания субординационных отношений наблюдается в группах всех категорий, а степень совпадения и качественное содержание сильно отличаются. Близость личного и группового вариантов наступает при высоком развитии группового эталона субординационной зависимости. Совпадение личного и группового вариантов организационных отношений можно рассматривать как конкретное воплощение социальнопсихологических свойств коллектива в личности, то есть как своеобразное «внедрение» коллектива в личность. При таком образовании «коллектива в личности» индивиду легко ориентироваться в организационных связях, соотносить личную стратегию с групповой. Вышеописанное можно оценить как один из механизмов самоорганизации или самоуправляемости коллектива.
Явление сознательного отклонения индивидов от группового эталона оказалось устойчивым и имеющим различную направленность и коллективах разного уровня развития. В высокоразвитых коллективах оно носит характер более точного учета индивидуальных особенностей участников; в «средних» группах оно носит характер реабилитации тех лиц, относительно которых сложилось неправильное мнение; в слаборазвитых группах расхождение носит весьма узкий диапазон: завышается оценка руководителя при хаотической оценке других лиц.
Следовательно, на определенном уровне организации возникает достаточно высокое согласование личного и группового вариантов представлений о ценностях в группе, что обеспечивает направление упорядоченности взаимодействия как основу организованности. Даже в лучших коллективах не наблюдалось полного совпадения очного и группового вариантов; видимо, факт расхождения личного и группового представлений служит своеобразным полигоном автономности личности.
Выводы
1. Влияние малой группы на личностные качества ее членов носит многоуровневой характер:
а) в рамках группы личностное развитие индивидов обеспечивается уровнем ее социально-психологической зрелости, превращением группы в субъект совместной деятельности, общения и отношений, благодаря чему группа приобретает относительную независимость от окружающей среды, зато повышается ее влияние на окружающую среду;
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)
Чернышев А.С., Орешина И.А. Роль малой группы в духовно-нравственном опосредовании социальных представлений современной учащейся молодежи о межполовых отношениях
б) статус субъектности позволяет группе включаться в совместную активность различных социальных организаций (однопорядковых групп, основной организации и т.д.), что качественно обогащает социально-психологические процессы внутри самой группы и, следовательно, повышает ее воспитательный потенциал для индивидов;
в) в условиях развивающей социальной среды и социального обучения социально-психологическая динамика группы ведет к духовно-нравственному росту как группы, так и ее членов.
2. Многоуровневая детерминация личностного роста членов группы ведет к повышению социального самочувствия молодежи (степени ее удовлетворенности жизнью) как одного из социальных механизмов оптимизации отношений личности и общества.
3. Духовно-нравственное обогащение личности в группе, перешедшей от внутригрупповых процессов (замыкают систему) и расширяющей социальное пространство активности (переход в открытую систему), наиболее полно проявляется в адекватном осознании феномена «свобода», обретении идеала, достаточно четком представлении образа будущего относительно личностного, семейного и карьерного самоопределения.
4. Вышеописанная нелинейная многоступенчатая модель влияния группы на духовно-нравственную сферу современной учащейся молодежи ведет к формированию человека как субъекта деятельности, распорядителя своих духовных и физических сил как на поведенческом уровне, так и на уровне зрелых социальных представлений, особенно чувствительных для молодежи представлений о межполовых отношениях, отвечающих требованиям этики и эстетики.
Библиографический список
Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избр. психол. тр. Воронеж: Изд-во НГО «МОДЭК», 1999. 224 с.
Антилогова Л.Н. Психологические факторы развития нравственного сознания личности [Электронный ресурс] // Психология человека в современном мире. Т. 6. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. URL: http://gendocs.ru/v14604// (дата обращения: 12.05.2014)
Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2006. 431 с.
Воловикова М.И. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете: дис. ... докт. психол. наук. М., 2005 384 с.
Гайдар К.М. Социально-психологическая концепция группового субъекта. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013.
Дробышева Т.В. Угроза здоровью в обыденном восприятии: случай ВИЧ-инфицирования и СПИДа [Электронный ресурс] / Т.В. Дробышева, Т.П. Емельянова, Н.Н. Хащенко // Психология человека в современном мире. Т. 5: Личность и группа в условиях социальных изменений. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. С. 225-227.
Дружинин В.Н. Психология семьи. 3 изд. СПб.: Питер, 2006. 176 с.
Елизаров С.Г. Влияние мотивационно-ценностной включенности на
формирование субъектности малой учебной группы // Материалы всероссийской научной конференции «Человек, субъект, личность в современной психологии» (к 80-летию А.В. Брушлинского). М.: ИП РАН, 2013. С. 247-250
Емельянова Т.П. Репрезентация угрозы здоровью: типы социальных
представлений о ВИЧ-инфицировании и СПИДе [Электронный ресурс] // Информ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2010. № 2. Режим доступа: http:/www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/2/Emelianova/ (дата обращения: 17.06.2014).
Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. 2009. Т.30. №5. С. 72-80.
Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. С. 435-445.
Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. 688 с.
Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 431 с.
Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. 256 с.
Московичи С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология: тексты / под ред. Г. М. Андреевой,
Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 208-228.
Орешина И.А. Влияние учебной группы на содержание социальных представлений молодежи о межполовых отношениях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2013. 27 с
Петровский А.В. Психология в России. XX век. М.: УРАО, 2000.
Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2006. 607 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. 713 с.
Сидоренков А.В., Захарченко Н.А., Сидоренкова И.И. Социальнопсихологические теории малой группы. М.: Вузовская книга, 2011. 174 с.
Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив.
(Избранные труды). Кострома: Изд-во Костромского гос. ун-та, 2001.
Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Междунар. пед. акад., 1994. 192 с.
Франкл В. Психотерапия и экзистенциализм // Воля к смыслу: пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 63.
Форопонова А.А. Социально-психологические факторы и условия формирования субъектных свойств учебных групп иностранных студентов // Воспитательная деятельность вуза: инновационный подход: материалы Междунар. науч.-практической конф., Воронеж, 10-11 апреля 2014 г.: в 2 ч. / под. ред. И.Ф. Бережной, С.В. Поповой; Воронеж. гос. ун-т. Воронеж: Издат. дом ВГУ, 2014. С. 250-255.
Чернышев А.С. Социально-психологические условия становления субъектности малых групп: теоретико-экспериментальный подход к исследованию //
Психологический журнал. Т. 33. № 2. М., 2012. С. 35-44.
Юревич А.В. Количественная оценка макропсихологического состояния современного российского общества / А.В. Юревич, Д.В. Ушаков, И.П. Цапенко // Психологические исследования. Научный электронный журнал. 2009. № 2 (4). Режим доступа: http:/www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2010/02/11/0000334666/Urevich_8.pdf
(дата обращения: 21.04.2014).
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)