Научная статья на тему 'Изучение динамики мироощущения подростков и юношей в изменяющейся России (на рубеже XX-XXI вв. ) (основы теоретического и экспериментального подходов)'

Изучение динамики мироощущения подростков и юношей в изменяющейся России (на рубеже XX-XXI вв. ) (основы теоретического и экспериментального подходов) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
381
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мироощущение / социальное самоопределение / развивающая социальная среда (социальный оазис) / социальное обучение / attitude / social self-determination / social oasis / social learning

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чернышев А. С., Сарычев С. В.

Обстоятельства места являются достаточно значимой, существенной причиной, влияющей на характер мироощущения подростков и юношей. В современной России у подрастающего поколения формируются преимущественно негативные или амбивалентные установки в отношении ближайшего социального окружения. Положительная динамика мироощущения подростков и юношей может быть достигнута посредством их включения в развивающие социальные среды. В рамках разрабатываемого нами подхода мироощущение понимается как субъективное восприятие и эмоциональное отношение подростков и юношей к привычной среде жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF ATTITUDE DYNAMICS IN TEENAGERS IN CHANGING RUSSIA ON THE EDGE OF XX AND XXI CENTURIES (BASICS OF THEORETICAL AND EXPERIMENTAL APPROACH)

Circumstances of place are significant enough to influence the character of attitude of teenagers. The younger generation of modern Russia has formed mainly negative or ambivalent attitudes to nearest social milieu. Positive changes of attitude of teenagers and young men can be achieved by means of their inclusion in developing social environments (social oasis). Within the framework of our approach the attitude is comprehended as subjective perception and the emotional relation of teenagers to the milieu where their vital activity is being accomplished.

Текст научной работы на тему «Изучение динамики мироощущения подростков и юношей в изменяющейся России (на рубеже XX-XXI вв. ) (основы теоретического и экспериментального подходов)»

УДК 316.6(075.32)

ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ МИРООЩУЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ РОССИИ (на рубеже XX-XXI вв.) (ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПОДХОДОВ)*

© 2008 А. С. Чернышев, С. В. Сарычев

Чернышев А.С., заведующий каф. психологии, доктор психологических наук, профессор,

e-mail [email protected] Сарычев С.В., доцент каф. психологии, кандидат психологических наук, доцент,

e-mail kursk-psychol@narod. ru

Курский государственный университет

Обстоятельства места являются достаточно значимой, существенной причиной, влияющей на характер мироощущения подростков и юношей. В современной России у подрастающего поколения формируются преимущественно негативные или амбивалентные установки в отношении ближайшего социального окружения. Положительная динамика мироощущения подростков и юношей может быть достигнута посредством их включения в развивающие социальные среды. В рамках разрабатываемого нами подхода мироощущение понимается как субъективное восприятие и эмоциональное отношение подростков и юношей к привычной среде жизнедеятельности.

Ключевые слова: мироощущение, социальное самоопределение, развивающая социальная среда (социальный оазис), социальное обучение.

Проблема. На рубеже XX-XXI веков произошли глобальные социальные преобразования в современном мире и в России, которые породили огромное число проблем, вызывающих интеллектуальное, духовное, эмоциональное и физическое напряжение человека. Благодаря мощному воздействию средств массовой информации, расширению контактов, миграционным процессам человек по-новому воспринимает, понимает, открывает мир, который он изменил и в котором сам изменился. Все это проявляется на разных уровнях существования человека - физиологическом, психологическом, социальном, что отражается в перестройке ментальности, смене целей, ценностей, ориентаций индивидов [Фельдштейн 2003]. В итоге возникают новые тенденции в мироощущении как образе мира в сознании индивида и в социальном самоопределении как «образе “Я” в этом мире», для полного понимания которых необходимо сравнение с состоянием данного феномена у подростков и юношей 1970-1990-х годов.

В работах Л. И. Божович, И. С. Кона, А. В. Мудрика, Л. И. Уманского,

А. Н. Лутошкина, А. С. Чернышева и др. отмечалась достаточно выраженная гражданственность, широта и оптимизм во взглядах подростков и юношей тех лет на окружающий мир и на себя в рамках настоящего и будущего; активное и осознанное отношение к будущему; включенность в совместную деятельность группы и основной организации; сформированность идеалов; стремление к лидерству [Божович 2008; Кон 1989; Лутошкин 1981; Мудрик 2002; Уманский 2001; Чернышев 1999]. Мироощущение актуализировалось в достаточно развитых формах общественной активности на уровне деятельности и поступков. Однако для определенной части учащихся и тогда были присущи негативные явления как на уровне мироощущения, так и в общении, поведении, поступках (категория «трудных подростков»).

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проекты 08-06-00312а и 08-06-72601а/Ц.

В 1980-е годы повышение интересов психологов к проблеме мироощущения подростков и юношей было вызвано катастрофой на Чернобыльской АЭС, которая стимулировала научные исследования по оценке психологических последствий радиации и разработке защитных мер.

Мироощущение как актуальная научная проблема была поставлена в 1990-е годы и эмпирически исследовалась авторским коллективом Института психологии Академии педагогических наук СССР (науч. рук. И. В. Дубровина) в рамках Федеральной программы «Дети Чернобыля». Авторы рассматривали мироощущение учащейся молодежи как субъективное восприятие ею условий своего проживания в данном населенном пункте (конкретной среды жизнеобитания). Было установлено, что мироощущение проявляется в эмоциональном настрое определенной модальности (положительной, отрицательной, амбивалентной), что в свою очередь влияет на характер восприятия условий жизни. Однако в работах И. В. Дубровиной и ее сотрудников феномен «мироощущение» рассматривается в рамках сознания, вне связи с деятельностью, поведением и общением молодежи. Авторы не ставили также в качестве специальной задачи исследования таких детерминант мироощущения, как социально-психологическая зрелость учебной группы, уровень включенности индивида в ее совместную деятельность. Только косвенно, через состояние рентной установки изучалось такое важное явление, как уровень осознания свободы личности, хотя роль феномена «свободы» осень остро переживается современной молодежью, а свобода личности, согласно взглядам С. Л. Рубинштейна, возможна только в рамках общественной сферы [Рубинштейн 2003].

И. В. Дубровиной и ее сотрудниками, изучавшими субъективное восприятие учащейся молодежью условий своего проживания, выявлена специфическая структура мироощущения подростков и юношей конца XX века: с одной стороны, почти абсолютное преобладание положительного эмоционального настроя в восприятии среды обитания, с другой - выраженность рентной установки и многообразие личных проблем [Дубровина 1996].

Расширение проблемного поля затрудняет процесс социального самоопределения. Исследования социального самоопределения современной учащейся молодежи показали усложнение проблемы будущего в развитии человека как личности. Сейчас у большинства молодых людей образ будущего не сформирован, а представления о возможной благополучной и зажиточной жизни достаточно поверхностны и размыты [Брушлинский 1995; Журавлев 2001]. В работах А. Л. Журавлева, В. В. Гулякиной, Н. А. Галкиной, О. В. Чернышевой и др. подчеркивается значительная роль первичных молодежных групп и основных коллективов в формировании у индивида образа мира и своего места в нем; установлено, что обстоятельства места жизни молодежи во многом зависят от развития страны в целом, поэтому очень важно определить роль общественных факторов в формировании мироощущения и самоопределения подрастающего поколения, особенно в условиях коренных изменений в России как в области внутреннего, так и внешнего положения [Журавлев 2001; Чернышев 1999; Экспериментальное исследование 2004].

В связи с тем что мироощущение и социальное самоопределение взаимосвязаны как две стороны сознания, представляется целесообразным выявить условия их формирования для обеспечения успешности социализации личности. В рамках нашего подхода феномен мироощущения с позиции реализации принципов субъектности и единства сознания и деятельности рассматривается в его связях с деятельностью, поведением, общением и социальным самоопределением учащейся молодежи в зависимости от специфики социальных сред.

В итоге определились цели работы:

а) выявить тенденции динамики мироощущения подростков и юношей в изменяющейся России на рубеже XX-XXI веков;

б) установить характер влияния мироощущения на социальное самоопределение учащейся молодежи;

в) выявить социально-психологические условия оптимизации самосознания учащихся.

При разработке рабочей гипотезы важно учесть следующие положения:

• образ социальной среды обитания и отношение к ней проявляются в особом эмоциональном настрое, положительном или отрицательном, радостном или печальном, доброжелательном или агрессивном;

• эмоциональный настрой, в свою очередь, оказывает серьезное влияние на восприятие обыденной жизни, на характер оценки ее отдельных моментов, явлений, поступков других людей, бытовых условий существования;

• поэтому одни и те же объективные обстоятельства жизни старшеклассников могут восприниматься и оцениваться ими как благоприятные, вполне устраивающие их или как травмирующие, «отрицательно влияющие» на общее самочувствие.

Таким образом, обстоятельства места являются достаточно значимой, существенной причиной, влияющей на характер мироощущения подростков и старшеклассников. Игнорирование ее не позволяет организовать действительно эффективную психологическую помощь, в которой они так нуждаются.

В этой связи перспективным представляется подход по проектированию обогащенных, развивающих социальных сред (социальных оазисов) как поиск новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний различных социальных институтов на формирование духовно-нравственного поколения.

Однако проектирование развивающих социальных сред (социальных оазисов) связано с решением проблемы мотивации учащейся молодежи на включение в такие среды (определенная часть молодежи довольна проживанием в обедненной социальной среде).

Формирование мотивации учащихся на включенность в обогащенные социальные среды и участие в их создании во многом зависит от уровня субъектности индивида и уровня социально-психологической зрелости учебной группы [Уманский 2001; Чернышев 1999].

На основании вышесказанного можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: динамика мироощущения и социального самоопределения опосредуются следующими факторами: а) возможностями социальной среды жизнедеятельности подростков и юношей для их самореализации в настоящем и будущем; б) уровнем социально-психологической зрелости группы членства; в) степенью включенности индивидов в качестве субъекта в различные формы совместной деятельности в социальные среды разного уровня.

Для выяснения тенденций динамики мироощущения и социального самоопределения целесообразно провести сравнительное исследование состояния данных феноменов у молодежи разных исторических периодов - социальной стабильности в условиях 60-80-х гг. XX столетия и значительных социальных изменений на рубеже XX-XXI вв. и начале XXI столетия.

На основе сопоставления разнообразных социальных сред и социальных ситуаций можно выявить общие тенденции изменения мироощущения (позитивные и негативные) у подростков и юношей в современной изменяющейся России. Таким образом, важными представляются следующие задачи: а) выявить специфические особенности

структуры мироощущения подростков и юношей, проживающих в разных исторических этапах жизни страны; б) определить тенденции и содержания динамики мироощущения учащейся молодежи в этих условиях; в) установить характер влияния динамики мироощущения на социальное самоопределение; г) разработать социальнопсихологические технологии оптимизации мироощущения современных подростков и юношей - или на уровне методов психологического воздействия.

Теоретические основания решения проблемы. На основе системного подхода Б. Ф. Ломова, субъектно-деятельностной теории С. Л. Рубинштейна, теории совместной деятельности А. Л. Журавлева, Л. И. Уманского можно определить социальнопсихологические основания актуализации индивидуального и группового субъектов в рамках их взаимодействия [Журавлев 2001; Ломов 1984; Рубинштейн 2003; Уманский 2001]. Многоуровневая детерминация развития индивида и группы как субъектов жизнедеятельности обеспечивается как благоприятными свойствами социальной среды, так и позицией самого субъекта. На наш взгляд, наиболее адекватно целостность личности описывается понятием «социальное самочувствие личности». В нем отражаются два основных пласта отношений: отношение к образу «Я» и отношение к социальному окружению.

Таким образом, главная цель социально-психологической реабилитации заключается в восстановлении (формировании) благоприятного социального самочувствия личности, т.е. положительного образа «Я» и личностной позиции социального оптимизма. При создании методики реабилитации мы исходили из того, что оптимизация отношений личности с социумом как исторически начальной ступени ее социализации есть главное условие формирования положительного отношения к себе.

Социально-психологическим механизмом оптимизации взаимодействия личности и общества выступает осознание личностью характера и динамики этого взаимодействия через призму собственного статуса в первичном коллективе, статуса первичного коллектива (группы членства) в основном коллективе и статуса основного коллектива в обществе в целом. Таким образом, для успешной социализации необходимо обеспечить личностную удовлетворенность статусно-позиционной структурой. В этой связи перспективными представляются социальные среды, в которых, согласно взглядам В. В. Рубцова, В. И. Панова, А. С. Чернышева, С. В. Сарычева, Ю. А. Лунева, наиболее полно раскрываются возможности индивида и группы. В рамках нашего подхода выведен особый тип социальной среды - развивающая социальная среда («социальный оазис») [Панов 2007; Рубцов 1987; Сарычев 2004; Чернышев 1999; Экспериментальное исследование 2004], в условиях которой с введением социального обучения можно через оптимизацию мироощущения подростков и юношей обеспечить им позитивное личностное самоопределение.

Развивающая социальная среда («социальный оазис») - это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности и групп [Сарычев 2004; Уманский 2001; Чернышев 1999]. Э. Фромм оценивал «социальные оазисы» как основное средство духовного оздоровления человечества [Фромм 1994].

Создание развивающих социальных сред требует новых методологических подходов. Известные методы групповой психотерапии не могут в полной мере решить эту задачу по следующим причинам:

• во-первых, развивающая социальная среда в отличие от психотренинговых групп должна быть открытой общностью и оказывать определенное влияние на более широкий социум;

• во-вторых, в психотренинговых группах часто возникает проблема переноса приобретенного психологического опыта в реальную жизнь и соотнесения, «увязывания» начавшихся личностных изменений с относительно ригидным социальным окружением.

Заметим, что психотерапевтические методы являются эффективным дополнением к социальным технологиям и выполняют функцию «точечных ударов», то есть с их помощью можно корректировать негативные эмоциональные состояния, формировать навыки эффективной коммуникации и профилактики конфликтов, исправлять локальные личностные деформации. Наш опыт работы подтверждает выводы известных психологов, в частности Л. А. Петровской [Петровская 1985], о том, что глобальные и устойчивые изменения личности возможны лишь при изменении ее реальных условий жизни.

Новизна наших технологий заключается в том, что они основаны на новых (в сравнении с традиционными принципами психолого-педагогического воздействия) методологических принципах. Методология воздействия основывается на сформулированном С. Л. Рубинштейном [Рубинштейн 2003] положении о личности как результате и предпосылке социальной деятельности и принципе детерминизма как диалектики качественно усложняющихся зависимостей внешнего и внутреннего на разных уровнях бытия.

При разработке технологий мы исходили из предположения о том, что периодическое включение группы в социально улучшенную среду типа «социального оазиса» при обязательном участии молодежной группы в ее организации (проектировании) будет способствовать формированию оптимальной структуры основных групповых интеграционных свойств и становлению групп как субъектов деятельности, общения и отношений, способных не только выбирать, но и проектировать для себя наиболее адекватные социальные среды. Предполагалось, что такая социально-психологическая динамика группы будет способствовать и личностному развитию ее членов.

Высокосодержательная и в социальном, и в духовном отношении, разнообразная в предметном плане совместная деятельность является системообразующим фактором развивающей социальной среды, определяя ее направленность и качественное своеобразие. Воспитанники участвуют в групповых дискуссиях на социально и личностно значимые темы, готовят театрализованные представления, состязаются в спортивных и интеллектуальных конкурсах, в песенных и танцевальных фестивалях. Особое место занимает трудовая деятельность: помощь в восстановлении исторических памятников, участие в экологических акциях, помощь престарелым и инвалидам и т.д.

Развивающая социальная среда сочетает высокую социально-психологическую защищенность ребенка с необходимостью проявить большое физическое и психическое напряжение, рационально использовать время в связи с включением в разнообразную социально значимую совместную деятельность («веер деятельностей»). Чтобы избежать иллюзий о легком достижении счастья, вводятся специально запланированные экстремальные ситуации для подготовки молодежи без больших потерь находить достойный выход из них.

В рамках развивающей социальной среды изменяется содержание и стиль общения за счет включения таких компонентов, как реализация позиции групповой и индивидуальной субъектности, социально созидательный поиск правильного пути в жизни, актуализация положительного самочувствия личности.

Социальное обучение - процесс формирования знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение разнообразных, общественно значимых целей [Чернышев 1999]. По своему предмету и методам оно является одним из видов психологической помощи.

Молодой человек должен учиться следующим умениям: созидать жизненные ценности и достигать конкретных практических результатов; осознавать и соотносить свои желания, возможности с социальными требованиями; обладать широким репертуаром поведенческих навыков в различных сферах общения - в интеллектуальном, трудовом, досуговом, межполовом.

В социальном обучении можно выделить три основных направления развития субъектности личности:

а) рефлексивное - осознание положительного образа «Я» и своей социальной позиции. Личностная рефлексия является формой саморегуляции на высшем -ценностно-смысловом - уровне развития личности;

б) поведенческое - расширение арсенала практических умений жить в гармонии с другими людьми;

в) деятельностное - созидание материальных и духовных ценностей, основанное на самодетерминации. Именно деятельность обеспечивает переход от статики размышлений и переживаний к процессу реализации своего «Я», к реальным действиям.

Объектом социального обучения должен стать по возможности каждый молодой человек. Объектом же психологической помощи становятся, как правило, люди, инициативно обратившиеся к специалисту.

Предварительные результаты. В начале 2008 года нами на основе вышеуказанного подхода начато сравнительное исследование мироощущения подростков и юношей двух исторических периодов. В качестве контингента были выбраны социально продвинутые школьники-лидеры, проходившие психологическую подготовку в областной школе молодежных лидеров «Комсорг» в 1970-1990-е годы и школьники-лидеры наших дней, тоже проходившие обучение в этой школе*.

В Центре обучаются и активно отдыхают подростки и юноши городских и сельских школ Курской области, а в отдельные годы и из других регионов - Ульяновской, Белгородской, Орловской областей, Москвы и Молдавии; одновременно 200-250 человек, число мальчиков и девочек примерно одинаково. (В последние годы преобладают девочки.) По прибытии в Центр школьникам присваивается гордое имя - «комсорг».

Как правило - это социально одаренные дети, имеющие опыт лидерства в своих школах, и дети с другими ярко выраженными способностями - художественными, спортивными, музыкальными, филологическими и т.д.

В личностном плане - достаточно развитые, с положительной, социально ценной направленностью, однако как развивающиеся личности имеют определенные трудности в рамках возрастного развития.

К сожалению, заметны личностные различия и принципы отбора комсоргов 1960-1990 годов и комсоргов более позднего периода. Комсорги первых лет не только активно стремились к лидерству в настоящем, но и строили большие планы на будущее; мечтали о больших свершениях, сочетали героические устремления с романтикой. Преданность Родине, патриотизм, дух народности, гуманизм, светлые идеалы дружбы и

* Психологическая школа молодежных лидеров «Комсорг» создана в 1961 году Л.И. Уманским,

А.С. Чернышевым, А.Н. Лутошкиным и др. и функционирует без перерыва до настоящего времени. За время существования школа выпустила 37 тысяч лидеров.

служения Отечеству проявлялись не только в сознании, но и в поведении, поступках, совместной деятельности.

Эмиграция, стремление жить «за рубежом», любой ценой нажить побольше денег, чтобы «красиво жить», в принципе не входили в сознание комсоргов, и никогда эти вопросы не поднимались и не обсуждались, т.к. считались постыдными. Образ будущего наполнялся уверенностью занять достойное место в жизни, надеждой на поддержку друзей и общества. Ребята как личности были открыты разнообразному социальному опыту, исполнены уважением к шефам.

Комсорги наших дней - тоже лучшая часть современной молодежи как по ценностным ориентациям, так и по поведению, нравственной культуре. Причем установка на «социальное облагораживание» среды у них представлена, возможно, более сильно, чем у комсорговцев XX века. Однако «образ будущего пугает своей невзрачностью и неопределенностью» и сопряжен с широким полем проблем как личностного, так и социального плана; произошли изменения в структуре ценностных ориентаций, созвучных с динамикой ценностей современных подростков и юношей в России.

Ведущее место заняли проблемы самоопределения, самосознания и самооценки, в частности, такие как неуверенность в себе; неумение выбрать путь в жизни; неспособность измениться в лучшую сторону, отказаться от наивности и доброты к людям; неумение разобраться в себе; чувство неполноценности и неустроенности, - всего 34% от общего числа проблем. На втором месте стоит проблема общения - 28%, которая сводится к следующему: грубость и невнимательность окружающих людей; несправедливость как спутник жизни; проблемы с родителями и друзьями; плохой контакт с людьми и т.д.

Важным представляется то обстоятельство, что на третье место выходят проблемы, связанные с деятельностью, точнее, с веером деятельностей, ее широтой и разнообразием, - 26%. Это - трудность найти хорошую и интересную работу; страх оказаться никому не нужным после 5 лет учебы; неподготовленность к сдаче экзаменов и зачетов; неудовлетворенность недостаточно глубокой и активной учебной деятельностью и т.д. Остальные сферы проблемного поля - самореализация, любовь, хорошие друзья и др. - представлены в более свернутом виде. Однако вызывают тревогу такие проблемы, связанные с самореализацией, как чувство собственной неудовлетворенности жизнью; обесценивание и девальвация ценностей; лень, скука и т.д. Описанная иерархия проблем в целом сохраняется и при ориентации на их решение в условиях «социального оазиса». Однако пребывание в «Комсорге», как ранее, так и сейчас, влияет на заметные позитивные личностные изменения, которые можно условно назвать социальным обновлением личности (термин А. В. Шаронова) [Шаронов 1996].

При разработке технологий мы исходили из предположения о том, что периодическое включение группы в социально улучшенную среду типа «социального оазиса» при обязательном участии молодежной группы в ее организации (проектировании) будет способствовать формированию оптимальной структуры основных групповых интеграционных свойств и становлению групп как субъектов деятельности, общения и отношений, способных не только выбирать, но и проектировать для себя наиболее адекватные социальные среды. Предполагалось, что такая социально-психологическая динамика группы будет способствовать и личностному развитию ее членов.

Основным психолого-педагогическим средством воздействия являлась особая организация жизнедеятельности юношей, основанная на предоставлении широкой автономии личности и группе, на стимулировании взаимозависимой формы совместной деятельности и придании ей большой социальной значимости. Именно такие условия, согласно положениям А. Л. Журавлева [Журавлев 2001], обеспечивают высокий уровень мотивации достижения успеха и раскрытия творческого потенциала личности, ак-

туализации ее лучших сторон, дают простор для позитивного самоутверждения личности.

Если в школе преобладает предметное обучение в ущерб социальному, то в школе лидеров приоритетным является социальное обучение: молодежь, главным образом, учат общению как социальному творчеству. Юношей и подростков обучают правилам организаторской работы, практике эффективного общения, самопознания, подготовке и проведению художественных, трудовых и спортивных мероприятий, причем весь цикл действий - от разработки сценария до его реализации - совершают сами школьники. Предметное же обучение носит свободный и широкий характер. Оно включает освоение элементов политической и экологической культуры: выпуск стенгазет, проведение различных акций и т.д.

Обсуждение результатов. Выраженную динамику личности под влиянием экспериментального воздействия в рамках особых социальных сред можно объяснить по крайней мере двумя причинами: а) чувствительностью развивающей личности (подросток, юноша) к престижному, яркому социальному сообществу, обращенностью мотивов на будущее; приобретением статуса субъекта как высшей целостности, благодаря чему, по мнению А. В. Брушлинского [Брушлинский 1995], соответственно видоизменяется -постепенно или сразу - вся основная система его психических процессов и свойств.

Библиографический список

Брушлинский, А. В. Проблема субъекта в психологической науке / А. В. Брушлинский // Сознание личности в кризисном обществе. - М., 1995. - С. 28-41.

Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович - СПб., 2008.

Дубровина, И. В. Психологический мониторинг: Вып. 1. Мироощущение подростков и старшеклассников / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова [и др.]. -М., 1996.

Журавлев, А. Л. Развитие концепции совместной деятельности в современной отечественной психологии / А. Л. Журавлев // Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. - М., 2001. - С. 35-48.

Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М., 1989.

Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. - М., 1984.

Лутошкин, А. Н. Как вести за собой : Старшеклассникам об основах организаторской работы / А. Н. Лутошкин. - М., 1981.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учебник для студ. пед. вузов /

A. В. Мудрик. - М., 2002.

Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика /

B. И. Панов. - СПб., 2007.

Петровская, Л. А. Теоретические и методологические основы социальнопсихологического тренинга : автореф. дис. ... докт. психол. наук : 19.00.05 / Л. А. Петровская. - М., 1985.

Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек в мире / С. Л. Рубинштейн. - СПб.,

2003.

Рубцов, В. В. Организация и развитие совместных учебных действий у учащихся в процессе обучения. - М., 1987.

Сарычев, С. В. Исследование образа социального оазиса в сознании воспитанников (на примере школы молодёжных лидеров «Комсорг» Курской области) /

C. В. Сарычев, Ю. Л. Лобков // Теории и технологии качества образования в XXI веке:

акмеологические и психологические аспекты : материалы международного симпозиума, Кострома, 18-19 марта 2004 года : в 2 т. - Т. 2. - М. - Кострома, 2004. - С. 84-86.

Уманский, Л. И. Личность, организаторская деятельность, коллектив : избр. труды / Л. И. Уманский. - Кострома, 2001.

Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 2003. - № 6. - С. 7-17.

Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М., 1994.

Чернышев, А. С. Социальное обучение молодежи: оптимальные условия, принципы, технологии / А. С. Чернышев, Ю. А. Лунев. - Курск, 1999.

Шаронов, А. В. Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков и оказание им психологической помощи / А. В. Шаронов // Психологическое обозрение. - 1996. - №1 (2). - С. 58-62.

Экспериментальное исследование социально-психологической зрелости молодежных групп : Из опыта работы курской школы социально-педагогической психологии, 1964-2004 гг. / под ред. А. С. Чернышева. - Курск, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.