УДК 316.621
РОЛЬ ИДЕАЛА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
© 2010 И. А. Орешина
аспирант каф. психологии e-mail [email protected]
Курский государственный университет
В статье рассматриваются социально-психологические аспекты духовнонравственного становления личности современной учащейся молодежи. В качестве ведущей детерминанты формирования зрелой личности автор выделяет идеал как один из мотивов и ориентиров формирования личности. Важная роль отводится благоприятным условиям данного процесса - развивающим социальным средам (социальным оазисам) и социальному обучению.
Ключевые слова: духовность, социальное самоопределение, идеал, нравственная рефлексия, развивающие социальные среды, социальное обучение.
Одним из перспективных направлений современной отечественной психологии в условиях глубоких социально-экономических изменений в современном мире стало обращение к духовно-нравственной сфере человека как самому «человечному в человеке». В связи со сложностью феномена «духовность» и интересом к его исследованию в различных науках представляется целесообразным обратиться к некоторым подходам в понимании духовности в психологии. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский под духовностью понимают высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами её жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Под зрелостью личности понимается прежде всего социальная зрелость, выражающаяся в том, насколько адекватно понимает человек своё место в обществе, каким мировоззрением руководствуется [Петровский 1998].
Одной из ведущих психологических черт зрелой личности является рефлексия на свой духовный облик, служащая задачам самоорганизации. Цели такой самоорганизации достаточно разнообразны и широки - тут и нравственное самосовершенствование, и интеллектуальный рост, и эстетическое развитие и т.д. О значении нравственной рефлексии упоминает также и В.В. Знаков. По его мнению, важным источником духовности субъекта являются этические нормы, на которые он ориентируется в повседневной жизни. В этических, эстетических, юридических и прочих нормах закреплены высшие образцы человеческой культуры. И если субъект усваивает, переживает их как внутренне обязательные образцы поведения, то он приобщается к высшим духовным ценностям бытия. Духовное богатство человека возрастает, когда закрепленные в общественных нормах духовные ценности становятся неотъемлемой частью его духовного мира, субъективной реальности. В.В. Знаков рассматривает духовность как духовное состояние - это психологический феномен, характеризующийся тем, что человек временно «не замечает» внешнего мира, не ощущает своих органических функций, своей телесности, а сосредоточивается на осмысление духовных ценностей, то есть познавательных, этических или эстетических аспектов человеческого бытия. Иными словами, духовность противостоит материальной природе человека [Знаков 1999]. Согласно мнению А. Л. Журавлёва, А.Б. Купрейченко, смыслы и нравственные оценки окружаю-
щего мира, других людей, себя и систем отношений, в которые включён субъект, являются основой его жизнедеятельности и важнейшей составляющей самоопределения [Журавлев, Купрейченко 2008].
В последнее время в сознание и поведение молодежи активно внедряются сексуальные мотивы. Сексуальная революция, которая на Западе подошла к своему завершению несколько лет назад, сейчас добралась и до нас, даже применительно к школьному возрасту. Это способствовало отступлению современного общества от традиционного института семьи, когда двое людей вступали в брак для рождения и воспитания детей, с поддержкой друг друга на протяжении всей жизни, к сожительству с регистрацией брака.
От З. Фрейда современная психология много знает о сексуальном влечении, патологии полового влечения, но человек в своей высшей иерархии ценностей стремится к большему, чем только удовлетворение физического желания. Для большого числа молодых людей остаются значимыми такие ценности жизни, как любовь, семья [Знаков 1999].
Что касается молодых людей, то они попадают в своего рода ножницы, когда знания, получаемые от учителя, из учебника, перекрываются потоком хаотичной информации, идущей прежде всего от СМИ, причем эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а бисерно, не просто не вписывается в рамки стационарного обучения, но представляет собой качественно иной тип, где, в частности, принципиально меняется сочетание зрительного и слухового восприятия [Фельдштейн 2005].
Стремясь за рейтингом и финансовыми потоками, СМИ не задумываются о духовно-нравственном становлении подрастающего поколения, ведь раскрутить передачу, где выставляются напоказ безнравственные поступки, безответственные половые отношения, легче и дешевле, чем предложить глубокое и настоящее творчество. При этом журналисты независимой прессы не задумываются о будущих последствиях, которые могут возникнуть под влиянием подаваемой ими информации; за «зелённые» потоки, текущие в их карман, они готовы пропагандировать безнравственный образ жизни, прикрываясь свободой. Таким образом, СМИ не только не закрепляют, а в ряде случаев даже разрушают высшие духовные ценности человечества [Петровский 2007].
В наше время СМИ часто не только свободны, но и безответственны. Они действительно совершенно независимы от тех организаций и лиц, которые их не финансируют. При этом запрет на пропаганду «откровенного» жанра, скорее всего, не будет эффективен. По мнению А.В. Петровского, общее повышение культуры позволит ориентироваться на лучшие образцы литературы и искусства, которые в состоянии по своей эстетической природе противостоять вульгарному отношению к интимной жизни человека. То есть нужен некий духовно-нравственный идеал, который будет способствовать развитию духовности [Там же].
Согласно С.Л. Рубинштейну, идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения, иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, - образ, который служит образцом. Идеал становится стимулом и регулятором развития человека. Идеалы формируются под непосредственным общественным влиянием и определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют общую направленность личности в духовно-нравственной сфере [Рубинштейн 2009].
Подробно рассматривает духовно-нравственный идеал в своих работах М.И. Во-ловикова. Однако она отмечает, что у подрастающего поколения наблюдается дифференциация социальных представлений в ориентации на идеал и в ориентации на «антиидеал». Последнее связано с присвоением норм, закрепившихся в массовом сознании
через образцы отрицательных героев книг, сериалов и т. п., в которых они выставлены как герои, вызывающие сочувствие. Таким образом, для подростков притягательными становятся аморальные черты и поведение.
Духовно-нравственное здоровье народа напрямую связано со стойкостью нравственного идеала. Представления о нравственном идеале передаются от поколения к поколению через образцы конкретных людей, в той или иной степени воплотивших этот идеал: исторических деятелей, героев, подвижников, значимых близких людей, -конкретизируются в современных представлениях об образцово-нравственной личности, в морально-правовых представлениях, представлениях о Родине [Воловикова 2005].
В экспериментальном исследовании влияния идеала на духовно-нравственную основу мироощущения и социального самоопределения современной молодежи, проведенном А.С. Чернышевым при нашем участии, установлено, что серьезные изменения на рубеже ХХ-ХХ1 столетий претерпел идеал как связующее звено мироощущения и социального самоопределения. Значительная (около 60%) часть молодежи оценивает субстанцию «идеал» как насилие над личностью и предпочитает прожить без идеала вообще. У некоторых молодых людей (около 10%) представления об идеале размыты до фрагментарных позиций («можно подражать отдельным свойствам отдельных лиц»); однако около 20% молодых людей (как правило, прошедших социальное обучение в развивающих средах) определились со своим идеалом, осознанно выбрав объект для подражания. Можно отметить широкий спектр оснований (критериев) для подражания, включающий более 10 групп: среди них более всего представлены отечественные певцы, актеры, шоумены (30%); затем идут их зарубежные коллеги (20%); учителя (в основном практические психологи) занимают третье место (15%); есть и исторические личности (Цезарь, князь Владимир, Петр 1, Колумб, княгиня Ольга, Г. Шелихов); герои войны (Первой и Второй мировой - 6%); политики (В.И. Ленин, В.В. Путин, Д. А. Медведев); поэты, писатели (А. Пушкин, С. Есенин, Ю. Лермонтов); спортсмены (Д. Сычев, А. Аршавин, Т. Татьмянина) избраны реже (по 3%), а из ученых назван только один человек - Д.И. Менделеев. Таким образом, структура представлений об идеалах во многом отражает направления современных СМИ, тем не менее есть некоторое оздоровление духовно-нравственных оснований для определения идеалов [Чернышев, 2008].
Перспективным направлением в решении проблем формирования нравственно ценного идеала является проектирование социальных сред с большими воспитательными возможностями. Этим требованиям соответствуют развивающие социальные среды (социальные оазисы). Развивающую социальную среду можно понимать как социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности. Роль психологов-педагогов заключается в основном в том, чтобы задать единые «правила игры». Обучающий эффект обеспечивается прежде всего за счет социальной активности самих учащихся. Однако эксперимент выявляет проблему адаптации молодежи к необычной социальной среде и необходимости определенной подготовки к полному использованию ее возможностей. Проблема снимается благодаря введению «социального обучения». Поэтому в «социальных оазисах» целесообразно, наряду с существующими направлениями психолого-педагогической практики - педагогическим воспитанием и предметным обучением, выделить новое направление - «социальное обучение».
Социальное обучение - это формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направ-
ленного на достижение разнообразных, общественно значимых целей. По своему предмету и методам оно является одним из видов психологической помощи. Научить в социальном смысле - значит помочь человеку стать зрелой личностью, способной успешно жить в обществе. Частной задачей социального обучения является обучение общению как организация целенаправленного овладения человеком средствами и способами коммуникации с другими людьми. Цель социального обучения - создать благоприятные условия для обретения личностью качеств субъектности - самостоятельности, активности, ответственности и социабельности в самом широком значении этого слова. Социально обученный человек как субъект владеет искусством жить в обществе, созидая социальные отношения на основе своего неповторимого личностного потенциала [Чернышев, Гребеньков, Сарычев, Елизаров 2005; Чернышев, Сарычев, Лобков, Скурятин 2006].
Результаты. Периодическое включение индивидов и групп подростков и юношей в качестве субъектов совместной деятельности и общения в специально созданные реальные улучшенные социальные среды («социальные оазисы») на основе актуализации принципа сочетания социального знания и социального действия ведет к значительным личностным изменениям индивидов («социальному обновлению» личности) и повышению уровня социально-психологической зрелости групп [Чернышев, Сарычев 2008]. Вышеуказанные тенденции социально-психологической динамики личности и группы имплицитно ведут к актуализации роли идеала в нравственном становлении молодежи.
Библиографический список
Воловикова М.И. Представление русских о нравственном идеале. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 331 с.
Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Самоопределение личности и группы: основные признаки и принципы организации исследования // Профессиональное и личное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: материалы Второй всерос. науч.-практ. конф. Самара: Самар. гумат. акад., 2008. С. 3-10
Знаков В.В. Психология понимания правды. СПб.: Алетейя, 1999. 281 с.
Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-н/Д: Феникс, 1998. 512 с.
Петровский А.В. Психология и время. СПб.: Питер, 2007. 448 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. 713 с.
Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологопедагогических исследований // Бюллетень ВАК Министерства образования Российской Федерации. 2005. № 6. С. 1-11
Чернышев А.С., Гребеньков Н.Н., Сарычев С.В., Елизаров С.Г. Проектирование психологической помощи подросткам и юношам в личностном развитии. Курск: Курск. гос. ун-т, 2005. 162 с.
Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лобков Ю.Л., Скурятин В.И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). Воронеж: Кварта, 2007. 210 с.
Чернышев А.С. Мироощущение подростков и юношей в изменяющейся России (на рубеже ХХ-ХХ1 вв.): динамика, условия актуализации и формирования // Психология и современное Российское образование: материалы IV съезда психологов образования России. Москва, 8-12 декабря 2008 г. М., 2008. С. 532-534.