ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Вестник Омского университета, 2004. № 2. С. 126-128. © Омский государственный университет
УДК 34
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ КРИМИНАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ КАПИТАЛА И ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
О.В. Дмитриев, И.А. Дмитриева
Омский государственный университет, кафедра уголовного права и процесса
644077, Омск, пр. Мира, 55a
Получена 9 февраля 2004 г.
In the article the different forms of validation and criminal migration of capital are described and also a restriction of those forms of illegal activitity which are attacross purposes is indicated.
При использовании трехфазной модели легализации доходов, полученных преступным путем, криминальные миграционные потоки капитала могут иметь следующую классификацию.
1. Перемещение криминальных по своему происхождению капиталов через таможенную границу на постлегализационной фазе криминального экономического цикла. В составе этого потока капиталы подразделяются по двум основным критериям: направлению перемещения и характеру применяемых при этом способов. Согласно первому критерию существуют ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) капитала. В соответствии со вторым критерием возможна детальная классификация, однако в обобщенном виде способы трансграничного перемещения капиталов целесообразно подразделить на легальные, псевдолегальные и преступные. Например, если достигается полная легализация преступного капитала, то возможно использование легального канала его перемещения (необходимо разрешение Банка РФ).
2. Перемещение криминальных капиталов через таможенную границу в процессе их легализации. Данные потоки капиталов могут быть классифицированы в зависимости от направления перемещения, стадии процесса легализации либо конкретного метода или группы методов отмывания доходов. Так, в зависимости от стадии легализации при использовании трехфазной модели трансграничное перемещение осуществляется на одной или нескольких из них - при размещении, расслоении, интеграции капиталов.
В период отсутствия комплексного законодательства по контролю над легализацией доходов, полученных преступным путем, операции по экспорту капитала в массовом масштабе использова-
лись на стадии расслоения. В этом процессе принимали участие многочисленные организованные преступные группировки. По оценкам экспертов МВД России, на территории страны действуют не менее 3 тыс. специализированных групп. Значительная часть доходов от преступных операций легализуется ими посредством обмена на иностранную, свободно используемую валюту, а также путем перевода за рубеж.
Криминальный капитал может вывозиться контрабандным путем (для России это может быть скрытое пересечение таможенной границы, например через сопредельные территории стран СНГ и Балтии, а также, до недавнего времени, через территорию Чечни). Такой вывоз капитала характеризуется как физическое перемещение имущества и наличных денег, безналичные платежи здесь не могут быть применены. В случае неконтрабандного канала вывоза необходима легализация криминального капитала на территории Российской Федерации. При этом для перемещения капитала могут использоваться и безналичные платежи.
Рассматривая криминальное трансграничное движение капитала на стадии интеграции, целесообразно выделить преследуемые криминальными операторами основные цели: воспроизводство криминальной деятельности, личное потребление, институциональные инвестиции в систему политического рынка в целях извлечения политической ренты, как правило, в виде совершения коррупционных преступлений и некриминализо-ванных общественно опасных деяний, а также инвестиции в легальную экономику.
Последняя группа инвестиций неоднородна. В ее составе можно выделить как минимум два
Соотношение понятий криминальной миграции капитала и легализации доходов.
127
функционально различных направления. С одной стороны, инвестиции для достижения целей, аналогичных целям легальных предпринимателей. С другой - легальные инвестиции, осуществляемые для установления контроля над легальными институциональными структурами и их использования в криминальных целях. По данным экспертов МВД России, организованная преступность контролирует не менее 40-50 % частных предприятий, 60 % государственных предприятий и до 80% банков страны [1]. Почти 70% доходов, полученных незаконным путем, вкладывается в настоящее время в различные формы предпринимательской деятельности и около 15% расходуется на приобретение недвижимости и иного имущества [2].
В зависимости от характера перемещаемых активов в структуре криминальной трансграничной миграции капитала можно выделить капи-талопотоки, связанные с перемещением: валюты Российской Федерации; иностранной валюты; иных валютных ценностей.
Согласно п. 1 и 2 ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.1992 г. № 3615-1, к валюте Российской Федерации относятся:
- находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов и монет Центрального банка Российской Федерации;
- средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях России;
- средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами России на основании соглашения, заключаемого Правительством и Центральным банком РФ с соответствующими органами иностранных государств об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства;
- ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации - платежные документы (чеки, векселя и др.), эмиссионные ценные бумаги (включая акции и облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение эмиссионных ценных бумаг, и другие долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.1992 г. № 3615-1, к иностранной валюте относятся:
- денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изыма-
емые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
- средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
К иным валютным ценностям, согласно п. 4 ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.1992 г. Ш 3615-1, относятся:
- ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, - платежные документы (чеки, векселя и др.), эмиссионные ценные бумаги (включая акции, облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг, и долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;
-драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;
- природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
В зависимости от характера юридических норм и вида юридической ответственности, деяния, связанные с трансграничной криминальной миграцией капитала, можно классифицировать следующим образом.
Деяния, влекущие уголовную ответственность:
а) контрабанда (ст. 188 УК РФ);
б) незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);
в) невозвращение на территорию России предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);
г) невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк (ст. 193 УК РФ). Резиденты РФ, в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. Федеральных законов от 29.12.1998 г. № 192-ФЗ, от 05.07.1999 г. № 128-ФЗ, от 31.05.2001 г. № 72-ФЗ, от 08.08.2001 г. № 130-Ф3), должны осуществлять обязательную продажу 50 % валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке России через уполномоченные банки РФ по рыночному курсу рубля.
Импортеры-резиденты, заключившие (или от
128
О.В. Дмитриев, И.А. Дмитриева
имени которых заключены) сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме, не менее ранее переведенной, в течение 180 дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком России [3];
д) легализация доходов, полученных преступным путем (ст. 174, 174-1 УК РФ) (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем») [4]. Предусмотрена уголовная ответственность за совершение в крупном размере финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198 и 199 УК РФ), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом;
е) уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации (ст. 199 УК РФ);
ж) уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ). Может осуществляться путем действия либо бездействия, состоящего в укрытии перемещаемого товара, занижении его стоимости, предоставлении неверной информации о его принадлежности или назначении, либо в полной или частичной неуплате начисленных таможенных платежей.
Деяния, влекущие гражданскую ответственность: осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, без лицензии Банка России. За совершение указанных операций уголовная ответственность не предусмотрена. Однако в силу п. 4. ст. 2 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» сделки, заключенные в нарушение положений данного закона, являются недействительными, что влечет, в соответствии с пунктом (а) ст. 14 этого же закона, привлечение к ответственности в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам.
Деяния, влекущие административную ответственность: несоблюдение требований таможенного режима экспортно-импортных сделок, связанных с обязательным зачислением ва-
лютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории России, влечет, в соответствии со ст. 273 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) привлечение лишь к административной ответственности в виде финансовых санкций. Импортеры-резиденты несут ответственность в виде штрафа в размере суммы иностранной валюты, переведенной ранее в счет оплаты товара в случае отсутствия ввоза товаров на территорию России [5].
Нарушение таможенного режима реэкспорта может предусматривать ответственность в соответствии со ст. 273, 280, 281, 282 ТК РФ в зависимости от состава и условий совершения правонарушения.
Недостоверное декларирование товаров и транспортных средств может квалифицироваться в соответствии со ст. 274, 275, 277, 279 (ч. 1), 282 ТК РФ.
Деяния, не влекущие юридической ответственности.
Значительная часть внешнеторговых операций находится сегодня вне сферы валютного контроля. По оценкам экспертов, только 70% операций, связанных с экспортом товаров, охватывается системой контроля. Экспорт услуг практически не контролируется.
В России существует 15 таможенных режимов, а валютный контроль распространяется только на два из них. Вне сферы валютного контроля остаются, например, операции в режиме таможенного склада, временного хранения и другие, а также операции со странами СНГ и Таможенного союза. Таким образом, функционируют легальные каналы перемещения капитала.
[1] Борьба с «отмыванием» денег и экономическая безопасность России // http : crime.vl.ru/docs/books/book/д'2/5.htm.
[2] Соловьев И.Н. О легализации доходов, полученных незаконным путем, и их налогообложении // Налоговый вестник. 2000. № 2.
[3] См.: Указ Президента России «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» от 21 ноября 1995 г. № 1163 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4654; Постановление Правительства России «О мерах по усилению и развитию валютного контроля в Российской Федерации» от 28 февраля 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 10. Ст. 950.
[4] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3424.
[5] См.: Указ Президента России от 21 ноября 1995 г. № 1163 «О первоочередных задачах по усилению валютного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 45. Ст. 4654.