ЭКОНОМИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА
И ГОСУДАРСТВА
Особенности преступности
экономической направленности в кредитно-финансовой сфере
Хабибулин А.Г.*
In article features of criminality of an economic orientation in credit and financial sphere are considered.
Участники теневой экономики и криминальные структуры, стремящиеся получить доступ к финансовым ресурсам, постоянно пытаются установить контроль над объектами финансово-кредитной сферы.
В результате проведенных в 2008 г. органами внутренних дел мероприятий было выявлено 74 тыс. преступлений в кредитно-финансовой сфере. Сумма установленного ущерба, нанесенного государству и собственникам, превысила 31 млрд рублей. Подразделениями экономической безопасности МВД России установлено более 150 организаций и физических лиц, оказывающих вышеназванные услуги, которые взяты в оперативную разработку. Выявлено свыше 22,5 тыс. фиктивных фирм, которые были задействованы в схемах вывода денежных средств за рубеж, незаконного обналичивания и использовались в схемах по уклонению от уплаты налогов.
Деятельность и развитие банков и небанковских кредитных учреждений нельзя рассматривать в отрыве как от производства, обращения и потребления материальных и нематериальных благ, так и от политики, права, идеологии, науки, культуры, образования, социальных и нравственных ориентиров, которыми руководствуются члены общества. Банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуют с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с политикой цен и доходов,
с условиями внешнеэкономической деятельности.
В сложившихся условиях есть все возможности сохранить свою банковскую систему преимущественно национальной, что значительно повышает и уровень экономической безопасности страны.
Важное место среди национальных экономических интересов в банковской сфере занимает защита банковской системы от негативного влияния финансовой глобализации западных стран, а также подрывных организаций и спецслужб. В современном мире становится ясным, что эффективнее и выигрышнее политически контролировать чужие ресурсы, финансовые и информационные потоки, чем заниматься прямым военным вмешательством. Сегодня глобальные процессы создают идеальные условия для постоянного и эффективного перетока капитала из одних стран в другие. Со стороны западных стран просматривается нескрываемое намерение поставить ход экономических реформ (в том числе в банковской сфере) в нашем государстве под свой контроль и явное стремление сформировать топливно-сырьевую ориентацию развития российской экономики с одновременным противодействием выходу российских хозяйствующих субъектов на мировые рынки.
Национальные экономические интересы сегодня в полной мере не могут быть реализованы даже в случае инвестирования средств в реальный сектор экономики, поскольку основной причиной, за-
Начальник Академии экономической безопасности МВД России, доктор юридических наук, профессор.
О) О О CJ
о о о
Q.
со
S
н
о
0
1
о я с о т ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
О) О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ш
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л <
S I
н
о ф
со
трудняющеи развитие кредитования инвестиционных и строительных проектов, является низкий уровень экономического развития ряда субъектов РФ. Слабое финансовое состояние ряда предприятий не позволяет им приступить к модернизации производства за счет собственных и кредитных средств при достаточно высокой процентной ставке по кредиту, которая колеблется от 18 до 21 %. По оценке зарубежных экспертов, на «долю банков России приходится лишь ничтожных 3 % инвестиционного капитала ежегодно».
Формы и виды криминальных проявлений в современной банковской системе России не являются принципиально новыми. Это участие банков в биржевых спекуляциях, махинации с привлечением денежных средств населения, злоупотребления в сфере кредитования, вексельного обращения, совмещение госслужбы с участием в акционерных компаниях, ложные банкротства и т.п.
Криминализация банковской сферы особо опасна, ибо подрывает стабильность кредитно-денежной системы, подчиняя своему влиянию ключевые сегменты рынка, способствуя формированию финансовой базы для создания организованной преступности.
Особое место в чрезмерной теневой активности занимает «отмывание» доходов от незаконной деятельности (теневые процессы) через банки, обменные пункты, небанковские финансовые институты, казино, компании по операциям с недвижимостью и т.п.
Незаконными источниками этих средств в России могут быть:
• контрабанда алкоголя, табака, оружия и наркотиков;
• доходы, извлекаемые посредством вымогательства (рэкета), проституции, воровства, мошенничества, кражи автомобилей и т.д.;
• нелегальная продажа природных ресурсов: нефти, природного газа, металлов и т.д.;
• доходы, получаемые от расхищения государственного имущества и бюджетных средств, фальшивые декларации о доходах и прибылях, уклонение от уплаты налогов, «утечка» капиталов.
Наиболее распространенным методом «отмывания» капиталов в России является открытие отдельными лицами счетов в финансовых институтах, использование фальшивых счетов, ведение двой-
ной бухгалтерии и мошенничество с контрактами.
Сегодня в государстве имеются объективные экономические условия для активной легализации преступных капиталов. Основными направлениями деятельности организованных преступных групп являются: незаконный оборот наркотиков, торговля оружием и радиоактивными материалами, проституция, подпольный игорный бизнес, нелегальная финансовая и банковская деятельность, расхищение государственных средств и фондов, безлицензионный видеобизнес, нелегальное использование чужих авторских прав и торговых знаков, подпольное производство алкоголя. Это создает предпосылки для формирования значительных нелегальных капиталов, что и является достаточным условием для масштабных криминальных финансовых операций.
Значительные последствия для кредитно-финансовой сферы и банковского дела в России имеет установление тесного сотрудничества, а иногда и слияние региональных финансово-промышленных групп с лидерами крупных преступных сообществ, привлечение последних к проведению собственной политики в борьбе с конкурентами, организации незаконных операций на объектах кредит-но-банковского сектора, на рынке недвижимости и ценных бумаг, в сфере приватизации крупнейших предприятий, что является для России специфической формой «отмывания грязных» денег.
Провоцируя рост заказных убийств руководителей банковских учреждений и служащих, взрывов, поджогов, других насильственных действий, в том числе связанных с перераспределением собственности, установлением и переделом сфер влияния, преступность экономической направленности в значительной мере повлияла и на общий уровень преступности в сфере кредитно-финансовых отношений. Опасность усилена активным проникновением организованных преступных групп в финансово-хозяйственную деятельность банков. Несмотря на принимаемые меры, преступность в сфере экономики превратилась в реальный фактор дестабилизации, выросла до уровня, представляющего угрозу экономической безопасности государства.
С другой стороны, объективные процессы коренным образом повлияли на количество и качество работы кредитных
учреждений. С 2001 по 2008 гг. более чем у 800 кредитных организаций отозваны лицензии на проведение банковских операций, а в связи с нынешним финансовым кризисом число отзывов лицензий удвоилось, что привело к резкому сокращению количества банков.
Наше государство достаточно быстро превращается в сферу приложения иностранного криминального капитала. Началось также активное встречное перемещение денежных средств. Появилась возможность вложения денег в иностранную недвижимость, ценные бумаги, предметы роскоши.
В этой связи особую значимость приобретают проблемы экономической безопасности отдельного банка или всей банковской системы. Это является одним из основных элементов банковского менеджмента, от эффективности которого зависят практически все стороны и направления банковской деятельности. Однако, несмотря на остроту проблем и наличие, казалось бы, значительного количества зарубежной и отечественной литературы, их затрагивающих, в действительности нельзя говорить о существовании в нашем государстве соответствующего механизма или эффективной и постоянно действующей системы обеспечения экономической безопасности банковской системы.
Основным механизмом обеспечения экономической безопасности банковской системы является деятельность по выявлению, предупреждению и пресечению угроз со стороны криминальных и иных структур, а также выявление банковских сотрудников, оказывающих им содействие.
На содержание подразделений безопасности финансово-коммерческих структур в США, например, расходуется ежегодно около пяти млрд долларов, а прямая выгода от их работы в виде прибыли и непонесенных убытков оценивается в сумму, превышающую указанную примерно в 100 раз. Аналогичная ситуация складывается и в Западной Европе и Японии.
В этой связи следовало бы шире использовать зарубежный опыт взаимодействия частных и государственных структур. Так, в США в рамках профилактической контрразведывательной программы, осуществляемой ФБР, рассылается секретная информация о приемах и методах экономического шпионажа, что позволяет своевременно выявить уязви-
мые места в своих системах обеспечения безопасности и предпринять соответствующие меры. В региональных управлениях ФБР каждого штата предусмотрена должность координатора данной программы, который ведет регулярную работу с руководителями 25 тыс. компаний и фирм, владеющих информацией или стратегическими технологиями, интересующими иностранные разведки, а электронная почта данной профилактической программы охватывает 100 тыс. абонентов.
В Германии, например, государственные учреждения, банки, частные структуры, помимо своих охранных агентств, активно используют национальные специальные службы для решения приоритетных экономических проблем путем создания современных контрразведывательных структур, выполняющих функции подразделений безопасности и охраны. Они даже принимают на себя некоторую часть оперативно-розыскной деятельности, при этом обмениваясь оперативной информацией с органами контрразведки и полицией.
Как показали исследования, в числе причин и условий, способствующих совершению преступлений, наряду с несовершенным законодательством отмечаются незащищенность межбанковских каналов связи и коррумпированность отдельных банковских служащих.
Недооценка потенциальной угрозы, таящейся в этих преступных посягательствах, а также отсутствие нормативного обеспечения зачастую позволяют осуществлять несанкционированный доступ к базе данных кредитных учреждений, записанных на соответствующих магнитных носителях.
Анализ состояния защищенности информации в банковской системе показывает, что, несмотря на принимаемые меры по защите этой информации, преступные группировки изыскивают возможность несанкционированного доступа к ней, в том числе с целью искажения и уничтожения. Такое положение сложилось вследствие серьезных недостатков в обеспечении защиты банковской информации, в частности при использовании технологий ее автоматизированной обработки. До сих пор не приняты должные меры по предотвращению несанкционированного доступа к базам данных. Особую тревогу вызывает незащищенность используемых в настоящее время систем передачи банковской ин-
О)
о о
сч •
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О) О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л <
S I
н
о ф
со
формации, в результате чего создаются благоприятные условия для хищения денежных средств.
В противоправной деятельности используются, как правило, следующие способы:
• осуществление операций по появлению сумм, которые фактически на данный счет не зачислялись;
• начисление процентов на уже незаконно образованные суммы;
• начисление избыточных сумм на счета при автоматическом перерасчете рублевых остатков за счет предварительного увеличения остаточных сумм.
В соответствии с Законом «О милиции» работникам милиции при исполнении возложенных на них обязанностей предоставлено право получать от должностных лиц необходимые сведения, документы и их копии, а при наличии данных о нарушениях законодательства, регулирующего финансовую деятельность, влекущих уголовную или административную ответственность — изымать необходимые документы по финансовым операциям. Аналогичные права предоставляются сотрудникам милиции Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст.13).
Основываясь на указанном законодательстве, различные ведомства вправе требовать от финансовых учреждений любого отчета, связанного с движением наличных денег. Вместе с тем двухуровневая система банковских структур даже при наличии законодательных запретов далеко не всегда является преградой для криминальных денег. Чаще всего их вливание осуществляется с помощью большого числа разбросанных по стране (странам) клерков фиктивно зарегистрированных дочерних фирм. Отмеченные фирмы перечисляют наличными на счет своей, якобы «головной», фирмы деньги малыми порциями. Соответственно на счете «головной» организации постепенно аккумулируются значительные суммы. Как показывают исследования ряда ученых-криминологов, к сомнительным сделкам можно отнести любые сложные и необычно крупные, а также все необычные виды сделок, которые не имеют очевидной экономической или явной законной цели. К сомнительным операциям можно отнести следующие виды. С банковскими счетами:
• наличие у клиента счета, на который поступают крупные переводы, не
имеющие отношения к деятельности клиента;
• инкассация крупного чека на предъявителя, выданного иностранным банком;
• помещение на счет крупных средств наличными или чеками, декларированных в качестве выигрыша;
• помещение на новый, только что открытый счет крупного чека.
С ценными бумагами:
• оплата ценных бумаг на крупную сумму наличными;
• покупка или продажа акций без какой-либо видимой цели или в необычных обстоятельствах.
По переводу за границу и кредитам:
• перевод средств в (из) страну, с которой клиент обычно не работает;
• оплата или получение крупных переводов из страны, производящей наркотики;
• просьба о кредите, гарантированном сертификатом о наличии вклада в иностранном банке;
• просьба о кредите, гарантированном авуарами в другом банке, если авуары несоизмеримы с уровнем жизни клиента.
При разработке законодательства, связанного с противодействием «отмыванию» денег в России, представляется необходимым выделить операциональные признаки наиболее характерных общественно опасных финансовых преступлений. Чем детальнее законодательство будет проработано, тем эффективнее смогут бороться правоохранительные органы с «отмыванием» преступных доходов.
К числу преступлений, связанных с незаконной легализацией денег, требующей жесткой законодательной увязки, относятся: незаконное удержание денежных средств; мошенничество; нецелевое использование кредитов; лжебанкротство; совершение операций с банковскими документами, не обеспеченными кредитными ресурсами; создание лжебанков и др.
Для стран с неразвитыми финансовыми рынками закономерным является бегство капитала из страны. В случае проведения ими приватизации из-за отсутствия рыночной оценки производственных фондов многократно усиливается риск «распродажи по дешевке» национального достояния. Поэтому либерализация операций по капитальным счетам платежного баланса вводится обычно ла-
гом (до 10 и более лет) по сравнению с текущими счетами и осуществляется постепенно, в несколько этапов. При этом, как правило, прежде всего, освобождаются от ограничений потоки капитала, обслуживающие внешнюю торговлю; далее — иностранные прямые инвестиции и в последнюю очередь — мигрирующие краткосрочные капиталы.
Сегодня в России явно назрела необходимость ужесточения контроля за капитальными статьями платежного баланса. Для решения этой задачи, как показывает опыт многих стран с развитой экономикой, наиболее широко используются контроль за обменом валюты, количественные ограничения, двойной (а иногда и множественный) валютный курс.
Многообразие каналов утечки капитала требует применения комплекса политических, законодательных, экономических и административных мер в сфере внешней торговли, валютного курса и текущих операций. Контрабандный вывоз валюты или ее оставление за рубежом в крупных размерах должны пресекаться с помощью ужесточенных санкций. Наряду с этим следует ввести приемлемый (не запретительный) налог на вывоз капитала по разрешенным каналам (возможно, временно). Особого внимания заслуживают меры по предотвращению сделок с «двойным дном», в результате которых разница между контрактной и фактической ценами остается на зарубежных счетах, а также по борьбе с коррупцией в таможенных службах. Вместе с тем меры не должны ущемлять гражданские права, возможности для резидентов без бюрократической волокиты ввозить и вывозить валютные средства в установленном порядке и объемах. В законе о валютном контроле нужно также четко разделить полномочия между центром и субъектами Федерации.
Таким образом, при разработке системы контроля, видимо, необходимо также принимать в расчет разнообразные каналы утаивания валютных средств при ведении экспортно-импортных и инвестиционных операций: занижение экспортных или завышение импортных цен, авансовые платежи под фиктивные импортные контракты, задержка перевода валютной выручки с целью получения прибыли в виде процентов по депозитам, нелегальное оставление резидентами валютной выручки на счетах зарубежных банков, учреждение за границей офшорных ком-
паний, совместных предприятий с российским участием в обход существующего порядка.
В целом в современных условиях основную угрозу национальной экономике и национальной безопасности представляют такие виды деяний организованной экономической преступности в финансовой сфере, как:
• нецелевое расходование бюджетных средств;
• вывод финансовых средств из-под налогообложения и уклонение от уплаты налогов;
• неправомерный вывод (вывоз) финансовых капиталов в иностранные государства.
В основе совершения вышеперечисленных особо опасных видов экономических преступлений лежит организованная преступная деятельность руководящих и иных должностных лиц или собственников крупнейших кредитно-финансовых организаций, промышленных предприятий и бизнес-компаний, использующих различные схемы хищения, вывода финансовых средств из-под государственного контроля, «обналичивания», легализации, конвертации в иностранные валюты с последующим переводом за границу. Ключевыми участниками таких схем являются:
• кредитно-финансовые организации (банки) и их неформальные объединения;
• финансовые биржи;
• множество специально регистрируемых предприятий, получивших название «фирм-однодневок».
Что касается легализации доходов, полученных преступным путем, то можно констатировать, что она является своего рода зеркальным отражением преступной деятельности, связанной с оказанием услуг на рынке обналичивания. Масштабы оказания услуг по легализации доходов, полученных преступным путем, в полном объеме сопоставимы с масштабами обналичивания денежных средств, при этом используются подобные, а чаще всего — те же самые финансовые институты, схемы, организации и «фирмы-однодневки». Отличия в основном заключаются в том, что заказчиками услуг по обналичиванию для целей ухода от налогов, хищения как государственных, так и негосударственных корпоративных средств и вывозу их за границу преимущественно являются представители легальной эко-
О)
о о
сч •
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О) О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л <
S I
н
о ф
со
номики, легального бизнеса, а заказчиками услуг по легализации преступных доходов — преимущественно представители криминального бизнеса. Взаимосвязь рынка оказания услуг по обналичиванию и рынка услуг легализации позволяет говорить о существовании своего рода баланса легальной и нелегальной (теневой и криминальной) экономик, между которыми имеют место криминальные потоки денежных средств, существование которых поддерживается системами наличного денежного обращения во взаимосвязи с безналичным денежным обращением.
Поскольку криминальные деньги могут легко приобретаться и бесконтрольно наращиваться, то они легко и тратятся, что также является одной из фундаментальных причин инфляции национальной валюты в современных условиях.
Все имеющиеся схемы противоправной финансово-хозяйственной деятельности финансовых и финансово-кредитных организаций можно разделить на две группы, отличающиеся конечными исполнителями.
Первую группу образуют схемы вывода финансовых средств из-под государственного контроля и налогообложения с использованием специально создаваемых «фирм-однодневок» для осуществления единичных противоправных финансовых операций с последующим прекращением финансово-хозяйственной деятельности. На основе обобщения результатов исследования финансово-хозяйственной деятельности различными учреждениями органов исполнительной власти можно отметить, что с деятельностью примерно 100 крупнейших российских компаний, находящихся во главе рейтинговых списков и представляющих основу как национальной финансовой системы, так и национальной экономики, прямо или косвенно связано свыше 100 тысяч предприятий, идентифицируемых как «фирмы-однодневки». Общий оборот средств примерно 15 % из числа указанных «фирм-однодневок» составляет около $ 120 млрд (3,6 триллиона руб.), что практически соизмеримо с бюджетом страны в соответствующий период. География распределения «фирм-однодневок» и их взаимосвязей свидетельствует о существовании на всей территории России преступной среды с сетевой структурой организации без явно выраженного центра, но с множеством преобладающих и взаимосвязанных между собой центров
управления во главе с крупными кредитными предприятиями, имеющими различные формы собственности. В рамках функционирования такой организованной преступной среды через «фирмы-однодневки» кредитные организации выводят до 10 % от своего общего оборота средств, что в совокупности может достигать 20—30 % объема ВВП страны.
Следует отметить, что массовая регистрация «фирм-однодневок» невозможна без участия должностных лиц налоговых инспекций.
Вторую группу образуют схемы вывода финансовых средств из-под государственного контроля и налогообложения с использованием:
• специально создаваемых для этих целей кредитных организаций, осуществляющих банковскую деятельность без получения лицензии Банка России;
• кредитных организаций, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковской деятельности в связи с допущенными ими нарушениями или в связи с их ликвидацией, в частности, по причине реорганизации;
• кредитных организаций, умышленно доводимых до состояния банкротства;
• нескольких фирменных наименований кредитных организаций.
Такие схемы противоправной финансово-хозяйственной деятельности являются наиболее опасными для национальной экономики, поскольку их использование позволяет выводить из-под государственного контроля и переводить за границу финансовые средства в любых объемах — десятки миллиардов долларов США. Основными клиентами кредитных организаций, не имеющих права (лицензии Банка России) на осуществление банковской деятельности, как правило, являются крупнейшие российские банки и финансовые биржи, в том числе и находящиеся в собственности иностранных юридических или физических лиц.
Схемы противоправной финансово-хозяйственной деятельности кредитных организаций продолжают развиваться, поскольку все основные элементы выявленной системы противоправных финансово-хозяйственных отношений, включая физических и юридических лиц, сформировавшиеся в России в 90-е гг. прошлого века и в полной мере проявив-
шиеся в начале XXI в., продолжают иметь место и в настоящее время, а предпосылки их возникновения и развития до сих пор не искоренены.
Наличие возможности использования кредитных организаций для осуществления противоправной финансово-хозяйственной деятельности обусловлено, в частности, либеральным режимом регистрации юридических лиц, имеющих форму собственности «общества с ограниченной ответственностью» с уставным капиталом в 10 тыс. руб., которые впоследствии могут являться собственниками крупных банков и любых других предприятий, не обремененных особой материальной ответственностью.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о существовании в российской экономике, и прежде всего в ее финансовой сфере, организованной (во главе с крупнейшими российскими банками и при участии налоговых инспекций) целостной системы тесно переплетающихся экономических отношений, создаваемых и воспроизводимых с целью осуществления противоправной финансово-хозяйственной деятельности. Распространению преступной деятельности в таких масштабах способствуют:
1) недостатки в кредитно-финансовой политике, реализуемой Центробанком России;
2) либерализм и недостатки действующего законодательства в области экономической деятельности и регистрации юридических лиц;
3) ограничения на доступ правоохранительных органов к информационным ресурсам хозяйствующих субъектов, которые накладываются действующими нормами права в части банковской тайны, налоговой тайны и иных сведений ограниченного доступа и распространения и т.д.
В России широкое распространение получила и практика минимизации налоговых платежей различными холдингами за счет манипулирования ценами сделок при осуществлении операций между фирмами, деятельность которых контролируется из одного центра так называемыми вертикально-интегрированными компаниями.
Законодательство Российской Федерации по налогам и сборам позволяет таким компаниям путем применения в расчетах между зависимыми структурами внутрикорпоративных (трансфертных) цен минимизировать платежи в бюджет. Манипулирование ценами, минимизация налоговых обязательств становятся возможными из-за несовершенства отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации. В Налоговом кодексе Российской Федерации контролю над ценами посвящены две статьи — 20-я и 40-я. Применяя их, налоговые органы сталкиваются с большими трудностями.
Установленные этими статьями признаки взаимозависимости физических лиц и (или) организаций и принципы определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения весьма ограничены и не учитывают ряд оснований, позволяющих признать взаимную зависимость при осуществлении сделок между физическими лицами и (или) организациями и применением трансфертного ценообразования и проводить соответствующие проверки правильности применения цен.
При этом отсутствует четкий механизм контроля со стороны государственных органов за уровнем скидок, устанавливаемых «головными» организациями своим дочерним посредническим организациям, при реализации продукции на экспорт.
•
о> о о
сч •
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со