ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Вестник Омского университета, 2004. № 3. С. 172-175.
@ Омский государственный университет УДК 34
МАСШТАБЫ КРИМИНАЛЬНОМ ТРАНСГРАНИЧНОЙ
МИГРАЦИИ КАПИТАЛА
О.В. Дмитриев, И.А. Дмитриева
Омский государственный университет, кафедра уголовного права и процесса,
644077, Омск, пр. Мира, 55а
Получена 3 февраля 2004 г-
There are different valuations of the scales of criminal export capital and import capital. The authors give information showing quantity and types of transboundary criminal migration capital in Russia.
Проблемы количественной оценки масштабов криминальной трансграничной миграции необходимо рассматривать применительно к основным ее направлениям - вывозу и ввозу капитала. Существуют различные методики, позволяющие оценить объем нелегального капитала, приходящего на международный финансовый рынок из России. В связи с этим наблюдаются значительные различия в заключениях экспертов. Оценки масштаба вывоза капитала из России находятся в диапазоне от 40 до 400 млрд дол. за период 19921998 гг. Минимальная оценка - 40 млрд дол. -базируется на данных платежного баланса страны, содержащихся в статье «Чистые ошибки и пропуски». Максимальный уровень - 400 млрд дол. - был выведен на базе данных Генеральной прокуратуры и МВД России на основании реального объема средств, затраченных российскими гражданами на покупки за границей.
Существуют и другие оценки: 230 млрд дол.
- по расчетам Министерства экономики, 130-140 млрд - по оценкам Центробанка России, 130 млрд
- по данным Агентства международного делового консультирования «Fitch», 50-60 млрд дол.
- по данным Всемирного банка и Парижского клуба. По официальным оценкам, в 1994-2001 гг. неофициальный отток достигал 169,8 млрд дол. Банк России и Генеральная прокуратура считают, что из страны незаконно вывозится до 25 млрд дол. в год [1]. Эти данные согласуются с информацией из других источников. Так, по оценкам аудиторской фирмы «Юникон», ежегодно экономика страны теряет около 20-25 млрд дол. При этом, по данным Госкомстата, российские предприятия в 2000 г. инвестировали в зарубежную собственность 15 млрд 154 млн дол., а годом раньше - 8 млрд 38 млн дол. [2].
По расчетам директора Института проблем глобализации М. Делягина, в первом квартале 2000 г. неофициальный отток капитала из России за границу составлял 7,7 млрд дол., во II квартале - 2,9 млрд дол., в III квартале - 5,2 млрд. долл., в IV квартале - 6,4 млрд дол. [3]. При этом наблюдается неблагоприятное соотношение между притоком капитала и его незаконным вывозом. Несмотря на замедление притока валюты в страну (сальдо текущих операций платежного баланса сократилось в 2001 г. на 26,1%), неофициальный отток капитала замедлился незначительно: с 22,0 до 21,1 млрд дол., т. е. на 4,1 %.
В результате страну покинула значительно большая, чем в 2000 г., доля заработанных средств - 61,7%. Эта же тенденция сохраняется и в настоящее время.
Среди отраслей экономики, занимающих приоритетное значение в незаконном вывозе капитала, Генеральная прокуратура отмечает нефтяную, газовую, алмазную и др. Получить количественную оценку величины криминального вывоза капитала можно, как нам представляется, на базе следующих данных: неоплаченный экспорт; авансовые платежи по импорту; статья платежного баланса «Пропуски и ошибки»; контрабандное перемещение активов; перемещение активов посредством подпольных банковских систем.
Если информация о трех первых источниках содержится в платежном балансе (см. табл.), то последние два никак в указанном документе не фиксируются.
Статья платежного баланса «Пропуски и ошибки» отражает величину нелегального вывоза капитала, минуя систему валютного и таможенного контроля.
Опираясь только на данные платежного ба-
Масштабы криминальной трансграничной миграции капитала
173
ланса, можно обосновать оценку объемов незаконного вывоза из России. Она имеет косвенный характер, поскольку, безусловно, нельзя отождествлять официальные данные платежного баланса с прямыми показателями его незаконного вывоза. Но агрегированная оценка объемов бегства капитала, полученная на основе анализа данных платежного баланса, может рассматриваться как наиболее доказательная, так как ее формирование опирается на использование наиболее подробной и строгой статистической базы.
Данные платежного баланса позволяют сделать вывод о том, что дебиторская задолженность нерезидентов перед российскими экспортерами за 1994-2000 гг. превышает 60 млрд дол. С учетом периода 1990-1993 гг. эта оценка значительно возрастает (в полтора-два раза). Важным вопросом с точки зрения целей и предмета настоящей работы является оценка удельного веса криминального перемещения капитала в общем объеме мигрирующего капитала. Точно оценить ее величину не представляется возможным из-за отсутствия соответствующей статистической базы. В связи с этим целесообразно использовать косвенные оценки. Рассмотрим некоторые их варианты.
Согласно оценкам С. Глазьева, в настоящее время нелегально вывозится преимущественно капитал криминального происхождения. Его доля в общем объеме нелегально вывозимого капитала достигает 75 % [4]. Большая часть капитала вывозится именно с целью отмывания и ухода от налогов. Инвестиционный климат не является решающим фактором. По мнению С. Глазьева, причины вывоза капитала носят не макроэкономический, а институциональный, правовой и даже социально-психологический характер.
По оценкам американских экспертов, из России каждую неделю тайно вывозится с целью легализации от 800 млн до 1 млрд дол. [5].
По мнению А. Михайленко, начальника Меж-
ведомственного центра при МВД РФ по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, в 1999 г. предотвращен вывоз из России для легализации 680 млн дол. [6]. При этом до 2 млрд дол. ежемесячно переводится в оффшорные зоны: на Багамские острова, в страны Карибского бассейна [7]. Доля капиталов криминального происхождения достигает 25%. Перемещение за рубеж является важнейшим каналом легализации доходов, полученных преступным путем.
Значительные расхождения в оценках доли криминальных капиталов в общем объеме вывозимых активов могут быть объяснены следующим образом. Они возникают в результате неоднозначных подходов к учету криминального капитала, уже легализованного во внутренней экономике, а также в связи с различиями в учете доходов, полученных от налоговых преступлений.
Определенную информацию, полезную для оценки вывоза капитала, в зависимости от характера решаемых комплексных задач дают авторы междисциплинарного исследования проблем вывоза капитала. С целью развития бизнеса капитал нелегально вывозится в 10-15% случаев. С целью минимизации налогов - в 15-20% случаев. Для создания сбережений на случай кризиса или преследования - в 65-70 % случаев [8]. Вывоз капитала преступного происхождения в целях защиты от преследования не выделен, однако он отражен в наиболее значимой группе. При этом часть криминального капитала вывозится также для инвестирования в бизнес.
Косвенно вывод о значительной (если не преобладающей) доле криминальной составляющей вывозимого капитала подтверждается следующим. После августовского кризиса 1998 г. не произошло всплеска в процессе бегства капитала из России. Аналогично относительная политическая и экономическая устойчивость в России в 1997 г.
Незаконный вывоз капитала из России *
Наименование статьи платежного баланса 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 1994-2000
Непоступившая своевременно экспортная
выручка -4,1 -5,2 -5,8 -4,7 -3,7 -2,0 -2,8 -28,3
Задолженность по товарным поставкам
на основании межправительственных
соглашений 0,0 0,0 0,0 -0,1 -0,7 -0,3 -0,5 -1,7
Экспортные кредиты нефинансовых
предприятий -3,6 8,4 -8,6 -5,5 -6,9 -5,9 -3,5 -25,6
Итого -7,7 3,1 -14,4 -10,3 -11,3 -8,2 -6,9 -55,6
Справочно:
Чистые ошибки и пропуски 0,4 -8,0 -4,9 -4,9 -9,1 -6,9 -9,3 -42,6
(* Платежный баланс РФ // Поисковая система Банка России: www.cbr.ru.)
174
О.В. Дмитриев, И.А. Дмитриева
не вызвала снижения вывоза капитала, как это могло следовать из общетеоретических соображений. Таким образом, есть основания предполагать, что вывоз капитала не подвержен в значительной степени изменениям инвестиционного климата. Фактически процесс вывоза капитала органично встроен в экономику страны. Этот процесс можно назвать иммунным к конъюнктуре внутри страны, хотя и зависящим от колебаний цен на мировом рынке на товары российского экспорта. Вместе с тем масштабы нелегального вывоза капитала оказываются чувствительными к усилению мер валютного контроля Банка России [9].
Некоторые отмеченные особенности с высокой вероятностью присущи капиталу криминального происхождения, что косвенно подтверждает пессимистические оценки С. Глазьева.
Второй составляющей процесса трансграничной криминальной миграции капитала является его ввоз в Россию. Он включает следующие основные элементы:
1. Ввоз капитала криминального происхождения легальными методами, прежде всего в форме прямых, портфельных и прочих инвестиций. Оценить величину ввозимых таким образом активов преступного происхождения достаточно сложно. Однако косвенным подтверждением наличия этого процесса может быть информация о географической структуре иностранных инвестиций в Россию. Согласно данным Госкомстата России, в последние годы в структуре стран-инвесторов в российскую экономику происходят изменения. Одним из них, значимым в криминологическом отношении, является увеличение на протяжении последних лет доли Кипра, являющегося одной из наиболее часто используемых для нелегального вывоза капитала оффшорных территорий. Так, если в 1999 г. она составляла 9,6 % от общего объема иностранных инвестиций, то в 2000 г. - уже 13,2 %, а в III квартале 2001 г. - 19,3%. При этом среди стран-инвесторов Кипр поднялся с третьего места в 1999 г. на первое в 2001 г., оттеснив традиционного лидера - США
[10]. Таким образом, уместно предположение о возвращении незаконно вывезенного российского легализованного капитала в форме иностранных инвестиций.
2. Нелегальный ввоз активов под прикрытием текущих валютных операций. Предположение о наличии указанной тенденции подтверждается следующими данными. В I квартале 2001 г. размер вернувшейся в Россию валютной выручки экспортеров впервые с 1994 г. превысил квартальный стоимостный объем экспорта товаров
[11]. В I квартале этого года экспорт российских товаров в дальнее зарубежье составил 21,5
млрд дол., а возвращенная валютная выручка -27 млрд дол. [12]. Одной из вероятных причин является неконтролируемый импорт капитала в виде репатриации валютной выручки, вызванной благоприятными изменениями инвестиционного климата, изменением порядка учета выручки от реализации по экспортированной продукции в связи с введением Налогового кодекса России, а также реализацией новых схем легализации доходов, полученных противоправным путем, в том числе и зарубежными преступными организациями.
3. Нелегальный ввоз наличной валюты. По данным Британской таможенной службы, средняя сумма наличности, конфискованной при попытке вывоза в Россию, составляет 90 тыс дол. При этом имеются данные о том, что российские банки отмывают денежные средства организованных преступных групп, находящихся за границей [13].
4. Нелегальное перемещение финансовых ресурсов посредством подпольных банковских систем (типа хавала, хунди и др.).
5. Контрабандный ввоз активов на таможенную территорию России. Масштабы контрабанды, в том числе при импорте товаров, значительны и имеют тенденцию к росту (см. табл.).
Важность двух последних каналов ввоза криминального капитала возрастает, что обусловлено новейшими тенденциями в изменении методов легализации доходов, полученных преступным путем.
Новозеландский исследователь П. Кверк изучил взаимосвязь уровня преступности с колебаниями спроса на иностранную валюту и национальные деньги в разных странах. Им были получены следующие результаты: уровень преступности в значительной степени обусловливает различия в интенсивности указанного спроса по странам; в частности, 10%-й прирост преступности коррелирует с 10%-ым сокращением спроса на иностранную валюту и 6%-ым снижением общего спроса на деньги [14].
Соотношение между уровнем преступности и спросом на валюту в 1990-е гг. кардинально изменилось. До этого рост преступности способствовал повышению спроса на валюту. В настоящее время методы отмывания денег стали иными, сместившись из банковской системы и сферы наличных денег в область параллельных финансовых рынков, подпольных банковских систем, финансовых инструментов, бартерных операций, контрабандных операций с валютными ценностями.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на значительные расхождения в оценке доли перемещаемого через таможенную грани-
Масштабы криминальной трансграничной миграции капитала
175
цу капитала преступного происхождения, есть основания считать ее сопоставимой с удельным весом перемещаемого капитала легального происхождения. С учетом доминирования незаконных способов перемещения капитала любого происхождения [15], обоснованным представляется вывод о доминировании в трансграничных капитальных потоках его криминальной составляющей. В связи с этим следует рассматривать криминальную трансграничную миграцию капитала как феномен, общественная опасность которого проявляется через деструктивное воздействие на макроэкономические процессы в российской экономике. Анализ последних является важным условием полноты криминологической характеристики криминального трансграничного перемещения капитала.
[14] См.: Quirk P. Money Laundering: Muddying the Macroeconomy // IMF Working Paper. 1996. № 96/66.
[15] Ученые показали, что доля предпринимателей, ориентированных на использование закона при выборе методов вывоза капитала, составляет лишь 5,2 %. См.: Гвоздева Е., Каштуров А., Олейник А., Патрушев С. Указ. соч. С. 39.
[1] 23 марта 2001 г. принято решение о создании в Генеральной прокуратуре специальной группы для точного подсчета объемов незаконно вывозимого из России капитала.
[2] См.: Давыдова М. Ускоренное бегство // Сегодня. 2001. 16 марта.
[3] См.: Делягин М. Бегство капитала и ухудшение платежного баланса //http : / / www.pravda.ru/main/2002/01 /19/35746.html.
[4] См.: Глазьев С. Система государственной власти крайне неэффективна // http : //politeconomy. ng.ru/printed/ finances/2001 — 04 - П/2.glazev.html.
[5] ИТАР-ТАСС. 12 января 1995 г.
[6] Закон. Финансы. Налоги // http : //www.zfn.nizhny.ru/archive/010213/75
[7] В России создан центр по борьбе с отмыванием капиталов. The voice of Russia [russian economy and business online (exclusive)]. - http : //www.vor.ru/Russian.Economy.
[8] Гвоздева E., Каштуров А., Олейник А., Патрушев С. Междисциплинарный подход к анализу вывоза капитала из России // Вопросы экономики. 2000. № 2. С. 23.
[9] Более подробно влияние данного фактора анализируется в § 3 «Детерминанты криминальной трансграничной миграции капитала».
[10] См.: Чистов А. США: как привлечь иностранные инвестиции // Экономика и жизнь. 2002. №9. С. 31.
[11] См.: Эксперт. 2001. 18 июня.
[12] См.: Информация ЦМЭИ компании «Юникон» // Ведомости. 2001. 15 июня.
[13] См.: U.S. Department of State. International Narcotics Control Strategy Report. Wash., March, 1996.